МКДОУ детский сад № 5 «Чебурашка»

ПРОЕКТ

 по трудовому воспитанию дошкольников 

«Зелёный огород на окне»

Руководитель: Ершова Т.В.

1 младшая группа № 3 «Подсолнушки»

Вятские Поляны, 2024г.

Актуальность проекта.

Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются еще в дошкольном возрасте. Задачи педагогов и родителей – не пропустить этот момент, ведь дошкольный возраст – ответственная и благодатная пора, когда ребенок с радостью открывает для себя удивительный мир окружающей действительности.

Важнейшей чертой современного обучения подготовка социализированного ребенка, приспособленного к совместной работе в таких отношениях: педагог – ребенок, ребенок – ребенок, ребенок – родитель. Трудовое воспитание – считается идеальной площадкой для развития этих качеств. Труд должен войти в жизнь ребёнка радостно и помочь в успешном всестороннем развитии. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых формируются трудовые навыки, воспитывается привычка к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде. Труд формирует и основные качества личности – самостоятельность, активность, целеустремленность. Хорошо выполненная работа вызывает у детей ощущение удовлетворенности от того, что они сами могут сделать что-то нужное, полезное. А если результаты труда доставляют радость, одобрение взрослых и положительные эмоции, то это лучшая награда на пути формирования трудолюбия.

Темой нашего проекта будет «Зеленый огород на окне». 

Целью данного проекта является формирование основ трудовой деятельности дошкольников через укрепление и развитие детско-родительских отношений в процессе совместного выращивания зеленого огорода дома на своем окне и на окне группы детского сада.

Данный проект позволит комплексно решить такие образовательно-воспитательные задачи:

в области познавательного развития – знакомить детей с миром растений; способами их посадки и ухода за растениями; учить находить возможность проявления посильной помощи взрослым. 

в области социально-коммуникативного развития – развивать навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, эмоциональной отзывчивости; формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками и взрослым, а также позитивное  отношение к деятельности.

в области речевого развития – пополнять пассивный словарный запас, способствовать переходу в активный; формировать умение сочетать слово и действие, употреблять больше глаголов в речи.

в области художественно-эстетического развития – становлению эстетического отношения к окружающему миру, умение замечать изменения в росте и развитии растений, воспитывать бережное отношение к растениям.                             

Целевая аудитория: дети 2-3 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Сроки реализации проекта: краткосрочный – 1 месяц (середина февраля – середина марта)

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный. 

На подготовительном этапе был проведен отбор методической литературы, просмотрены варианты оформления огорода на окне, и   разработан   свой  вариант оформления зеленого огорода.

Для привлечение внимания родителей к проблеме трудового воспитания подготовлены рекомендации, советы, консультации в виде сообщений в родительский чат. 

Для работы с детьми проведен отбор художественной литературы по русским народным сказкам, подобраны простые загадками и пальчиковые игры. 

В ходе основного этапа необходимо провести реализацию проекта с детьми, через посадку зеленого огорода на окне группы. И организовать работу с родителями в форме обратной связи – фотоотчеты о совместном труде с детьми дома.

На заключительном этапе выполнить презентацию проекта «Зеленый огород на окне» группы с персонажами сказки «Репка». 

Ожидаемые результаты реализации проекта –

  • сформированная личность ребёнка и основы трудовых умений в уходе за растениями, а также навыки организации совместного труда со взрослыми; 
  • развитая способность наблюдать за ростом растений;
  • бережное отношение к растениям, уважение к труду и желание помогать взрослым; 
  • вовлечение родителей в воспитательно – образовательный процесс, укрепление детско-родительских отношений. 

План реализации проекта

Работа по реализации проекта велась по двум направлениям: работа с родителями воспитанников группы раннего возраста и работа с детьми.

План работы с родителями.

Для родителей была проведена консультация «Растим юных помощников» (сообщения в родительском чате.)  и распространены буклеты: «Что должен уметь ребенок к 3 годам» (самообслуживание и труд). 

