Муниципальное бюджетное учреждение 

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №1»

 г. Полевской

Методическая разработка

«Эскизная форма работы над репертуаром 

в классе специального и общего фортепиано»

выполнила: 

преподаватель фортепиано,

концертмейстер 

МБУДО “ДМШ №1 ” г. Полевской 

                Беляева Елена Викторовна

2024 г.

Содержание:

 

Введение 

  1. Эскизное изучение произведений. 

    Методика фортепианного урока.  

1.1 Подбор репертуара

1.2 Функции и способы педагогического          руководства

Заключение

Использованная литература

 

Введение

Новые потребности развития современного общества уже не могут быть удовлетворены уровнем подготовки молодого поколения с помощью традиционных форм, содержания и методов обучения. Поэтому требуется специальными педагогическими средствами целенаправленно и систематически развивать интеллект учащихся, их творческое мышление, формировать научное мировоззрение и активную жизненную позицию. Дети ХХI   века уже не те, что были раньше, они больше знают, круг их интересов шире, поэтому обучение по старым традициям, эксплуатирующее в основном их память, становится обременительным для ребенка. Значит “школа должна учить по- другому, стараясь сделать процесс обучения интересным, развивающим – именно общее развитие служит основой успешной деятельности в любой области,”- пишет профессор Л. Занков. – “В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже невозможно делать главную ставку на усвоение определенной суммы фактов. Важно прививать умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации”. 

В педагогической теории и практике в последние годы ведутся поиски наиболее эффективных путей активизации учебного процесса, проводятся интересные методические исследования, открываются новые тенденции развития процесса обучения, в педагогической психологии и дидактике, возникают новые теоретические концепции. 

В музыкальной практике наиболее актуальной формой работы в этом контексте можно считать эскизное освоение репертуара. Её потенциальные возможности в развивающем обучении принадлежат к особо многообещающим. Эта форма работы, при которой овладение музыкальным материалом не доводится, в конечном счёте, до высоких ступеней завершённости, концертно-исполнительской готовности. Последним, заключительным этапом этой работы становится этап, на котором музыкант охватывает в общем и целом образно-поэтический замысел произведения, получает художественно достоверное, неискаженное представление о нём и как исполнитель оказывается в состоянии убедительно воплотить этот замысел на инструменте. «…После того, как учащийся извлёк нужные для него умения и знания …разобрался в тексте, правильно и со смыслом играет нотный материал, работа над произведением прекращается», – писал Л. А. Баренбойм, определяя эскизное разучивание как особую форму учебной деятельности.

Между тем в массовой повседневной практике музыкально- инструментального преподавания эскизная форма разучивания произведений используется явно недостаточно. Одной из причин, возможно, является тенденция современной музыкальной педагогики к максимальной «сделанности» каждого номера учебно-исполнительского репертуара. В условиях «обтачивания» ученических программ, многомесячной шлифовки одних и тех же произведений с целью наведения на них лоска и глянца «холеного профессионализма» эскизным формам работы с материалом действительно с трудом находится место.

 

  1. Эскизное изучение произведений. Методика фортепианного урока

1.1. Подбор репертуара

 

Развивающий эффект эскизного изучения репертуара проявляется только тогда, когда оно базируется на рациональной методической основе. Сюда входят и репертуарная политика, и соответствующая организация работы над произведением, и продуманные способы педагогического руководства на фортепианном уроке.    

В качестве основной формы работы в процессе обучения учащегося – музыканта общепринятым является изучение музыкального произведения до той наивысшей степени законченности исполнения, которая доступна ученику на данном уровне его развития. Такая работа над репертуаром строится в большинстве случаев, с расчетом на публичное исполнение его на академическом концерте. Этот вид работы имеет большое значение в практике обучения игре на фортепиано, однако используя только эту форму работы над репертуаром, учащийся не успевает усвоить значительное количество произведений, сужается объем учебной программы, что отрицательно сказывается на   развитии художественного кругозора, обедняет его, замедляет пианистическое развитие. 

При обращении к эскизной форме работы опасения педагога о возможности исполнительской неудачи отчетной программы отпадают. Эскизное изучение дает возможность обратиться к произведениям, давно вызывающим горячий интерес, но пока несколько превышающим исполнительские возможности учащегося. Работа над таким произведением обычно приносит много радости и вместе с тем пользы для общемузыкального и технического развития. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных эмоциональных впечатлений, переживаний, эскизное изучение репертуара способствует развитию “центра музыкальности”- эмоциональной отзывчивости на музыку.   

