ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ – ТЫМСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа

художественной направленности

«Студия нетрадиционного рисования

«Акварелька»»

Возраст обучающихся 8-13 лет

Срок реализации 1 год

 

                                                                           Автор-составитель

                                                                                                      Черненко Людмила Владимировна 

учитель изобразительного искусства   

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Художественная деятельность является неотъемлемой частью эстетического воспитания школьников. Совершенствование личности ребенка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной деятельности. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. 

Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

           Программа курса основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности и тесной связи с жизнью.  Рисование помогает ребенку познавать окружающий мир, приучает  анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мышлению.

Данная программа опирается на возрастные особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема предметов.

Занятия построены в виде игры – знакомство с необычными способами создания рисунков, которые выводят ребенка за привычные рамки рисования. Ребёнку предлагаются  различные виды рисования: брызгами, мыльными пузырями, по сырому, выдувание и другое. На каждом занятии даётся подробное объяснение техники рисования и образец выполняемой работы.

При этом у ребёнка есть возможность не просто скопировать, повторить образец, но и, что очень важно,  внести свои элементы, выразить своё видение данного предмета, исходя из собственных наблюдений и воображения.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

– занятия проводятся  в свободное время;

– обучение организовано на добровольных началах.

Тип программы:

образовательная программа по художественному творчеству для младших  и средних школьников.

Формы занятий.    

Одно из главных условий успеха обучения и развития творческих способностей ребёнка – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания  в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные и групповые задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма.

Программа дополнительного образования «Акварелька» составлена для учащихся 2-7 классов  в объеме 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность занятия – 1 академический час Количество детей в группе – до 12 человек (по количеству рабочих мест в кабинете). Срок реализации программы – 1 год

Актуальность программы обусловлена значимостью художественно-эстетического воспитания детей, которое является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей. На занятиях по изобразительной деятельности дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности. 

В настоящее время отмечается рост заинтересованности семей в дополнительном художественном образовании детей. Во-первых, изобразительная деятельность играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Развитие ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства поможет школьникам в будущем при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станет основой отношения к себе, окружающим людям, природе, искусству и культуре в целом.
Во-вторых, проблема творческих способностей детей всегда была одной из актуальных. Современное общество заинтересовано в творческой личности. Многие способности и чувства остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит, и нереализованными в будущей жизни. Однако успешность любого вида профессиональной деятельности обусловлена наличием развитого воображения в зрелые годы. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач школьного воспитания.

            Наше сельское поселение удалено  от центра цивилизации. Поэтому не все дети имеют возможность посещать учреждения дополнительного образования, в частности,  художественную школу. А данная программа  позволяет удовлетворить  потребность детей 8 – 12 лет в реализации своих художественных желаний и возможностей. 

В этом возрасте дети ещё любят рисовать, испытывают в этом потребность, очень часто они самостоятельно рисуют дома несложные сюжеты. У старших детей появляются уже другие интересы и почти всегда рисование отходит на задний план. Поэтому работа изостудии направлена на младших школьников, пока у них ещё есть желание развиваться в творческом направлении, пока  ещё живёт интерес к изобразительному искусству. Содержание данной программы насыщенно, интересно, эмоционально значимо для  школьников, разнообразно по видам деятельности. При использовании нетрадиционных техник рисования хорошие результаты получаются у всех детей, что играет огромную роль в реализации творческого потенциала личности.

Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка:

  • мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
  • пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
  • внимания и усидчивости;
  • наблюдательности,  эмоциональной отзывчивости;
  • в процессе этой деятельности у школьника формируются навыки контроля и самоконтроля.

Цель программы:

Раскрытие творческого потенциала ребёнка через нетрадиционные приёмы рисования

Задачи:

  • ознакомить детей с нетрадиционными техниками изображения, их применением, выразительными возможностями, свойствами изобразительных материалов;
  • создать условия для развития  творческих способностей детей;
  • способствовать воспитанию  у детей интереса к изобразительной деятельности; усидчивости, аккуратности и терпения при выполнении работы; культуры  деятельности;
  • создать условия для  формирования  навыков  сотрудничества;  оценки и самооценк

Необходимые инструменты и материалы

Акварельная бумага формата А3, А4

Набор кистей: круглые, плоские, белка, пони, колонок, синтетика

Акварельные краски, гуашевые краски (наборы 18-24 цвета)