Предложены рекомендации по посадке и выращиванию растений совместно с детьми, даны советы и варианты оформления зеленых огородов на окне сказочными персонажами.  Целью этих мероприятий стало мотивация родителей на совместную с детьми посадку и выращивание огорода у себя дома.

В качестве обратной связи родителям было предложено отправлять фотоотчеты о посадке растений дома совместно с детьми. Позже родители стали отправлять отчеты о своих подросших зеленых огородах дома, и совместный с детьми уход за растениями и комнатными цветами.

Мы в свою очередь тоже отправляли фотоотчеты в родительский чат о посадке и выращивании своего зеленого огорода на окне нашей группы. 

По окончанию реализации проекта родителям было предложено написать отзыв о проделанной работе (мы увидим их позже на слайде).

План работы с детьми.

В процессе реализации проекта с детьми неоднократно читали и рассказывали сказку «Репка», познакомили малышей с простыми загадками про овощи, разучивали пальчиковые игры: «Мы капусту рубим, рубим…», «Семья», «Тучки-солнышко», «Баба сеяла горох…» и др.

Посадку огорода с детьми, в силу их возраста, мы проводили в несколько этапов: сначала мы посадили лук в баночки с водой – для удобного наблюдения за развитием корней луковицы, а морковку, свеклу и дольки чеснока – в отдельные стаканчики в землю. В баночках с водой мы на следующий день уже увидели отросшие корни лука, что вызвало удивление у детей.  Используя инструменты для работы с землей лопатку, грабли посадили в большие контейнеры семена салата, гороха и полили  их  из лейки. Немного позже повторили процесс посадки в землю зерен пшеницы. 

На подготовительном этапе рассматривая варианты зеленых огородов было решено, что наш огород будет оформлен в виде сказки «Репка». Для создания «одежды» для зеленых растений – персонажей сказки пользовались цветным картоном, раскрасками и скотчем. Луковицы стали – дедом, бабкой и внучкой, а свекла – Жучкой, морковь – кошкой, чеснок – мышкой. Малыши с большим удовольствием занимались постройкой забора из деталей конструктора для нашего зеленого огорода. Позже наши зеленые растения – герои сказки мы использовали для театрализованного рассказывания сказки «Репка». 

В процессе выполнения проекта мы с детьми ежедневно проводили наблюдения за ростом и развитием зеленых растений, уход и полив. Заключительным мероприятием проекта стала познавательная беседа-рассказ с дошкольниками о том, что мы посадили, и что из этого выросло. С большим интересом малыши снова рассмотрели, потрогали семена салата, горох, зерно, морковь, свеклу, зубчики чеснока и все зеленые вершки- листочки, которые из них  выросли. Обнаружили, что из луковицы растут зеленые перья, которые можно есть (мы сейчас проводим небольшую витаминизацию и добавляем зеленый лук в суп детям), из свеклы – выросли большие бордово – зеленые листочки (как уши у собачки Жучки), из морковки – выросла пушистая зеленая ботва (как пушистый  хвост у кошки), а из чеснока – выросли длинные зеленые листочки (как длинный хвост мышки).

 

Заключение

Считаю, что все поставленные задачи проекта «Зеленый огород на окне» были реализованы.  В процессе выполнения проекта дети знакомились с миром растений, у дошкольников сформирована способность наблюдать за зелеными растениями, заложены основы бережного отношения к ним; дети узнали способы посадки растений и ухода за ними; продолжали развиваться навыки общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, происходило формирование позитивных установок и эмоциональной отклик на деятельность. Пополнился и обогатился пассивный и активный словарь детей. 

Значительная часть мероприятий проекта была ориентирована на сотрудничество с семьей, так как именно семья оказывает важную роль и влияние на весь ход воспитания и развития ребенка. Данный проект укрепил и развил детско-родительские отношения в процессе совместного выращивания зеленого огорода на своем окне дома, и способствовал формированию основ трудовой деятельности дошкольников. 

Наш проект «Зеленый огород на окне» успешно выполнен.