Технологическая карта ОД по художественно-эстетическому развитию в Старшей возрастной группе
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие
Тема занятия: Ёж
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: создание сюжетно-тематической композиции из геометрических фигур (треугольников, полосок, кругов), использую выразительные средства
Задачи занятия:
Образовательные:
- Учить предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные детали разной формы (треугольник, полоски); аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на бумагу; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой, создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм
- Учить вырезать одинаковые детали для аппликации
- Закреплять умение создавать изображения, разрезая бумагу на короткие полоски, вырезая круги и овалы из прямоугольника
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, творческое воображение, чувство цвета, формы, пропорции и композиции
- Развивать композиционные умения, располагать объекты чтобы они не загораживали друг друга
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к объектам природы и аппликации,
- Воспитывать аккуратность
- Продолжать совершенствовать умение радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения
Планируемый результат занятия: по поставленным задачам
Знания | Умения | Отношение |
|
|
|
Материалы и оборудование: кисточки для клея, салфетки, клей ПВА, бумага цветная, цветня бумага разлинованная, картон цветной, ножницы, гербарий, иллюстрация ежа.
Программно – методическое обеспечение: «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.
Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Методы, приёмы | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Весна пришла по снежному,
По влажному ковру, Рассыпала подснежники, Посеяла траву. Барсучьи семьи к сроку Из норок подняла, Березового соку Ребятам раздала. В берлогу заглянула: – А ну, вставай, медведь! – На веточки дохнула – Пора зазеленеть! Теперь весна-красавица Зовет со всех концов Гусей, стрижей и аистов, Кукушек и скворцов. Автор: К. Кубилинскас Ребята, о каком времени года это стихотворение? Да, правильно, о весне. весна — это время года, когда природа после долгой холодной зимы просыпается. Как же она готовится? – дни становятся длиннее, распускаются почки, птицы улетают прилетают с юга, часто светит солнце, дует теплый ветер, тает снег Звери тоже просыпаются ото сна. Об одном из них мы немножко поговорим. Он живет в лесу дремучем, Сам он круглый и колючий. Угадайте, это кто же? Ну, конечно, это… Правильно, ежик. Посмотрите на фотографию, расскажите, как выглядит ежик. (Показ фото ежа). Тело ежа приземистое с коротким, малозаметным хвостом. Ноги короткие. Голова клиновидной формы с вытянутым носиком. Спинка и бока унизаны иголками, остальная часть тела покрыта короткими грубыми волосками. Для чего ежику нужны колючки? Правильно, иголки служат ежу для защиты. А еще для чего? Яблоки ежик на спинке не носит, а вот с помощью иголок он свою норку на зиму обустраивает. |
Внимательно слушают и отвечают на вопросы | Прием привлечения внимания
Художественное слово
|
Сосредотачивают внимание, проявляют интерес |
Основной этап | |||||
Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Ребята, нам с вами из леса пришло послание на листочке, от ёжика, давайте скорее его прочитаем! «Дорогие друзья, всем здравствуйте, проснулся от спячки, а в норке так пусто, обустроил я себе норку, перетащил туда листья, припасы, но стены пустуют, хочу туда повесить свой портрет, сможете мне его сделать? Да так, чтобы было видно какие у меня иголки!» | Внимательно слушают и отвечают на вопросы | Создание проблемной ситуации
Формулировка проблемного вопроса |
Принимают проблемную ситуацию, понимают проблемный вопрос, высказывают предположения |
Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о… | Ребята, поможем ёжику?
А как мы с вами можем это сделать? А сможем аппликацией изобразить ёжика? Какой формы ёжик? Какого цвета? Чем покрыто тело ёжика? Как вы думаете, каким способом можно сделать иголки? Из пластилина, из семечек, из бумаги. Способов много. Мы будем делать иголки из полосок бумаги в форме капли. Такими капельками- «иголками» мы покроем все туловище. Прежде чем приступить к работе, разомнем наши пальчики. Пальчиковая гимнастика «Ежик колкий». Ежик, ежик колкий, (Пальцы двух рук сплетены в замок) Покажи иголки. (Движения кистями вправо-влево) Вот они. Вот они. Вот они. (Пальцы выпрямляются, кисти сложены в замок) Ежик, ежик колкий, (Движения кистями вправо-влево с выпрямленными пальцами) Спрячь свои иголки. Раз, и нет иголок. (Пальцы складываются в замок) |
Внимательно слушают и отвечают на вопросы, выполняют задания | Объяснение выполнения заданий
Вопросы: сколько? как посчитать? Равное ли количество? Динамическая пауза |
Расширяют имеющиеся представления, актуализируют опыт (о чем?) |
Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | Давайте выберем вон для будущего портрета, каких цветов он будет? Будет он темным? Нет. А почему? Правильно, чтобы в норке было не мрачно и ёжика было видно на картине. Возьмём с вами шаблоны тела ежа, у каждого они есть? Накладываем наш шаблон на бумагу и обводим его на бумаге карандашом по контуру, у всех получилось? А теперь берем ножницы и аккуратно вырезаем наш силуэт по контуру, не торопимся, вырезаем красиво, поднимите ваши вырезанные фигуры, какие они у вас красивые.
