ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ – ТЫМСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Студия нетрадиционного рисования
«Акварелька»»
Возраст обучающихся 8-13 лет
Срок реализации 1 год
Автор-составитель
Черненко Людмила Владимировна
учитель изобразительного искусства
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания школьников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.
Программа курса основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью. Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.
Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.
Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются различные виды рисования: брызгами, мыльными пузырями, по сырому, выдувание и другое. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.
При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и, что очень важно, внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
– занятия проводятся в свободное время;
– обучение организовано на добровольных началах.
Тип программы:
образовательная программа по художественному творчеству для младших и средних школьников.
Формы занятий.
Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.
Программа дополнительного образования «Акварелька» составлена для учащихся 2-7 классов в объеме 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 1 академический час Количество детей в группе – до 12 человек (по количеству рабочих мест в кабинете). Срок реализации программы – 1 год
Актуальность программы обусловлена значимостью художественно-эстетического воспитания детей, которое является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей. На занятиях по изобразительной деятельности дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности.
В настоящее время отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном художественном образовании детей. Во-первых, изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства поможет школьникам в будущем при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.
Во-вторых, проблема творческих способностей детей всегда была одной из актуальных. Современное общество заинтересовано в творческой личности. Многие способности и чувства остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Однако успешность любого вида профессиональной деятельности обусловлена наличием развитого воображения в зрелые годы. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач школьного воспитания.
Наше сельское поселение удалено от центра цивилизации. Поэтому не все дети имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования, в частности, художественную школу. А данная программа позволяет удовлетворить потребность детей 8 – 12 лет в реализации своих художественных желаний и возможностей.
В этом возрасте дети ещё любят рисовать, испытывают в этом потребность, очень часто они самостоятельно рисуют дома несложные сюжеты. У старших детей появляются уже другие интересы и почти всегда рисование отходит на задний план. Поэтому работа изостудии направлена на младших школьников, пока у них ещё есть желание развиваться в творческом направлении, пока ещё живёт интерес к изобразительному искусству. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей, что играет огромную роль в реализации творческого потенциала личности.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:
- мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
- пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
- внимания и усидчивости;
- наблюдательности, эмоциональной отзывчивости;
- в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.
Цель программы:
Раскрытие творческого потенциала ребёнка через нетрадиционные приёмы рисования
Задачи:
- ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
- создать условия для развития творческих способностей детей;
- способствовать воспитанию у детей интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры деятельности;
- создать условия для формирования навыков сотрудничества; оценки и самооценк
Необходимые инструменты и материалы
Акварельная бумага формата А3, А4
Набор кистей: круглые, плоские, белка, пони, колонок, синтетика
Акварельные краски, гуашевые краски (наборы 18-24 цвета)
Стаканчики для пузырчатой краски, трубочки, зубная щётка, соль, смятая бумага, набор школьных мелков, восковые мелки
Чёрная гелевая ручка, простые карандаши, ластик
Цветные карандаши, восковые мелки
Учебный план
№
п/п |
Наименование темы | Количество часов | Формы контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Введение в программу. Правила техники безопасности |
0,5 |
0,5 |
опрос | |
2 | Печатание | 0,5 | 1,5 | 2 | анализ продуктов творческой деятельности детей |
3 | Пальцевая живопись | 0,5 | 1,5 | 2 | |
4 | Рисование мазками | 0,5 | 2,5 | 3 | |
5 | Рисование свечой | 0,5 | 1,5 | 2 | |
6 | Монотипия | 0,5 | 1,5 | 2 | |
7 | Рисование в технике «набрызгом» | 0,5 | 1,5 | 2 | |
8 | Рисование в технике «по-сырому» | 0,5 | 2,5 | 3 | |
9 | Грифонаж | 0,5 | 1,5 | 2 | |
10 | Рисование смятой бумагой | 0,5 | 1,5 | 2 | |
11 | Рисование в технике «выдувание» | 0,5 | 1,5 | 2 | |
12 | Рисование восковыми мелками | 0,5 | 1,5 | 2 | |
13 | Рисование с солью | 0,5 | 2,5 | 3 | |
14 | Рисование мыльными пузырями | 0,5 | 2 | 2,5 | |
15 | Совмещение техник | 0,5 | 2,5 | 3 | |
16 | Выставка работ | 1 | Отбор работ на конкурсы | ||
всего | 34 |
Содержание учебного плана
1.Вводное занятие.
Знакомство со студией и педагогом. Беседа о планах на год. Организация рабочего места. Просмотр лучших работ из фонда. Правила поведения в студии. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.
- Печатание.«Волшебные ладошки». Печатаем ладошками с использованием гуашевых красок Дорисовываем образы кисточкой. Предлагаются на выбор несколько забавных животных. На одном из занятий учащиеся самостоятельно придумывают героя и сюжет.
- Пальцевая живопись. «Маковый цвет»
Выполнение живописной работы с помощью рисования пальцами рук гуашью
4.Рисование мазками. «Осень»
Линия-начало всех начал. Классификация линий. «Характер линий». Мазок – «друг линии». Создание изображение пейзажа при помощи одних мазков с использованием акварели или гуаши по желанию. Превращение путаницы из линий в цветовые пятна.
5.Рисование свечой. «Звёздное небо»
Знакомство с новым материалом – парафиновой свечой, методика работы. Композиция
- Монотипия. «На что похоже?»
