МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования «Российский университет транспорта» РУТ (МИИТ)

ПРАВОВОЙ КОЛЛЕДЖ

Всероссийский профессиональный педагогический конкурс

 «9 мая — Великая Победа», приуроченный к празднованию 80-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов

 

Сценарий классного часа 

Дорога жизни блокадного Ленинграда

Автор 

преподаватель высшей категории 

дисциплина «История России»

Квасова Валентина Вениаминовна

 

Москва, 2024

Пояснительная записка

Цель занятия

Познакомить обучающихся с  подвигом и героизмом жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

Задачи занятия:

  1. Воспитывать уважительное отношение к таким ценностям, как долг и служение Отечеству, патриотизм.
  2. Способствовать сохранению исторической памяти и связи поколений.
  3. Использовать возможности внеаудиторной работы для подготовки обучающихся к празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне

Формирующиеся ценности: 

единство народов России, историческая память и преемственность поколений. 

Продолжительность занятия:

40 минут.

Рекомендуемая форма занятия: 

беседа с использованием  презентации к классному часу. 

Комплект материалов: 

− сценарий;

–  презентация; 

– видеоролик «Кусочек хлеба на один день в блокадном Ленинграде»

– видеоролик «Прорыв блокады Ленинграда / Операция “Искра” Советский документальный фильм»

Этапы занятия.

  1. Мотивационно-целевой этап: приветствие, определение целей и задач классного часа. 
  2. Основной этап: знакомство обучающихся с информационным материалом по заявленной теме.

III. Заключительный этап:  рефлексия

Примечание

 Классный час может проводить преподаватель или два ведущих из числа обучающихся

Мотивационно-целевой этап.

1 слайд

Дорогие студенты!  В 2025 году исполняется 80 лет со дня Победы в Великой Отечественной войне. День Победы 9 мая – символ единства и героизма всех народов, объединённых одной общностью «советский народ». С каждым годом, празднование 9 мая приобретает все более значимое значение, как исторический момент и как путь к сохранению памяти о героическом прошлом.

Великая Отечественная война – это сражения, это советские люди, которые и на поле боя, и в тылу проявили силу духа, героизм, мужество и любовь к родине.

Одна из героических страниц Великой Отечественной войны – оборона Ленинграда в условиях блокады фашистскими войсками. Именно о «дороге жизни» и будет наш разговор на классном часе.

2 слайд

В плане нападения на Советский Союз Гитлер особое место отвёл захвату и уничтожению Ленинграда. Падение этой исторической столицы и колыбели революции должно было предшествовать полному разгрому Москвы. Для Гитлера первостепенным моментом было подорвать моральный дух защитников. 

Важную роль в обороне Ленинграда сыграла дорога через Ладожское озеро, названная Дорого жизни.

Основной этап

3 слайд

8 сентября 1941 года немецко-фашистские войска группы армий «Север» захватили Шлиссельбург, тем самым блокировав Ленинград с суши и получила приказ уничтожить Ленинград. 

Первоначально предполагалось, что город возьмут сходу, по технике блицкрига. Но к тому времени, как войска немецкой армии подошли к намеченной цели, уже стало ясно, что на советской территории молниеносная война не получается. Военачальники были против прямого штурма укреплённого города. 

Так была предложена блокада Ленинграда. Вместо того чтобы нести неизбежные при штурме человеческие потери, немцы решили заморить город голодом. Постоянно поливая его при этом щедрым артиллерийским огнём.

4 слайд – на слайде карта Ленинграда и Ладожского озера

В начале были отрезаны автомобильные и железные дороги. А 8 сентября 1941 года, после взятия Шлиссельбурга, началась история блокадного Ленинграда – одна из самых трагических в Великой Отечественной войне. Единственным сообщением с внешним миром для ленинградцев оставалась лишь дорога, начинавшаяся на берегу Ладожского озера. Эта тонкая нить, которую ценой невероятных усилий сумели протянуть защитники Ленинграда, дарила жизнь и надежду.

Когда блокадное кольцо сомкнулось, осталась единственная возможность связи с блокадным Ленинградом – через Ладожское озеро, побережье которого во время Великой Отечественной войны продолжала контролировать советская армия. Это озеро было очень сложным для судоходства. Неожиданные шквальные порывы ветра часто налетали на суда. Поэтому побережье не было оборудовано ни причалами, ни пирсами.

