Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Солнышко» городского округа город Буй

 

Конспект

непосредственно организованной образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений с детьми второй младшей группы 

Тема: «Кукла Маша в гостях у детей»

Приоритетная образовательная область «Познавательное развитие»

Используемые технологии:

игровые

здоровьесберегающие

                                                                                                                                                                                Подготовила:

                воспитатель

                Локтева. Н.С.

2024 год

 

Цель: формирование у детей количественных знаний и знаний о геометрических фигурах (круг)

Задачи:

Образовательные:

– дать детям представление о круге, показать, что круги могут быть разных размеров;

– учить детей обследовать фигуры путем обведения их контуров пальцем и «пробовательных» действий;

– продолжать формировать у детей умение составлять группу из отдельных предметов и выделять из нее один предмет;

– закрепить умение детей различать предметы по цвету и величине

Развивающие:

 – активизировать речь детей словами, обозначающими цвет и величину предмета, количество предметом («один», «много», «по одному», «ни одного»);

– развивать слуховое внимание, мышление, речь;

 – развивать коммуникативные способности

Воспитательные:

– воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, желание помочь игровому персонажу

Методы и приемы:

словесный: вопросы, поощрения, словесные инструкции, художественное слово

наглядный: рассматривание игрушек, кругов разного размера

игровой: сюрпризный момент

практический: работа с раздаточным материалом, физминутка, выполнение задания «Найди предметы круглой формы»

Оборудование: стол «вода – песок»

Материалы:

Демонстрационный: два круга: большой синий и маленький красный; игрушки: кукла, большая машина, утка Раздаточный: круги красные и синие по количеству детей; игрушки – утята по количеству детей; фартуки и нарукавники по количеству детей

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Виды детской деятельности: общение со взрослым и сверстниками, игровая, речевая, познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование, двигательная 

Предварительная работа: дидактические игры: «Подбери по форме», «Подбери фигуру», «Ягодки на ладошке», «Много – мало», «Один – много», «Бабочки и цветы»; наблюдение за предметным окружением на прогулке «Найди предметы круглой формы»

Ожидаемые результаты:

  1. Дети имеют представление о геометрической фигуре – круг
  2. Дети умеют обследовать форму фигуры, используя осязание и зрение
  3. Дети знают основные цвета спектра 
  4. Дети умеют составлять группу из однородных предметов и выделять из нее один предмет; различают понятия и пользуются словами «много», «один», «ни одного»; понимают вопрос «Сколько?»
  5. Дети проявляют интерес к образовательной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу
Этапы деятельности Деятельность воспитателя Деятельность детей
1 часть – вводная

Цель: привлечение внимания детей, формирование позитивной мотивации на предстоящую деятельность

Создание образовательной ситуации Воспитатель читает стихотворение:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте!» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем «Привет» и «Добрый день!»

Если каждый улыбнется –

Утро доброе начнется.

Раздается детский смех (воспитатель включает аудиозапись)

Воспитатель:

 – Дети, вы слышите, кто-то смеется. Дарина, это ты сейчас смеялась? Может быть ты, Женя? Нет? Тогда кто же? Давайте найдем шалунишку-весельчака. 

Воспитатель предлагает детям осмотреть групповую комнату и найти того, кто смеется. 

Воспитатель вместе с детьми осуществляет поиск.

Воспитатель незаметно «находит» куклу, в руках у которой большая машина с игрушками.

 – Посмотрите, кто в гости к нам сегодня пришел! Ну, здравствуй, Машенька. Какая же ты сегодня нарядная, красивая! 

Воспитатель рассматривает одежду куклы, задает вопросы детям:

 – Во что одета Маша?

 – Какого цвета платье? Бантики?

 – Что на ногах у куклы? Какого цвета туфельки?

Воспитатель обращается к кукле:

 – Машенька, привезла большую машину. Давайте посмотрим, что в ней. Какие коробочки красивые, с бантиками… Это подарки?

