МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА № 2»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Калейдоскоп»
(художественная направленность)
Стартовый уровень
Возраст обучающихся 7 – 10 лет
Срок реализации программы 2 года
Педагог дополнительного образования
Шаходанова Анна Андрияновна
г. Красноярск
2024 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом министерства просвещения Российской федерации от 09.11.2018 г. № 196»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) разработанные Минобрнауки России совместно с ГАОУ ВО «Московский государственный педагогический университет», ФГАУ «Федеральный институт развития образования», АНО ДПО «Открытое образование»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2020 (Распоряжение Правительства РФ от 24.04.2015 г. № 729-р).
Направленность программы – художественная.
Программа «Калейдоскоп» знакомит обучающихся с видами и технологией изготовления различных изделий в жанре декоративно – прикладного творчества, с использованием различных материалов. Это дает навыки практической работы в области декора, использования вторичного и природного материала.
Реализация программы позволяет не только удовлетворить потребности детей в художественном развитии, но и создать условия для развития личности ребенка, обеспечить его эмоциональное благополучие, приобщить к общечеловеческим ценностям, создать условия для творческой самореализации, обучить толерантному поведению, уважению и терпимости.
направлена на социальную адаптацию дошкольников, расширению их кругозора, накоплению сведений об окружающем современном мире, познанию себя. Ребенок должен быть готовым к новым формам сотрудничества со взрослыми и сверстниками, к изменению социальной ситуации развития, своего социального статуса.
Новизна и актуальность.
Новизна программы «Калейдоскоп» основана на выполнении практических работ, которые способствуют формированию умений осознанно применять полученные знания на практике по изготовлению художественных ценностей из бросовых, текстильных и природных материалов.
Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой бросовым материалом, тканью и т.д.) и направлена на овладение детьми необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
- Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы, удовлетворяющие потребности в художественном творчестве.
На занятиях объединения «Калейдоскоп» обучающимися приобретаются не только творческие навыки, но и формируется экологическая культура, что особенно актуально в наше время.
Внедрение в образовательный процесс игровых технологий способствует всестороннему развитию ребенка и соответствует современным стандартам образования
-
- Отличительные особенности программы заключаются в интеграции друг в друга способов художественного воспитания детей в процессе коллективных занятий и индивидуального подхода. Программа «Калейдоскоп» – модифицированная. Материалы для занятий включают как авторские разработки, так и различные справочные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный отечественными учеными и педагогами-практиками.
- Адресат программ
- Программа направлена на детей школьного возраста, проявляющих интерес к декоративно-прикладному творчеству. По признаку половой принадлежности различий нет
- Возраст детей: 7-10 лет;
- Наполняемость групп: 15 человек;
- Предполагаемый состав групп: разновозрастной;
Сроки реализации программы: 2 года
1 год – _144____часа;
2 год – _144____часа;
Формы обучения
Обучение осуществляется в очной форме
Формы и режим занятий
Практические занятия, мастер-классы, игры, экскурсии, выставки, праздники, конкурсы, беседы-диалоги.
Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность академического часа – 45 минут, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Цель: развитие творческого потенциала обучающихся средствами декоративно-прикладного творчества.
Задачи:
1 год обучения:
Предметные
- ознакомить с видовым разнообразием декоративно – прикладного искусства;
- сформировать элементарные знания о техниках изготовления изделий из различных материалов в жанре декоративно-прикладного творчества;
- сформировать навыки применения схем и образцов при выполнении изделия;
- способствовать освоению приёмам работы с различными материалами и инструментами.
Метапредметные
- формировать умения планировать свою деятельность, предвидеть результат.
- способствовать воспитанию ответственности, самостоятельности, аккуратности, при выполнении работ, подготовке к выставкам;
- способствовать развитию дружеских взаимоотношений, умению сопереживать;
Личностные
- способствовать формированию эстетического отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира;
- воспитывать эмоционально-положительное и гражданско-патриотическое отношение к родной стране, ее культуре, истории, традициям;
- научить представлять собственную позицию;
2 год обучения:
Предметные
- расширить знакомство с видовым разнообразием декоративно – прикладного искусства;
- обучить основными приемам и техникам изготовления изделий в жанре декоративно – прикладного творчества;
- способствовать освоению приёмам работы с различными материалами и инструментами.
Метапредметные
- продолжить формировать умения планировать свою деятельность, предвидеть результат;
- формировать ответственность, самостоятельность, аккуратность при выполнении работ;
- формировать способность обучающегося самому развивать дружеские взаимоотношения.
Личностные
- продолжить формировать эстетическое отношение к действительности, позитивную реакцию на красоту окружающего мира;
- формировать эмоционально-положительное и гражданско-патриотическое отношение к родной стране, ее культуре, истории, традициям;
- научить отстаивать собственную позицию.