5 слайд

Первые доставленные грузы сбрасывали прямо на дикий берег. Вместе с этим срочно проводили работы по углублению дна и обустройству гавани. На берегу выкапывали землянки и оборудовали склады. Под водой провели телефонные и телеграфные кабели. От берега к ближайшей линии железной дороги проложили узкоколейку.

 12 сентября, всего через четыре дня после начала блокады Ленинграда по Ладожскому озеру доставили первую партию грузов. Там было 60 тонн различных боеприпасов и 800 тонн продовольствия

6 слайд

Кроме неблагоприятных погодных условий транспортировку осложняли постоянные налёты немецкой авиации. Использование имеющихся в наличии буксиров и барж при доставке всячески приветствовалось. Однако даже полная загруженность всех судов не могла обеспечить продовольствием окружённый город в полной мере. Кроме того, поставленная задача усложнялась ещё и тем, что поставлять приходилось не только продовольствие. Для ведения войны и обороны города требовалось оружие. Поэтому часть грузов составляли боеприпасы.

7 слайд

Как прокладывали Дорогу жизни

С самого начала было ясно, что судоходный путь – мера временная. Сотрудники Гидрологического института и автодорожный отдел Ленинградского фронта стали проектировать автомобильную дорогу, которая должна была быть проложена прямо по льду замёрзшего Ладожского озера.

В документах она именовалась военно-автомобильной дорогой № 101. На каждом пятом километре трассы должны были находиться пункты обогрева. А саму дорогу планировали делать в 10 метров шириной. 

Длина через Ладогу составляла приблизительно 30 километров. На этом, сравнительно небольшом, участке в тяжёлых условиях слаженно трудились десятки тысяч человек. Это были водители грузовиков и погонщики конных подвод, механики, которые чинили автомобили, регулировщики, задачей которых было направлять водителей по наиболее безопасным маршрутам. 

Участки ледовых дорог рассчитывали и прокладывали, опираясь на данные водолазов и учёных из Гидрологического института. На оперативной военной карте Дорога жизни постоянно меняла свои очертания. Часто причиной становилось то, что доставка грузов проходила по участкам, которые, из-за бомбёжек становились аварийно-опасными. Да и погода постоянно вносила свои коррективы. Изменения температуры, подводные течения и другие внешние факторы очень влияли иногда на весь маршрут, а иногда только на отдельный участок трассы. Движение на ледовых трассах корректировали регулировщики. Только за первую зиму ледовая дорога полностью передвигалась 4 раза. А некоторые участки меняли свою конфигурацию 12 раз.

8 слайд

Ситуация с продовольствием в Ленинграде

Тем временем положение в городе становилось всё хуже. По сути, оно дошло до критической отметки, перешагнуло её и уверенно двинулось дальше. Продовольствия катастрофически не хватало. На начало осады в городе находилось приблизительно 2,9 миллиона человек. Каких-то сколь-нибудь значительных запасов продуктов в Ленинграде не было. Он функционировал за счёт продукции, поставляемой из Ленинградской области

К тому же, даже имевшиеся небольшие запасы были уничтожены на складах во время первых обстрелов. Система выдачи продуктов по карточкам была введена сразу же. Однако нормы выдачи постоянно урезали. 

9 слайд

К ноябрю 1941 года ситуация была критической. Нормы выдачи хлеба упали ниже необходимого физиологического минимума. На день выдавали всего 125 грамм хлеба. Для рабочих паёк был чуть больше – 200 грамм. Это маленький кусочек хлеба. И больше ничего. К тому времени все запасы давно были исчерпаны. Многие не пережили именно суровую зиму 1941 года.

И не стоит забывать, что эти 125 грамм были не хлебом из чистой муки, пускай и низшего сорта. В хлеб добавляли всё, что могло быть съедобным –пищевую целлюлозу, жмых, обойную пыль, выбойки из мешковины. Было ещё понятие коревой муки. Она образовывалась из промокшей, схватившейся и затвердевшей, словно цемент, корки. 

О том,  как нам, живущим в 21 веке,  трудно представить эти цифры норм хлеба – видеоролик «Кусочек хлеба на один день в блокадном Ленинграде».

Видеоролик «Кусочек хлеба на один день в блокадном Ленинграде» ЖИТЬ.mp4, продолжительность 3.05 мин.