Берем с вами кисточку для клея и клеем промазываем нашу фигуру с не цветной стороны, промазываем хорошо, чтобы будущий ежик не убежал с нашей картины, намазали и приклеиваем по середине листа, все намазали и приклеили? Теперь протираем кисточку от клея, чтобы она не засохла. Сделаем «иголки». Возьмем черную бумагу, где прочерчены линии, снова возьмем ножницы и вырежем по линиям наши будущие иголки, вырезаем с вами наши полоски теперь два края полоски складываем вместе, чтобы получилась капелька, теперь склеиваем кончики, смазав один из них клеем и свернув в виде капли. У всех получается? Наклеиваем «иголки» на силуэт ежа, начиная с задней части, не делаем большое расстояние между иголками, но и маленькое тоже, вот какой красивый ёжик, думаю готово, или чего-то не хватает? Сделаем глаз и нос (дети самостоятельно выбирают способ изготовления). Ребята, кажется картина немного скучновата, как мы можем сделать её интересней? А сможем мы приклеить листочки с деревьев? Словно наш ёжик только проснулся и пошёл на прогулку по стары м листочкам? Чтобы наша картинка ожила? Вот вам листочки, выбирайте какие нравятся больше, намазываем кисточкой клей, все края промазываем, чтобы не улетели листья. Аккуратно приклеиваем наши листья, где они у нас будут? Под лапками ежа будут? Будут они падать на ежа? |
Внимательно слушают, выполняют указания воспитателя, активно принимают участие в творческой деятельности, отвечают на вопросы | Вопросы, объяснение, наблюдение, упражнения, показ, | Овладевают способами решения проблемы (какой) |
Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Сегодня вы познакомились с лесным зверьком – ежом. Вы хорошо поработали. Ежики у всех получились разные, но у всех забавные и колючие. Теперь с такими иголками ему не страшны ни волк, ни лиса и норка его будет очень красивой, будет всем показывать свой портрет.
Понравилось вам делать портрет для ежа? А как мы его делали. Кто помнит? А как делали иголки? Сложно было? Молодцы, вы очень творческие и отзывчивые! |
Подводят итоги совместно с воспитателем | Подведение итога (по задачам)Оценка деятельности детей (по решению поставленных задач) | Обобщают полученные представления (о чем?), оценивают деятельность |
Технологическая карта ОД по художественно-эстетическому развитию в Старшей возрастной группе
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие
Тема занятия: гуси лебеди
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: создание сюжетно-тематической композиции из геометрических фигур (треугольников, полосок, кругов), использую выразительные средства
Задачи занятия:
Образовательные:
- Учить предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные детали разной формы (треугольник, полоски); аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на бумагу; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой, обрывать полоску бумаги соответствующей длины; создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм
- Учить вырезать одинаковые детали для аппликации
- Закреплять умение создавать изображения, разрезая бумагу на короткие полоски, вырезая круги и овалы из прямоугольника
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, творческое воображение, чувство цвета, формы, пропорции и композиции
- Развивать композиционные умения, располагать объекты чтобы они не загораживали друг друга
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к объектам природы и аппликации,
- Воспитывать аккуратность
- Продолжать совершенствовать умение радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения
Планируемый результат занятия: по поставленным задачам
Знания | Умения | Отношение |
|
|
|
Материалы и оборудование: цветная бумага, картон, ножницы, кисточки, клей, листья
Программно – методическое обеспечение: «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.
Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Методы, приёмы | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | – Мимо птицы пролетали,
И ребяток увидали. К нам в окошко залетели И на столик к нам присели.(показывает картину «Птички улетают на юг» – А какое сейчас время года? (весна). – А гуси какие птицы -зимующие или перелетные? (перелетные) – Значит им пора возвращаться с юга |
Внимательно слушают и отвечают на вопросы | Прием привлечения внимания
Художественное слово
|
Сосредотачивают внимание, проявляют интерес |
Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | – Ребята, а почему птицы улетают на юг? (Осенью насекомые прячутся, птицам нечем питаться, поэтому они улетают. Становится холодно. Водоемы замерзают). – А каких еще перелетных птиц вы знаете? (ласточка, стриж, аист, утки, гуси…).– Скажите, а гуси уже могут возвращаться в родные края? – Надо срочно отправлять им письмо, чтобы они поняли, уже можно вернуться домой, ведь тут потеплело! – А гуси улетаю по – одному или стаей? (стаей) |
Внимательно слушают и отвечают на вопросы | Создание проблемной ситуации
Формулировка проблемного вопроса |
Принимают проблемную ситуацию, понимают проблемный вопрос, высказывают предположения |
Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений | Ребята, а как нам гусям сообщить, что уже весна, чтобы они поняли?
Да, мы можем нарисовать, слепить, а сможем мы им аппликацию сделать? А что мы на ней изобразим, чтобы они нас поняли? Гусей, которые летят по небу, над зелеными деревьями, а сможем мы изобразить полёт? Тогда нам нужно скорее приступать, но с начало разомнемся Физминутка «Гуси» Гуси летят, крыльями машут |
Внимательно слушают и отвечают на вопросы, выполняют задания | Вопросы, динамическая пауза, показ | Расширяют имеющиеся представления, актуализируют опыт |
Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | Присаживайтесь на свои места, скажите, что нам нужно для работы?
Бумага, картон, кисточки для клея, клей, салфетки и хорошее настроение – Посмотрите на картину еще раз. Что на ней изображено? (лес, лебеди, облака) Все выбрали? Тогда отложим в сторону наш фон, сейчас у нас будет очень сложная, но интересная работа, нам нужно вырезать с вами деревья, но сделаем мы это с помощью вырезывания гармошкой, возьмем с вами зелёную бумагу, теперь складываем длинную сторону к другой длинной стороне, сгибаем, проглаживаем сгиб, разгибаем, что получилось? Два прямоугольника, разрезаем по линии сгиба, аккуратно, у всех получилось? Откладываем один прямоугольник, нам с вами нужен один, теперь складываем прямоугольник, короткую сторону к короткой, получился маленький прямоугольник, и мы снова складываем короткие стороны прямоугольника, проглаживая все сгибы, развернем, посмотрите у нас теперь прямоугольник поделен на ровные части. Нам нужно сделать гармошку, для этого кладём наш прямоугольник на стол, по линии сгиба от себя сгибаем часть прямоугольника, переворачиваем на другую сторону прямоугольник, снова от себя сгибаем по линии сгиба часть прямоугольника, и так пока у нас не кончится гармошка, у всех получается, складываем ровно, проглаживаем сгибы, все сделали? Я пройду посмотрю! Молодцы, теперь посмотрите на нашу гармошку, одной стороны у нас один сгиб, правильно? А с другой? А с другой два сгиба, где у нас два сгиба мы с той стороны будем рисовать, кладём перед собой нашу гармошку, берем карандаш и со стороны, где 2 сгиба рисуем дерево, посмотрите, как я рисую, деревья у нас с листьями, рисуем более округлую форму. Теперь берем кисточку для клея, макаем немного в клей, и промазываем наши деревья, аккуратно, со всех краёв, много клея не берите на кисточку, теперь приклеиваем на картон, который мы выбирали в начале, где деревья растут? На земле. Значит и приклеиваем внизу листа, по длинной стороне. Теперь будем вырезать лебедей, лебеди летают стаями? Нам значит будет мало одного лебедя? Сколько у тебя будет лебедей Ваня? Три? Очень хорошо, а у тебя Маша? Пять? Какая у тебя большая будет стая, а уместится ли она на нашей открытке? Давайте я покажу вам как вырезать лебедей, возьмем с вами белую бумагу, нам нужно сделать из нее квадрат, складываем длинную сторону к короткой, чтобы получился треугольник, но у нас остался прямоугольник, мы с вами его согнем в другую сторону, чтобы получился сгиб, и теперь нам будет проще его отрезать, у нас в руках теперь треугольник, развернем его и получается, что? Правильно, квадрат! Его мы складываем пополам, проглаживаем линию сгиба, кладём перед собой берем карандаш и по линии сгиба рисуем нашего лебедя, клюв, олова, туловище крыло и хвост, шею рисуем длинную, крылья размашистые, чтобы