МУДО ЖДШИ N1

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

 Тема: “Эстрадное волнение у детей”

                    Разработчик:   Година Анжелика Владимировна, преподаватель.

 

                                  ПЛАН РАБОТЫ

  1. Введение.
  2. Основная часть

        2.1. Подготовка к первому выступлению.

        2.2. Виды эстрадного волнения и их взаимосвязь с типом        темперамента и самооценкой ребёнка.

          2.3. доминирующий мотив деятельности исполнителя.

          2.4. периодичность концертных выступлений

          2.5. процесс изучения произведения в классе

          2.6. предконцертное поведение, дыхательные упражнения, концентрация.релаксация,     

  3.Заключение

  1. Список используемой литературы

 

  1. ВВЕДЕНИЕ.

 

Концертное выступление является одним из сложных видов деятельности. Оно предполагает владение определённым комплексом теоретических знаний и практических навыков, постоянное интеллектуальное, музыкальное и артистическое совершенствование. Самочуствие исполнителя на концертной эстраде – это вопрос, который касается каждого музыканта, начиная от школьника и заканчивая зрелым артистом. Волнение испытывает каждый исполнитель, выступающий публично. Но одному оно не мешает справиться со своей творческой задачей, другому приходится затрачивать на борьбу с волнением массу лишней энергии, а третий настолько не владеет собой,что каждое выступление доставляет ему мучительное переживание и желание его избежать. Бывают случаи, когда талантливый исполнитель из-за сильного волнения вынужден оставить концертную деятельность. При ближайшем рассмотрении некоторых сторон музыкального воспитания оказывается, что во многом виновен педагог. Чтобы избежать этого, необходимо с самого начала обучения ребёнка правильно организовать процесс общего и музыкального воспитания и привить ученику любовь к сцене. Это будет служить стимулом в его занятиях. В этой работе мне хотелось бы осветить некоторые вопросы предконцертной работы с учеником, психологической подготовки ребёнка к выступлению на эстраде, а так же рассмотреть аспекты работы над произведением сквозь призму концертного выступления.

 

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

 

2.1. . Подготовка к первому выступлению. 

 Повседневная воспитательная работа педагога вокруг вопроса выступления – это та база, без которой дальнейшие занятия едва ли могут стать результативными. Очень важно приучить ребёнка любить выступления и не бояться их. К этому нужно готовить ученика очень тщательно, особенно к первому выступлению. Именно оно может навсегда отпугнуть ребёнка от сцены. Не единичны случаи “психологических травм”, нарушающих дальнейший исполнительский рост ученика. И наоборот – ребёнок, который выступил удачно, получил удовольствие сам – всегда будет любить выступления и стремиться к ним. Психологически готовить ученика к выступлению нужно  начинать с поступления ребёнка в музыкальную школу. Подготовительная фаза связана с большой воспитательной работой. Ученику необходимо разъяснить роль сольных и ансамблевых выступлений как общественной функции музыканта- исполнителя. Нужно привить чувство ответственности за качество исполнения на эстраде и, вместе с тем, любовь к игре при публике. Ребёнок должен осознать, что за своё выступление он несёт ответственность перед слушателями, перед автором произведения, перед самим собой и своим педагогом. Но в то же время каждое выступление ребёнка должно быть для него праздником, лучшими минутами его жизни, когда он может получить огромное художественное удовлетворение. Хорошо, если ученик с самого раннего возраста посещзает классические концерты. Перед концертом педагог должен рассказать об исполнителе и о проитзведениях, которые ученик будет слушать,о том труде, который затрачивает исполнитель для такого выступления. Так же ребёнок должен слушать выступления других учеников, хорошо держащихся на сцене. Тогда у начинающего музыканта появится желание выступать. Он ведь не слышал ничего плохого и у него нет и мысли, чтоон может выступить неудачно. Ребёнок должен быть готов к выходу на публику как психологически, так и технически. Ни в коем случае нельзя выпускать ученика на сцену с недоученным произведением. Успешное выступление зависит от метода обучения, степени готовности к концерту, поведения педагога и родителей и от обстановки , которая создаётся в классе и дома. Перед выходом ребёнка на сцену не должно быть никаких разговоров о волнении. Педагог и родители внешне должны быть совершенно спокойны, их волнение не должно быть показано ребёнку. Всвязи с этим необходимо вести воспитательную работу не только с учеником, но и с родителями. Нужно объяснить значение спокойной подготовки к выступлению и необходимость систематических занятий. Завышенные требования, предъявляемые родителями, или, наоборот, недостаточная степень контроля способствует повышению тревожности ребёнка.  Выход на сцену должен стать для ученика радостным событием. После выступления желательно, чтоб родители устроили праздник для юного музыканта, поздравили его, подарили памятный подарок, сводили в кафе. Тогда у начинающего исполнителя закрепится взаимосвязь : концерт – это праздник, радость. И даже если выступление прошло неудачно, заострять на этом внимание ни в коем случае нельзя! Ведь в каждом, даже самом неудачном выступлении были и хорошие моменты. Вот о них и нужно поговорить после концерта, направив внимание и усилия учащегося на предстоящую ему дальнейшую работу. Обязательно нужно поздравить, ободрить ученика. Г.Г. Гинзбург писал : ” Поощрение – лучшее средство обучения.  ищите хорошее и , зацепившись за него, незаметно помогайте ученику избавляться от недостатков.” ( Г. Гинзбург. ” Статьи, воспоминания, материалы” , 1984г.)

