А. В. Аксакова-Хусаенова , Е. В. Васильева, 

МБУДО «ДМШ №23» Советского района г. Казани

преподаватели струнных народных инструментов 

 

ИГРА В АНСАМБЛЕ – КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ  В ОБУЧЕНИИ НА СТРУННЫХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ

Знакомство с народными инструментами, погружающих детей в волшебную страну звуков, способствует формированию у ребёнка музыкального вкуса и действительных эстетических переживаний от музыки. Народные музыкальные инструменты помогают детям новыми глазами посмотреть на окружающий мир, ощутить удивительную гармонию. Рождается нежное и трепетное отношение к истории, традициям своего края и народа. Постепенно ребёнок подготавливается к осмысленному восприятию музыки самых различных направлений и стилей. Народные музыкальные инструменты помогают образовывать через исполнительские формы связь традиционности и современного восприятия действительности. Ребёнок идёт по пути постижения прекрасного, создавая красоту своим творчеством, несущим позитивную энергию, поэтому можно быть уверенным, что и в будущем он выберет для себя путь созидательной деятельности и активной жизненной позиции.

В настоящее время остро встает проблема поиска активных форм музыкального воспитания, особенно на начальном этапе. Одним из активных средств приобщения детей к музыкальной деятельности, является коллективное музицирование в ансамбле народных инструментов. Игра на народных инструментах выступает как эффективное средство личностного раскрытия ребенка, проявления и самовыражения его в творчестве. В то же время, народные инструменты, являющиеся носителями духовных ценностей и творческого потенциала народа, помогают в решении задач воспитания, бережного отношения к культуре своего народа. 

Ансамбль – это творческий коллектив, деятельность которого обеспечивает активное действие важнейшего механизма формирования эмоционально-чувственных ценностей, творческих отношений учащихся к себе, к коллективу, к действительности, выражают мотивацию поведения, определяет сферу активной деятельности, ориентирует в раскрытии духовных сторон, т.е. способствует эффективному формированию эстетических качеств обучающихся. Таким образом, образовательно-воспитательный и культурообразующий потенциал ансамбля даёт все основания использовать его в качестве средства воспитания эстетической культуры в процессе исполнительства.

Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. 

Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а внимание направляется на художественные цели. 

Существующую теорию о коллективе можно выразить следующим образом: организация, сплоченность, ориентация на активную совместную деятельность характеризует коллектив как единую систему в формировании личности ребенка, своеобразную модель общества для приобретения социальных отношений. В ансамбле возникают и развиваются качественно специфические феномены, к их числу можно отнести сплоченность, целостно-ориентационное единство, организованность и совместимость.

1.Сплоченность выражается в единстве межличностных взаимоотношений и взаимодействий в ансамбле.

2.Ценностно-ориентационное единство является показателем групповой сплоченности и проявляется в единстве суждений и оценок между участниками коллектива.

3.Организованность ансамбля народных инструментов проявляется в его способностях самостоятельно создавать организацию в неопределенных, спорных ситуациях, сочетать инициативу, активность и другие формы поведения каждого исполнителя.

4.Совместимость – это эффект сочетания и взаимодействий индивидов, который характеризуется максимальной удовлетворенностью результатами совместной деятельности и общения друг с другом при значительных эмоционально-энергетических затратах. Совместимость является необходимым условием создания благоприятной психологической атмосферы в коллективе.

Указанные феномены ансамбля народных инструментов различны по содержанию охватываемых характеристик коллектива. Объединяющей основой является предмет деятельности – музыка, исполнение музыкального произведения.

Главным предназначением ансамбля является исполнительская деятельность, связанная с организацией учебно-образовательного процесса. Его творческая, созидательная функция осуществляется в том случае, когда участники, исполнители ансамбля обладают на определенном уровне специальными знаниями, навыками игры, то есть техническим мастерством. По мере накопления определенного опыта, духовных сил и мастерства в коллективном музицировании и осуществляется свободное проявление всего творческого потенциала исполнителей. Следовательно, обучение учащихся профессиональным навыкам игры, основам творческого процесса является главным качеством ансамбля как творческого коллектива.

И в заключении хотелось бы отметить, что игра в ансамбле, совместное музицирование имеет огромное значение для развития творческой активности ребенка. Кроме того, игра в ансамбле прекрасно решает многие психологические проблемы, застенчивый ребенок может почувствовать себя в центре жизни. Художественные возможности при совместном музицировании повышаются во много раз, успех равно выпадает всем, дети чувствуют ценность каждого в общем деле.

 

Список используемой литературы:

  1. Блок В. Оркестр народных инструментов.- М.: Музыка, 1986 г.
  2. Додонова С.Г. Эстетическое развитие личности исполнителей в культурообразующем пространстве оркестра народных инструментов: Учебное пособие.-Казань:изд-во «Гран Дан», 2003г.
  3. Землянский Б.Я. О музыкальной педагогике.-М:Музыка,1987г.
  4. Каргин А.С. Народное художественное творчество: Структура, форма, свойства.- М.:Музыка, 1990г.
  5. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание. Учебное пособие.-Самара,1991г.