Стаканчики для пузырчатой краски, трубочки, зубная щётка, соль, смятая бумага, набор школьных мелков, восковые мелки

Чёрная гелевая ручка, простые карандаши, ластик

Цветные карандаши, восковые мелки

 

Учебный план

 

п/п

Наименование темы Количество часов Формы контроля
теория практика всего
 1 Введение в программу. Правила техники безопасности  

0,5

   

0,5

опрос
2 Печатание  0,5 1,5 2 анализ продуктов творческой деятельности детей
3 Пальцевая живопись 0,5 1,5 2
4 Рисование мазками 0,5 2,5 3
5 Рисование свечой 0,5 1,5 2
6 Монотипия 0,5 1,5 2
7 Рисование в технике «набрызгом» 0,5 1,5 2
8 Рисование в технике «по-сырому» 0,5 2,5 3
9 Грифонаж 0,5 1,5 2
10 Рисование смятой бумагой 0,5 1,5 2
11 Рисование в технике «выдувание» 0,5 1,5 2
12 Рисование восковыми мелками 0,5 1,5 2
13 Рисование с солью 0,5 2,5 3
14 Рисование мыльными пузырями 0,5 2 2,5
15 Совмещение техник 0,5 2,5 3
16 Выставка работ 1 Отбор работ на конкурсы
      всего 34

 

Содержание учебного плана

1.Вводное занятие.

Знакомство со студией и педагогом. Беседа о планах на год. Организация рабочего места. Просмотр лучших работ из фонда. Правила поведения в студии. Техника безопасности. Материалы и принадлежности.

 

  1. Печатание.«Волшебные ладошки». Печатаем ладошками с использованием гуашевых красок Дорисовываем образы кисточкой. Предлагаются на выбор несколько забавных животных. На одном из занятий учащиеся самостоятельно придумывают героя и сюжет.

 

  1. Пальцевая живопись. «Маковый цвет»

 Выполнение живописной работы с помощью рисования пальцами рук гуашью 

   

4.Рисование мазками. «Осень»

Линия-начало всех начал. Классификация линий. «Характер линий». Мазок –  «друг линии». Создание изображение пейзажа при помощи одних мазков с использованием акварели или гуаши по желанию. Превращение путаницы из линий в цветовые пятна. 

5.Рисование свечой. «Звёздное небо»

Знакомство с новым материалом – парафиновой свечой, методика работы. Композиция 

  1. Монотипия. «На что похоже?»

  Создание образов при помощи уже знакомой из уроков изо техники. Знакомство с новым направлением – использование швейной нити. Дорисовывание получившегося рисунка при помощи кисти и гуаши

 7.Рисование в технике «набрызгом». «Зимний пейзаж»

Рисовать становится ещё интереснее, если использовать данную технику. Учимся работать жёсткой кистью или зубной щёткой.

  1. Рисование в технике «по-сырому». «Закат на море».

Работа на акварельной бумаге, смоченной чистой водой. После набухания бумаги приступаем к рисованию сюжета. Можно смотреть бесконечно, как краски растекаясь на поверхности листа превращаются в изумительные разводы, переливы и водовороты. Главное  – лишь набрать на кисть побольше яркой краски и тронуть ей бумагу! Возможность использования акварельных или гуашевых красок.

  1. Грифонаж «Путаница»

 Когда наша рука с карандашом «гуляют» по бумаге, вырисовывая запутанные линии, в конце можно разглядеть знакомые образы – собачку, рыбку, цветок. Рисуем «путаницу», ищем образы, раскрашиваем гуашью или акварелью. Данное занятие развивает воображение ребёнка.

  1. Рисование смятой бумагой «Цыплёнок»

Оказывается, если смять бумагу в комок, то таким им можно изображать! 

  1. Рисование в технике «выдувание» «Сакура»

Будем изображать деревья не кисточкой и красками, а выдувать из трубочки воздух на лужицу из краски,  таким образом у нас появятся замысловатые деревья.

  1. Рисование восковыми мелками «После дождя».

Необычное сочетание  – рисуем восковыми мелками на акварельной бумаге в технике «по-сырому» используя акварель.

