КИНЕЗИОЛОГИЯ КАК ЧАСТЬ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Введение
Работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи требует особого подхода, который учитывает их физическое и психологическое развитие. Одним из перспективных направлений в коррекционной педагогике является кинезиология — наука о движении, рассматривающая связь между моторикой и психическим состоянием ребёнка. Кинезиологические методы позволяют развивать мозговую активность и межполушарное взаимодействие, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями, у которых недостаточно развиты взаимосвязи между речевыми и моторными центрами мозга.
Цель методики
Основной целью применения кинезиологии в коррекционной работе является улучшение речевых и когнитивных навыков детей через физические упражнения. Комплексный подход, направленный на развитие координации, мелкой и крупной моторики, способствует повышению функциональной грамотности, эмоциональной устойчивости и внимания, что в конечном итоге влияет на формирование полноценной речи и коммуникации.
Задачи и инновационные аспекты методики
- Развитие межполушарного взаимодействия. Через кинезиологические упражнения, активирующие обе половины тела, у детей активизируется взаимодействие между полушариями мозга, что способствует улучшению речи и логического мышления.
- Стимуляция сенсорной интеграции. Упражнения на баланс, ориентировку в пространстве и ритмику помогают детям лучше чувствовать своё тело, формируя уверенность и способность к самовыражению.
- Работа с эмоциональным состоянием. Кинезиологические приёмы помогают детям преодолевать тревожность и стресс, часто возникающие у дошкольников с речевыми нарушениями.
Методы и формы кинезиологической работы
Используется комплекс простых, но эффективных упражнений, которые в игровой форме помогают детям освоить новые речевые навыки и развивать функциональную грамотность. Вот некоторые из ключевых методов:
- Кросс-движения. Данный метод основан на пересечении срединной линии тела и выполняется через простые действия, например, когда дети касаются левой рукой правого колена и наоборот. Это помогает детям задействовать оба полушария мозга, что улучшает координацию и восприимчивость к новым речевым паттернам.
- Упражнения на мелкую моторику. Например, лепка, перебирание мелких предметов, рисование и выкладывание фигур из мозаики. Эти действия помогают стимулировать речевые зоны мозга, так как мелкая моторика тесно связана с развитием речи.
- Ритмические движения и дыхательные упражнения. Синхронизация движений и дыхания помогает укреплять нервные связи, ответственные за контроль речи. Простые упражнения на дыхание, такие как «надуть воздушный шар» или «подуть на перышко», способствуют улучшению артикуляции и контролю голоса.
- Игровые формы, направленные на развитие слухового восприятия. Упражнения, направленные на повторение ритмов и простых звуковых структур, помогают детям развить слуховое внимание и восприятие речи. Например, игра «Эхо» предполагает, что педагог произносит звук, который ребёнок должен повторить, подражая интонации и громкости.
Практическое применение кинезиологической методики
На основе многолетнего опыта внедрена методика, которая включает серию упражнений и игр для развития речевых навыков детей с тяжёлыми нарушениями. Проводятся в виде коротких сессий по 3-5 минут и адаптированы для разных уровней речевого и моторного развития.
Пример занятия:
- Начало — короткая дыхательная разминка: глубокий вдох и медленный выдох. Ребёнок расслабляется и готовится к активной работе.
- Основной блок — кросс-движения, упражнения на равновесие, мелкую моторику и дыхание.
- Завершение — расслабляющие упражнения и мягкие растяжки, помогающие закрепить пройденный материал и снять напряжение.
Эффективность и результаты
Проведенные занятия показали, что регулярное применение кинезиологических методик способствует:
- улучшению координации и моторных навыков;
- повышению уровня концентрации и внимания;
- снижению тревожности;
- заметному улучшению речевой активности у детей.
На основе проведённых тестов и анализа достижений воспитанников, можно сделать вывод, что кинезиологические занятия оказывают положительное влияние на функциональную грамотность и общее развитие детей с речевыми нарушениями.
Заключение
Таким образом, кинезиология представляет собой мощный инструмент в коррекционной работе с детьми, страдающими от тяжёлых речевых нарушений. Эти занятия позволяют не только укрепить когнитивные и физические возможности ребёнка, но и способствуют гармоничному развитию его личности, эмоциональной устойчивости и коммуникативных навыков.
Применение данной методики в практической деятельности позволяет создавать инновационную коррекционную среду, что соответствует целям конкурса — повышению качества образования и поддержки профессионального мастерства педагогов.
Список литературы
- Безруких, М. М. Физиология развития ребенка: учебное пособие. — Москва: Академия, 2015.
- Волков, И. Н., и Колягин, А. Г. Основы кинезиологии в коррекционной педагогике. — Санкт-Петербург: Речь, 2017.
- Запорожец, А. В. Психология и физиология детской моторики. — Москва: Просвещение, 2018.
- Киселева, Е. В. Кинезиология в практике работы с детьми дошкольного возраста. — Санкт-Петербург: Питер, 2019.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. — Москва: Педагогика, 2020.
- Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. — Москва: Академический проект, 2016.
-
Мастюкова, Е. М. Коррекция речевых нарушений у детей: Практическое руководство. — Москва: Речь, 2018.