Дети слушают воспитателя, эмоционально реагируют на стихотворение.

Дети здороваются друг с другом и с воспитателем.

Дети удивляются, обмениваются мнениями.

Дети думают, размышляют, советуются друг с другом, отвечают на вопросы воспитателя, соглашаются (не соглашаются) выполнять задание. 

Дети вместе с воспитателем ищут того, кто смеется.

Дети удивляются находке, рассматривают куклу, здороваются с ней, отвечают на вопросы воспитателя.

Примерные ответы детей: 

 – Маша в пальто; на Маше красивое платье и др.

 – У куклы платье красного цвета. Бантики сини, др.

 – На ногах у Маши тапки; туфли, др. Туфли белые; туфли белого цвета, др.

Дети слушают воспитателя, эмоционально реагируют, радуются сюрпризу.

Мотивация детей на предстоящую деятельность – Дети, кукла Маша привезла нам столько подарков! Давайте откроем первую коробочку и посмотрим, что в ней.

Воспитатель открывает первую коробку. В ней лежат геометрические фигуры: маленький красный круг и большой синий. 

 – Машенька, что это? (не знает)

 – Дети, кто догадался, что это?

Дети слушают воспитателя, эмоционально реагируют, радуются, наблюдают за действиями воспитателя. 

Дети рассматривают геометрические фигуры, отвечают на вопросы.

 – Это круг; шарик; не знаю, др.

Формулирование цели предстоящей деятельности и принятие ее детьми – Дети, вы хотите узнать, что такое круг? А ты, Машенька?

Воспитатель предлагает детям пройти к мольберту.

– Да, нет, др.

Дети проходят к мольберту.

2 часть – основная

Цель: организация совместной образовательной деятельности в режимных моментах воспитателя с детьми через эффективное использование методов и приемов, способствующих активизации детской деятельности, развитию познавательных способностей и интересов воспитанников.

Уточнение знаний детей в процессе деятельности, осуществляемой в тесном контакте со взрослым Работа с демонстрационным материалом

Воспитатель показывает большой синий круг (прикрепляет на мольберт) и говорит:

 – Это круг. Какого круг цвета?

Воспитатель показывает маленький красный круг (прикрепляет на мольберт) и спрашивает детей:

 – Какая это фигура?

 – Какого цвета этот круг

 – Какой круг больше?

 – Какой круг меньше?

 – Как проверить?

 – Посмотрите, дети и ты, Машенька, тоже, я наложу красный круг на синий. Видите, часть синего круга выступает (показывает), значит, он больше.  

 – Какой круг больше (меньше?)

 – Сейчас я обведу круг пальцем. Посмотрите, бежит палец по кругу, откуда ушел, туда и вернулся (показывает действие).

 – Теперь я обведу красный круг, а вы мне будете помогать. Посмотри, Машенька, как наши пальчики по кругу побегут.

 – Поднимите указательный пальчик. Я обведу красный круг, а ты, Андрей, обведи синий. Вот так! (воспитатель выполняет действие, при необходимости помогает ребенку).

 – Алена, обведи красный круг, а ты, Андрей, синий. Молодцы!

 – Машенька, а ты хочешь обвести круг? Какой? Выбирай!

Воспитатель имитирует игровое действие.

 – Молодец!

 – На что похож круг?

 – Давайте покатаем круги.

 – Тимофей, покатай синий круг. Катится синий круг?:

 – Яна, кати красный круг. Катится красный круг?

 – Да, круги катятся. Молодцы! 

 

 – Дети, Машеньке так понравилось с вами играть! Посмотрите, какая она веселая. Маша приглашает вас потанцевать.

Поднимает Маша руки,

Вверх-вниз, вверх-вниз!

А потом она танцует,

Покружись, покружись!

После танца всем ребятам

Поклонись, поклонись!

И друзьям своим хорошим улыбнись,

улыбнись

Работа с раздаточным материалом

 – Дети, давайте посмотрим, что лежит во второй коробочке.