Учебный план 1 год обучения
№
п/п |
Наименование раздела, темы
|
Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Изготовления поделок из бросового материала | 18,0 | 4,5 | 13, 5 | Заполненный журнал по технике безопасности, ответы, педагогическое наблюдение |
2. | Бисероплетение | 20,0 | 5,0 | 15,0 | Готовые работы, журнал посещаемости |
3. | Бумагопластика | 54.0 | 13,5 | 40,5 | Педагогическое наблюдение, практическое задание |
4. | Пластилинография | 20,0 | 5,0 | 15,0 | Педагогическое наблюдение, выполненное практическое задание |
5. | Скрапбукинг | 10,0 | 2,5 | 7,5 | Педагогическое наблюдение, практическое задание, выставка, готовые работы, участие в конкурсах, дипломы |
6 | Ниткография | 22,0 | 5,5 | 16,5 | Педагогическое наблюдение, практическое задание, выставка, готовые работы, участие в конкурсах, дипломы |
Всего: | 144,0 | 36,0 | 108,0 |
Содержание программы.
- Теория (4,5ч.) Работа с бросовым материалом. Знакомство с техникой изготовления поделок из втулок и цветной бумаги, пуговиц, из природного материала.
Практика(13,5ч.) Изготовление поделок: котенок, уточка, черепаха, улитка, совенок, домик, воздушный шары, моя любимая игрушка.
- Теория (5ч.). Бисероплетение. История возникновения и развития бисероплетения.
Практика(15ч.). Изготовление цветов из бисера незабудка, ромашка, колокольчик, мак, роза, веточка яблони.
- Теория (13,5ч.) Бумагопластика. Знакомство с различными техниками изготовления изделий из бумаги: обрывная аппликация, оригами, квиллинг, объемная аппликация, поделки из гофрированной бумаги.
Практика(40,5ч.) Изготовление поделок: аппликация «Веселый гном»; аппликация « Морские глубины», аппликация накладная «Натюрморт» (фрукты), аппликация комочками «Снеговик». аппликация жгутиками и комочками «Ежик». Обрывная аппликация « Пушистые животные». Обрывная аппликация «Декоративные цветы». Объемная аппликация «Зимний пейзаж». Новогоднее панно. Новогодний сувенир. Коллаж «Сказочный замок». Поделка «Цветок». Поделка «Герои мультфильмов». Поделка «Космические миры». Панно «В царстве Жар-птицы». Панно «Самолет». Панно «Цветы». Оригами ««Цыпленок». Поделка «Букет тюльпанов». «Бабочки на лугу».
- Теория (5ч.) Знакомство с разнообразными техниками изготовления работ из пластилина.
Практика(15ч.) Аппликация : «Червячок в яблочке», «Кактус в горшке», композиция «Рыбка», композиция «Натюрморт из чайной посуды», аппликация «Божьи коровки на ромашке», лепная картина «Цветы для мамы».
- Теория (2,5ч.) Скрапбукинг. Знакомство с техникой скрапбукинг. Практика(7,5ч.) Изготовление открытки букет для мамы.
- Теория (5,5ч.) Ниткография. Знакомство с техникой рисования нитью, её разновидностями, разными методами и приёмами («жгутики», «шарики», «пучки»); знакомство с цветотехникой. Практика (16,5.) Создание картин: «Зонтик», «Пасхальное яйцо», «Ваза с цветами», «Весенняя фантазия», «Колокольчик», «Радуга», «Разноцветные шары», «Светофор».
Учебный план 2 год обучения
№
п/п |
Наименование раздела, темы
|
Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Изготовления поделок из бросового материала | 18,0 | 4,5 | 13, 5 | Заполненный журнал по технике безопасности, ответы, педагогическое наблюдение |
2. | Бисероплетение | 20,0 | 5,0 | 15,0 | Готовые работы, журнал посещаемости |
3. | Бумагопластика | 54.0 | 13,5 | 40,5 | Педагогическое наблюдение, практическое задание |
4. | Пластилинография | 20,0 | 5,0 | 15,0 | Педагогическое наблюдение, выполненное практическое задание |
5. | Скрапбукинг | 10,0 | 2,5 | 7,5 | Педагогическое наблюдение, практическое задание, выставка, готовые работы, участие в конкурсах, дипломы |
6 | Ниткография | 22,0 | 5,5 | 16,5 | Педагогическое наблюдение, практическое задание, выставка, готовые работы, участие в конкурсах, дипломы |
Всего: | 144,0 | 36.0 | 108,0 |
1.Теория (4,5ч.) Работа с бросовым материалом.
Практика(13,5ч.) Изготовление поделок – игольница из конфетных коробок , вазы из пластиковой бутылки, шкатулки из картона, сувенира «Домовой» из мешковины, бабочка – капустницы из ракушек, черепаха, лебедь на озере из скорлупы грецкого ореха, ворона и лиса из пенопласта и мха.
