Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Новосибирска «Дом детского творчества «Центральный»

Специфика создания детского творческого коллектива

на базе средней общеобразовательной школы

На примере вокально-хоровой студии «Остров Детства»

на базе МБОУ «Лицей №12»

Организационно-методический проект

Автор проекта:

Шадымова Ирина Александровна,

 руководитель вокально – хоровой студии «Остров детства», 

педагог дополнительного образования

 высшей квалификационной категории

Новосибирск

2024

 

Перечень разделов

Краткая аннотация проекта

Раздел 1. Современные научно-педагогические основы создания детского творческого коллектива на базе средней общеобразовательной школы

  1. Социальный статус детства. 1.2. Детский творческий коллектив. 1.3. Школьное социокультурное пространство

Раздел 2. Из опыта воспитания детского творческого коллектива вокально-хоровой студии «Остров Детства»

2.1. Методическая постановка проблемы. 2.2. Практическая значимость проекта. 2.3. Принципы организации целостного образовательного процесса.2.4. Воспитание в коллективе и через коллектив. 2.5. Творческий коллектив и творческая коллективная деятельность. 2.6. Развивающие возможности хорового и ансамблевого пения. 2.7. Исполнительские усилия ребёнка в вокально-хоровом коллективе. 2.8. Что может хор?  2.9. Воспитательный  потенциал хорового коллектива. 2.10. Вокальный ансамбль. 2.11. Общение в структуре ансамблевого и хорового музицирования. 2.12. «Три кита» ансамблево-хорового обучения. 2.13. Система персонифицированного методического сопровождения. Предметные обучающие технологии. 2.14. Коллективное создание музыкально-исполнительского образа. 2.15. Социализация личности и хоровой коллектив. 2.16. Дидактические особенности различных форм организации учебных занятий. 2.17. Музыкально-танцевальная и сценическая деятельность. Общекультурное развития личности.  Репертуарная политика. 2.18. Поддержка творческих инициатив детей. 2.19. Родительская общественность. Погружение в мир детства. 2.20. Ресурсы для реализации проекта. 2.21. Оценка эффективности реализации проекта.2.22. основные показатели эффективности реализации проекта.

Рекомендуемые источники информации  

Приложение: Авторская дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности «Остров детства».

 

Краткая аннотация проекта

2018 год откпыл в России «Десятилетие детства». Эта, провозглашённая на самом высоком государственном уровне стратегическая инициатива, ставит педагогическую общественность нашей страны перед необходимостью более широкого антропологического по своей сути, рассмотрения всех существующих воспитательно-образовательных проблем. Гуманитарные науки сообща должны будут определить культурно-исторический статус детства, преимущественно российского детства. Фундаментальные и прикладные психолого-педагогические науки – вскрыть таящиеся потенциалы детства. Отведённый десятилетний период времени, думается, вполне достаточен для последовательного разрешения столь серьёзных академических проблем.

Но и практическая педагогика не должна оставаться в стороне от намеченной государством стратегии работы с категорией детства, его социального статуса, его действительно современных социокультурных показателей и характеристик. Практическая педагогика должна под намеченным государством методологическим углом зрения обобщать и распространять накопленный позитивный воспитательный опыт. Особая ответственность здесь возлагается на дополнительное образование. «Концепция развития дополнительного образования детей», утверждённая Правительством Российской Федерации в сентябре 2014 года, интерпретирует миссию дополнительного образования в качестве «социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования». Наша вокально-хоровая студия «Остров Детства», в течение вот уже 6 лет работающая на базе МБОУ «Лицей № 12» города Новосибирска, может также внести свой небольшой вклад в   воплощение обозначенной миссии в жизнь, создав, прежде всего, творчески насыщенное социокультурное пространство самой школы и, одновременно, достойным образом утверждая имидж Лицея и ДДТ «Центральный» в открытом социокультурном пространстве города, области и России в целом. 

Цель организационно-методического проекта «Специфика создания детского творческого коллектива на базе средней общеобразовательной школы»: 

на основе уже имеющегося воспитательно-дидактического опыта разработать, теоретически обосновать и  практически проверить на эффективность методико-технологическую модель  создания детского творческого коллектива на базе средней общеобразовательной школы, в максимально полной мере учитывающую специфику детского коллективного вокально-хорового творчества.

Задачи проекта: 

  1. Критически проанализировать имеющуюся современную научно-методическую литературу и выявить перспективные узловые моменты приложения профессиональных поисковых усилий любого руководителя детского вокально-хорового коллектива по совершенствованию методико-воспитательной работы с феноменом «детство». 
  2. Составить краткое описание логики установления межсистемных содержательно-методических и организационно-педагогических связей между районным учреждением дополнительного образования (ДДТ «Центральный»), общеобразовательной школой (Лицей № 12») и   деятельностью вокально-хоровой студией «Остров Детства».
  3. Подготовить электронное методическое пособие и провести на его основе открытый диалоговый мастер–класс для педагогической общественности г. Новосибирска на тему «Специфика создания детского творческого коллектива на базе средней общеобразовательной школы».

Этапы реализации проекта. 

1-й этап: информационно-констатирующий (2018-2019 гг.). Изучение состояния научно-методической разработки заявленной проблемы, составление теоретико-практического описания имеющихся возможностей и ресурсов для его реализации.

2-й этап: опытно-поисковый (2019-2021 гг.). Отработка комплекса прикладных технологий, составляющих в своём единстве проектируемую технологическую модель создания детского творческого коллектива на базе общеобразовательной школы.

3-ё этап: диалогово-внедренческий (2021-2023). В вариативном творческом диалоге с различными категориями педагогов-практиков и учёных-исследователей проверить на состоятельность разработанную универсальную технологическую модель работы с детским творческим коллективом на базе общеобразовательной школы.

Оценка эффективности реализации проекта. Общие результаты личностно-творческого развития обучающихся средствами ансамблево-хорового пения будут диагностироваться по состоянию интереса к различным сферам жизнедеятельности художественно-творческого коллектива и явлений окружающей социокультурной среды. При этом интерес будет рассматриваться как концентрированное выражение опережающего развития потребностно-мотивационной сферы личности ребёнка в ее обращенности на ту или иную сферу предметно-практической жизнедеятельности либо то или иное пространство человеческих культурно-ценностных взаимоотношений.