Воспитатель открывает коробку. В ней лежат конверты с двумя геометрическими фигурами: большим желтым кругом и маленьким зеленым. Предлагает детям пройти за столы.

 – Дима, что у тебя в конверте? А у тебя, Алена?

 – Олег, какого цвета большой круг?

 – Савелий, какого цвета маленький круг?

 – Обведите пальчиком большой круг. Вот так. Бежит пальчик по кругу, откуда ушел, туда и вернулся.

 – Мы с Машенькой посмотрим, как ваши пальчики по кругу бегут.

 – А теперь обведите маленький круг.

 –  Покатайте большой круг.

 – Андрей, катится большой круг?

 – Яна, катится маленький круг?

 – Правильно, молодцы! Все круги катятся.

 – Ну вот, Машенька, теперь ты знаешь, что такое круг.

 – Пойдемте открывать следующую коробочку.

 – Ой, как интересно! Что же ты нам привезла… 

 – Кто это дети? 

 – Сколько утят в коробке? Давайте сосчитаем (обобщающий жест рукой)

 – Возьмите по одному утенку. Машенька, ты тоже возьми утенка.

 – Сколько утят у тебя, Женя?

 – А у тебя, Дарина?

 – Сколько, Алена, утят у тебя?

 – Сколько утят у куклы Маши?

 – А сколько утят в коробке?

 – Что нужно сделать, чтобы в коробке стало много утят?

 – Давайте положим всех утят в коробочку.

 – Машенька, ты тоже положи своего утенка.

 – Олег, сколько стало утят в коробке?

 – Яна, сколько утят в коробке?

 – Правильно. Молодцы!

 – Машенька, у нас в группе тоже много игрушек. Мы тебе сейчас их покажем. Пойдемте в игровой уголок. 

 – Посмотрите на эту полочку. Каких игрушек на ней много?

 – Какая игрушка одна?

 – Посмотри, Машенька, на столе тоже игрушки стоят.

 – Дети, каких игрушек на столе много?

 – Какая игрушка одна?

 – Правильно. Молодцы!

Дети слушают воспитателя, рассматривают геометрическую фигуру, отвечают на вопросы.

 – Круг синий; круг синего цвета; синий, др.

Дети рассматривают красный круг, отвечают на вопросы.

 – Это круг, др.

 – Круг красного цвета; красный, др.

 – Синий больше; синий круг больше красного, др.

 – Красный меньше, красный; красный круг меньше, чем синий, др.

 – Не знаю, сравнить, др.

Дети слушают воспитателя, эмоционально реагируют, наблюдают за его действиями, отвечают на вопросы.

 – Синий круг больше, чем красный, др.

 – Красный круг меньше, чем синий, др.

Дети наблюдают за действиями воспитателя, удивляются, радуются.

Дети наблюдают за действиями воспитателя.

Дети слушают воспитателя, выполняют указания.

Дети слушают воспитателя, выполняют указания.

Дети радуются похвале.

Дети с интересом наблюдают за игровым действием.

Дети слушают воспитателя. Отвечаю на вопрос:

 – На солнышко, колесо, мяч, др.

Дети выполняют указания воспитателя, отвечают на вопросы:

 – Да, катится; синий круг катится, др.

 – Красный круг катится, др.

Дети радуются похвале.

Дети слушают воспитателя, выполняют указание, отвечают на вопрос.

 

Дети радуются похвале.

Дети слушают воспитателя, радуются, соглашаются потанцевать с куклой.

Дети поднимают руки вверх-вниз

Дети кружатся на месте

Дети кланяются

Дети улыбаются друг другу.

Дети с интересом наблюдают за действиями воспитателя, удивляются, радуются, выполняют указания, отвечают на вопросы.

 – У меня в конверте круги; круги, др.

 – Большой круг желтого цвета; желтого, не знаю, др.

 – Маленький круг зеленого цвета, др.

Дети выполняют указания воспитателя, отвечают на вопросы.

 – Большой круг катится; да, др.

