Некоторые вопросы специфики руководства оркестром  в ДМШ и ДШИ 

Рудик Наталья Владимировна,  

Сагдиева Наталья Ивановна 

преподаватели МБУК ДО «Екатеринбургская  

детская школа искусств №14 имени Г.В. Свиридова», 

 г. Екатеринбург 

В настоящее время в условиях большой загруженности в основной общеобразовательной школе дети все меньше и меньше имеют времени заниматься в ДМШ и ДШИ по специальному инструменту. А когда возникает такой предмет как ансамбль или оркестр, то желающих посещать данный предмет остается немного. В результате назревает необходимость объяснять родителям, что детям необходим оркестр даже просто потому, что время оркестра – это очень ценное время, потому что это некое единение со сверстниками, которое помогает развить хорошие навыки общения и интерес к другим формам музыки – народным, когда поют вместе, работают и т.д. и в то же время достаточно продуктивно. В рамках оркестровой культуры общение представляет общечеловеческую ценность и наполнена высоким духовным содержанием, атмосферой творчества и вдохновения. Музыкальные инструменты оркестра образуют целую семью, некое целостное, что очень важно для каждого отдельного исполнителя, а именно наших учеников. «Музыкально – эстетическая и музыкально – теоретическая подготовка участников оркестра, – подчеркивает В. Г. Кузнецов, – включает изучение основ музыкальной грамоты – элементарную теорию музыки: элементы гармонии, полифонии, анализа музыкальных произведений, историю становления и развития музыкального искусства. В процессе теоретической подготовки

члены коллектива получают навыки элементарного анализа музыкального произведения, одновременно вырабатывая умение самостоятельно оценить и высказать суждение о прослушанной пьесе. Методика музыкально – образовательной работы в оркестрах основывается на следующих дидактических принципах: систематичности, тесной связи теоретических знаний с практической деятельностью, разносторонности, интереса» [1, с.47]. Кроме того, руководителю оркестра необходимо обращать внимание на разницу в методике сольного и оркестрового исполнения, поскольку, как писал выдающийся дирижер Леопольд Стоковский, «оркестровое исполнительство развивает понимание звукового баланса, приучает к сочетанию звучания отдельных инструментов и исполнительских манер» [3 с.129]. Поэтому поиск правильного баланса звучания – одна из основных задач и от участников оркестра требуется тщательное регулирование звука, сближение характера и силы со звучанием инструмента партнера. Этому должна способствовать предварительная игра в ансамбле в младших классах. Работа над синхронностью при взятии звука, равновесия звучания, вырабатывание умения передать мелодическую линию от парии к партии, воспитание общего ритмического пульса продолжается дальше, в оркестровом классе. 

 На всем протяжении занятий в классе оркестра надо фиксировать внимание обучающихся на необходимости правильной, свободной посадки за инструментом, правильного исходного положения рук и всего корпуса. Ученики, не сумевшие на начальном обучении овладеть правильными профессиональными навыками, в дальнейшем с трудом могут преодолеть этот недостаток. Без освоения конкретных музыкально – технических приемов (развития техники исполнения штрихов, формирования правильных приемов звукоизвлечения) невозможно развитие вкуса, художественного воображения и исполнительского мастерства. Установление единых штрихов в оркестре – первейшее условие в достижении звукового ансамбля.Не менее важны обязательное обозначение штрихов в оркестровых партиях, единая трактовка обозначения штрихов преподавателями по специальности и руководителем

оркестра. Существуют еще так называемые оркестровые трудности и успех их преодоления нередко зависит от выбора аппликатуры. Аппликатурные принципы оркестровой игры и сольного исполнительства нередко не совпадают.  