В ходе диагностики дидактической составляющей будет систематически фиксироваться: 1) уровень сформированности вокальных навыков, а также 2) уровень развития у детей: а) интереса к музыке, как к виду искусства; б) интереса к ансамблевому и хоровому исполнению как коллективным формам творчества; в) интереса к концертным выступлениям; г) интереса к обучению в целом и интереса к музыкально-хоровым занятия, в частности и  др.

Основным методом диагностики нами избран метод педагогического наблюдения, который, будучи усовершенствованным под спектр  ранее сформулированных исследовательско-методических задач,  с более высокой степенью точности позволит подтвердить достигнутую результативность предлагаемого нами (на уровне выдвинутой гипотезы) содержательно-расширенного способа ансамблево-хорового обучения детей, подготовки и участия их в социально значимой концертно-исполнительской деятельности. 

 Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, будет применяться нами в течение всего учебного года, а контрольно-срезовые диагностические мероприятия – два раза в течение учебного года.

Основные показатели эффективности реализации проекта. Основные  показатели эффективности реализации данного проекта, проверенные на конец 2022 года,  включают в себя: 1) высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента 95%); 2) положительное влияние занятий в студии на взаимоотношения детей в коллективе одноклассников, отношение к школьных предметам и успешность обучения в целом; 3) творческая самореализация учащихся, активное участие коллектива в творческой жизни школы, в смотрах-конкурсах, фестивалях (лауреаты и дипломанты окружного, городского, регионального, всероссийского и международного уровней), массовых мероприятиях.

Мы очень надеемся, что эти показатели сможем сохранить, а возможно и приумножить на протяжении всего периода работы над данным организационно-методическим проектом. 

 

Раздел 1. Современные научно-педагогические основы создания детского творческого коллектива на базе средней общеобразовательной школы

  • Социальный статус детства

Детство – это период жизни человека от рождения до подростково-юношеского возраста [Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., 2014, с. 102]. Именно так или почти так в большинстве отечественных научно-педагогических и социально-психологических изданиях до недавних пор трактовалась категория «детство». Сегодня ситуация становится иной. Уже не подлежит сомнению, что человеческое детство представляет собой не только физиологическое, психологическое, педагогическое, но и особое социокультурное явление. В каждый исторически конкретный период времени отношение мира взрослых к миру детства становится иным. Теория и история образовательных систем убедительно об этом свидетельствует. Поэтому процесс взросления любого конкретного ребёнка можно представить, по сути дела, как педагогически последовательным разрешением множества социокультурных противоречий, о которых взрослые люди порой даже и не догадываются. Не всегда об этом размышляют и педагоги-практики. Но современная практическая  педагогика не должна оставаться в стороне от обсуждения этой острой теоретико-практической проблемы. Особенно та педагогика, которая связана с различными сферами детского художественного творчества, включая и деятельность вокально-хоровых студий. 

 Междисциплинарный характер научно-практического изучения феномена «детство» подтверждает свою педагогическую значимость уже тем, что в современной науке всё более популярными становятся вопросы культурно-исторических характеристик детства, вопросы этнографии и экологии детства, вопросы генетической эпистомологии и др. Занятия искусством способны, на наш взгляд,  интегрировать все эти разнородные сферы человеческого бытия, воплотить в жизнь многие выводы и рекомендации этих научных областей знания, выявив при этом вполне реалистичный образ современного детства как относительно целостный, многогранный, уникальный и вместе с тем относительно автономный социокультурный феномен. 

Объявленное в России с 2018 года «Десятилетие детства» заставляет нас с особым вниманием подойти к явлению детства, посмотреть на его социальной статус педагогическими глазами, увидеть в аспекте методико-практического разрешения наиболее актуальных задач раскрытия потенциальных возможностей системы дополнительно образования детей и, в частности, методико-технологического освоения социализирующих возможностей детских художественно-творческих коллективов. Какие здесь актуальные социально-педагогические проблемы мы можем увидеть и, в меру имеющихся возможностей, частично решить?

  1. Сегодня стало притчей во языцех широко распространённое мнение о том, что нынешние дети значительно быстрее своих сверстников из предшествующих поколений взрослеют, проявляют себя в каких-то отдельных гранях социального и интеллектуального развития, оставаясь, в то же самое время, почти инфантильными в каких-то других, не менее значимых сферах человеческого бытия.  Систематические занятия искусством, в частности, коллективным хоровым и ансамблевым музицированием может, если уж не решить, то, во всяком случае, частично снизить остроту этой психолого-педагогической проблемы, причём сделать это путём гармонизации процесса личностного и социального развития детей, подростков, старшеклассников.
  2. Социальная ценность явления детства, его социокультурная самобытность, уникальность и неповторимость сегодня явно недооценивается как родителями, так и многими педагогами. Искусство, активно осваиваемое на музыкально-хоровых занятиях, способно сделать более наглядным истинную природу детства, выявить её красоту и самобытность через профессионально грамотное, личностно-вовлечённое разучивание и высокохудожественное сценическое исполнение разнообразных музыкально-хоровых произведений. И всё это, на наш взгляд, можно сделать несмотря на то, что современная мировая и отечественная гуманитарная наука пока ещё не предоставили практической педагогике убедительных социокультурных и личностно-психологических характеристик благополучного детства.    Современный тип детства, который, несомненно, сегодня складывается на наших глазах, пока ещё не обрёл развёрнутых убедительных параметров научности [Кудрявцев В.Т., 1998, с.19].
  3. Из культурного жизненного пространства современного детства всё более исчезает живая ролевая игра как мощнейшее средство творческой социализации растущей личности. А ведь именно в сюжетной ролевой (деятельностно-практической, а не виртуально-компьютерной!) игре, по словам выдающегося отечественного психолога Д.Б. Эльконина, «дети копируют социальные отношения взрослых» [Эльконин Д.Б. 1978].  Содержание жизнедеятельности детского творческое коллектива, будучи педагогически грамотно выстроенным, организованным и, без особо острых противоречий вошедшим в состав единого социокультурного пространства школы [Строкова Т.А, с.109], способно, по нашему самому глубокому убеждению,  внести свою достойную лепту в деятельностно-практическое разрешение обозначенной проблемы, так как любое сценическое, действительно художественное вокально-хоровое исполнение, всегда наполнено творческим игровым началом, включающим в себя коллективное ассоциативно-художественное оперирование различными исполнительскими образами.
  4. В педагогической психологии (А.И. Савенков и др.), в разделе «Особенности организации коллективного творческого процесса», непременным смысловым контекстом проходит методологически правомерная мысль о том, что в самых глубинных «подсознательных» и «надсознательных» творческих проявлениях личности диалектически «снято» противопоставление феномена детства и феномена взрослости. Законы творчества, по существу дела, едины, они универсальны как для детского художественного самовыражения, так и для творческого самовыражения взрослого, поэтому деятельностно-практическое прикосновение к творческим состояниям личности в условиях фактически любой успешно состоявшейся вокально-хоровой студии на базе общеобразовательной школы,  психологически сближает детей и взрослых и даёт едва ли не самый мощный источник для достижения взаимопонимания и межличностного сотрудничества [Ражников В.Г., 2017].   
  5. Исходя из выполненного нами концептуального педагогического анализа имеющейся научно-методической литературы по проблемам детского творчества, а также целенаправленно обобщая свой профессиональный опыт работы с обучающимися в вокально-хоровой студии «Остров детства», мы берём за основу следующее междисциплинарное определение категории «детство», максимально отвечающее возможностям школьной внеурочной деятельности и дополнительного образования:
«Детство есть совокупность эмоционально-личностных, содержательно-деятельностных и культурно-средовых потенциалов растущего человека, поддающихся полноценному раскрытию в условиях творчески соотнесённого мира детей и взрослых» [Краткий словарь-справочник педагога дополнительного образования /Под науч. ред. Л.И. Боровикова -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2018]

