Уроки внеклассного чтения «Судьба и Родина едины»

 

Аннотация: особенность данной статьи в том, что автор поднимает актуальную проблему нравственно-патриотического воспитания молодежи. Считает, что литература, как никакой другой школьный предмет, способствует духовно-нравственному становлению обучающихся, формированию их нравственных позиций, патриотизма, эстетического вкуса, совершенствованию коммуникативных навыков.  В статье даются практические рекомендации по проведению уроков внеклассного чтения.

 

Ключевые слова: поправки, самоопределение, социализация, формирование гражданских качеств, патриотическое воспитание, внеклассное чтение, «золотые слитки воспоминаний», Книга памяти, перспективная воспитательная технология, тема, сюжет, идейная направленность, композиция.

 

Мы, учителя словесности, поддерживаем внесенные в Госдуму В.В.Путиным поправки  о патриотическом воспитании в школах. Это еще один шаг, направленный «на развитие личности  ребенка, создание условий для его самоопределения и социализации «на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил <…> в интересах человека, семьи, общества и государства». Такая позиция президента вызывает полное одобрение со стороны всего учительства. Это ли не повод для разговора с детьми, переживающими период становления личности, формирования важных гражданских качеств?

 

Сегодняшним обучающимся интересно знать о пережитом, увиденном, прочувствованном их старшими согражданами. Самыми эффективными, на мой взгляд, являются уроки внеклассного чтения, на которых дети оказываются причастными к минувшему, к корням, связывающим нас с землей отцов, дедов и прадедов, с тем, что создавалось веками и во что вкладывалась мудрость человеческая, любовь к родной земле. Но главное – это «чувство Родины», которое у каждого из нас начинается с памяти детства, со своего дома, улицы города и села. В конечном счете – с ощущения Родины, которая в дни опасности и больших испытаний вся от края и до края становится близкой и дорогой.

 

В методической литературе рассмотрены многие теоретические проблемы, связанные с проведением подобных уроков, и все же есть необходимость говорить о них вновь, так как специфика этих уроков уникальна не только в плане приобщения к слову, но и важный воспитательный фактор.

Тема урока, о котором я хочу поведать, была подсказана самим учащимся. После окончания урока литературы ко мне подошел семиклассник,  протянул  книгу «Партизанскими  тропами  Приильменья», на пожелтевших страницах которой я прочитал надпись: Н.С.Чернецкий «Из вражеского кольца».  А потом с гордостью добавил: «Ее автор – мой прадед, ветеран Великой Отечественной войны.»

 

После ее прочтения меня осенила мысль о проведении урока внеклассного чтения, который, на мой взгляд, станет связующим звеном между прошлым и настоящим, уникальной возможностью детей находить  ответы на  волнующие их вопросы в далеком прошлом, чтобы не повторять ошибок в настоящем и будущем.

 

«Золотые слитки воспоминаний» о событиях, связанных с действиями   Второй Ударной  Армии  в составе  Волховского Фронта по  освобождению  захваченного Ленинграда, стали достоянием не только учащихся, но и их родителей. Итак, после ознакомления с повестью мы провели урок внеклассного чтения, на котором присутствовали и родные автора, и родители семиклассников. Атмосфера, в которую были погружены присутствующие, была очень теплой и по – настоящему семейной. Все дети принесли фотографии своих родственников, погибших на фронтах войны. В начале урока каждый из присутствующих поведал историю о мужестве и героизме своих родных и близких. 

 

Основная часть урока была посвящена книге Н.С.Чернецкого. Правнук  Сергей рассказывал о том, как  каждый раз, приезжая  в Новгород погостить, он часами любил слушать рассказы бабушки  Ирины Николаевны о партизанском движении в Новгородской области. Особую гордость вызвал тот факт, что комиссаром отряда 11-ой партизанской бригады был его прадед.

 

   Ему, как любому мальчишке, хотелось больше узнать о событиях, связанных с судьбой  родственника. И вот наступил долгожданный день!  Он с отцом  отправился по партизанской, невидимой уже тропе. С трудом находили ее по  редким железкам, воронкам,  которые поросли мхом и багульником за многие годы, места боев угадывались скорее интуитивно. 

 

  « Страшно представить, что на месте прадеда мог оказаться я: сутками ползти по топким болотам, замирать при обстрелах, голодать, хоронить товарищей. Я читаю и плачу, потому что мне страшно. Я не хочу, чтобы это повторилось когда-нибудь. Важно помнить, какими усилиями наши прадеды обеспечили нам это счастливое будущее. Когда я вырасту, обязательно расскажу историю прадеда своим детям, как рассказала мне моя бабушка»,- в заключение поведал Сергей.

 

Затем продолжилось обсуждение книги. Вот вопросы, которые были адресованы детям:

– Проанализируйте один из эпизодов, который, по вашему мнению, важен для раскрытия нравственного облика автора.