2.2. . Виды эстрадного волнения и их взаимосвязь с типом        темперамента и самооценкой ребёнка.

Но даже если первое выступление ученика прошло успешно и позитивно, в дальнейшем эстрада, как правило, всё равно вызывает беспокойство и переживания. Исполняемые произведения становятся более сложными и объёмными, увеличивается количество задач, которые нужно выполнить на сцене. Важно, чтоб концертное волнение стало явлением положительного характера, активизирующим музыкально-исполнительский процесс. У одарённых детей это часто происходит само по себе. Взволнованное состояние  способствует большей яркости исполнения, на публике они играют лучше, чем в классе. Но во многих случаях предконцертные переживания сказываются отрицательно. Это проявляется по-разному. Некоторые играют на эстраде более скованно, сухо и формально. Другие, наоборот, преувеличенно развязно. Излишняя нервозность часто негативно сказывается и на технической стороне исполнения, приводит к ошибкам и остановкам. Очень важно научить ребёнка обращать волнение себе на пользу, сделать его управляемым, не позволить перейти в волнение-панику. Здесь важна правильная расстановка приоритетов исполнителя, а так же определение самооценки и типа темперамента ученика. А.Л. Готсдинер выделяет три вида эстрадного волнения. 

  1. Волнение-подъём . Сопровождается лёгкой эйфорией, желанием скорее выйти на сцену. Это оптимальное и наиболее желательное предконцертное состояние. Оно чаще всего характерно для сангвиников, у которых процессы возбуждения и торможения уравновешены.
  2. Волнение-паника связано с сильным перевозбуждением, которое проявляется в суетливости движений, отсутствии сосредоточенности. Характерно для холериков, у которых процессы возбуждения сильнее процессов торможения. Для таких детей очень важно, чтоб в процессе изучения произведения все движения были строго выверены, не было ничего лишнего, штрихи и аппликатура были максимально целесообразными. Важно научить ребёнка контролировать свободу мышц и устранять появившиеся зажимы, напоминать о правилах посадки и постановки.
  3. Волнение-апатия сопровождается подавленным состоянием, когда цель и содержание выступления уходят куда-то на второй план. Это предконцертное состояние приводит либо к случайностям, при которых исполнение становится неуправляемым, либо к безразличному состоянию на эстраде. Волнение-апатия характерно для флегматиков и меланхоликов. Таким детям необходимо создавать творческую и непринуждённую атмосферу в процессе занятий. Если состояния увлечённости, заинтересованности, уверенности постоянно сопровождают репетиционные занятия, они закрепляются за игровыми движениями и на эстраде перейдут в состояние вдохновения. Если же на уроках такой ребёнок испытывает страх и неуверенность, то на эстраде это приведёт к срывам и апатии. 

Г.М. Коган считает, что причиной неблагоприятного предконцертного состояния является неадекватная самооценка ребёнка : неуверенность в себе и своих способностях или, напротив, переоценка собственных возможностей и завышенные требования к самому себе. Робкого, застенчивого ребёнка невозможно научить играть одними только техническими приёмами, необходимо поддерживать в нём состояние уверенности. Нужно стараться, чтоб занятия музыкой приносили ему больше удовольствия и как можно меньше разочарований. Критика должна быть доброжелательной, важно прежде всего отмечать положительные стороны исполнения, а уже потом обращать вниание на недостатки. ” Уверенность является предпосылкой свободы” – пишет Г. Нейгауз ( Г. Нейгауз. Записки педагога. М- “Музыка” 1967г.). 

2.3. Доминирующий мотив деятельности исполнителя.