  • Детский творческий коллектив

Теория детского коллектива в отечественной педагогической науке имеет достаточно глубокие традиции (К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, П.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.). Детский коллектив, по данным «Современного словаря по педагогике»[Сост. Е.С Рапацевич, 2001, с 316]есть «группа детей, объединённых совместной целеустремлённой деятельностью и общей организацией этой деятельности». Нет нужды спорить с этим классическим утверждением. Созданная в советский период нашей отечественной истории общая теория системной организация жизнедеятельности детского коллектива (О.С. Газман, В.А. Караковский, Н.В. Кузьмина, А.Т. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова, Ю.С. Мануйлов, С.А. Шмаков и др.), имея все свои законные права на современное существование, тем не менее, не вскрывает многие существенные моменты, грани и нюансы, касающиеся специфики создания именно творческого детского коллектива, объединяющей силой которого является доминирующий феномен творчества, локализованного в сфере вокально-хорового исполнительства, либо какого-бы то ни было другого вида коллективной художественно-творческой деятельности. Тем не менее, располагая в предмет наших углублённых методико-педагогических наблюдений детский творческий коллектив, функционирующий на базе средней общеобразовательной школы, необходимо принять во внимание особо значимые для нас постулаты общей теории формирования межличностных ценностных взаимоотношений в коллективе детей, подростки, старшеклассников. В частности, это:

  1. Сплочённый детский коллектив есть важнейший фактор воспитания личности школьника. Положительное влияние этого фактора во многом зависит от того, в какой мере дети будут вовлечены в жизнь коллектива.
  2. В своём развитии детский коллектив проходит определённые, логически последовательные стадии развития, в сути своей связанные с обогащением содержания его деятельности, совершенствования форм жизни (А.С. Макаренко и др.).
  3. По мере укрепления детского коллектива в нём формируется всякий раз особое внутригрупповое пространство, возникает свой особый микроклимат, создаются традиции, реально обнаруживающие себя в групповом общественном мнении, во вкусах и предпочтениях, в общепринятых требованиях к осуществляемой деятельности и социально направленным поступкам, определяющим, в конечном итоге, общественный социокультурный имидж всего коллектива как «социального живого организма»[А.С. Макаренко, 1988, с. 173].
  4. В предложенной А.С. Макаренко концептуальной теоретической модели жизнедеятельности «первичного коллектива, специально организованного в педагогических целях», в котором, – по аргументированному утверждению Антона Семёновича, – «отдельные его члены оказываются в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении» [А.С. Макаренко, 1988, с.178] только и можно «прикоснуться к индивидуальности» [там, же, с. 194]. Это концептуальное утверждение выдающегося советского педагога ХХ века нам хотелось бы спроецировать на специфику организации  вокально-хоровой студии Остров Детства» вот уже более 6 лет функционирующей под нашим руководством на базе средней общеобразовательной школы.
  5. Касаясь вопросов эффективного педагогического руководства сплочённым детским коллективом, А.С. Макаренко высказал ещё одно сегодня принципиально важное для нас теоретическое утверждение. Суммируя мнение своего творческого педагогического коллектива, мудро воспитанной им педагогической команды, он  говорил: «Чтобы ребёнок себя чувствовал, прежде всего, гражданином, чтобы он чувствовал себя, прежде всего человеком, мы с моими сотрудниками-педагогами пришли к убеждению, что прикасаться к личности нужно с особо сложной инструментовкой. В дальнейшей нашей работе это сделалось традицией» [Там же, с. 192].   Приобщение молодого поколения к вокально-хоровому творчеству располагает к такому тонкому, условно говоря, «педагогическому инструментоведению».  Об этом мы и попытаемся рассказать во втором разделе нашего настоящего конкурсного проекта. 
  6. А.С. Макаренко особым образом указывал на опасность «растаскивания детей по разным коллективам» [Там же, с. 170]. Явления такого «растаскивания» он, в своё время, часто наблюдал во взаимоотношениях между общеобразовательными школами и кружковой работой местных Дворцов пионеров. Он справедливо считал, «что тут нарушена какая-то гармония воспитания» [там же, с. 172]. Мы разделяем точку зрения Макаренко и хотим предложить свой вариант профилактики таких неблагоприятных случаев, реализуя свою модель работы с вокально-хоровой студией «Остров Детства» на базе общеобразовательной школы. 

