Коррекция речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи средствами логопедической ритмики в домашних условиях.
«От того, как прошло детство,
кто «вел ребенка за руку» в детские годы,
что вошло в его разум и сердце из окружающего мира
– от этого, в решающей степени, зависит
каким человеком станет сегодняшний малыш.
(В. А. Сухомлинский)
Любое нарушение в ходе развития речи отрицательно отражается на деятельности и поведении ребенка, влияет на умственное развитие, на формирование мышления, значит и на формирование личности в целом.
Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи (ОНР). У детей с ОНР наблюдаются значительные нарушения всех компонентов языковой системы: ограничен словарный запас, ошибки в словообразовании и словоизменении, нарушена слоговая структура слова, нарушено звукопроизношение, недостаточно сформировано фонематическое восприятие и слух, нарушено физиологическое и речевое дыхание. Помимо речевых дефектов у этих детей отмечаются нарушения двигательной и моторной сферы.
Научить правильной речи и преодолеть ее недостатки лучше всего в дошкольном возрасте. Этому способствуют следующие особенности дошкольника:
- Высокая пластичность мозга. Дети способны быстро и легко переключаться на новые замыкания и так же преодолевать последствия их нарушений.
- Способность все превращать в игру. Дети охотно играют в разные игры с применением речи и, тем самым, достигают более быстрых успехов в ней.
- Любовь детей к звукам речи и стремление овладеть ими. Дети играют звуками, механически многократно повторяют их. Они рано осознают фонетические нормы и стараются овладеть ими (А. Н. Гвоздев).
- Непрочность ошибочных речевых навыков. Временные связи в коре больших полушарий не упрочились и легко, поэтому затормаживаются.
У детей трех – четырех – летнего возраста относительное развитие мозга в целом, слуха и речедвигательного аппарата, в частности, позволяют им овладеть правильным произношением к концу пребывания в детском саду.
Особую актуальность в коррекции речевых нарушений у детей с ОНР приобретает поиск технологий работы с семьями, чтобы успешно решать проблемы каждого ребенка. Взаимодействие с семьей является одной из значимых сторон совместной деятельности всего педагогического коллектива, ведь родители являются для своего ребенка опорой и авторитетом и, привлекая родителей в участии в образовательном процессе, им необходимо разъяснить, что они являются не просто равноправными, но и равной степени ответственными участниками образовательного процесса.
Педагоги, учителя-логопеды, узкие специалисты дошкольного учреждения и родители должны действовать согласованно, тогда коррекционная работа дает положительный результат. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний нельзя, и поэтому родителей необходимо учить оценивать и развивать своего ребенка.
Технологии работы педагогического коллектива с родителями должны быть максимально интересными, разнообразными, позволяющими сблизить детей и родителей. Одной из эффективных инновационных технологий взаимодействия с родителями, в рамках которой семья выступает в роли активного партнера, участвующего в процессе воспитания и создания единого коррекционно-развивающего пространства, как в дошкольном образовательном учреждении, так и в домашних условиях можно считать логоритмику.
Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения корпуса, головы, рук и ног сочетаются с музыкой и произнесением определенного речевого материала (звуков, слогов, слов, фраз).
Логоритмика помогает ребенку преодолеть трудности, творчески проявить себя. Она является одним из эффективных средств коррекции речевых и неречевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР, оказывает всестороннее воздействие на ребенка. Она направлена на:
- совершенствование его речи;
- на регуляцию мышечного тонуса;
- формирование физиологического и речевого дыхания;
- развитие артикуляционной моторики;
- овладение двигательными навыками;
- умение ориентироваться в окружающем мире.
Родителей необходимо информировать о значимость логоритмики в развитии и коррекции речевых и неречевых нарушений и научить проводить её правильно в домашних условиях.
К логоритмического занятия, как и к любому другому занятию, предъявляются определенные требования.
Продолжительность занятий с детьми трех лет не должны превышать 10 –15 минут (вводная часть – 2-3 минуты, основная часть – 7-10 минут, заключительная часть – 2-3 минуты), с детьми четырех лет – 15 – 20 минут (вводная часть – 2-3 минуты, основная часть – 10-13 минут, заключительная часть – 2-3 минуты), с детьми пяти лет – 20 – 25 минут (вводная часть – 3-5 минут, основная -15-17 минут, заключительная – 3-5 минут) и с детьми шести лет – 25 – 30 минут (вводная часть – 3-5 минут, основная часть 18-20 минут, заключительная – 3-5 минут).
Во вводную часть входят:
- Упражнения, подготавливающие организм к основной двигательной и речевой нагрузке и упражнения на ориентировку в пространстве. Они являются составным элементом каждого занятия, его организующим началом. Это различные виды ходьбы и бега.
- Упражнения на развитие внимания и памяти. Внимание и память являются основным из условий, обеспечивающих успешное освоение ребенком доступного для него объема знаний и умений. У детей с речевой патологией наблюдается дефицит внимания, снижена память. Из-за этого они долгое время не могут подражать действиям взрослого, действовать по образцу, выполнять словесные инструкции. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения на развитие всех видов внимания и памяти.
- Общеукрепляющие упражнения. Они направлены на улучшение кровообращения и развитие двигательной активности.
- Ритмико-гимнастические упражнения. Они способствуют развитию мышц шеи, плечевого пояса, корпуса, ног, туловища, головы, выработке координации необходимых музыкально-ритмических навыков.
- Игры с пальчиками. Развитие моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении устной речи. Пальчиковые игры проводятся в сочетании движений с речью. Для этого подбирается для каждого из пальцевых упражнений наиболее подходящий по смыслу стихотворный текст. Если такового подобрать не удается, можно самому сочинить текст.