Ссылка на видеоролик

https://www.yandex.ru/video/preview/11184551777193875543

10 слайд

О ситуации в городе было хорошо известно водителям машин, доставлявших десятки тонн различных грузов к берегам Ладоги в ленинградскую блокаду и забиравших оттуда эвакуируемых. Они ежеминутно рисковали жизнью, выходя на льды Ладожского озера. И это не просто громкие слова. Только за одни сутки 29 ноября 1941 года под воду ушло 52 автомобиля. И это на отрезке длиной 30 километров! Из которых несколько первых километров можно даже не брать в расчёт – там дорога была сравнительно безопасна.

В пути водителя постоянно подстерегала опасность уйти под лёд. Поэтому никто не закрывал дверцы машины, невзирая на пронизывающий до мозга костей холод. Так оставался шанс успеть выбраться из тонущей машины. Когда ситуация была особенно опасной (грузовики совершали рейсы и по уже тающему льду), водители всю дорогу ехали на подножке машины. Тридцатикилометровый ледовый участок, таким образом, превращался в серьёзное и длительное испытание. Ведь ехать приходилось на малой скорости. А ведь практически каждый водитель в день совершал по два рейса.

11 слайд

За первую зиму – с декабря 1941 по февраль 1942 года – в Ленинграде погибло четверть миллиона человек. Но с увеличением норм выдачи хлеба смертность стала меньше. Для того чтобы доставка грузов проходила в осаждённый город более массово и безопасно, уже зимой 1942 года стали строить ледовую железную дорогу, которая должна была проходить прямо по озеру. 

12 слайд

Однако её строительство не было завершено, так как 18 января 1943 года был совершён прорыв блокады Ленинграда, и надобность в станции Ладожское озеро отпала.

Наступление для прорыва блокады советское командование готовило в строжайшей секретности. Сначала его наметили на 1 января 1943 года, но в планы полководцев вмешалась оттепель. Дороги размыло, морозец ударил только через неделю. Вскоре и началась операция «Искра». В ночь на 12-е января по немецким позициям ударила артиллерия и начала работать советская авиация. 

«Нападение русских было очень неожиданным. Русская артиллерия била великолепно: я никогда не слышал, чтобы немецкая артиллерия стреляла так здорово», — вспоминал один из немецких пленных.

О героическом прорыве блокады Ленинграда кадры документального фильма.

Видеоролик «Прорыв блокады Ленинграда / Операция “Искра” Советский документальный фильм»

Продолжительность 3, 28 мин.

Ссылка на видеоролик

https://www.yandex.ru/video/preview/4126516589763875687

Заключительный этап

13 слайд

В январе 1944 года наступление советской армии развертывалось по всему фронту от Финского залива до озера Ильмень. Войска Ленинградского фронта освободили Пушкин, Павловск, Гатчину и к концу января вышли на рубеж реки Луга. Волховский фронт, наступая в направлении Луги и Шимска, освободил города и железнодорожные станции Мга, Тосно, Любань, Чудово. Очищена была от немцев Октябрьская железная дорога. В это же время 2-й Прибалтийский фронт под командованием генерала M. M. Попова сковывал немецкую 16-ю армию.

Таким образом, 27 января 1944 года в результате Ленинградско-Новгородской стратегической наступательной операции немецко-фашистские войска под Ленинградом (ныне – Санкт-Петербург) были окончательно разгромлены, а блокада города – снята. В том, что Ленинград выстоял – большая заслуга «дороги жизни»!

Дорога Жизни, Ладога родная,

О, скольких ты тогда смогла спасти!

Для наших дедов, бабушек, я знаю,

Священней места в мире не найти!

Я пред тобой стою, склонив колени,

Стою и вдаль задумчиво смотрю,

От всех послевоенных поколений,

Как Бога, я тебя благодарю.

И знаю: до сих пор ночами снится

Всем, выжившим в блокадном том аду,

Поток машин, бессонной вереницей,

Везущий хлеб по ладожскому льду….

14 слайд

Итак, мы сегодня вспомнили учебную тему, которую изучаем по истории по теме Великая Отечественная война. Классный час познакомил нас с дорогой жизни –дорогой, которая связала жителей блокадного Ленинграда и советским тылом.

Предлагаю проанализировать полученную информацию на классном часе и высказаться о свих впечатлениях. Перед вами заранее заготовленные карточки. Вам предлагается заполнить карточку ответом на вопросы. 

Вопросы карточки продублированы на слайде:

  1. Я понял, что_______________________________________
  2. Я запомнил____________________________________________
  3. Было интересно ________________________________________ 
  4. Сегодня я узнал, ________________________________________

Предлагаю поделиться своими впечатлениями по вопросам карточки.

Спасибо за ваши ответы. 

Помним «Никто не забыт, ничто не забыто!»