КИНЕЗИОЛОГИЯ КАК ЧАСТЬ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Введение

Работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи требует особого подхода, который учитывает их физическое и психологическое развитие. Одним из перспективных направлений в коррекционной педагогике является кинезиология — наука о движении, рассматривающая связь между моторикой и психическим состоянием ребёнка. Кинезиологические методы позволяют развивать мозговую активность и межполушарное взаимодействие, что особенно важно для детей с речевыми нарушениями, у которых недостаточно развиты взаимосвязи между речевыми и моторными центрами мозга.

Цель методики

Основной целью применения кинезиологии в коррекционной работе является улучшение речевых и когнитивных навыков детей через физические упражнения. Комплексный подход, направленный на развитие координации, мелкой и крупной моторики, способствует повышению функциональной грамотности, эмоциональной устойчивости и внимания, что в конечном итоге влияет на формирование полноценной речи и коммуникации.

Задачи и инновационные аспекты методики

  1. Развитие межполушарного взаимодействия. Через кинезиологические упражнения, активирующие обе половины тела, у детей активизируется взаимодействие между полушариями мозга, что способствует улучшению речи и логического мышления.
  2. Стимуляция сенсорной интеграции. Упражнения на баланс, ориентировку в пространстве и ритмику помогают детям лучше чувствовать своё тело, формируя уверенность и способность к самовыражению.
  3. Работа с эмоциональным состоянием. Кинезиологические приёмы помогают детям преодолевать тревожность и стресс, часто возникающие у дошкольников с речевыми нарушениями.

Методы и формы кинезиологической работы

Используется комплекс простых, но эффективных упражнений, которые в игровой форме помогают детям освоить новые речевые навыки и развивать функциональную грамотность. Вот некоторые из ключевых методов:

  1. Кросс-движения. Данный метод основан на пересечении срединной линии тела и выполняется через простые действия, например, когда дети касаются левой рукой правого колена и наоборот. Это помогает детям задействовать оба полушария мозга, что улучшает координацию и восприимчивость к новым речевым паттернам.
  2. Упражнения на мелкую моторику. Например, лепка, перебирание мелких предметов, рисование и выкладывание фигур из мозаики. Эти действия помогают стимулировать речевые зоны мозга, так как мелкая моторика тесно связана с развитием речи.
  3. Ритмические движения и дыхательные упражнения. Синхронизация движений и дыхания помогает укреплять нервные связи, ответственные за контроль речи. Простые упражнения на дыхание, такие как «надуть воздушный шар» или «подуть на перышко», способствуют улучшению артикуляции и контролю голоса.
  4. Игровые формы, направленные на развитие слухового восприятия. Упражнения, направленные на повторение ритмов и простых звуковых структур, помогают детям развить слуховое внимание и восприятие речи. Например, игра «Эхо» предполагает, что педагог произносит звук, который ребёнок должен повторить, подражая интонации и громкости.

Практическое применение кинезиологической методики

На основе многолетнего опыта внедрена методика, которая включает серию упражнений и игр для развития речевых навыков детей с тяжёлыми нарушениями. Проводятся в виде коротких сессий по 3-5 минут и адаптированы для разных уровней речевого и моторного развития.

Пример занятия:

  1. Начало — короткая дыхательная разминка: глубокий вдох и медленный выдох. Ребёнок расслабляется и готовится к активной работе.
  2. Основной блок — кросс-движения, упражнения на равновесие, мелкую моторику и дыхание.
  3. Завершение — расслабляющие упражнения и мягкие растяжки, помогающие закрепить пройденный материал и снять напряжение.

Эффективность и результаты

Проведенные занятия показали, что регулярное применение кинезиологических методик способствует:

  • улучшению координации и моторных навыков;
  • повышению уровня концентрации и внимания;
  • снижению тревожности;
  • заметному улучшению речевой активности у детей.

На основе проведённых тестов и анализа достижений воспитанников, можно сделать вывод, что кинезиологические занятия оказывают положительное влияние на функциональную грамотность и общее развитие детей с речевыми нарушениями.

Заключение

Таким образом, кинезиология представляет собой мощный инструмент в коррекционной работе с детьми, страдающими от тяжёлых речевых нарушений. Эти занятия позволяют не только укрепить когнитивные и физические возможности ребёнка, но и способствуют гармоничному развитию его личности, эмоциональной устойчивости и коммуникативных навыков.

Применение данной методики в практической деятельности позволяет создавать инновационную коррекционную среду, что соответствует целям конкурса — повышению качества образования и поддержки профессионального мастерства педагогов.

 

Список литературы

  1. Безруких, М. М. Физиология развития ребенка: учебное пособие. — Москва: Академия, 2015.
  2. Волков, И. Н., и Колягин, А. Г. Основы кинезиологии в коррекционной педагогике. — Санкт-Петербург: Речь, 2017.
  3. Запорожец, А. В. Психология и физиология детской моторики. — Москва: Просвещение, 2018.
  4. Киселева, Е. В. Кинезиология в практике работы с детьми дошкольного возраста. — Санкт-Петербург: Питер, 2019.
  5. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность. — Москва: Педагогика, 2020.
  6. Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии. — Москва: Академический проект, 2016.
  7. Мастюкова, Е. М. Коррекция речевых нарушений у детей: Практическое руководство. — Москва: Речь, 2018.