Касаясь теоретической стороны вопроса о специфике организации творческого процесса в детской вокально-хоровой студии, мы, в своей повседневной работе, попытались создать модифицированный вариант схемы управления творчеством, в своё время предложенный американским психологом Грэхемом Уоллесом (1926). Согласно этой схеме, частично уточнённой нашим практическим видением, в ходе совместного с детьми разрешения сложных художественно-исполнительских проблем, обучающиеся вначале проходят довольно длительную и трудоёмкую стадию накопления и анализа эмоционально-образной информации, пытаясь эпизодически решить те или иные, посильные для них, художественные, либо исполнительские аспекты проблемы. Затем наступает стадия «созревания», для которой характерно отсутствие ярко видимого прогресса в решении возникающих проблем и задач. На третьей стадии, стадии «озарения», появляются реально хорошо воплощаемые в сценической форме музыкально-исполнительские идеи и образы,а четвёртая стадия, завершающая восхождение к творческому самоутверждению личности, либо всего вокально-хорового коллектива, связана с полноценным воплощением возникших и прочувствованных, субъективное пережитых художественных замыслов.  

Исходя из изложенных теоретических и методических соображений, мы сделали свой выбор в пользу ниже представленного определения термина «детский творческий коллектив».

«Детский творческий коллектив –есть добровольное объединение детей, подростков, старшеклассников с целью совместного раскрытия своих творческих возможностей и сознательного осуществления социально значимой деятельности в условиях и формах, зафиксированных в соответствующей дополнительной (общеобразовательной, либо предпрофессиональной) программе». [Краткий словарь-справочник педагога дополнительного образования /Под науч. ред. Л.И. Боровикова -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2018]

 

1.3. Школьное социокультурное пространство 

«Концепция развития дополнительного образования детей», утверждённая в сентябре 2014 года Правительством Российской Федерации, интерпретирует миссию дополнительного образования в качестве «социокультурной практики развития мотивации подрастающих поколений к познанию, творчеству, труду и спорту, превращение феномена дополнительного образования в подлинный системный интегратор открытого вариативного образования». Детская вокально-хоровая студия, работающая на базе общеобразовательной школы, может обеспечить свой достойный вклад в   воплощение обозначенной миссии в жизнь, создав, прежде всего, творчески насыщенное социокультурное пространство самой школы и, одновременно, достойным образом представляя имидж школы в открытом социокультурном пространстве города, области и России в целом. 

Методология системного подхода, реализуемая в пространстве школьного воспитания и дополнительного образования, предполагает необходимым выстраивание  педагогически убедительной сопряжённости, как минимум, двух основополагающих систем:  системы школьного воспитания и системы образовательной деятельности вокально-хоровой студии «Остров Детства». Точнее говоря, содержательно-смыслового сопряжения двух программ, отражающих специфику этих систем. Со стороны школы, почти эталонный образец предоставляет нам «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга (см.: журнал «Практика административной работы в школе», 2017, № 2, с.31-49). Программа Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 12» г. Новосибирска не уступает по качеству петербургскому варианту. Со своей стороны, мы, в интересах межсистемного согласования,  усиления интегративных процессов, разработали рабочую программу по курсу внеурочной деятельности «Остров Детства», положив в её основу  основополагающие государственные требования к осуществлению внеурочной деятельности, изложенные в следующем пособии для учителя: Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность, М.; «Просвещение», 2011. В частности, обозначим следующие принципиально важные для нас положения.

  1. «Внеурочная деятельность учащихся, по справедливому утверждению авторов ранее названного пособия, объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации». По нашему исходному педагогическому замыслу работа студии хорового и ансамблевого пения «Остров Детства» как раз должна выступить «системным интегратором» школьного социокультурного пространства.
  2. «Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); художественное творчество; социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); трудовая (производственная) деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность». Понятно, что на завершающем этапе реализации настоящего организационно-методического проекта, нам представится возможным, обобщая накопленный теоретический и практический опыт, выстроить иерархическую модель из указанных видов внеурочной деятельности, отвечающую специфике становления и развития детского творческого коллектива – вокально-хоровой студии – на базе типичной общеобразовательной школы. В нашем случае, Лицея № 12 г. Новосибирска.  
  3. «В базисном учебном плане выделена основные направления внеурочной деятельности: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность». Специфика нашего организационно-методического проекта связана в основном с деятельностью художественно-эстетической, выходящей своим итоговым музыкально-исполнительским продуктом на деятельность общественно-полезную.
  4. «Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются    по трём уровням: 1. Приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневного опыта. 2. Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. 3. Получение школьникам опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком». Результаты систематических занятий в вокально-хоровой студии «Остров Детства» вполне соотносимы с указанными параметрами количественно-качественной оценки школьной внеурочной деятельности и, в целом, дополнительного образования. Однако для педагогов-практиков остаётся нерешённым вопрос: «Как конкретно, в текущей репетиционной работе и концертном исполнительстве можно методически последовательно достигать таких эффектов?»  
  5. Представленный в пособии для учителя Методический конструктор «Преимущественные формы достижения воспитательных результатов во внеурочной деятельности» может быть использован педагогами для разработки общеобразовательных программ внеурочной деятельности с учётом имеющихся ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения». Студия хорового и ансамблевого пения – синтетическая форма, объединяющая в своём составе множество отдельных, более мелких «подформ», поэтому требует специального развёрнутого психолого-педагогического анализа, вдумчивого наблюдения и  обобщения. Причём с учётом доминирующего содержательного основания – творчества, понимаемого нами как всякий раз уникальное выстраивание индивидуализированных ценностных отношений, наполняющих пространство личностно-ориентированного общения, обусловленного «врастанием человека в культуру» (Л.С. Выготский).
  6. Самый сильный ресурс в специфике создания детского творческого коллектива содержится, на наш взгляд, в «спецификуме искусства» (Л.С. Выготский).  Что представляет собой «спецификум искусства»? Лев Семёнович отвечает на этот вопрос так: «необходимость уловить в самой постановке психологической проблему искусства тот спецификум искусства, которой выделяет художественную реакцию из всего поведения человека, можно пояснить на любой  психологической теории искусства. Назвать это собственное имя искусства, указать этот спецификум, –  это значило бы решить проблему. Настоящая природа искусства всегда несёт в себе нечто преодолевающее обыкновенное чувство, и тот же самый страх,  и та же сама боль, и то же волнение, когда они вызываются искусством, заключают в себе ещё нечто  сверх того, что в них обычно содержится. И это нечто преодолевает  эти чувства, просветляет их, и таким образом осуществляется самое важное   назначение искусства» [Словарь Л.С. Выготского, 2014, с. 48].    
«Художественное сотворчество – совместная творчески ориентированная деятельность (детей, детей и взрослых, только взрослых) в составе которой у стабильно взаимодействующих (индивидуальных, либо групповых) субъектов раз за разом возникает относительно устойчивое резонансное состояние творческого воодушевления (вдохновения), с течением времени переходящее в сознательно регулируемый процесс и,  в конечном итоге, закрепляющееся –  по мере обретения субъектами основополагающих художественно-творческих умений и навыков – в характерное свойство личности, либо свойство данной социальной группы». [Краткий словарь-справочник педагога дополнительного образования /Под науч. ред. Л.И. Боровикова  -Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2018]

