Конспект занятия

по патриотическому воспитанию

Возрастная категория: 6 – 7 лет. 

Тема: «Как ребята Незнайке о России рассказывали». 

Цель: создание благоприятных условий для формирования у детей патриотических чувств. 

Задачи:

Образовательные:

– создать у дошкольников представление о неофициальных символах России: матрёшке, медведе, берёзе и балалайке;

– познакомить детей с происхождением слова «медведь»;

– отработать навыки правильной постановки руки при письме;

– закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;

– отработать навыки аккуратного вырезания. 

Развивающие:

– развивать память, внимание, мышление, воображение;

– развивать познавательный интерес;

– развивать функциональную грамотность;

– развивать творческие навыки;

– развивать самостоятельность и инициативу;

– развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

– воспитывать чувство взаимопомощи;

– воспитывать интерес к русской культуре.  

Образовательная область:  «Социально-коммуникативное развитие». 

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие». 

Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, координационная лестница. 

Оборудование и материалы: костюм Незнайки, колокольчик, макет берёзы без листьев, 10 листьев, магниты, музыкальная колонка, запись игры на балалайке, воздушный шар, матрёшка. 

Демонстрационный: 20 распечатанных матрёшек (10 пар разных цветов). 

Раздаточный: карандаши простые, распечатанное прил.1, прил. 2, ножницы, восковые мелки. 

Предварительная работа: разучивание роли Незнайки с одним из воспитанников. 

Ход. 

(Воспитатель активизирует внимание детей, настраивает дошкольников на совместную работу). 

Воспитатель: 

Колокольчик мой, звени,

Всех детей в кружок зови. 

Друзья, я пригласила вас в круг, чтобы вместе поиграть и узнать что-то новое. Но для начала предлагаю вам поприветствовать друг друга. Это будет вежливо и поможет нам настроиться на работу. 

Игра «Давайте поздороваемся». 

(Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом). 

Воспитатель: Передвигаемся по комнате и слушаем мою инструкцию. 

Один хлопок – здороваемся за руку.

Два хлопка – здороваемся плечиками.

Три хлопка – здороваемся спинками.

(Дети играют в игру. В конце игры педагог обращает внимание детей на то, что в группе появился воздушный шарик, который держит кто-то рукой в коридоре). 

Воспитатель: Ой, ребята, откуда взялся этот воздушный шарик? Кто-то на нём прилетел?

Дети: Мы не знаем!

Воспитатель: Давайте посмотрим, кто держит его рукой!

(Дети вместе с воспитателем находят Незнайку. Герой заходит в группу под музыку, здоровается с ребятами за руку, даёт им «пять»). 

Незнайка: Привет, ребята! Я прилетел к вам на воздушном шарике из Цветочного города. Дело в том, что я уже давно мечтал побывать в России, узнать о её культуре и символах. Может, кто-нибудь из вас расскажет мне о вашей прекрасной стране?

Дети: Да, мы расскажем! 

Воспитатель: Как я рада, что вы такие добрые и отзывчивые! 

Этап 1. 

Воспитатель: Ребята, я предлагаю познакомить нашего гостя с неофициальными символами России. Они помогут ему понять нашу страну и нас самих. 

Для начала, мне бы хотелось рассказать Незнайке о том, что в России очень много талантливых людей. Многие занимаются художественным трудом, своими руками создают игрушки, красивые предметы быта, посуду и т.д. Так вот именно в нашей стране была придумана кукла матрёшка. (Педагог демонстрирует матрёшку). У этой необычной девочке есть несколько сестричек. Все они расписываются вручную художниками. Конечно, каждая матрёшка по-своему уникальна. 

Игра «Мемори». 

Чтобы лучше запомнить информацию о матрёшках, предлагаю вам сыграть в игру «Мемори». Итак, на нашей доске расположены в рассыпную 10 пар разных матрёшек. Все они отвёрнуты от нас своими нарядами. Нам нужно переворачивать по две матрёшки за один ход. Если вам попались две одинаковые матрёшки – отлично, вы заработали балл. Если нет, то необходимо вернуть матрёшек на место и продолжить игру. Важно запоминать расположение матрёшек на поле. 