лебеди до нас долетели! Берём ножницы и вырезаем по рисунку, у всех получается? Давайте определимся у кого в какую сторону будут лететь лебеди? У меня будут лететь налево, у вас могут лететь направо приложим наших вырезанных лебедей, чтобы потом мы их приклеили, разгибаем нашего лебедя, и промазываем с вами одну нижнюю сторону, до сгиба, промазываем хорошо, все кря, чтобы во время транспортировки на нашем письме ничего не отклеилось. Намазали клеем и приклеиваем сверху деревьев, какие у вас красивые у всех стаи лебедей, но мне кажется чего-то не хватает на нашей открытке, ребята давайте вместе посмотрим, чего не хватает! Правильно, облаков, давайте с вами вырежем облака возьмем с вами белую бумагу, нам нужно сделать из нее квадрат, складываем длинную сторону к короткой, чтобы получился треугольник, но у нас остался прямоугольник, мы с вами его согнем в другую сторону, чтобы получился сгиб, и теперь нам будет проще его отрезать, у нас в руках теперь треугольник, развернем его и получается, что? Правильно, квадрат! Его мы складываем пополам, проглаживаем линию сгиба, кладём перед собой берем карандаш и по линии сгиба рисуем облако, как мы рисуем облако? Вырезаем наше облако, расправляем, промазываем клеем и приклеиваем на пустые места, чтобы картина была более завершённой. Какие красивые картины, но с лебедями что-то не так, действительно, ребята, мы забыли нарисовать глаза и клюв. Давайте возьмем цветные фломастеры и нарисуем глаз и разукрасим клюв, если кто-то хочет у деревьев может нарисовать веточки |
Выполняют указания воспитателя. Отвечают на вопросы | Вопросы, объяснение, наблюдение, упражнения, показ, | Овладевают способами решения проблемы |
Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | – Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась! Лебеди получат нашу открытку и сразу поймут, что можно возвращаться домой, ведь тут весна, тепло и светит солнце.
Ребята, а что мы изображали на картине? Лебедей, а как мы их вырезали? А что мы вырезали так е? облака А как мы вырезали лес? Сложно было вырезать лес? У Лены были затруднения, она не смогла сначала правильно сложить и вырезать лес, но мы ей показали и теперь она знает, как это делать, а у Игоря очень красивые и аккуратные лебеди, давайте положим наши открытки на стол, чтобы они высохли и ими любовались наши гости, а потом мы отправим их лебедям. |
Подводят итоги совместно с воспитателем | Подведение итога (по задачам)
Оценка деятельности детей (по решению поставленных задач) |
Обобщают полученные представления оценивают деятельность |
Технологическая карта ОД по художественно-эстетическому развитию в Старшей возрастной группе
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие
Тема занятия: скворечники
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: создание сюжетно-тематической композиции из геометрических фигур (треугольников, полосок, кругов), использую выразительные средства
Задачи занятия:
Образовательные:
- Учить предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные детали разной формы (треугольник, полоски); аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на бумагу; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой, обрывать полоску бумаги соответствующей длины; создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм
- Учить вырезать одинаковые детали для аппликации
- Закреплять умение создавать изображения, разрезая бумагу на короткие полоски, вырезая круги и овалы из прямоугольника
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, творческое воображение, чувство цвета, формы, пропорции и композиции
- Развивать композиционные умения, располагать объекты чтобы они не загораживали друг друга
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к объектам природы и аппликации,
- Воспитывать аккуратность
- Продолжать совершенствовать умение радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения
Планируемый результат занятия: по поставленным задачам
Знания | Умения | Отношение |
|
|
|
Материалы и оборудование: цветная бумага. Картон, клей, кисточки, ножницы, карандаш
Программно – методическое обеспечение: «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.
Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Методы, приёмы | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Всем здравствуйте! Ребята давайте посмотрим в окно, что мы с вами видим? Солнце светит, распускаются почки, какое время года сейчас? Правильно, весна! А что у нас происходит весной? Солнце светит ярко, тепло, тает снег, трава зеленеет, просыпаются животные, которые были в спячке, а что с птицами? Они возвращаются с юга, какие птицы у нас улетали?