 

Раздел 2. Из опыта воспитания детского творческого коллектива вокально-хоровой студии «Остров Детства»

2.1. Методическая постановка проблемы. В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) основная образовательная программа общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность, которая осуществляется в формах, отличных от классно-урочных, и направлена не только на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы, но и позволяет решить целый ряд других, не менее важных задач:

  • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
  • оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
  • создать условия для разнопланового развития детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей и др.

Воспитательно-образовательная работа в студии «Остров Детства» не может оставаться безучастной к трём ранее перечисленным задачам. Так, во-первых, вся эмоционально положительная атмосфера хоровых репетиций всегда ориентирована на создание эмоционально положительной атмосферы. Без этого музыкально-эстетическое воспитание просто невозможно. Механизмы адаптации ребёнка к школьному обучению задействованы в полном объёме.   Во-вторых, оптимизация учебной нагрузки учащихся осуществляется благодаря сбалансированности эмоциональных и интеллектуальных усилий ребёнка. Преобладание интеллектуальной составляющей, по данным многочисленных исследований, нарушает исходную сбалансированность психики ребёнка, вызывает у него стрессы и эмоциональное отторжение школьной жизни. Занятия вокально-хоровой деятельностью способны привести самочувствие ребёнка в желательную норму. В-третьих, благодаря специально подобранному репертуару, на занятиях в вокально-хоровой студии можно обеспечить разноплановое развитие ребёнка, сделать это с учётом его возраста, имеющихся задатков и способностей. 

2.2. Практическая значимость проекта. На протяжении более шести лет на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей № 12» города Новосибирска осуществляется деятельность студии вокально-хорового пения «Остров Детства» Дома детского творчества «Центральный». Актуальность проекта заключается, с одной стороны, в решении проблемы содержательно насыщенной организации внеурочной деятельности школьников на базе конкретного общеобразовательного учреждения, а с другой стороны, реализация проекта обеспечивает создание того самого единого образовательного пространства, которое позволяет добиться новых образовательных результатов, в частности,  мета-предметных и личностных, достижение которых гораздо эффективнее в ходе внеурочной деятельности, так как ребенок выбирает её исходя из своих интересов и мотивов.

2.3. Принципы организации целостного образовательного процесса. Деятельность студии «Остров детства» в рамках предлагаемого проекта осуществляется на основе следующих двух принципов: 1. Соответствие возрастным особенностям обучающихся. 2. Посещение детьми студии «Остров детства» осуществляется без предварительного прослушивания, на основе свободного выбора учащимся данного вида деятельности исходя из личных интересов и предпочтений. Понятно, что сверх указанных двух основополагающих принципов, мы реализуем и принципы общедидактического порядка, и принципы вокально-хорового обучения. Задействуем и весь спектр воспитательных принципов, выделяя особо принцип воспитания в коллективе и через коллектив.  

2.4. Воспитание в коллективе и через коллектив. Воспитание коллектива и через коллектив являлось основополагающим положением в советской теории воспитания. С начала 20-х гг. ХХ века проблема коллектива в советской педагогике считалась традиционно педагогической, хотя отдельные аспекты коллективной жизни изучались и в рамках других наук. В настоящее время интерес к коллективу вновь проявляется со стороны общественных наук. Детский коллектив – детская группа, в которой создается система высоконравственных и эстетически воспитывающих общественных отношений, совместной деятельности и общения; при благоприятных условиях творчески ориентированный детский коллектив способствует формированию личности и развитию индивидуальности каждого участника.

2.5. Творческий коллектив и творческая коллективная деятельность. Творческий коллектив и совместная творческая деятельность в жизни ребенка-школьника играют огромную роль: они способствуют индивидуальному развитию личности, обогащению его общения с окружающим миром. Проявляя социальную творческую активность, каждый воспитанник воспринимает для себя коллектив как арену для самовыражения и самоутверждения себя как личности. Благодаря педагогическому руководству коллективной жизнедеятельностью стремление утвердиться в своих глазах и глазах сверстников находит в коллективе благоприятную почву. Только в коллективе формируются такие существенные личностные характеристики, как самооценка, уровень притязаний и самоуважение, т.е. принятие себя как личности.

2.6. Развивающие возможности хорового и ансамблевого пения. Развитие детского коллективного творчества является одним из приоритетных направлений деятельности вокально-хоровой студии «Остров Детства». Одно из прекраснейших проявлений человеческой природы – это пение. Замечательное изобретение человечества – это совместное пение, ансамблевое, хоровое. В последние годы хоровое движение в России идет вперед. Рождаются новые коллективы, проводятся фестивали и конкурсы. Все больше и больше юных исполнителей интересуются хоровым пением. В первую очередь – хор дает человеку ощущение счастья. Коллективное хоровое и ансамблевое исполнение – одна из самых эффективных форм музыкально-творческого развития детей, которое открывает значительные перспективы для музыкально-эстетического самовыражения обучающихся, помогает детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в сообществе своих сверстников. Ребенку школьного возраста, довольно непросто освоить процесс коллективного певческого исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом коллективе. 

2.7. Исполнительские усилия ребёнка в вокально-хоровом коллективе. По мнению академика Б.В.Асафьева (композитора, музыковеда, создателя отечественной музыкальной социологии), лично-значимым продуктом деятельности для ребенка становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение, испытал свое терпение, реализовал способности. Ученый многократно подчеркивал, что ребенок, активно осваивающий коллективные формы музыкального исполнения, способен качественно по-иному, более глубоко и полно воспринимать музыкальное искусство.