 Одним из важнейших компонентов глубокого и правильного освоения игры является работа руководителя с отдельными оркестровыми группами. Она позволит не тормозить репетиционную работу, когда более продвинутые ученики быстрее овладевают оркестровыми партиями, а «слабые» группы тянут назад. Ну и заниматься отстающими группами в присутствии всего оркестра достаточно неэффективно. Поэтому групповые занятия позволяют проконтролировать исполнение каждой оркестровой партии во всех деталях и позволяют довести ее звучание до желаемого уровня. 

 Очень важен ритмический ансамбль. Игра в оркестре организована на остром ощущении ритма и требует большей ритмической точности, чем индивидуальное исполнение. Ритмические ошибки очень часто приводят к фальшивому звучанию (когда окончания фраз не совпадают или их начало не вместе). Бывает, что технически сложные пассажи поспешны в исполнении и подробный анализ аппликатуры и штрихов помогает установлению ритмического ансамбля. Несомненно, важны жесты дирижера и постоянное внимание к ним учеников. Достаточно часто встречается, что ученики увлекаются исполнением собственной партии и совершенно не обращают внимание на дирижера, особенно в паузы. А с другой стороны не всегда оправдано, что исполнители полагались бы только на жест дирижера. Иногда полезно не тактировать, направляя слуховое внимание одной оркестровой группы на элементы фактуры произведения, звучащее в другой группе. И каждый оказывается ответственным за осуществление ритмического ансамбля. Очень важно, чтобы каждый играющий в оркестре научился слышать в момент исполнения не только себя и партнера по пульту, но и то, что звучит в других оркестровых группах. И эта способность слышать возникает не сразу,

постепенно и уже после возникает все больше зрительный контакт с дирижером. Ну и когда оркестровые партии каждым исполнителем изучены основательно, следует настойчиво требовать от оркестра «играть по руке». Важно помнить, что в оркестровой игре главенствует принцип равноправия. Как подчеркивал известный педагог профессор кафедры камерного ансамбля и квартета Московской консерватории М.В.Мильман, «в аккомпанементе присутствует солист и сопровождающий солиста участник, в ансамбле все равны же, все партии одинаковы равноценны» [2, с.51]. 

 Репертуарный план работы должен основываться на знакомстве с произведениями, различными по жанру, стилю (произведения народного творчества, русской классики, а также лучших образцов современной и классической зарубежной музыки. Учитывая различную подготовку учащихся, надо подбирать произведения, доступные по содержанию и техническим трудностям для каждого участника коллектива. 

 Таким образом, оркестровое исполнительство играет огромную роль в музыкальном развитии учащихся предпрофессиональных классов, поскольку учащиеся научаются применять в оркестровой игре практические навыки игры на инструменте, приобретенные на специальности; слушать и понимать музыкальное произведение – основную тему, вариации или подголоски; исполнять свою оркестровую партию согласно замыслу и трактовке дирижера; понимать дирижерские жесты; читать с листа оркестровую партию и ориентироваться в ней. Но в рамках отделений ДМШ и ДШИ любой оркестр, струнный или народный, создать трудно. Во – первых, отсутствуют некоторые инструменты в учебном процессе (например, все реже встречается виолончель как специальный инструмент), без которых оркестр просто не может существовать. И во – вторых, неоднородность и часто нехватка контингента не дает возможность собрать полноценный состав. Да и выпускники уходят безвозвратно, а для оркестра это всегда очень существенные потери, потому что выпускники – «оркестранты» с самым значительным опытом игры выполняют наиболее ответственные и трудные функции. Тем не менее

практика игры в оркестровых составах является начальной ступенью в будущем тех детей, которые решили продолжить музыкантский путь, важной ступенью в формировании профессионального исполнительского комплекса артиста оркестра. 

Литература: 

  1. Кузнецов В. Работа с оркестрами и ансамблями. –М., 1981 

2.Мильман М. Мысли о камерно – ансамблевой педагогике и исполнительстве// Камерный ансамбль : Педагогика и исполнительство. –М, 1979. – С.48-63 

3.Стоковский Л. Музыка для всех. – М, 1963