Они прилетают, им нужно выводить потомство, а где они это будут делать? В гнёздах, а где еще? В скворечниках, кто живет в скворечнике? В них живут маленькие птицы, послушайте стихотворение Самый первый день весенний Завтра по календарю. Вместе с папой в воскресенье Я скворечник мастерю. Снег ещё лежит повсюду, На реке сверкает лёд, Но случится скоро чудо: Всё проснётся оживёт. Землю солнышко согреет, И отступят холода, В тёплом месяце апреле Прилетят скворцы сюда. Домик новенький отыщут, — Сразу надо осмотреть. Всей семьёй займут жилище, От восторга станут петь. С папой доску я строгаю, — Хорошо работать мне! Я свищу и напеваю, Размышляя о весне. (Парошин Андрей) |
Внимательно слушают и отвечают на вопросы | Прием привлечения внимания
Художественное слово
|
Сосредотачивают внимание, проявляют интерес |
Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Ребята мне на телефон пришло голосовое сообщение от птиц, давайте послушаем!
Ребята, вы поняли, о чем говорили птицы? Конечно, мы не понимаем, они же не говорили на понятном нам языке они свистели и чирикали, а как нам понять их? Давайте попросим их что бы они сказали более понятно или написали в сообщении. Ребята, вот птицы ответили нам. Теперь мы услышали, что хотели нам сказать птицы, о чем они нас попросили? Они попросили сделать для них скворечники, чтобы они вырастили птенцов, когда прилетят. |
Внимательно слушают и отвечают на вопросы | Создание проблемной ситуации
Формулировка проблемного вопроса |
Принимают проблемную ситуацию, понимают проблемный вопрос, высказывают предположения |
Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений | А как мы сможем им помочь?
Как нам сделать для птиц скворечники? Нарисуем. Слепим, склеим, построим, как много решений, мне очень нравится идея Алёши, давайте мы сделаем скворечники из бумаги с помощью аппликации, а где будет скворечник? На дереве, а дерево будет с листьями или нет? С листьями, конечно, у нас же весна, всё расцветает. А что нам для этого потребуется? Бумага, картон, ножницы, клей, кисточки! А какие цвета у нас будут использоваться? Зеленый, коричневый, и белый, а вот зачем он нам узнаем сейчас, когда будем строить скворечники. Поможем? Тогда прежде чем начнем, давайте разомнём наши пальчики им предстоит долгая работы Скворечник. Скворец в скворечнике живет. И песню звонкую поет. С наступлением весны, Птицы прилетают. Возвращаются скворцы, Работяги и певцы. А грачи у лужицы. Шумной стайкой кружатся. Журавли летят торопятся. А малиновка и дрозд, Занялись устройством гнезд. |
Внимательно слушают и отвечают на вопросы, выполняют задания | Объяснение, динамическая пауза, вопросы, наблюдение, показ | Расширяют имеющиеся представления, актуализируют опыт |
Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | Выберем с вами картон, какого цвета он будет? Голубого, синего, как небо!
Теперь возьмем с вами белую бумагу, сложим ее пополам, с длинных сторон. Проглаживаем край сгиба, раскрываем, видим теперь сгиб? Берем ножницы и аккуратно, по линии сгиба разрезаем, у нас получилось два прямоугольника? Возьмем еще один белый лист бумаги и сделаем то же самое! Возьмем один прямоугольник, и на длинный край нанесем клея, возьмем кисточку, макнем её в клей, много не берм, промазываем клей, промазали? Сейчас, ту сторону, на которой нет клея мы будем скручивать, чтобы было удобнее, сторону, промазанную клеем, переверните от себя, а без клея край к себе, скручиваем от себя трубочкой лист доходим до кря с клеем, и скручиваем по нему, так наше будущее дерево не раскрутится! Теперь делаем тоже самое с другими прямоугольниками. У нас с вами получилось четыре дерева. Но что это за деревья, белые такие? Это березы, правильно, но чего им не хватает? Полосок, возьмем с вами фломастер, и нарисуем березкам черные штрихи. Ребята. А что у деревьев весной есть? Листья. Нам нужно с вами вырезать листья, нам потребуется много листьев, а как нам это сделать, не будем же мы вырезать каждый листочек отдельно, это займет много времени! Правильно, гармошкой! Возьмем с вами зелёную бумагу, теперь складываем длинную сторону к другой длинной стороне, сгибаем, проглаживаем сгиб, разгибаем, что получилось? Два прямоугольника, разрезаем по линии сгиба, аккуратно, у всех получилось? Откладываем один прямоугольник, нам с вами нужен один, теперь складываем прямоугольник, короткую сторону к короткой, получился маленький прямоугольник, и мы снова складываем короткие стороны прямоугольника, проглаживая все сгибы, развернем, посмотрите у нас теперь прямоугольник поделен на ровные части. Нам нужно сделать гармошку, для этого кладём наш прямоугольник на стол, по линии сгиба от себя сгибаем часть прямоугольника, переворачиваем на другую сторону прямоугольник, снова