2.Теория (5ч.). Бисероплетение. Основные направления в бисероплетении. Практика(15ч.). Изготовление браслета два с половиной ромба ,игрушки божья коровка, паучок, лошадка , панно лисичка.
- Теория (13,5ч.) Бумагопластика. Волшебный мир бумаги, приемы работы с ней. Способы окраски бумаги.
Практика(40,5ч.) Технология изготовления из бумаги геометрических фигур. Плетение из бумаги. Изготовление панно жираф, пингвин. Изготовление аппликации цветы, букет, черепашка, роза из спирали, елочных украшений, создание карнавальных масок сказочных животных, головных уборов. Вырезание снежинок различной формы и размера, изготовление аппликации ромашка, хризантема, лебедь, шишки.
История развития техники модульного оригами. Отработка основных элементов складывания оригами: «треугольник», «воздушный змей», «палатка», «рыба», «двойной квадрат». Изготовление композиции: лесная полянка, на болоте, цветущая ветка, ёжик, пароход, фрукты, цветы, бабочка, букет незабудок.
4.Теория (5ч.) Пластинография (торцевание на пластилине) Знакомство с необходимыми материалами, инструментами и основными способами изготовления деталей квадратной, круглой формы.
Практика(15ч.) Изготовление открытки с разворотом сердечко, изготовление панно тюльпан, композиции овощи, фрукты, бабочка,самостоятельное изготовление объёмной композиции.
5.Теория (2,5ч.) Повторение способов изготовления декоративных элементов с помощью дыроколов, фигурных ножниц, объёмные элементы декора из различных материалов.
Практика(7,5ч.) Изготовление скрап –альбома –мои друзья, моя семья.
6.Теория (5,5 ч.).Повторение техники «Ниткография».
Практика (16.5) Изготовление панно бабочка, детство, композиция море, в зелёной траве ромашки. Изготовление игрушек-сувениров из ниток- птенчик, утенок, котенок.
Планируемые результаты
1 год обучения:
Предметные
- сформировано представление о видовом разнообразии декоративно – прикладного творчества;
- сформировать элементарные знания о техниках изготовления изделий из различных материалов в жанре декоративно-прикладного творчества;
- сформированы навыки применения схем и образцов для изготовления изделий;
- освоены навыки пользования инструментами и материалами, используемыми в изготовлении изделий.
Метапредметные
- сформированы умения планировать свою деятельность, предвидеть результат.
- развиты ответственность, самостоятельность, аккуратность, при выполнении работ, подготовке к выставкам;
- обучающиеся умеют строить дружеские взаимоотношения, сопереживать.
Личностные
У обучающихся сформированы:
- сформировано эстетическое отношение к действительности, эмоциональный отклик на красоту окружающего мира;
- сформировано эмоционально-положительное и гражданско-патриотическое отношение к родной стране, ее культуре, истории, традициям;
- развита способность представлять собственную позицию;
2 год обучения:
Предметные
- расширены знания о видовом разнообразии декоративно – прикладного творчества;
- сформированы знания об основных методах и приёмах изготовления изделий в жанре декоративно – прикладного творчества;
- освоены навыки пользования различными инструментами и материалами, используемыми в изготовлении изделий.
Метапредметные
- сформированы навыки планирования своей деятельность, предвидения результатов;
- сформированы ответственность, самостоятельность, аккуратность, при выполнении работ;
- развиты навыки самостоятельного выстраивания дружеских взаимоотношений.
Личностные
- сформировано эстетическое отношение к действительности, позитивная реакция на красоту окружающего мира;
- сформировано эмоционально-положительное и гражданско-патриотическое отношение к родной стране, ее культуре, истории, традициям;
- развита способность представлять собственную позицию;
Календарный учебный график 1 год обучения
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения промежуточной аттестации |
2022-2023 | 01.09.
2022 |
31.05.2023 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа | Декабрь, май |
Календарный учебный график 2 год обучения
№ п/п | Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий | Сроки проведения промежуточной аттестации |
2023-2024 | 01.09.