(Дети играют в игру с матрёшками по мотивам «Мемори»). 

Воспитатель: Отличная работа. Теперь я уверена, что Незнайка запомнил первый символ – матрёшку. 

Этап 2. 

Воспитатель: Ребята, есть ещё один символ, который напоминает людям разных стран о России. Вы поймёте, о ком идёт речь, когда обведёте рисунок по точкам. Только сначала подготовим наши пальчики к сложной работе. 

Пальчиковая игра «Массаж для рук». 

Карандашик и я катаю, 

И ладошки разминаю. 

Пальчики я не забуду,

Разминать их тоже буду. 

(Игра проводится два раза, чтобы хорошо промассировать карандашом пальцы обеих рук. Дети катают карандаш между ладоней и пальцев, применяя небольшой нажим. Затем дети рисуют линии по точкам на листах из прил.1). 

Воспитатель: Отлично, кто у вас получился?

Дети: Это медведь. 

Воспитатель: Абсолютно верно. А вы знаете, ребята, что слово медведь произошло в русском языке от двух слов «мёд» и «ведать», что обозначает знать. Наши предки так назвали животное, потому что медведь всегда знает, где находится мёд, он его отлично чует. Т.е. медведь – ведает (знает), где мёд. 

Вот как интересно. Очень мудрыми были наши предки. Какое прекрасное название придумали! 

Физкультминутка. 

Воспитатель: Друзья, мы уже давно помогаем Незнайке. Предлагаю вам немного отдохнуть и сделать разминку любимым способом нашего гостя. Перед вами вот такая необычная лестница. Вам нужно прыгать по ней так, как 

Показывает Незнайка. Главное – не задевать перекладины во время движения. 

(Дети принимают участие в физкультминутке под весёлую музыку по два раза). 

Этап 3. 

Воспитатель: Конечно, ещё одним символом нашей родины является одно белоствольное дерево. Знаете, о чём я говорю?

Дети: Вы говорите о берёзе. 

Воспитатель: Верно. (Педагог показывает берёзу, начинает крепить к ней листья магнитом). Весной на берёзке появляются листья, давайте их посчитаем. 

(Дети считают от 1 до 10). 

А осенью они опадают. 

(Педагог помещает листья под дерево, дети ведут обратный счёт). 

А теперь кто-то из вас попробует самостоятельно проделать это упражнение, продемонстрировать цикл жизни берёзы Незнайке. 

(Педагог выбирает двух детей, они самостоятельно передвигают листья и ведут пересчёт). 

Воспитатель: Отличная работа! 

Этап 4. 

Воспитатель: Последний символ, о котором мы сегодня расскажем Незнайке – является музыкальным инструментом, у которого есть струны. Есть догадки, что это за инструмент?

Дети: Этот музыкальный инструмент называется балалайка. 

Воспитатель: Конечно! Чтобы Незнайка запомнил балалайку, мы подарим ему такой музыкальный инструмент. (Педагог раздаёт детям прил.2 и ножницы). 

Итак, вам нужно раскрасить балалайку, чтобы она стала нарядная и яркая. А потом мы вырежем её силуэт ножницами. Воспользуйтесь своей фантазией, добавьте в рисунок те цвета и узоры, которые, по вашему мнению, лучше всего будут смотреться на балалайке. 

(Дети выполняют задание). 

Воспитатель: Давайте покажем нашему гостю, как задорно звучит балалайка. 

(Звучит мелодия, дети делают вид, что играют на своей балалайке и пританцовывают. Незнайка тоже пробует играть и танцевать). 

Незнайка: Ребята, спасибо вам большое. Сегодня я не только узнал много нового о России, но и весело провёл время у вас в гостях. 

Воспитатель: И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? (Дети отвечают). 

Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, покажите три пальца. Если не понравилось, то один. Если что-то было интересным, а что-то нет, то два пальца. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.

Список использованных ресурсов:

  1. Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (6-7 лет) / Л.В. Абрамова. – М.: Мозаика-Синтез, 2020.
  2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.