Ирина Александровна Шадымова,
руководитель вокально-хоровой студии «Остров детства»,
МБУДО ДДТ «Центральный»
г. Новосибирск
Социокультурная идентификация растущей личности
в детском хоровом коллективе
В переводе с латинского идентификация (identificare) означает отождествление [1, с137; 2, с. 256 и др.]. Механизм психологического отождествления или, другими словами, уподобления растущей личности различным авторитетным людям, увлекательным сферам жизнеосуществления, либо разнообразным видам творческой человеческой деятельности (включая профессии) очень важен в деле воспитания. На практике это обнаруживает себя в пробуждении у детей чувства сопричастности, например, с историко-культурным прошлым, с настоящим и будущим своей страны, либо семьи, школы, дружеской компании, учреждения дополнительного образования детей и др.
На укоренившееся в личностных основаниях чувство сопричастности с той или иной сферой жизненного бытия ребёнка педагоги ориентируются, по нему оценивают качество достигнутого обучения и воспитания. Особенно дополнительного. Ведь здесь, в сравнении со школой несопоставимо более высокая степень свободы самоопределения. Значит и ресурсы идентификации здесь могут быть более наглядно представлены. Владеет ли ими педагог дополнительного образования? Думается, да, но не в полной мере.
Идентификация сопровождает человека на протяжении всей жизни. Самое изначально показательное и наиболее яркое в механизмах идентификации, на наш взгляд, это детская ролевая игра, в границах которой ребёнок с самых ранних лет учится отождествлять себя с той или иной игровой ситуацией или игровой ролью. Сказка тоже актуализирует идентификационный тип социальной перцепции растущей личности. Взрослея, ребенок может отождествлять себя с персонажем того или иного художественного произведения или образом прославившейся в социуме знаменитости. Подражая референтно значимым (авторитетным для него) взрослым – ребёнок невольно усваивает, перенимает тот или иной тип социального поведения. Часто невольно копирует своё будущее с той или иной встретившейся ему модели жизнеосуществления.
В современной социальной психологии обычно говорят о социальной идентификации [1. с. 137]. Итог успешной социализации детей и подростков во многом бывает предопределён степенью педагогического контроля на социально-идентификационными процессами (в семье, в учебной группе, в детском творческом коллективе, в школе, в учреждении дополнительного образования и др.). Педагог-профессионал должен учиться управлять этим исключительно сложным личностно-психологическим феноменом. Но делать это педагог должен, прежде всего, в рамках реализуемой им программы той или иной предметной направленности. С учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
В научно-педагогических исследованиях последних лет, когда рассматривается вопрос о культурной идентификации детей и подростков обязательно указываются какие-либо механизмы, имеющие место в таких организационных формах учебно-воспитательной работы как кинолекторий, литературный клуб, научное общество учащихся и др. Культурная идентификация, по справедливому мнению, В.М. Лизинского, есть формирование у детей сознательного избирательного отношения к смыслам, артефактам и культурным ценностям [3]. В частности, например, это могут быть достижения детского творческого коллектива, коллектива школы, успехи района, города, нашей стран в целом. Но детского хорового коллектива в системно-аналитической статье Владимира Михайловича Лизинского, мы, к сожалению, не обнаружили. А такого типа коллектив имеет, на наш взгляд, огромные специфические возможности для социокультурной идентификации, органически соединяющей в себе социальный и культурный компоненты.
О социокультурном (социальном, плюс культурном) воспитании много раз упоминается, причём в самых разных методических контекстах, в хорошо всем известной «Концепции развития дополнительного образования детей» [4]. Мы попытались конкретизировать проблему социокультурного воспитания через систему социально-идентификационной работы с детским хоровым коллективом, работающим на базе общеобразовательной школы. Социокультурная идентификация – есть для нас стержневой механизм социализации растущей личности, её эмпирически наглядно регистрируемый результат. Возрастной аспект социокультурной идентификации также очень важен. Ведь в каждой возрастной группе решаются свои собственные идентификационно-воспитательные проблемы и задачи. В детском хоровом коллективе это особенно заметно. Какие средства здесь могут быть сегодня успешно задействованы? Репертуар, его освоение. Либо общение в коллективе или досугово-развлекательная игра. В целом, художественно-исполнительское творчество. Ну и конечно же, многочисленные сценические выступления, привносящие в общественное сознание детей чувство социальной значимости своего труда – коллективной хоровой деятельности.
В самом общем плане в процессе социокультурной идентификации должны обязательно иметь место следующие два важных, тесно сбалансированных между собой процесса, поддающиеся психолого-педагогическому наблюдению: сплочение коллектива вокруг определённых социальных норм и ценностей хорового коллектива (так называемая «Мы-концепция») и внутреннее ощущение ребёнком самого себя, своей личной принадлежности к этому коллективу («Я-концепция»). «Мы-концепция» – это укоренившееся в личностных мотивационно-смысловых основаниях чувство причастности участников хорового коллектива к ценностям и смыслам деятельности именно этого коллектива (как идеальна модель нужен баланс «Мы-концепции» и «Я – концепции» каждого из участников). В детском хоровом коллективе такой баланс очень важен.
А ещё есть одна важная воспитательная проблема, о которой нельзя умолчать: это социокультурная идентичность детей-хористов с общеобразовательной школой и с учреждением дополнительного образования. Как здесь распределяются предпочтения детей? Возможна ли гармония? Или этого противоречия у детей нет по определению?
В рамках целевых задач Программы развития нашего образовательного учреждения (ДДТ «Центральный»), начиная с 2018 года, определена попытка в предстоящие три-четыре года вплотную разобраться с феноменом социокультурной идентичности обучающихся, степенью его методико-психологической управляемости (пусть и не полномасштабной, а только лишь частичной), в рамках возможностей реализации дополнительных общеобразовательных программ различной предметной направленности, в учебно-воспитательной деятельности с обучающимися различных возрастных групп.
Здесь по выдвинутой в нашем коллективе гипотезе может быть три, наиболее очевидных и на сегодняшний день особо важных в воспитательно-образовательном плане ракурса постановки проблемы:
- Актуализация идентификационных социокультурных детерминант по эмоционально-аффективному типу.
- Актуализация идентификационных социокультурных детерминант по когнитивно-познавательному типу.
- Актуализация идентификационных социокультурных детерминант по деятельностно-практическому (поведенческому) типу.
Мы надеемся, что в обозримой перспективе нам удастся проверить состоятельность выдвинутой гипотезы и поделиться своими методическими находками с коллегами по «хоровому цеху».
Литература:
- Современный психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. –СПб.: «Прайм-Евро-Знак», 2007. -490 с.
- Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. –Мн.: «Современное слово», 2001. – 938 с.
- Лизинский В. М. О культуре идентичности // Народное образование. – 2018. – № 6-7. С. 155-159.
- Концепция развития дополнительного образования детей. Принята распоряжением Правительство Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р