2.8. Что может хор? Хор – это особая «ячейка общества», как большая семья, где каждый обладает своим уникальным голосом, вкладывает частичку в создание общей гармонии. Хоровой коллектив учит познавать себя и чувствовать окружающих. Особенность хорового искусства верно подметил известный русский педагог – Константин Дмитриевич Ушинский: «Какое могучее средство–это хоровое пение! В песне, а особенно в хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но и что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу». И, наконец, хор – как признаются сами участники этого творческого содружества – это просто весело!

2.9. Воспитательный потенциал хорового коллектива. Коллективное хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности. Хоровое пение развивает художественный вкус детей, расширяет и обогащает их музыкальный кругозор. Хоровые занятия способствуют развитию голосовых данных, совершенствованию музыкального слуха, овладению вокально-хоровыми навыками.                                                                                       

Искусство   хорового пения – это искусство коллективное. Именно в коллективе формирование и развитие личности ребенка происходит наиболее эффективно. В коллективе развиваются такие качества как дисциплинированность, ответственность, умение преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. Круг возможностей коллективного музицирования в обучении и воспитании детей достаточно широк. В процессе осуществляется развитие детского голоса, решаются воспитательные задачи, связанные с проблемой социализации личности учащегося, а также умение ученика подчинить свою индивидуальность задачам коллектива, в чем проявляется главная суть хорового исполнительства – коллективность. В студии «Остров Детства» функционируют несколько составов: младшие вокальные ансамбли, младший хор, вокально-хореографическая группа, хор мальчиков, юношеский вокальный ансамбль, старший хор. 

2.10. Вокальный ансамбль. Занятия детей в вокальном ансамбле оказывают большое влияние на эмоционально-волевую сферу ребенка, его самооценку, предоставляют широкие возможности её повышения. В связи с этим также хочется подчеркнуть важность занятий вокальным ансамблем. Этот вид пения является одной из наиболее распространённых форм коллективного музицирования. Умение детей петь в малом, камерном коллективе, слышать друг друга, становится большим подспорьем в хоровых занятиях. Вокальный ансамбль становится своеобразным мостиком между сольным и хоровым пением. Гармоничное развитие всех этих навыков, несомненно, приведёт к высоким результатам. Обучение вокальному ансамблю осуществляется на основе единства вокального, общего музыкального и художественного развития учащихся. У них воспитывается осознанное творческое отношение к музыке, к вокальному и хоровому искусству, приобретаются устойчивые вокальные и хоровые навыки в сочетании с элементами исполнительского мастерства, происходит освоение разнообразного жанрового репертуара. В процессе обучения у учащихся вырабатывается умение выбирать и использовать средства музыкальной выразительности, понимать и доносить до слушателя содержание исполняемых произведений.

2.11. Общение в структуре ансамблевого и хорового музицирования. Пение в ансамбле – наиболее массовая форма активного приобщения детей к музыке. Петь может каждый здоровый ребенок, и пение для него естественный и доступный способ выражения художественных потребностей, чувств, настроений, хотя подчас им и не осознаваемых. Поэтому в руках умелого руководителя ансамблевое пение – действенное средство творческого развития и музыкально-эстетического воспитания учащихся. В пении соединены такие многогранные средства воздействия на человека, как слово и музыка. С их помощью руководитель воспитывает в детях эмоциональную отзывчивость на прекрасное в искусстве, жизни, природе. В России коллективное музицирование, как никакое другое искусство, всегда было близким народу, и уже в XV веке оно достигло высокого уровня развития. Из теоретического анализа следует, что для обучающихся важно иметь опыт положительно окрашенных эмоциональных отношений в группе сверстников.  Следовательно, занятия в вокальном коллективе удовлетворяют одну из основных потребностей, обучающихся – совместное общение.

2.12. «Три кита» ансамблево-хорового обучения. В основу ансамблево-хорового метода обучения нами положен синтез трех начал: 1) игровой метод обучения, позволяющий решить задачу развития способностей и задатков детей к вокальному исполнительству, посредством удовлетворения их потребности в игровом взаимодействии; 2) эмоционально-насыщенное общение – создание комфортной «среды обитания» детей на занятии, формирование климата, особой теплой атмосферы, помогающей ребенку открыть в себе возможность участия в данном виде деятельности; создание всякий раз уникальной атмосферы «погружения» в сюжет песни (опора на опыт ребенка, знание литературных произведений, образов литературных героев, изобразительного искусства, опыт наблюдения за взрослыми и т. д.); 3) предметно-творческая деятельность (создание коллективного художественного образа).

2.13. Система персонифицированного методического сопровождения. Предметные обучающие технологии. В ходе реализации настоящего проекта была разработана система персонифицированного методического сопровождения с применением игровых технологий, позволяющих приобщить к художественно-творческой деятельности обучающихся, имеющих изначально разную степень предрасположенности к музыкально-исполнительской деятельности.

Такая система позволяет  обеспечить высокий уровень эмоциональной вовлеченности детей в процесс коллективного творчества. Игра стала сильнейшим средством включения ребят в систему коллективных отношений на вокально-хоровых занятиях. К настоящему моменту в  образовательно-воспитательном процессе деятельности вокально-хоровой студии применяются игровые технологии, направленные на: 1) формирование атмосферы эмоционально-насыщенного общения, «погружение» сюжет песни (опора на опыт ребенка, знание сказок, образов литературных героев, изобразительного искусства, опыт наблюдения за взрослыми и т. д.); 2) развитие музыкального слуха; 3) освоение певческой дикции, артикуляции; 4) развитие памяти, внимания; 5) становление чистой интонации; 6) формирование основ певческого дыхания, пения в ансамбле; 7) обучение приемам исполнения в различных техниках звуковедения; 8) обучения знаниям элементарной теории музыки; 9) развитие творческих навыков, совершенствование мимики, пластики, артистизма; 10) развитие навыков сотрудничества в ходе решения коллективных творческих задач. 11) формирование навыков коллективного взаимодействия, развитие умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, умения осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное исполнение и исполнение окружающих.

2.14. Коллективное создание музыкально-исполнительского образа. Работа с детскими коллективами студии проводится по авторской общеразвивающей программе, целью которой является развитие у детей 7-15 лет способностей к созданию коллективного музыкально-исполнительского образа на основе эмоционально-личностной вовлеченности в ансамблево-хоровое пение (см. приложение). Деятельность студии строится на концепции психолого-педагогического раскрытия  эмоционально-творческой активности детей. Причём вне зависимости от исходно фиксируемого уровня певческой одарённости ребёнка. 

2.15. Социализация личности и хоровой коллектив. Одновременно, в  сфере полномочий руководителя – помочь учащемуся найти свое место в общешкольном коллективе, в школе, среди сверстников. В течение года ребята всегда вместе, даже в каникулы, это дает возможность проявить себя в разных ситуациях.  Социализация формируется через серьезную последовательную работу за счёт: 1) вариативности программы обучения в зависимости от индивидуальных возможностей, обучающихся (природной одаренности, музыкальной подготовки), дифференцированном подходе к обучению с учетом возрастных и психологических особенностей учащегося: в подборе репертуара, темпа и времени прохождения темы, разучивания репертуара; 2) через создание особой «среды обитания» студийцев, формирование творческого климата, особой теплой атмосферы, через пример педагога: отношения педагога с воспитанниками строятся на взаимоуважении и взаимопонимании; 3) в сотрудничестве с другими творческими коллективами: творческие вечера с вокальными и другими художественными коллективами, музыкальные гостиные и др.

2.16. Дидактические особенности различных форм организации учебных занятий. В нашей работе используются следующие виды учебных занятий: 

  1. Групповое учебное занятие.

Каждая группа занимается самостоятельно 2 раза в неделю по 2 часа. Возможные виды занятий: беседа, концерт, викторина, творческая мастерская, обсуждение, открытое занятие, соревнование, творческий отчет, занятие-игра, праздник, практическое занятие, фестиваль, игра сюжетно-ролевая, класс-концерт, экскурсия.

  1. Групповая (ансамблевая) репетиция.

Репертуарный план составляется для каждой группы отдельно. Добавляется также список произведений по направлениям (например, репертуарный план младшего хора, вокального ансамбля, вокально-хореографической группы, старшего хора, солистов).

Проведение занятий по группам дает возможность уделять внимание каждому ребенку, способствует более тщательному изучению репертуара.

  1. Коллективная (сводная) репетиция.

В целом, наша учебная работа строится таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс: учитываются музыкальные цели, задачи эстетического воспитания и конкретные перспективы развития коллектива.

2.17. Музыкально-танцевальная и сценическая деятельность. Общекультурное развития личности. Репертуарная политика. В ходе постановочной работы над песней на репетициях дети усваивают музыкально-танцевальную природу искусства. У них развиваются творческая инициатива, художественное воображение, ассоциативная память, воображение, умение передать музыку и содержание образа движением, желание импровизировать. Наблюдения показывают, что занятия в вокальном ансамбле помогают ребенку легко входить в коллективную работу, развивают чувство партнерства и товарищества, волю, целеустремленность, терпение. Обучающиеся психологически успешнее своих сверстников, меньше страдают от одиночества, имеют представление о своей значимости, ценности, востребованности.

Формирование личности посредством музыкального искусства, коллективное решение многих вопросов, доверительные отношения детей, педагога, доброта и внимание, право выбора – основополагающие принципы воспитания в данном творческом коллективе. В вокально-хоровой студии «Остров Детства» у обучающихся есть возможность заниматься как группой, так и индивидуально. А также присутствует комплексное обучение – наряду с занятиями вокалом проводятся занятия сценического движения. Большие возможности в плане воспитания представляет содержание репертуарного плана вокального ансамбля. Это произведения различной направленности: детские, классические, эстрадные, стилизованные под народные, джазовые и другие произведения разные по смыслу, характеру, ритму. Студия идет своим путем в формировании репертуара, соответствующего возможностям исполнителей, и поиска режиссерских приемов, позволяющих воспитанникам справиться с творческими заданиями.

2.18. Поддержка творческих инициатив детей. Если мы формируем разносторонне развитую личность, то должны максимально раскрыть творческий потенциал ребенка. Одним из главных механизмов в развитии творческих способностей детей и раскрытии их творческого потенциала, я, как педагог, считаю расширение участия детей в организации работы вокального ансамбля – самостоятельный поиск произведений, поиск и выбор вариантов их сценического воплощения, выполнение набросков костюмов и элементов сценического костюма, поиск в средствах массовой коммуникации конкурсов различного уровня.

В результате проведенных опросов сделаны выводы о том, что обучающиеся считают очень полезным анализ проведенной работы (разбор концертных номеров), обучающиеся особо любят общаться в процессе анализа, где они учатся формулировать и четко выражать свои мысли. Занятия и умения, полученные обучающимися в ходе занятий, способствуют лучшему пониманию ими окружающего мира и применяются ими в повседневной жизни. Дети с огромным удовольствием участвуют в различных концертах, мероприятиях, на занятиях у них есть возможность проявить свою индивидуальность, самовыражение. Это означает, что ребенку удалось найти свое место в коллективе, осознать себя как востребованную личность.

2.19. Родительская общественность. Погружение в мир детства. Тесное сотрудничество с родителями оказывает значительное влияние на процесс развития личности ребёнка и, поэтому одна из целей, которая стоит перед руководителем – максимально привлечь родителей к участию в жизни детского творческого коллектива.  Для нас любое   мероприятие – это повод к конструктивному  взаимодействию с родителями.

По моему убеждению, чтобы привлечь к работе всех, необходимо создать   среду погружения в мир детства, в мир интересов и достижений ребенка, и в тоже время, чтобы она несла функцию информирования родителей.

Бесспорно, что достижения педагога, достижения его воспитанников зависит от профессионализма руководителя коллектива, но большое значение в развитие личности ребенка оказывает его окружение, особенно родители, члены семьи, и актуальность эта (чем младше ребенок) – очевидна. В своей работе я создала коллектив единомышленников среди родителей, особенно в работе с родителями одаренных детей. Старалась разнообразить формы взаимодействия с родителями, развить сеть социального партнерства: проведение совместных занятий, разработка дизайна сценических костюмов.