Создание образов при помощи уже знакомой из уроков изо техники. Знакомство с новым направлением – использование швейной нити. Дорисовывание получившегося рисунка при помощи кисти и гуаши
7.Рисование в технике «набрызгом». «Зимний пейзаж»
Рисовать становится ещё интереснее, если использовать данную технику. Учимся работать жёсткой кистью или зубной щёткой.
- Рисование в технике «по-сырому». «Закат на море».
Работа на акварельной бумаге, смоченной чистой водой. После набухания бумаги приступаем к рисованию сюжета. Можно смотреть бесконечно, как краски растекаясь на поверхности листа превращаются в изумительные разводы, переливы и водовороты. Главное – лишь набрать на кисть побольше яркой краски и тронуть ей бумагу! Возможность использования акварельных или гуашевых красок.
- Грифонаж «Путаница»
Когда наша рука с карандашом «гуляют» по бумаге, вырисовывая запутанные линии, в конце можно разглядеть знакомые образы – собачку, рыбку, цветок. Рисуем «путаницу», ищем образы, раскрашиваем гуашью или акварелью. Данное занятие развивает воображение ребёнка.
- Рисование смятой бумагой «Цыплёнок»
Оказывается, если смять бумагу в комок, то таким им можно изображать!
- Рисование в технике «выдувание» «Сакура»
Будем изображать деревья не кисточкой и красками, а выдувать из трубочки воздух на лужицу из краски, таким образом у нас появятся замысловатые деревья.
- Рисование восковыми мелками «После дождя».
Необычное сочетание – рисуем восковыми мелками на акварельной бумаге в технике «по-сырому» используя акварель.
- Рисование с солью «Морское путешествие»
Морской сюжет с кораблём, рассекающим лазурные волны. Особый акцент работе придаст использование обычной соли для эффекта «морской пучины» – кристаллы соли поглощая краску создают удивительные пятна-разводы. Работа акварельными красками на акварельной бумаге.
- Рисование мыльными пузырями. «Пузырчатые метаморфозы»
Необычная техника, в которой рисунки создаются при помощи красочных пузырей. Для этого соединяем гуашь и жидкое мыло, выдуваем много пузырей и переносим эту цветную «шапку» на бумагу – после высыхания пузырей образуются знакомые образы, которые можно дорисовать гелевой ручкой.
- «Совмещение техник»
Итоговое занятие, на котором учащиеся, проявляя всю свою фантазию и используя полученные навыки изображения нетрадиционными методами, создают композицию.
- Выставка работ
Результаты работы всей группы за год можно рассмотреть на выставке рисунков. Лучшие, самобытные, яркие работы отправятся на разнообразные выставки. В конце учебного года на отчётном концерте для родителей представляем от изостудии презентацию, в которой отображаем работы учащихся.
Календарный учебный график
№п/п | дата | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во час. | Тема | Место провед. | Форма контроля |
1 |
17:00- 18:00 |
беседа | 0,5 | Т.б. Вводное занятие |
Кабинет изо Фойе школы |
Опрос | |
2 |
Практическая работа |
2 | Печатание |
Просмотр работ, индивид. и сравнительный анализ работ Отбор работ для конкурсов |
|||
3 | 2 | Пальцевая живопись | |||||
4 | 3 | Рисование мазками | |||||
5 | 2 | Рисование свечой | |||||
6 | 2 | Монотипия | |||||
7 | 2 | Рисование «набрызгом» | |||||
8 | 3 | Рисование «по-сырому» | |||||
9 | 2 | Грифонаж | |||||
10 | 2 | Рисование смятой бумагой | |||||
11 | 2 | Рисование мелом | |||||
12 | 2 | Рисование «выдуванием» | |||||
13 | 3 | Рисование солью | |||||
14 | 2,5 | Рисование мыльными пузырями | |||||
15 | 3 | Совмещение техник | |||||
Экскурсия по выставке | 1 | Выставка работ |
Планируемые результаты
Личностные.
- Личностные универсальные учебные действия
У учащихся будут сформированы:
– учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
– способность к оценке своей работы;
– чувство прекрасного и эстетические чувства
Метапредметные:
- Регулятивные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
– принимать и сохранять учебную задачу;
– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
– адекватно оценивать свою работу;
– адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка
- Познавательные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
– произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученики научатся:
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Предметные
Ученики научатся:
– использовать разные приемы нетрадиционного рисования;
– владеть определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования.
– создавать простые композиции на заданную тему;
– выявлять и осознавать свои способностей.
– экспериментировать с художественными материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов.
Ученики получат возможность научиться:
– видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.
Форма аттестации
В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:
- текущие – (цель – выявление ошибок и успехов в работе)
- промежуточные – (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)
- итоговые – (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)
Выявление результатов осуществляется:
- через отчетные просмотры законченных работ;
- отслеживание личностного развития детей методом наблюдения.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки и самооценки ребёнка. Результаты работы кружка представлены в слайдовой презентации. По мере прохождения программы материал презентации постоянно пополняться. И в конце учебного года дети будут иметь возможность полностью просмотреть результаты своей деятельности.
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.
Работы каждого учащегося служат отчётным материалом работы студии. Они найдут своё место на выставке как в школе, так и в различных творческих конкурсах разного уровня.