Исследовательская и проектная деятельность обучающихся

начальной школы.

 

С введением в школе ФГОС второго поколения важное место в обучении и воспитании школьников заняла проектная и исследовательская деятельность. Участие ребенка в исследовательской деятельности удовлетворяет его потребность в самостоятельном познании и открытии окружающего мира.

В своей педагогической деятельности я осуществляю работу по проектной деятельности в рамках как урочной деятельности (со всеми учащимися), так и внеурочной (индивидуально).

Включать школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Работу я начинаю с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. Сначала дети выполняют доступные творческие задания на уроках математики, окружающего мира, изобразительного искусства, музыки. Участвуют с проектами на внутришкольных мероприятиях. А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом самостоятельно находят довольно сложные темы, разрабатывают их, затем под руководством учителя проводят научное исследование, с которым выступают на муниципальных и республиканских конференциях.

В своей практике я выбрала ряд подходов, приемов, форм организации для развития научно-исследовательских навыков: проблемное введение в тему урока (проблемный урок), совместное или самостоятельное планирование выполнения практического занятия, групповые работы на уроке; мыследеятельностные задания: мозговой штурм (выдвижение идеи), проблематизация, целеполагание, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, формулировка предположения, обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ, рефлексия.

Внеурочные проекты ребята готовят дома, выбрав интересующие их формы: исследовательский проект, проект-инсценировка, проект-выставка, проект-видеофильм.

Считаю, что работа учащихся будет эффективной при условии, если у ученика сформирована мотивация проводить исследование. В начальной школе над проектом работают и ученик,  и учитель, и родители. Я провожу тематические родительские собрания, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности.

Темы проектов выбираю с учетом программного материала и исходя из интересов учащихся.

Хочу предоставить тематику нескольких исследовательских проектов, подготовленных моими ребятами к участию районных научно-практических конференциях «Я— исследователь», «Корниловские чтения».

Как было сказано выше, выбирая тему проекта, мы опираемся прежде всего на потребность ребенка узнать что-то новое для него. В настоящее время стало особенно актуальным изучение истории своей семьи. Один из моих учеников  заинтересовался, почему одна из улиц нашего села названа именем его дяди. Перед ним стояла задача — сформировать представления о себе, о дяде, о родителях, о бабушке и дедушке, о родственниках со стороны дяди. Первым этапом его исследования стало изучение домашних архивов, семейных фотоальбомов. Итогом этого этапа исследования стало семейное древо, составленное вместе с родителями.

Следующим этапом исследования стало изучение ближайшего окружения его дяди (кроме семьи): кто его первый учитель и его одноклассники.

С целью получения информации о своем дяде, ученик провел опрос родственников, первого учителя, одноклассников. Итогом исследования стала презентация «Моя улица названа в честь героя». 

Еще одна тема проекта – «Моя родословная» – очень актуальна, так как в современном обществе утрачивается знания своих корней. В суете жизни, родственники мало общаются, утрачивают родственные связи. Потерей родственных корней, исчезает человеческое общение, что ведет к духовному, нравственному обнищанию народа. Для того чтобы окончательно не утратить связь с предыдущими поколениями, одна из моих учениц изучила свою родословную по линии отца до пятого колена.

Ученица 2 класса вместе с родителями исследовали, какой сорт дает хороший урожай при нашем северном климате. Тема очень актуальна, учитывая то, что мы проживаем в сельской местности в довольно суровом климате.

«От чего зависит рост человека?» – этот проект возник из спора двух учеников на уроке. Один настаивал, что рост зависит от еды,  другой – что от занятий спортом. Так, из проблемного вопроса урока вырос целый проект. Тематика проектов разнообразна, идей для исследований множество, задача учителя – не просто увидеть заинтересованность ученика в изучении вопроса, а развить ее;  просто дать ответ, а найти его вместе с учеником.

Многолетний опыт обучения показал, что недостаточно знать все основные этапы методики, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему. Это значит, что отличительной чертой такого исследования является целостность. Урочный и внеурочный материал должны быть единой системой развития научно-познавательной деятельности ученика.