ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учитель: | Соловьева Наталья Юрьевна |
Класс: | 2 |
Предмет: | Русский язык |
УМК: | «Школа России». |
Тема урока: | Правописание парных согласных в корне слова |
Тип урока: | Урок обобщения и систематизации знаний |
Цель: | Формирование навыка правописания парных согласных в корне слова |
Задачи: | Дидактические:
Формирование умения определять слова с парными согласными по глухости-звонкости; Формирование умения подбирать проверочные слова разными способами; Развивающие: Развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке Воспитательные: Формирование положительного отношения к языковой деятельности. |
Планированные результаты: | Личностные УУД:
– развивать самостоятельность и личную ответственность за результат своего труда; – развивать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком в школе; Метапредметные: а) регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; – формулировать учебные задачи; – учить планировать свою деятельность на уроке; – высказывать свое предположение на основе учебного материала; б) познавательные: – развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; – строить речевое высказывание в устной форме; в) коммуникативные: – формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Предметные: – формировать навык распознавания слов с парными согласными в корне слова, – формировать умение подбирать проверочные слова к словам с парными согласными в корне слова. |
Информационно-технические ресурсы: | В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 2 класс, часть 2, М., – «Школа России», 2023
Раздаточный материал, домики парных согласных, рисунок Деда Мороза, карточки с заданиями. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Содержание учебного процесса | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П -парная, Г – групповая) | Формируемые УУД |
I. Организационный | Подготовить учащихся к учебной деятельности и создать положительную мотивацию | -Здравствуйте, ребята!
– Какое сегодня месяц ( Декабрь) – Какое время года начинает декабрь? Почему говорят: «Декабрь год кончает, а зиму начинает?» – Кто знает, как в старину раньше назывался декабрь? Выступление ученика: В году, как известно, есть 12 месяцев. Один из них – декабрь. Слово «декабрь» значит «двенадцатый», то есть последний месяц. В Древнем Риме этот месяц называли «December», что с латинского переводится, как «десять»., поскольку сначала он был десятым месяцем. Древние славяне называли его «студень» или «хмурень», ведь было холодно и небо было хмурым. В старорусских говорах его еще величают «ветрозвон», «заморозь», «ознобень», «стужайло», «лютовей», ведь падает много снега и лютует зима, «ледостав», потому что замерзают реки. В народе месяц декабрь называли «приберихой», потому что все в это время наводили порядки в хозяйстве и готовились к работам на огородах. Также некоторые его называли «просинец», ведь иногда в небе появлялась голубая просинь. – Ребята, к нам сегодня пожаловал зимний гость. Кто это, Вы узнаете, отгадав загадку. – Самый добрый в мире дед В шубу – валенки одет; Бородой седой зарос Наш любимый… (Дед Мороз) |
Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. | Ф | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание.
Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность. |
II. Актуализация знаний | Подготовить учащихся к изучению материала.
|
– По пути к нам с нашим героем приключилась беда. Ветер и вьюга смели последние буквы в его имени.
Де. Моро. – Давайте поможем ему. Какие буквы мы напишем? Докажите. (Подбор проверочных слов, запись пропущенных букв) |
Организует деятельность учащихся | Анализируют языковой материал, подбирают проверочные слова | Ф | Познавательные:
искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом; Коммуникативные: -уметь высказывать свое мнение; |
III. Постановка цели и задач урока | Формулировать с учащимися цель и задачи урока в ходе обсуждения проблемы в созданной учебно-проблемной ситуации | – Посмотрите на буквы, которые мы записали и сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание парных согласных в корне слова.) – Вы правильно справились с заданием и наш гость прибыл на урок. Он явился не один, а с заданиями для Вас. Учитель показывает рисунок Деда Мороза и конверт с заданиями. |
Подводит детей к теме урока . | Формулируют тему урока | Ф | Регулятивные: – целеполагание как постановка учебной задачи, – планирование,
– прогнозирование. Познавательные: – уметь структурировать знания, уметь осознанно и произвольно строить речевые высказывания. Коммуникативные: -уметь высказывать свое мнение |
IV. Повторение изученного материала:
|
Проверить необходимые знания фонетического характера для работы по теме урока. Формировать навык каллиграфичного письма, повторить парные согласные по звонкости-глухости Проверить знание слов с непроверяемым написанием. Формировать умение подбора проверочных слов на изучаемую орфограмму Формировать умение по подбору проверочных слов с изученной орфограммой разными способами. Формировать умение работать в паре |
Первым заданием будет работа с лентой букв.
Назовите:
Слова для разбора: еж, мышь. – Почему в этих словах на конце мы слышим одинаковый звук, но обозначаем на письме разными буквами? Подбор проверочных слов. – Второе задание от Деда Мороза. – Подготовим руку к письму. В чистописании буквы «Хитрые, опасные» Постарайтесь-ка запомнить Парные согласные. – Вспомним правильное написание букв. Посмотрите внимательно на доску. На доске написаны буквы: б – … д – … г – … з – … ж – … в – … – Какая задача стоит перед Вами? На доске написаны звонкие парные согласные, надо написать глухие парные согласные. – Поменяйтесь тетрадями, оцените своего товарища, поставьте зеленую точку под самой красивой написанной буквой. – Перейдем к третьему заданию Деда Мороза. Я читаю загадки, Вы пишете только ответы. Не забываем ставить ударение и подчеркивать буквы, которые требуют запоминания.