от себя сгибаем по линии сгиба часть прямоугольника, и так пока у нас не кончится гармошка, у всех получается, складываем ровно, проглаживаем сгибы, все сделали? Я пройду посмотрю! Молодцы, теперь посмотрите на нашу гармошку, рисуем по середине гармошки лист, рисуем с закруглением, но вверху и снизу он острее, получились листики? Теперь вырезаем их с вами, сколько у нас листиков теперь? Мне кажется для четырех берез маловато, сделаем из второго зеленого прямоугольника тоже листья, таким же способом. Далее займемся созданием скворечника. Для этого воспользуемся коричневым картоном, из него сначала вырезаем прямоугольник, а затем его верхнюю сторону срезаем симметрично под углом, чтобы получился домик, чего не хватает? Крыши, оформим её с помощью гофрированного картона коричневого цвета. Из него вырезаем пару полосок, давайте отмерим линейкой прикладываем линейку и ищем цифру 3, ставим отметку карандашом и вырезаем. Одну приклеиваем снизу скворечника, промазываем все края, а другую полоску складываем пополам, проглаживаем сгиб, расправляем и разрезаем по линии сгиба, из этих двух полосок делаем крышу, прикладываем их к сторонам крыши, в на хлёст и приклеиваем. Нам не хватает с вами окошка, в которое будут залетать птицы, я выдам вам жёлтые квадраты, нужно из них сделать круг, Кристина, как нам вырезать из квадрата круг? Обрезаем углы, закругляя, молодцы вырезали окошко, теперь промазываем клеем с не цветной стороны и приклеиваем по центру скворечника! Теперь отложим скворечник, чтобы он высок, берем голубой картон, который мы выбирали в начале кладём перед собой вертикально и будем приклеивать листья, намазываем каждый лист с не цветной стороны, промазываем все края, но много клея не берем, и аккуратно приклеиваем по всему листу, но оставьте 3 листика, не клейте их, они потом будут на березке, как красиво вы расположили листья, приклеим березки, намазываем с одой стороны ствола клеем, по всей длине и приклеиваем, так поступаем и с остальными, и те 3 листика, которые мы оставили приклеим с вами на березы, ну вот и всё, готово, или мы что-то забыли? Мы забыли скворечник, переворачиваем окошком вниз и промазываем все детали, промазываем все края, и приклеиваем на деревья, которые вам больше хочется. |
Выполняют указания, отвечают на вопросы | Вопросы, объяснение, наблюдение, упражнения, показ, | Овладевают способами решения проблемы (какой) |
Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Ребята, какие мы молодцы, мы построили скворечник, а кому мы его строили? Как думайте понравится он им? А что мы еще делали? А как мы вырезали листья?
У Алёны получились слишком толстые березы, но зато на них может висеть очень большой скворечник. А у Саша очень аккуратно вырезаны и приклеены листья, если вам понравилось наше занятие. То приклейте на свою работу бабочек, если нет, то пчелок. Если вы приклеили, то давайте оставим наши работы на столе, они полностью высохнут, я отправлю по почте птицам, и они выберут себе скворечники! |
Подводят итоги совместно с воспитателем | Подведение итога (по задачам)
Оценка деятельности детей (по решению поставленных задач) |
Обобщают полученные представления, оценивают деятельность |
Технологическая карта ОД по художественно-эстетическому развитию в Старшей возрастной группе
Образовательные области: художественно-эстетическое развитие
Тема занятия: подснежники
Возрастная группа: старшая
Цель занятия: создание сюжетно-тематической композиции из геометрических фигур (треугольников, полосок, кругов), использую выразительные средства
Задачи занятия:
Образовательные:
- Учить предварительно выкладывать на листе бумаги приготовленные детали разной формы (треугольник, полоски); аккуратно пользоваться клеем: намазывать его кисточкой тонким слоем на бумагу; прикладывать стороной, намазанной клеем, к листу бумаги и плотно прижимать салфеткой, создавать в аппликации на бумаге разной формы предметные и декоративные композиции из геометрических форм
- Учить вырезать одинаковые детали для аппликации
- Закреплять умение создавать изображения, разрезая бумагу на короткие полоски, вырезая круги и овалы из прямоугольника
Развивающие:
- Развивать мелкую моторику, творческое воображение, чувство цвета, формы, пропорции и композиции
- Развивать композиционные умения, располагать объекты чтобы они не загораживали друг друга
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к объектам природы и аппликации,
- Воспитывать аккуратность
- Продолжать совершенствовать умение радоваться достигнутому результату, замечать и выделять выразительные решения
Планируемый результат занятия: по поставленным задачам
Знания | Умения | Отношение |
|
|
|
Материалы и оборудование: цветная бумага, клей, кисточки, ножницы, вата.
Программно – методическое обеспечение: «Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под. ред. Н. Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. М.
Этапы занятия | Задачи этапа | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность детей | Методы, приёмы | Планируемые результаты |
Организационно-мотивационный этап | Организация направленного внимания и формирование интереса у детей к теме занятия | Ребята, послушайте мою загадку:
Прорастает сквозь снежок, К солнечным лучам цветок, Маленький и нежный Беленький …(подснежник). Ребята, про какой подснежник говорится в этой загадке? А вы знаете, что подснежниками называют разные весенние первоцветы, в том числе и растения голубого цвета. Но настоящие подснежники всегда белые. |
Внимательно слушают и отвечают на вопросы | Прием привлечения внимания
Художественное слово
|
Сосредотачивают внимание, проявляют интерес |
Этап постановки проблемы | Создание проблемной ситуации, формулировка проблемы в доступной для детей форме | Ребята, вчера мне на почту пришло сообщение, от падчерицы из сказки «12 месяцев», помните сказку? Давайте я его вам прочитаю!
«Дорогие друзья, пишу вам с просьбой о помощи, мачеха послала за подснежниками, а они еще не расцвели, лютые морозы не дают им пробиться из-под снега, помогите мне, вырастите для меня подснежники!» Какой ужас, ребята! Как же нам помочь? Что нам для этого потребуется? Поможем? |
Внимательно слушают и отвечают на вопросы | Создание проблемной ситуации
Формулировка проблемного вопроса |
Принимают проблемную ситуацию, понимают проблемный вопрос, высказывают предположения |
Этап ознакомления с материалом | Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний и представлений о… | Ребята, а кто помнит, какой снег весной?
Правильно. Давайте, ребята, попробуем описать подснежник. У подснежника тонкий стебелек. Лепестки у него белые, овальной формы. Листья у подснежника длинные, светло-зеленого цвета. Воспитатель показывает образцы работ, уточняет представление детей об особенностях внешнего вида подснежника. Ребята, а какие цвета нам понадобятся для подснежника? Пальчиковая гимнастика: К нам Весна лишь заглянула — В снег ладошку окунула И расцвел там нежный, Маленький подснежник |
Внимательно слушают и отвечают на вопросы, выполняют задания | Вопросы, показ, наблюдение, динамическая пауза
|
Расширяют имеющиеся представления, актуализируют опыт |
Этап практического решения проблемы | Овладение действиями, способами решения проблемы | Я вам выдаю фон для наших подснежников, какой он форму? Круглой, да, а цвета? Голубого, молодцы!