  1. Рисование с солью «Морское путешествие»

Морской сюжет с кораблём, рассекающим лазурные волны. Особый акцент работе придаст использование обычной соли для эффекта «морской пучины» – кристаллы соли поглощая краску создают удивительные пятна-разводы. Работа акварельными красками на акварельной бумаге. 

  1. Рисование мыльными пузырями. «Пузырчатые метаморфозы»

Необычная техника, в которой рисунки создаются при помощи красочных пузырей. Для этого соединяем гуашь и жидкое мыло, выдуваем много пузырей и переносим эту цветную «шапку» на бумагу – после высыхания пузырей образуются знакомые образы, которые можно дорисовать гелевой ручкой.

  1. «Совмещение техник»

Итоговое занятие, на котором учащиеся, проявляя всю свою фантазию и используя полученные навыки изображения нетрадиционными методами, создают композицию. 

  1. Выставка работ

Результаты работы всей группы за год можно рассмотреть на выставке рисунков. Лучшие, самобытные, яркие работы отправятся на разнообразные выставки. В конце учебного года на отчётном концерте для родителей представляем от изостудии презентацию, в которой отображаем работы учащихся.

Календарный учебный график

 

№п/п дата Время проведения занятия Форма занятия Кол-во час. Тема  Место провед. Форма контроля
1

17:00-

18:00

беседа 0,5 Т.б. Вводное занятие

Кабинет изо

Фойе школы

Опрос
2

Практическая работа

2 Печатание

Просмотр работ, 

индивид. 

и сравнительный анализ

работ

Отбор работ для конкурсов

3 2 Пальцевая живопись
4 3 Рисование мазками
5 2 Рисование свечой
6 2 Монотипия
7 2 Рисование «набрызгом»
8 3 Рисование «по-сырому»
9 2 Грифонаж
10 2 Рисование смятой бумагой
11  2 Рисование мелом
12 2 Рисование «выдуванием»
13 3 Рисование солью
14 2,5 Рисование мыльными пузырями
15 3 Совмещение техник
Экскурсия по выставке 1 Выставка работ

 

Планируемые результаты

Личностные.

  1. Личностные универсальные учебные действия

У учащихся будут сформированы:

– учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

– способность к оценке своей работы;

– чувство прекрасного и эстетические чувства

Метапредметные:

  1. Регулятивные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

– адекватно оценивать свою работу;

– адекватно воспринимать предложения и оценку учителя и других членов кружка

  1. Познавательные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– произвольно и осознанно владеть общими приёмами рисования

  1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученики научатся:

– допускать возможность существования у людей различных точек зрения;

– формулировать собственное мнение и позицию;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности

Предметные

Ученики  научатся:

  – использовать разные приемы нетрадиционного рисования; 

– владеть определенными знаниями, умениями, навыками в процессе рисования. 

– создавать простые композиции на заданную тему;

 – выявлять и осознавать свои способностей.

 – экспериментировать с художественными материалами с целью «открытия» их свойств и способов создания художественных образов. 

Ученики получат возможность научиться:

– видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, предметов.

 

Форма аттестации

В процессе обучения детей по данной программе отслеживают три вида результатов:

  • текущие – (цель – выявление ошибок и успехов в работе)
  • промежуточные – (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие)
  • итоговые – (определятся уровень знаний, умений, навыков за весь год)

Выявление результатов осуществляется:

  • через отчетные просмотры законченных работ;
  • отслеживание личностного развития детей методом наблюдения. 

Контроль и оценка планируемых результатов

В конце каждого занятия организуется выставка рисунков. Это дает возможность удовлетворить потребность каждого ребенка в признании успешных результатов, что, в свою очередь, способствует  возникновению положительной мотивации к творчеству. Такая работа позволяет каждому ребенку осмыслить результат своей деятельности, сравнить с работами других, задуматься над тем, что у него  получилось и что не получилось. Таким образом, создаются условия для выработки оценки  и самооценки ребёнка. Результаты работы кружка представлены в слайдовой презентации. По мере прохождения программы материал презентации постоянно пополняться. И в конце учебного года дети будут иметь возможность полностью  просмотреть результаты своей деятельности.

К концу года умения детей  должны расшириться и совершенствоваться. Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в оценке рисунков, является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и художественно оформленное.

Работы каждого учащегося служат отчётным материалом работы студии. Они найдут своё место на выставке как в школе, так и в различных творческих конкурсах разного уровня.