– Назовите проблемы повести, требующие, на ваш взгляд, особого внимания при ее чтении, помощи учителя.

– Прокомментируйте авторские слова: «Люди делятся на тех, на кого можно положиться, и на тех, на кого положиться нельзя»

– Близок ли вам смысл такого выражения: «Все, что я имею, я обязан моей Родине!»

-Встречались ли вам в жизни люди, поступки которых могут подтвердить слова: «Доброму человеку встречаются только добрые, злому встречаются злые и завистливые. »

– Чему в целом учит книга? 

Подводя итоги урока, мы вместе приняли решение: подготовить проект “Книга памяти «Правнуки о войне»”, которую  они будут использовать на уроках истории, во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Проект «Правнуки о войне» – перспективная воспитательная  технология, которая должна получить массовое внедрение как гражданско-патриотическая.

 

Многим ученикам запомнится урок внеклассного чтения, посвященный творчеству нашего современника – А.С.Ананичеву. Александр Сергеевич  — поэт, прозаик, автор сорока книг для детей и 7 сборников стихов, кандидат педагогических наук, секретарь правления Союза писателей России, руководитель писательской организации города Сергиева Посада, дипломант всероссийского конкурса «Золотое перо России», литературной  премии имени С. А. Есенина и международной премии имени В. Крапивина за книгу «Моя Москва. Листая страницы истории».

 

Готовясь к уроку, я ставил перед собой цели: развитие интереса семиклассников к современной поэзии, знакомство с биографией и творчеством А.С.Ананичева; совершенствование навыков выразительного чтения, самостоятельного анализа стихов, углубленное представление учащихся об идейном содержании и форме художественных произведений, о значении гражданской позиции автора; воспитание гражданственности, чувства долга перед другими людьми, чувства сопричастности к делам своей страны, утверждение патриотических чувств.

Задолго до проведения встречи с поэтом в «Уголке внеклассного чтения» я поместил список стихотворений автора: «В половине звенящего летнего дня», «Всадник выше травы луговой», «Спят города»,  «А в Орленке, а в Орленке»,  «Синева надо мною без края»,  «Не лети на сладостные сети»,  «Целый год  день за днем чередою»,  «Голубая чаша моря»,  «Осень, туманно, дождливо»,  «Хозяевам можно простить»….

 

 Из предложенного списка стихотворений я посоветовал выучить одно наизусть, определить жизненную позицию автора, его отношения к окружающему миру, проанализировать выбранное стихотворение в единстве формы и содержания. План художественного анализа  содержал следующие пункты:

  1. Какое место занимает стихотворение в творческой биографии поэта?
  2.  Какие художественные образы произвели на вас наиболее сильное впечатление?
  3.  Тема, сюжет, идейная направленность.
  4.  Композиция.
  5.  Особенности поэтического языка: слова и словосочетания, выражающие авторские мысли и чувства, прямое и переносное значение слов (художественные тропы и их идейно – художественная функция).

 

Одна из главных задач словесника – научить молодого человека не только чувствовать и ценить язык поэзии, но и пользоваться им, уметь отстаивать свои взгляды, убеждения, высказывать мысли в точной, яркой и образной форме. Поэтому формирование любых человеческих качеств тесно связано с развитием речи, обогащением словаря учащихся не только на уроках, факультативных занятиях, но и во время проведения уроков внеклассного чтения.

 

Учащиеся 7-ых классов, присутствующие на встрече, получили уникальную возможность пообщаться с интересным и талантливым человеком, узнать о нём что-то новое, погрузиться с помощью стихов в его внутренний мир. На самом деле, все стихотворения поэта прекрасны и несут в себе глубокий смысл. Аудитория восхищалась творчеством поэта. Ребята задавали много вопросов, на которые  Александр Сергеевич с удовольствием отвечал.

 

Помимо писательского таланта Александр  Сергеевич  обладает даром замечательного  композитора. На протяжении часа с неподдельным интересом слушали его авторские песни.  Встреча с поэтом принесла всем присутствующим  массу положительных эмоций и стала для многих удивительным и интересным открытием.

Пути, виды и методы работы учителя различны, а цель у нас  одна – воспитание у учащихся гордости за свою Родину, формирование гражданской позиции.

 

Список литературы:

  • Партизанскими тропами Приильменья / составитель А.П. Лучин; литературная обработка Н.М. Иванова. – Л.: Лениздат, 1981. – 208 с.: ил.
  •  Ананичев, А. Золотой мост [Текст] : стихи / А. Ананичев. – Псков : Псков.обл. тип., 2004. – 80 с.
  • Ананичев, А. Теменуга [Текст] / А. Ананичев. – Шумен : Аксиос, 2001. – 101 с. – (Современная русская поэзия).

 

Нагорный Юрий Феодосьевич,

учитель русского языка и литературы 

ГБОУ Школа № 1370 г. Москвы

                                   .