 Примерно с пятого класса наступает подростковый период, когда начинает проявляться индивидуальность, происходит самоутверждение и устанавливается сильная зависимость личного статуса от мнения окружающих. У ребёнка повышается чувствительность к оценке его деятельности и возрастает чувство ответственности за своё выступление. Всё это отрицательно сказывается на эстрадном самообладании. Это происходит потому, что ученик больше думает о себе : ” А что скажет педагог?”, ” А какую оценку я получу?”, ” А сыграю ли я хорошо?”. Вместо того, чтоб думать об исполняемой музыке, ребёнок переключается на мысли о себе и своём состоянии.  Ему хочется показать себя, свою виртуозность, “блеснуть”, выглядеть на сцене лучше других, поэтому исполнитель боится сфальшивить, ошибиться, забыть текст. Эти страхи, как правило, провоцируют срывы на сцене. Именно честолюбие часто вызывает панику  перед выступлением .  Часто эта внутренняя позиция не осознаётся учеником, об этом  с ним нужно говорить. Юный исполнитель должен осознать, что он выходит на сцену не для того, чтобы показать себя,самоутвердиться  и получить “пятёрку”, а для того, чтобы ярко, интересно и творчески представить исполняемое произведение. Установка на решение творческих задач, на достижение цели мобилизует волю, мышление и отвлекает от мыслей о возможной неудаче. Важно направить мысли ученика в нужное русло. Вместо переживаний : ” Что обо мне подумают, как меня оценят?” должно быть : ” Понравится ли слушателям произведение,которое я играю, смогу ли я донести нужные эмоции, доставить публике удовольствие своим исполнением?” . Главной задачей должно стать желание донести до слушателей свой исполнительский замысел, тогда исполнение станет ярким и интересным и  мелкие недочёты не смогут испортить впечатление. Когда возникает контакт с аудиторией, её присутствие вызывает прилив сил, тогда можно говорить о творческом эстрадном самочувствии. Познав это ощущение, нужно сохранить его в памяти и научиться вызывать перед выходом на сцену. Лучше всего в этом поможет увлечение исполняемой музыкой и стремление к тому, чтоб слушатель наслаждался вместе с тобой. Очень важно,чтоб ребёнку нравилось произведение, которое он будет исполнять на сцене.

2.4. Периодичность концертных выступлений.

Исполнительские способности развиваются в условиях систематический и успешных концертных выступлений. Даже опытные исполнители после долгого перерыва в концертной работе волнуются больше, чем в период постоянных выступлений. А самые робкие ученики с каждым выступлением начинают увереннее чувствовать себя на эстраде. Необходимо обеспечить ученику возможность выступать перед публикой. Однако чрезмерно частые выступления тоже нежелательны, они могут вызвать повышенную нервозность ребёнка. Педагогу нужно скорректировать периодичность выступлений для каждого ученика индивидуально. Так же отрицательно может сказаться неожиданный выход на сцену. Ребёнок должен быть психологически готовым к выходу на публику.

2.5. Процесс изучения произведения в классе.

Предконцертная подготовка не ограничивается одним днём. За несколько дней до выступления у ребёнка должна появиться уверенность, что он достаточно подготовлен к предстоящему концерту. Эта уверенность появляется благодаря удачным проигрываниям  программы в классе перед другими детьми, а так же дома перед близкими людьми. В привычной обстановке, перед знакомыми слушателями ,волнение не будет таким сильным. В то же время такие “обыгрывания” формируют у ребёнка уверенность в своих силах и умение войти в нужное эмоциональное состояние, сыграть “без права на ошибку” , не отвлекаясь ни на что вокруг. Ребёнок приучается играть при посторонних, педагог присматривается к поведению ученика в условиях, близких к эстрадным, а остальные учащиеся учатся делать выводы и замечания. С начинающими музыкантами важно так же отработать элементы эстрадного “ритуала” – выход, поклон, аплодисменты. Тогда, выйдя на сцену, ребёнок не растеряется и будет знать как себя вести. В классе должна царить непринуждённая, творческая атмосфера. Работу над программой нужно планировать так, чтоб самые трудные фрагменты были подготовлены заранее. Крайне нежелательно выносить на сцену недоученное произведение. Об эстрадном волнении очень точно сказал Римский -Корсаков : “Оно обратно пропорционально степении подготовки”. ( Н.А. Римский – Корсаков “Летопись моей музыкальной жизни” изд. типография Глазунова, 1909г.). Игровые движения исполнителя на эстраде связаны с психологическими  состояниями, которые он переживает во время исполнения. У одних учеников  сцена вызывает возбуждение (движения становятся слишком активными, преувеличенными), у других происходит торможение (движения становятся вялыми и скованными, теряют выразительность). Педагогу следует учитывать это в процессе формирования игровых навыков. Нужно отбросить все ненужные движения, неудобные штрихи и аппликатуру. “Техника – это не плюс что-то новое и особенное; техника – это минус всё лишнее ” – утверждал Григорий Коган (Г. Коган. У врат мастерства. М- ” Советский композитор”, 1961г.). Каждый раз, когда ребёнок садится за инструмент, нужно напоминать ему об элементарных правилах посадки и постановки. Выйдя на сцену, важно удобно сесть за инструментом, выдохнуть и расправить плечи, почувствовать комфорт и удобство, и только после этого начинать исполнение. 