Опытные педагоги – практики, поддерживая эту концепцию, считают, что не следует сокращать “индивидуальный план” учащегося, слишком долго отделывая   детали, с целью на одной пьесе “научить всему”.    

Эскизное изучение предполагает охват художественно-образного замысла произведения и исполнительское овладение им в основных чертах, то есть создание исполнительского “эскиза” различной степени завершенности, но не претендующего на законченность отделки и возможность публичной интерпретации.  Эскизное изучение не является чем-то совершенно новым в методике фортепианного обучения. Л. Баренбойм определял такую форму работы как разучивание произведения с определенной узкой целью. Работа над ним прекращается после того, как учащийся извлечет нужные для него умения и навыки, заранее запланированные педагогом. Работу учащегося крупный педагог-методист рассматривает прежде всего как средство воспитания молодого музыканта.     Накопление запаса ярких многочисленных слуховых произведений          стимулирует формирование музыкального слуха и ритма учащихся, их       художественного воображения. Именно поэтому мастера отечественной фортепианной педагогики стремились расширить список освоенных учеником произведений.  

В существующих методических разработках по изучению музыкальных произведений “эскизно”, особое место отводится подбору репертуара. Г.М. Цыпин в своей методике доказывает необходимость учитывать желание учащегося в выборе произведений для эскизного освоения. “Важно, чтобы произведения, разучиваемые в эскизной форме, нравились учащемуся, будили у него живой и горячий эмоциональный    отклик. Если в “обязательных” программах, подготавливаемых к зачету или экзамену, наличествует то, что надо сыграть молодому музыканту, то здесь вполне возможно обращаться к тому, над чем ему хочется работать”. 

 

1.2. Функции и способы педагогического руководства 

В современной музыкальной педагогике существуют разнообразные методики, соответствующие развивающему типу обучения.  Так, например, автор интенсивного развивающего курса обучения игре на фортепиано Т.А. Смирнова предлагает весь первый год занятий основываться на эскизном методе изучения произведений с детьми. Ее основные идеи: увеличение количества произведений, каждое из которых должно проигрываться дома не более двух-трех раз, в результате чего повышается интерес к знаниям, ребенок не утомляется. “Уроки рекомендуется строить по принципу интенсивной игры, ставя перед учеником одну-две исполнительские задачи, или отрабатывая несколько новых навыков. В итоге такой подход даёт великолепный результат, по выражению самого педагога «к концу года дети расцветают одновременно, как высаженные тюльпаны”. Автор считает важным как можно раньше вводить теоретический материал: краткий курс современной гармонии, цифровку; элементы импровизации, творческие задания. В итоге формы работы, рекомендуемые Смирновой Т.А. ведут к интенсивному развитию учащихся.

Можно заметить, что по ряду признаков эскизное разучивание, как форма работы в фортепианном классе, заметно сближается с чтением музыки с листа. В этих видах деятельности учащийся постигает значительное число различных музыкальных явлений, делая это быстро    и оперативно. Сокращая сроки работы над произведением, эскизная   форма занятий учащегося ведет к существенному увеличению количества прорабатываемого им музыкального материала, тем самым такая    форма работы так же, как и чтение с листа реализует один из центральных принципов развивающего обучения – тот, что требует использования значительного по объему музыкального материала. 

       Известный ученый – музыковед, профессор и доктор искусствоведения Л.А. Баренбойм советует всячески развивать домашнее музицирование, а для этого надо систематически обучать умению и навыкам чтения с листа, подбору по слуху услышанной музыки. Он настоятельно рекомендует строить работу на воспитании слуха: «Без этого ученик не сумеет в конечном счете ни чисто и осмысленно петь с листа, ни выразительно произнести музыку голосом или на инструменте». А также считает необходимым, чтобы слуховое воспитание велось не только на занятиях сольфеджио, но и в классе фортепиано, скрипки, кларнета.