2023 |
31.05.2024 | 36 | 72 | 144 | 2 раза в неделю по 2 часа | Декабрь, май |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
– учебный кабинет;
– подсобное помещение для хранения изделий и материалов, методического фонда;
– доска магнитно – маркерная – 1 шт., столы и стулья для обучающихся и педагога, шкафы и стеллажи для хранения дидактических пособий, зеркало;
– интерактивный проектор – 1 шт., ноутбук -1 шт., экран переносной – 1 шт.;
– водопровод для гигиены труда детей;
– шишки, пуговицы, втулки, коробки для яиц; коробка из под торта, деревянные веточки, шпажки, картонные коробки, картонные тарелки, пенопласт, помпоны, краски, гуашь, цветная бумага, клей ПВА, цветной картон, бархатная бумага, ножницы , кисточки, бусины, липкая плёнка, аксессуары для украшения, гофрированная бумага, полоски для квиллинг, пластилин, CD-диски, красители для ткани, горячий клей (пистолет);
конфетные коробочки, пластиковые бутылки, цветной картон, мешковина , из ракушки, черепаха, скорлупа грецкого ореха , мох, бисер, пластилин ,дырокол, фигурные ножницы, нитки, ткань,
Информационное обеспечение
cайт МБОУ ДО ДДиЮ № 2: http://ddiu.wmsite.ru
Интернет-ресурсы
http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
- Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
- http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
- http://www.openclass.ru/
- http: //its-journalist.ru/
- http: //youngjournal.v-teme.com/
- http: //ru wikipedia.org.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования с средне-профессиональное педагогическое образование, опыт работы 9 лет.
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал посещаемости, диагностика с оформлением протоколов аттестации обучающихся, создание и защита текстов, проектов.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов:
Оценочные материалы
- Диагностические листы личностного развития обучающегося.
- Протоколы результатов промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с уровнями освоения содержания программы (высоким, средним и низким).
Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: занятия проводятся в очном режиме.
Методы обучения: наглядный, словесный, практический, объяснительно-разъяснительный, частично-поисковый, игровой, проектный, дистанционный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация, организация деятельности обучающихся.
Формы организации образовательного процесса: интерактивные выставки, выставки произведений мастеров, беседы по искусству лепки, индивидуальная презентация, игровые формы работы, мастер-классы.
Педагогические технологии: личностно-ориентированные, информационно– коммуникативные, здоровье сберегающие, педагогика сотрудничества, индивидуализация и групповое обучение, технология проектной и игровой деятельности,
Алгоритм учебного занятия: активная беседа, знакомство с новым материалом, закрепление в практической работе, рефлексия.
Дидактические материалы:
- Образцы изделий;
- Альбом фоторабот;
- Шаблоны;
- Репродукции;
- Карточки;
- Открытки;
- Книжные иллюстрации;
- Диски с музыкой;
- Наглядное пособие – «Фотографии работ».
- Схемы, иллюстрации книг, фотографии и др.
Методические папки по разделам программы:
разработки бесед, творческих работ, презентаций, тематический материал периодической печати.
Список литературы
Для педагогов и обучающихся:
- «Волшебные комочки»: Пособие для занятий с детьми. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова.
- «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. И. А. Лыкова. Москва 2010г.
- «Волшебные салфетки» Невилько. Н- Обруч. 2003г.
- «Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г И. А. Лыкова
- Лилия Бурундукова. « Волшебная изонить.» – М: «АСТ-ПРЕСС», 2010
- .Леонова О. « Рисуем нитью. Ажурные картины.» – С.-П.: Литеро, 2005.
- Гусарова Н.Н. «Техника изонити для школьников.» – С.-П.: , Детство-Пресс,2007.
- .Е.Е. Цамуталина. «100 поделок из ненужных вещей.»- Ярославль: Академия развития, Академия, Ко. Академия Холдинг, 2000.
- Журнал «Лена рукоделие» 2/2011.-ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА»
- А. И. Быстрицкая. Бумажная филигрань. Айрис-Пресс, 2013
- В.В. Выгонов Оригами. М. 2003,
- Л. П. Васильева – Гангус .Уроки занимательного труда.М. 1979.
- Д.И. Долженко. 100 оригами. Ярославль.2004.
- Джейн Дженкинс. Поделки и сувениры из бумажных ленточек. Мой мир. 2008.
- .С. В. Соколова . Праздник оригами. Открытки, письма, сувениры. – М. 2007.
- Журнал. Мое любимое хобби. Мастерим с детьми. 2013.
- Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. Ниола – Пресс. 2000
- Д.Чиотти. Оригинальные поделки из бумаги. Мир книги. 2008.
Художественно-эстетическое развитие детей 5-7 лет: программа, планирование, интегрированные занятия/ авт.-сост. Н.Н. Леонова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 282 с.
19.Творчество детей в работе с различными материалами. Брыкина Е.К. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 147 с.
20.Изобразительная деятельность и художественный труд. Средняя группа: комплексные занятия/ авт.-сост. О.В. Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 202 с.
21.Изобразительная деятельность и художественный труд. Старшая группа: комплексные занятия/ авт.-сост. О.В. Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 206 с.
22.Изобразительная деятельность и художественный труд. Подготовительная группа: комплексные занятия/ авт.-сост. О.В. Павлова. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2015. – 206 с.
23.Давыдова Г.Н. 22 занятия по рисованию для дошкольников. Нетрадиционные техники. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2014. – 112 с.
24.Развитие воображения дошкольника. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. – 128 с.