2.6. Предконцертное поведение. Дыхательные упражнения, концентрация, релаксация.

Важно помочь ученику найти свою форму подговки к выступлению, исходя из его возможностей и индивидуальных особенностей. Для большинства детей нецелесообразно много играть в день выступления, не рекомендуется принимать участие в оживлённых мероприятиях. Перед выходом на сцену силы и эмоции ребёнка должны быть свежими. Нельзя загружать внимание ученика многими замечаниями. Нужно постараться сконцентрировать внимание юного музыканта на творческой стороне, художественном образе. В этом поможет способ работы с нотами без инструмента. Ученик должен продумать исполнительский план своего выступления, представить что и как он сделает на сцене. Внимание ребёнка поглощается творческой задачей, это вытесняет мысли о страхе. Так же необходимо обратить внимание на физическое состояние ребёнка, устранить мышечные зажимы. От волнения часто зажимаются плечи, шея, руки. Дети могут не осозновать этого. Можно сделать небольшую разминку, чтоб снять напряжение с тела. Так же для снятия стресса хорошо помогает дыхательная гимнастика. При стрессе дыхание становится грудным, быстрым, поверхностным. Такое дыхание вызывает учащённое сердцебиение, которое ещё больше усугубляет состояние стресса. Снять напряжение помогает глубокое брюшное дыхание. Можно использовать дыхательную гимнастику, разработанную профессором Б. Струве и доктором Б. Токарским: медленный глубокий вдох через нос ,задержка дыхания и спокойный выдох через рот. Упражнение выполняется под счёт. Необходимо сесть или встать в удобном положении, расслабиться. Одну руку положить на грудь, а другую – на живот под грудной клеткой. Медленно, на 4 счёта, вдыхаем через нос с помощью живота. Нужно проследить, чтоб рука под грудной клеткой поднималась, а рука на груди оставалась неподвижной. Во время вдоха мысленно сканируем своё тело. Можно почувствовать напряжение там, где раньше его не замечалось. Далее нужно задержать дыхание и сделать медленный выдох через рот, считая до 8 . На выдохе постараться расслабить те части тела, в которых обнаружилось напряжение. Рекомендуется проделать несколько таких циклов. Эта гимнастика помогает наладить сердцебиение и справиться с чрезмерным волнением непосредственно перед выходом на сцену. Если приобрести навыки владения собой в экстремальных ситуациях, то стресс может оказать и положительное влияние, пробудив скрытые творческие возможности человека.

 

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

Ну, и самое главное – помочь ребёнку обрести уверенность в своих силах, внушить, что он хорошо готов и у него всё получится. Важно, чтоб ребёнок испытал радость от выступления, от процесса музицирования на публике, от ощущения, что он делает дорогое и любимое дело. Такой настрой поднимает над всем мелким и амбициозным, уводит от самолюбивых переживаний и волнений. Подготовки к выступлению как таковой нет – есть правильно поставленные задачи в процессе изучения произведения, а само выступление – завершение проделанной работы.

 

Список используемой литературы:

  1. В. Ю. Григорьев. ” Исполнитель и эстрада” – Москва-Магнитогорск, 1998г.
  2. К. С. Станиславский. “Работа актёра над собой”, 2 том, – М.,1954г.
  3. А.Л. Готсдинер. ” Подготовка учащихся к концертным выступлениям. Методические записки по вопросам музыкального образования.” – М. Музыка,1991г.
  4. Г,Г, Гинзбург. Статьи, воспоминания, материалы, 1984г.
  5. Г. Нейгауз. Записки педагога. М- “Музыка” 1967г. 
  6. Н.А. Римский- Корсаков “Летопись моей музыкальной жизни” изд. типография Глазунова, 1909г.
  7. Г. Коган. У врат мастерства. М- ” Советский композитор”, 1961г.
  8. Б. Струве, Б. Токарский. Эстрадное волнение в музыкальном исполнительстве, Советская музыка, 1936г.