Откладываем его в сторону, берем светло-зелёный лист бумаги, линейку и карандаш и от узкого края листа прочерчиваем по линейке семь тонких полосок и вырезаем их! Откладываем в сторону Работаем с тем же листом бумаги, теперь складываем длинную сторону к другой длинной стороне, сгибаем, проглаживаем сгиб, разгибаем, что получилось? Два прямоугольника, разрезаем по линии сгиба, аккуратно, у всех получилось? Откладываем один прямоугольник, нам с вами нужен один, теперь складываем прямоугольник, короткую сторону к короткой, получился маленький прямоугольник, и мы снова складываем короткие стороны прямоугольника, проглаживая все сгибы, развернем, посмотрите у нас теперь прямоугольник поделен на ровные части. Нам нужно сделать гармошку, для этого кладём наш прямоугольник на стол, по линии сгиба от себя сгибаем часть прямоугольника, переворачиваем на другую сторону прямоугольник, снова от себя сгибаем по линии сгиба часть прямоугольника, и так пока у нас не кончится гармошка, у всех получается, складываем ровно, проглаживаем сгибы, все сделали? Я пройду посмотрю! Молодцы, теперь посмотрите на нашу гармошку, возьмем карандаш и по середине рисуем листик, вырезаем, получились листики? Сколько у нас листиков теперь? Мне кажется маловато, сделаем из второго зеленого прямоугольника тоже листья, загибаем длинный край и рисуем половинку листика, влезет на сгиб еще один такой листик? Вырезаем! Теперь снова сгибаем и еще рисуем половинки листиков и вырезаем, а я пройду и посмотрю как у вас получается! Теперь у нас есть с вами листья для подснежников, давайте приклеим их, берем тоненькие полоски, которые мы вырезали первыми и приклеиваем их по всей плоскости круга! Промазываем тонким слоем клея, но не всю полоску, только половину и приклеиваем, пока сохнут полоски, берем листья и ножницами проводим по краю листа, чтобы он немного завернулся, смотрите как я показываю, но делайте это аккуратно, чтобы листок не порвался. Теперь перекрываем с вами приклеенные стебли подснежников листьями, чередуя длинные с короткими. Длинные листья на заднем плане, короткие на переднем, так же чередуя загнутые кончики листьев, одни смотрят на нас, другие от нас. Промазываем клеем не весь листок, а только половину, все края, тонким слоем клея! Откладываем в сторону, чтобы всё просохло, будем делать с вами подснежники! Берем на ваших столах белую полоску бумаги складываем прямоугольник, короткую сторону к короткой, получился маленький прямоугольник, и мы снова складываем короткие стороны прямоугольника, проглаживая все сгибы, развернем, посмотрите у нас теперь прямоугольник поделен на ровные части. Нам нужно сделать гармошку, для этого кладём наш прямоугольник на стол, по линии сгиба от себя сгибаем часть прямоугольника, переворачиваем на другую сторону прямоугольник, снова от себя сгибаем по линии сгиба часть прямоугольника, и так пока у нас не кончится гармошка, у всех получается, складываем ровно, проглаживаем сгибы, все сделали? Рисуем по середине листик и вырезаем! Сколько у нас получилось лепестков? Теперь все лепестки делим на группы по три, возьмем два листка и сложим его пополам, берем кисточку макаем в клей и промазываем одну сторону и сгибом в центр приклеиваем, делаем со вторым так же, промазываем одну сторону и сгибом в центр приклеиваем! (То же самое с другими лепестками) У всех готовы цветки? Тогда возьмем зеленую полоску на столе и делаем из нее гармошку, Алёна расскажи, как нам сделать гармошку? В центре гармошки рисуем вытянутый полукруг, и вырезаем. Вырезанные детали приклеиваем закруглённой стороной вверх, к краю подснежника. Пока наши подснежники сохнут, возьмем карандаш и стебли подснежников аккуратно накручиваем на карандаш, на себя, но аккуратно, чтобы не порвать. Закруглим все стебли, и намажем на край клеем, возьмем подснежник и приклеим, чтобы он свисал вниз. Приклеиваем все цветы! Ну вот и всё, ребята, но чего-то не хватает у подснежников, чего? Снега, конечно, а как нам его сделать? Приклеим вату, да! Берем вату на ваших столах, разделяем на кусочки, на кисточку наносим клей и промазываем начиная от листьев, на намазанный участок приклеиваем вату. |
Отвечают на вопросы, выполняют указания воспитателя | Вопросы, объяснение, наблюдение, упражнения, показ, | Овладевают способами решения проблемы |
Заключительный этап | Подведение итогов деятельности, обобщение полученного опыта, формирование элементарных навыков самооценки | Какие у нас красивые подснежники выросли, теперь мачеха не будет ругать падчерицу!
Ребята, кому мы помогали сегодня? В чем была проблема? Как мы помогли? Как мы сделали подснежники? Какие мы цвета использовали? У Марины немного не аккуратно вырезаны цветы, а Алиса аккуратно приклеила все детали. Давайте оставим наши подснежники на столе, чтобы они высохли и мы по почте пошлём их падчерице! |
Подводят итоги совместно с воспитателем | Подведение итога (по задачам)
Оценка деятельности детей (по решению поставленных задач) |
Обобщают полученные представлении, оценивают свою деятельность |