В то же время между эскизным освоением репертуара и чтением с листа существует определенная разница. Эскизное освоение материала, являясь как бы промежуточной формой между чтением с листа и законченным овладением музыкальным произведением, сочетает многие преимущества обеих форм работы. Эскизная форма работы способствует реализации   принципа обучения, утверждающего необходимость повышения темпов работы над учебным репертуаром, интенсивного и безостановочного продвижения учащегося. Учащийся в этом случае не ограничивается беглым знакомством с художественным произведением.  Проигрывая пьесу многократно, он значительно глубже постигает его интонационно-выразительную сущность, его конструктивно-композиционные особенности, а в целом – его     эмоционально-образное содержание. Даже не доведя свое исполнение до уровня окончательной технической завершенности, он тем не менее     в полной мере вбирает в себя творческие идеи автора, проникает в глубины его художественно-поэтического замысла. Тем самым музыкальное мышление учащегося, работающего в эскизной манере, вовлекается в широко разветвленную аналитико-синтетическую деятельность.     

При данной форме работы снимается риск негативной оценки         

выступления и возникает возможность других форм оценивания работы     учащегося, направленных на развитие у юных музыкантов самокритичности, одновременно чувства уверенности, защищенности, самостоятельности мыслительной деятельности. Проявление творческой инициативы ученика, самостоятельности воплощает ещё один принцип развивающего обучения, подчеркивающий развитие музыкально- интеллектуальных качеств в русле энергичной, самостоятельной мыслительной деятельности обучающихся.    

Педагогу обычно не хватает времени для работы над какой-то частью материала.  Но это обстоятельство имеет и положительную сторону.  В отношении одной из разучиваемых пьес, наиболее понятной и доступной ученику, педагог вынужден ограничиваться ярким, направляющим указанием, назначением которого является помощь ученику раскрыть содержание произведения, преодолеть небольшие технические трудности. При этом педагогу лучше воздержаться от исполнения всей пьесы. Такой метод называют иногда «полусамостоятельной» работой ученика (термин принадлежит А.П. Щапову) — это форма работы под контролем педагога, 

при которой ученик в большей или меньшей мере проявляет инициативу. Педагог в этом случае берёт на себя функцию наблюдателя и помощника.

Этот плодотворный метод повышает чувство ответственности ученика, вызывает желание оправдать доверие педагога, вместе с тем приносит пользу не только ученику, но и педагогу, побуждая его искать особо меткую, доходчивую форму указаний.  Увлеченность ученика, постепенно развивающееся умение разбираться в музыке сэкономит время и силы педагога и даст ему возможность разнообразно и изобретательно проводить занятия.  Поощрение стремления ученика проявлять свой вкус в трактовке изучаемой музыки укрепит контакт педагога и ученика.

Разумеется, любая форма урока может быть уместной, но опытный и чуткий педагог найдет именно ту, которая лучше всего воздействует на данного ученика в данный момент.

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что эскизная форма работы в классе специального и общего фортепиано является областью наиболее наглядного и эффективного действия принципов развивающего обучения. Развитие слуха, воображения, эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование музыкального интеллекта – все эти задачи на основе эскизного изучения репертуара решаются оптимальными путями. 

Условием результативности эскизной работы учащегося над репертуаром является продуманная, обоснованная методика. Развивающий потенциал данной формы освоения музыкального материала будет реализован в полной мере, если будет определена методика фортепианного урока, принципы подбора репертуара, функции и способы педагогического руководства.                                                                        

                                                                                   

 

                           

 

Список использованной литературы

  1. Баренбойм Л. А.  Вопросы фортепианной педагогики и 

исполнительства – Л., 1969.

  1. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л – М. 1973.
  2. Брянская Ф. Навык игры с листа и принципы его формирования//

    Ребенок за роялем. М., 1981.  

  1. Занков Л.В. Обучение и развитие. М.,1975
  2. Ляховицкая С. Развитие активности, самостоятельности и 

    сознательности учащихся. // Вопросы фортепианной педагогики. 

    М., 1971. вып.3.

  1. Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. Пособие для 

преподавателей, детей и родителей. М.,1995.

  1. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М.,1984.
  2. Фейгин М.Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога – М.,1969
  3. Хохрякова Г. Фортепиано: возможно ли обучение без мучения?

   Екатеринбург,1998.

  1. Цыпин Г.М. Развитие учащегося в процессе обучения игре на 

   фортепиано. М. 1975.