 – Маленький круг катится; да, др.

Дети радуются выполненному заданию, похвале.

Дети слушают воспитателя, выполняют указания.

Дети удивляются, радуются.

 – Это утята, др.

 – Много; в коробке много утят, др.

Дети выполняют указания воспитателя, отвечают на вопросы.

 – У меня один утенок; один, др.

 – Один; один утенок, др.

 – У меня один утенок, др.

 – У куклы один утенок; один, др.

 – В коробке ни одного утенка; в коробке нет утят, др.

 

– Положить утят в коробку, др.

Дети выполняют указания воспитателя.

Дети наблюдают за игровым действием воспитателя, эмоционально реагируют.

 – В коробке много утят, др.

 – Много; в коробке много утят, др.

Дети радуются похвале.

Дети слушают воспитателя, радуются предстоящей деятельности, выполняют указания воспитателя, отвечают на вопросы.

 – Матрешек много, др.

 – Одна пирамидка, др.

Дети рассматривают игрушки на кукольном столе, отвечают на вопросы.

 – На столе много кубиков, др.

 – На столе одна машинка, др.

Дети радуются похвале.

3 часть – заключительная

Цель: выявление удовлетворенности и заинтересованности детей образовательной деятельностью.

Подведение итогов, деятельности. Педагогическая оценка результатов деятельности детей

– Ну вот, Машенька, все коробочки открыты, все задания выполнены.

 – Расскажи нам, Машенька, с какой геометрической фигурой ты сегодня познакомилась? Забыла?

 – Дети, напомните Маше.

 – Да, мы сегодня с вами познакомились с геометрической фигурой – круг. А что еще мы делали сегодня? 

 – Правильно, считали игрушки.

 – Дети, вам понравилось играть с Машей?

 – Со всеми заданиями справились?

 – Что тебе больше всего понравилось, Катя?

 – А тебе, Миша? Ты со всеми заданиями справился?

 – Что нового вы расскажете маме с папой, когда вернетесь домой?

 – Молодцы, дети! Все сегодня хорошо выполняли, задания: обследовали круг, считали игрушки.

Дети слушают воспитателя, эмоционально реагируют.

–  Круг; мы познакомились с фигурой «круг», др.

– Мы играли с утятами; считали игрушки, др.

– Да, нет, понравилось, др.

 – Да, нет, др.

Дети высказывают свое мнение.

Дети радуются похвале.

Плавный вывод детей из непосредственно образовательной деятельности в самостоятельную деятельность

Раздается кряканье утки (воспитатель незаметно включает аудиозапись)

– Это что еще за звук? Кто так кричит? 

Воспитатель смотрит в коробку с утятами и говорит:

 – Утята в коробочке лежат, молчат…

Воспитатель достает из кузова большую утку.

 – Дети, кто же это?

 – Правильно, утка. Наверное, это мама наших утят. Посмотрите, какая она большая! А утята какие?

 – Машенька, наверное, ты случайно ее обронила, когда коробочки с подарками упаковывала…

 – Мама-утка за утятами пришла.

 – Кто знает, что утята любят делать?

 – Да! Плескаться в воде!

 – Предлагаю вам поиграть с утятами в нашем пруду, но сначала нам нужно надеть…Что? А для чего?

 – Правильно, чтобы не измочить одежду, когда будем играть с утятами в воде.

 – Возьмите каждый по одному утенку, а мы с Машей маму-утку возьмем и пойдемте к пруду.

Дети звук, удивляются, радуются, советуются друг с другом, думают, отвечают на вопросы.

 – Утята, др.

Дети рассматривают игрушку, удивляются ее появлению, отвечают на вопросы.

 – Это утка.

 – Утята маленькие.

Дети слушают воспитателя.

Дети думают. Отвечают на вопрос.

 – Искать червячков, купаться, др.

Дети радуются предстоящей игровой деятельности, отвечают на вопросы.

 – Нужно надеть фартук и нарукавники, чтобы не измочить одежду, др.