Моделирование как средство развития связной речи

у дошкольников с ОНР

 

       Перспективным направлением  процесса коррекционно-развивающего обучения в группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР является использование наглядного моделирования.

       В современной научно-педагогической литературе моделирование рассматривается как процесс применения наглядных моделей. Научное исследование и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обучения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.

       Использование заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников. У ребенка, владеющего внешними формами замещения и наглядного моделирования (использование условных обозначений, чертежей, схематических рисунков и т. п.), появляется возможность применить заместители и наглядные модели в уме, при их помощи представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, предвидеть возможные результаты собственных действий. Благодаря моделированию дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности.

       Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л. С. Выготского дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного становления и развития личности.

       Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Дети употребляют слова в самых разнообразных значениях, выражают свои мысли не только простыми, но и  сложными предложениями: учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного смысла слова. Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования,  позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи.

       На использовании наглядных моделей основаны многие методы дошкольного обучения. К примеру, метод обучения дошкольников грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным  и  Л.С.Жуковой  предполагает построение и использование наглядной модели (схемы) звукового  состава слова. Данный метод используется в различных модификациях как при обучении нормально развивающихся дошкольников, так и детей дошкольного возраста с нарушениями речи.

      Многие авторы разрабатывают вопросы применения наглядного моделирования для опосредованного решения познавательных задач, формирование представлений о логических отношениях, способности к перспективной абстракции у старших дошкольников при их нормальном развитии. Они придают большое значение формированию графического моделирования в продуктивных видах деятельности детей дошкольного возраста с нормально развитой речью и детей с речевой патологией. 

      Введение наглядных моделей в процесс обучения позволяет логопеду более целенаправленно развивать импрессивную  речь детей,  обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умения использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказ.

       Метод наглядного моделирования способствует:

– закреплению понимания значения частей речи и грамматических категорий;

– развитию понимания логико-грамматических конструкций и целостного речевого высказывания;

– развитию самостоятельного анализа ситуации или объекта и замыслов – идей будущего продукта;

– усвоению принципа замещения (умение обозначать предметы и персонажей рассказов заместителями), передачи события при помощи заместителей;

– овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

– формированию умения сознавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями.

       При этом используемые наглядные модели могут включать стилизованные изображения реальных предметов, символы для обозначения некоторых частей речи («стрелка», вместо глагола, «волнистая линия» вместо прилагательного в моделях предложений и др.); схемы для обозначения основных признаков отдельных видов описываемых предметов, а так же выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования; стилизованные обозначения «ключевых слов» основных частей описательного рассказа. В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей с ОНР. Применение наглядных моделей способствует более точному и прочному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций.  Используя наглядную модель, дети практически усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесенности к продуктам питания; наглядные схемы ориентируют детей на поиск слов  «родственников» в определенном лексико-семантическом поле».

       Применяя наглядные модели, логопед существенно увеличивает эффективность процесса формирования связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Интенсификация такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с ОНР испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи – по сравнению с нормально развивающимися детьми, их рассказы отмечаются непоследовательностью и фрагментарностью, нарушением конечности, наличием аграмматизмов и другими особенностями.

       Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. Она используется в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • Пересказ;
  • Составление рассказов по картине и серии картин;
  • Описательный рассказ;
  • Рассказывание с элементами творчества.

Моделирование состоит из следующих этапов:

– анализ речевого материала;

– перевод его на знаково-символический язык;

– обучение действиям замещения;

– работа с моделью.

       Формирование навыков наглядного моделирования происходит в определенной последовательности с постоянным повышением доли самостоятельного участия дошкольников. При развитии навыков наглядного моделирования решаются следующие дидактические задачи:

– знакомство с графическим способом предоставления информации;

– развитие умения дешифровки модели;

– формирование навыка самостоятельного моделирования.

       В ходе использования приема наглядного моделирования дети знакомятся  с графическим способом предоставления информации – моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

– геометрические фигуры;

– символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

– планы и условные обозначения, используемые в них.

       В качестве символов – заместителей на начальном этапе работы используются геометрические фигуры, своей формой и цветом напоминающие замещаемый предмет. Например, зеленый треугольник – ёлочка, серый кружок – мышонок и т.п. 

       На последующих этапах дети выбирают заместители, без учета внешних признаков объекта. В этом случае они ориентируются на качественные характеристики объекта (злой, добрый, трусливый и т.п.).

       Элементами плана рассказа,  составленного по пейзажной картине, могут служить силуэтные изображения её объектов, как явно присутствующих на картине, так и тех, которые могут быть выделены только по косвенным признакам.

       В качестве символов – заместителей при моделировании творческиз рассказов используются:

– предметные картинки;

– силуэтные изображения;

– геометрические фигуры.

       В начале обучения составления описательного рассказа, предлагаемая логопедом наглядная модель может включать ряд схем, нацеливающих детей на названия основных признаков описываемого предмета. На последующих занятиях педагог учит детей описывать объект, опираясь на модели, включающие ряд наглядных опор, напоминающих каждому ребенку последовательность и характер частей, из которых должен состоять рассказ.

       Постепенно дети учатся составлять план своего высказывания (сначала устно, а затем в «уме») и описывают предметы без помощи наглядных опор. 

       В процессе работы над умением детей составлять рассказ по определенной сюжетной линии логопед может использовать модели, включающие опорные стилизованные картинки, соответствующие основным частям рассказа. Называние предлагаемых логопедом наглядных опор напоминает детям о «ключевых» моментах рассказа и способствует правильному определению последовательности высказывания.

       Приёмы помощи логопеда детям с ОНР на начальных занятиях по составлению сюжетного рассказа могут быть различными: предоставление образца рассказа, использование вопросов различного типа,  совместное составление рассказа, стимулирование детей и самостоятельному придумыванию продолжения (конца, начала) рассказа с опорой на наглядные модели.

       Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет логопеду впоследствии более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.