Сидит в темнице, А коса на улице. (Морковь)
Написать по ним сумей-ка! (Тетрадь)
А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)
Деревянная рубашка, Где носом проведёт, Там заметку кладёт. (Карандаш)
Раздаётся ввысь и вширь И всегда, во мгле ночной, Миллионы жжёт огней? (Город) – Посмотрите на все эти слова и скажите, что общего у этих слов? Морковь, тетрадь, медведь, карандаш, город. – На конце есть парные согласные, которые нужно проверить. – Какими способами мы можем проверить парные согласные в корне слова? Нужно изменить слово: – ( глаз –глаза, снег – снега) – или подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный звук в корне оказался перед гласным звуком или непарным звонким согласным: -( сказка – сказочка, мороз – морозный). – Дальше Дед Мороз хочет посмотреть, как Вы умеете работать в парах. На партах у Вас лежат карточки, возьмите карточку под № 1. У каждого ряда своя пословица. Вспомните правила работы в паре. Прочитайте пословицу, вставьте пропущенные буквы, подберите проверочное слово и объясните смысл пословицы. Запишите пословицу. 1 ряд. Сугро. да вьюга – два друга. (Сугроб- сугробы, сугробик) 2 ряд. Береги но. в большой моро. ( Мороз – морозы, морозный. Нос- носы, носик) 3 ряд. Новый го. к весне поворо. (Год-годы, годовой. Поворот- повороты, поворотный) Проверка написанного, устное объяснение смысла пословиц. |
Организует работу по теме урока., отвечает на вопросы учеников. Прописывают буквы по образцу. Оценивают работу одноклассника. Проводит словарную работу Организует деятельность учащихся по анализу языкового материала. Проверяет выполнение работы. Организует парную работу. Проводит проверку результатов выполнения работы |
Отвечают на вопросы по ленте букв Соотносят слова и звуковые схемы. Делают выводы. Подбирают проверочные слова Анализируют языковой материал, отвечают на вопросы учителя. Записывают парные согласные в тетрадь, оценивают навык чистописания одноклассника Записывают слова с непроверяемым написанием, ставят ударение. Анализируют языковой материал, делают выводы, подбирают проверочные слова. Вспоминают способы проверки слов с парными согласными в корне слова Анализируют языковой материал, делают выводы, подбирают проверочные слова. Записывают пословицу. |
Ф
И Ф Ф И П И Ф П И |
Регулятивные: делать выводы о результатах учебной деятельности в соответствии с поставленной целью Коммуникативные: -уметь высказывать свое мнение Познавательные: -Обобщать группу объектов по общему признаку Коммуникативные: – Применять правила парной работы: распределять роли и выполнять инструкции, участвовать в диалоге, аргументировать собственные высказывания.
|
V. Физкультминутка | Формировать ценностное отношение к своему здоровью
Формировать умение подбирать проверочные слова |
Далее Дедушка предлагает Вам немного отдохнуть.
Игра « Вставь пропущенную букву» – Перед Вами домики с парными согласными, но они на замке. Мы откроем замок, если правильно подберем проверочное слово и вставим в каждое слово пропущенную букву. На доске закрытые домики . После подбора проверочных слов замок открывается и появляется слово с правильным написанием. |
Организует познавательную деятельность детей. | Подбирают проверочные слова, открывают замки на домиках. | Ф | Регулятивные:
– Сохранить учебную задачу на каждом этапе урока |
VI. Закрепление. Работа с текстом | Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала.
Выявить пробелы , неверные представления |
Сейчас мы с Вами поработаем в парах.
Возьмите карточки № 2 на Вашем столе. -Прочитайте задание на карточке. Подберите в скобках проверочное слово и вставьте пропущенную букву. Вот и ( морозный) моро. . Идёт густой ( снега) сне. . Весь наш (сады) са. стал белым. (Дороженька) Доро.ки тоже замело. У крыльца большой ( сугробы) сугро. . ( Нет ребятишек) Ребяти.ки радостно бегут на (пруды) пру. . Береги (носик) но. в большой ( морозы) моро. . – Давайте проверим , как Вы справились с заданием. Запишите текст в тетрадь. |
Организует парную работу по теме урока..
Контролирует выполнение работы. |
Отвечают на вопросы учителя
Работают в парах, выполняют задание |
Коммуникативные:
– Применять правила парной работы: распределять роли и выполнять инструкции, участвовать в диалоге, аргументировать собственные высказывания.
|
|
VII. Информация о домашнем задании | Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Подберите и запишите в тетрадь слова с непроверяемым написанием, в которых встречается парные согласные в корне слова. Подберите к ним проверочные слова разными способами. | Дает инструкцию по выполнению домашнего задания | Записывают домашнее задание | И | Регулятивные:
– Сохранить учебную задачу на каждом этапе урока |
VIII. Рефлексия учебной деятельности | Проанализировать и оценить успешность достижения цели | Дед Мороз приготовил для Вас ёлочку. Мы должны украсить ее игрушками разного цвета, в зависимости от результатов Вашей работы на уроке. | Координирует деятельность учащихся по подведению итогов урока. | Раскрашивают шарики в зависимости от оценки своей деятельности на уроке. | И |
Регулятивные: – волевая саморегуляция – осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению |