Сценарий
Досугово- воспитательного мероприятия
«День Народного Единства»
в рамках проекта «Танцы народов России»
Составила:
Никитина Оксана Евгеньевна
педагогом дополнительного образования. Хореограф.
г. Истра, 2024 год
Цель:
- Познакомить детей с русским танцем.
- Познакомить детей с историей появления платочка в танце.
- Познакомить детей с историей возникновения первой гармошки на Руси.
- Познакомить с культурой народов России.
- Познакомить с обычаями, обрядами и национальными играми Башкирского и Татарского народов.
Задачи:
- Развитие танцевального творчества, формирование навыков выразительности движений при исполнении танцев, координации движений;
- Формирование танцевального творчества по средствам подбора движений, мимики, жестов.
Результаты мероприятия: формирование представления о народах России и овладение учащимися танцевальными движениями национальных танцев.
Слайд 1. День народного единства
Трек 0. . Под музыку дети входят в зал и садятся на стульчики.
Ведущая: Здравствуйте Сегодня наш праздник посвящен ДНЕ и по традиции исполним гимн России. Под государственный гимн Российской Федерации СМИРНО!
Трек 1. (гимн РФ)
В: Дорогие ребята, 4 ноября с 2005 года отмечается праздник «День народного единства», который объединяет все народы России. В этот день установлен день воинской славы России. А что же это за праздник ДНЕ, давайте узнаем из следующего видео. Внимание на экран.
Слайд 2. Видео о празднике ДНЕ.
Слайд: 3. День народного единства
В: Дорогие ребята, из нашего фильма Вы узнали, что на огромной территории нашей страны проживают очень много разных народов.
У этих народов свои традиции, обычаи, игры и танцы. А также есть свои национальные костюмы и элементы костюма и с некоторыми из них, я бы хотела вас сегодня познакомить.
Слайд 4. Русский танец
В: Сегодня мы погрузимся в мир русского танца, исследуя его великолепное разнообразие и уникальные черты. Хочу познакомить вас с изящными нюансами исполнения русских народных танцев, в которых нежный платочек становится не только атрибутом, но и важным инструментом общения и выражения.
В: Для того, чтобы лучше понять, откуда взялась традиция иметь при себе небольшой платок, я предлагаю вам обратить внимание на экран.
Слайд 5. Русский платок
Традиционный платочек или, как называли его в старину, «ширинка» – неотъемлемая часть женского праздничного национального костюма.
Данное название произошло от слова «ширина».
Слайд 6.
Платки богато украшались вышивкой серебряными, золотыми или цветными нитями. Мотивы использовались разнообразные: птицы, кони, изображения древа жизни, растительные мотивы.
Девушки вечерами вышивали его для близких. Платочек был и предметом подарка. Из этого следует, что платочком очень дорожили.
Слайд 7.
Платочек органично вошел в русский народный танец, и все пляски, хороводы стали исполняться девушками и женщинами с платочком.
В игровых хороводах разыгрываются сцены, в которых платочек служит своеобразным символом, он может изображать постель, подушечку и многое др.
В: И я предлагаю ребятам из 4 группы станцевать веселый и озорной танец с платочками. Слайд 8 . Трек 2 (выход детей на танец) Трек 3 (танец с платочками). После танца сели на стульчики.
В: Вот такой и озорной танец получился у ребят.
В: На Руси любые праздники, события, сбор урожая сопровождались песнями и танцами. Одним из видов таких танцев являлся хоровод. А в хороводах с песнями могут изображаться работа и быт крестьянина, смена времён года, традиционные обряды.
Так и возник хоровод «Вейся, вейся, капуста».
Чтобы кочаны завивались, на Троицу в лесу завивали берёзку, пели, прыгали и кружились — исполняли обрядовый танец «на капусту», водили хороводы, чтобы капуста вилась.
И ребята сейчас из 6 группы станцуют нам хоровод «Вейся капуста»
Трек 4. (танец «Вейся капуста».) Слайд 9. После танца дети сели на стульчики.
Слайд 10. Карта России с народами.
В: Посмотрите ребята на карту. Вот так выглядит наша Россия на Земле. На ее территории проживают более 180 народов. Это ,,, Русские, Чуваши …
Слайд 11. Карта России
Предлагаю познакомится с традициями, обычаями… Татарского народа. (показать на карте)
Танцам в Татарстане характерны светлые и добрые замыслы. Это связано с тем, что танец создавался, прежде всего, для разнообразных празднований, например, для свадеб, для приезда гостей, даже для покупки нового коня или постройки жилища.
(приглашаю ребят на центр зала в татарских костюмах).
Обязательным украшением народных татарских танцев являются соответствующие костюмы.
Посмотрите какие яркие и интересные костюмы, у татарского народа. Одним из элементов костюма является Тюбетейка. И я приглашаю вас поиграть в народную игру «Тюбетейка». Слайд 12. Трек 5.
Дети становятся в круг. Под национальную музыку они по очереди надевают тюбетейку на голову рядом стоящего ребёнка. Музыка прекращается, на ком останется тюбетейка, тот выходит в центр круга и танцуют под национальную татарскую музыку. (После игры садятся на стульчики.)
Трек 6. (Звук гармошки)
Ведущий: Ой, а что это за звук? Отвечают дети.
Правильно. Это играет русская гармошка. Ребята, а вы знаете откуда появилась первая гармонь на Руси? Давайте посмотрим на экран. Слайд 13. Видео.
Слайд 15. Русская гармошка.
В: вот сколько много мы узнали о гармошке. И я приглашаю ребят из 5 группы станцевать танец, который так и называется
«Заиграй гармошка». Трек № 7 (выход на танец.) Трек № 8 (танец «Заиграй гармошка»). После танца дети сели на стульчики
В: Молодцы ребята.
Слайд 15. Карта России
В: Давайте еще раз посмотрим на карту. На территории России есть такая республика, которая называется Башкортостан. А народ, который там проживает – Башкиры. Ребята, у народа Башкирии есть свои обычаи и традиции. А еще они любят танцевать и петь. Башкирскими танцами мы с вами уже познакомились на прошлых занятиях.
В: Весной, когда заканчиваются на полях посевные работы, башкиры празднуют народный праздник «Сабантуй», где можно услышать их мелодичные песни о родном крае, о своих близких. На этот праздник башкиры надевают свои национальные костюмы и исполняют народные танцы и играют в башкирские национальные игры.
В: Ребята, а вы любите играть? (ответ детей)
В: а я хочу с вами поиграть в башкирскую народную игру «Юрта». Слайд 16. Трек 9.
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из них, которых образует круг по углам площадки В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята,
соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
и помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята обычным шагом перемещаются в общий круг. По окончанию музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают в виде шатра (крыши)- получается юрта. (играют 2-3 раза). После игры сели на стульчики.
В: Наша страна сильна и едина, в ней живут разные народы и все они связаны одним словом ДРУЖБА или Россия! И ребята из 5 группы сейчас заведут «Хоровод Дружбы». Слайд 17. Народы РФ. Трек 10 («Хоровод Дружбы»).
В конце танца остаются на центре зала.
Слайд 18. ДНЕ. Ведущая в центре зала.
Ведущая:
Еврей и тувинец, бурят и удмурт,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
И этим гордиться должны мы друзья.
Россией зовется общий наш дом,
Пусть будет уютно каждому в нем.
Любые мы трудности вместе осилим
И только в единстве сила России.
В: И я приглашаю всех детей на общий танец. Воспитатели раздают детям флажки РФ. Трек 11. (Я, ты, он, она – вместе дружная семья)
В конце праздника ведущая приглашает всех участников на общее фото.