Развитие коллективного творчества обучающихся в дополнительном образовании направлено на решение задач их подготовки к творчеству в созидательной жизнедеятельности и предполагает их добровольное включение    в художественно-эстетические занятия и получение в них продуктивных результатов – концертные выступление с коллективом в школьных мероприятиях, участие в конкурсах и фестивалях; привитие любви к музыке и музыкальному творчеству.

2.20. Ресурсы для реализации проекта. Для успешной организации деятельности ансамблево-хоровой студии «Остров детства» на базе МБОУ «Лицей №12» имеется вокально-хоровой класс и концертный зал, оборудованные музыкальными инструментами, аудио и видеоаппаратурой, музыкальной техникой, микрофонами. Имеется медиатека и фонотека, учебная и художественная литература, наглядные пособия. Важен и человеческий фактор. За период реализации проекта сложилась и постоянно развивается система работы с родителями (законными представителями) учащихся, которые на сегодняшний день являются активными участниками жизнедеятельности студии (совместная деятельность по проведению концертных мероприятий, созданию сценариев праздников, фестивалей детского творчества; активное участие родителей в формировании видео и фото архивов студии, эскизов концертных костюмов и др.).

2.21. Оценка эффективности реализации проекта. Общие результаты личностно-творческого развития обучающихся диагностируются по состоянию интереса к различным сферам жизнедеятельности художественно-творческого коллектива. Интерес рассматривается как концентрированное выражение мотивационной сферы личности в ее обращенности на ту или иную сферу предметно-практической деятельности либо пространство человеческих взаимоотношений.

В ходе диагностики фиксируется: 1) уровень сформированности вокальных навыков; 2) уровень развития у детей: а) интереса к музыке, как к виду искусства; б) интереса к ансамблевому и хоровому исполнению как коллективным формам творчества; в) интереса к концертным выступлениям; г) интереса к обучению и др.

Основным методом диагностирования является метод педагогического наблюдения, который с особой эффективностью подтверждает результативность обучения во время подготовки и участия в концертно-исполнительской деятельности.  Педагогическое наблюдение как метод отслеживания результатов, применяется  в течение учебного года, а срезовые диагностические мероприятия – два раза в течение учебного года.

2.22. Основные  показатели эффективности реализации проекта. Основные  показатели эффективности реализации данного проекта включают в себя: 1) высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность контингента 95%); 2) положительное влияние занятий в студии на взаимоотношения детей в коллективе одноклассников, отношение к школьных предметам и успешность обучения в целом; 3) творческая самореализация учащихся, активное участие коллектива в творческой жизни школы, в смотрах-конкурсах, фестивалях (лауреаты и дипломанты окружного, городского, регионального, всероссийского и международного уровней), массовых мероприятиях.

 

Рекомендуемые источники информации

  1. Берджес Д. Обучение как приключение: Как сделать уроки интересными и привлекательными /Пер. с англ. –М.: Изд-во «Альпина Паблишер, 2015. -238 с. 
  2. Бондарев А.А. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Музыкальный авиабилет: по странам и континентам» // Практика административной работы в школе. -2017. – № 2. – С. 18-30.
  3. Боровиков Л.И. О профессионально корректном использовании категории «подход» в методике воспитательной работы // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области.  – 2014. – № 4. – С. 4-8.
  4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Пособие для учителя. –М.: Изд-во «Просвещение», 2011. 
  5. Демакова И.Д. О скрытых ресурсах гуманизации пространства детства.
    // Новые ценности образования: Контексты и подтексты образования. – 2006. – № 5-6.  – С. 97-102.
  6. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. –М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. – 194 с.
  7. Зицер Д., Зицер Н. Современное педагогическое искусство. Азбука неформального образования. –СПб: Издательско-Торговый Дом «СКИФИЯ», 2016. – 432 с.   
  8. Коллектив, общение, личность: Сб. науч. тр. /Отв. ред.  А.В. Мудрик –М.: Изд-во АПН СССР, 1983. – 150 с.  
  9. Концепция развития дополнительного образования детей. Утверждена распоряжением Правительства российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р 
  10. Краткий словарь-справочник начинающего педагога дополнительного образования /Под науч. ред. Л.И. Боровикова.   –Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2018. 
  11. Кривцун О.А. Человек в его историческом бытии: опыт психологических и художественных измерений //Психол. журнал, 1997, Т. 18, № 4. С. 26-35. 
  12. Кудрявцев В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы //  Психол. журнал, 1997, Т. 18, № 1. С. 16-30.
  13. Кудрявцев В.Т. Культурно-исторический  статус детства: эскиз нового понимания // Психол. журнал, 1998, Т. 19, № 3. С.17-33.
  14. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. –М.: Изд-во «Просвещение», 1988. – 304 с. 
  15. Мид М. Культура и мир детства. –М., 1988.
  16. Паустовский К.Г. Золотая роза: Психология творчества. –М.: Педагогика, 1991. – 224 с.
  17. Педагогическая система: теория, история, развитие. Коллективная монография /Под ред. В.П. Бедерхановой,  А.А. Остапенко. –М.: Народное образование, 2014. -128 с.
  18. Программа развития ГБОУ «Академическая гимназия № 56» Санкт-Петербурга «Петербургская перспектива: культура, образование, личность» // Практика административной работы в школе. -2017. – № 2. – С. 31-49.
  19. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. –М.: Издательский дом «Классика-ХХI», 2017. – 184 с. 
  20. Савенков А.И. Педагогическая психология. –М.: Изд-во Юрайт, 2012. – 659 с. 
  21. Словарь Л.С. Выготского /Под ред. А.А. Леонтьева. –М.: Изд-во «Смысл», 2014. – 119 с.
  22. Современный словарь по педагогике /Сост. Е.С. Рапацевич –Мн.: «Современное слово», 2001. -928 с.
  23. Строкова Т.А. Мониторинг в школьном образовании: Монография. – Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2007. 196 с.
  24. Чиксентмихайи М.  Креативность. Психология открытий и изобретений /пер. с англ. –М.: Изд-во «Карьера Пресс», 2017. -528 с. 
  25. Эльконин Д.Б. Психология игры, М., 1978.
  26. Эриксон  Э. Детство и общество /Пер. с англ. –СПб: Изд-во Ленато, АСТ, Фонд «Университетская книга», 1996. – 592 с.
  27. Юнг К.  Человек и его символы. –М.: Изд-во «Серебряные нити», 1997. – 368 с.