Конспект занятия
по патриотическому воспитанию
Возрастная категория: 6 – 7 лет.
Тема: «Как ребята Незнайке о России рассказывали».
Цель: создание благоприятных условий для формирования у детей патриотических чувств.
Задачи:
Образовательные:
– создать у дошкольников представление о неофициальных символах России: матрёшке, медведе, берёзе и балалайке;
– познакомить детей с происхождением слова «медведь»;
– отработать навыки правильной постановки руки при письме;
– закрепить навыки прямого и обратного счёта в пределах первого десятка;
– отработать навыки аккуратного вырезания.
Развивающие:
– развивать память, внимание, мышление, воображение;
– развивать познавательный интерес;
– развивать функциональную грамотность;
– развивать творческие навыки;
– развивать самостоятельность и инициативу;
– развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
– воспитывать чувство взаимопомощи;
– воспитывать интерес к русской культуре.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Образовательные технологии: игровые, здоровьесберегающие, технология модерация, ИКТ, координационная лестница.
Оборудование и материалы: костюм Незнайки, колокольчик, макет берёзы без листьев, 10 листьев, магниты, музыкальная колонка, запись игры на балалайке, воздушный шар, матрёшка.
Демонстрационный: 20 распечатанных матрёшек (10 пар разных цветов).
Раздаточный: карандаши простые, распечатанное прил.1, прил. 2, ножницы, восковые мелки.
Предварительная работа: разучивание роли Незнайки с одним из воспитанников.
Ход.
(Воспитатель активизирует внимание детей, настраивает дошкольников на совместную работу).
Воспитатель:
Колокольчик мой, звени,
Всех детей в кружок зови.
Друзья, я пригласила вас в круг, чтобы вместе поиграть и узнать что-то новое. Но для начала предлагаю вам поприветствовать друг друга. Это будет вежливо и поможет нам настроиться на работу.
Игра «Давайте поздороваемся».
(Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом).
Воспитатель: Передвигаемся по комнате и слушаем мою инструкцию.
Один хлопок – здороваемся за руку.
Два хлопка – здороваемся плечиками.
Три хлопка – здороваемся спинками.
(Дети играют в игру. В конце игры педагог обращает внимание детей на то, что в группе появился воздушный шарик, который держит кто-то рукой в коридоре).
Воспитатель: Ой, ребята, откуда взялся этот воздушный шарик? Кто-то на нём прилетел?
Дети: Мы не знаем!
Воспитатель: Давайте посмотрим, кто держит его рукой!
(Дети вместе с воспитателем находят Незнайку. Герой заходит в группу под музыку, здоровается с ребятами за руку, даёт им «пять»).
Незнайка: Привет, ребята! Я прилетел к вам на воздушном шарике из Цветочного города. Дело в том, что я уже давно мечтал побывать в России, узнать о её культуре и символах. Может, кто-нибудь из вас расскажет мне о вашей прекрасной стране?
Дети: Да, мы расскажем!
Воспитатель: Как я рада, что вы такие добрые и отзывчивые!
Этап 1.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю познакомить нашего гостя с неофициальными символами России. Они помогут ему понять нашу страну и нас самих.
Для начала, мне бы хотелось рассказать Незнайке о том, что в России очень много талантливых людей. Многие занимаются художественным трудом, своими руками создают игрушки, красивые предметы быта, посуду и т.д. Так вот именно в нашей стране была придумана кукла матрёшка. (Педагог демонстрирует матрёшку). У этой необычной девочке есть несколько сестричек. Все они расписываются вручную художниками. Конечно, каждая матрёшка по-своему уникальна.
Игра «Мемори».
Чтобы лучше запомнить информацию о матрёшках, предлагаю вам сыграть в игру «Мемори». Итак, на нашей доске расположены в рассыпную 10 пар разных матрёшек. Все они отвёрнуты от нас своими нарядами. Нам нужно переворачивать по две матрёшки за один ход. Если вам попались две одинаковые матрёшки – отлично, вы заработали балл. Если нет, то необходимо вернуть матрёшек на место и продолжить игру. Важно запоминать расположение матрёшек на поле.
(Дети играют в игру с матрёшками по мотивам «Мемори»).
Воспитатель: Отличная работа. Теперь я уверена, что Незнайка запомнил первый символ – матрёшку.
Этап 2.
Воспитатель: Ребята, есть ещё один символ, который напоминает людям разных стран о России. Вы поймёте, о ком идёт речь, когда обведёте рисунок по точкам. Только сначала подготовим наши пальчики к сложной работе.
Пальчиковая игра «Массаж для рук».
Карандашик и я катаю,
И ладошки разминаю.
Пальчики я не забуду,
Разминать их тоже буду.
(Игра проводится два раза, чтобы хорошо промассировать карандашом пальцы обеих рук. Дети катают карандаш между ладоней и пальцев, применяя небольшой нажим. Затем дети рисуют линии по точкам на листах из прил.1).
Воспитатель: Отлично, кто у вас получился?
Дети: Это медведь.
Воспитатель: Абсолютно верно. А вы знаете, ребята, что слово медведь произошло в русском языке от двух слов «мёд» и «ведать», что обозначает знать. Наши предки так назвали животное, потому что медведь всегда знает, где находится мёд, он его отлично чует. Т.е. медведь – ведает (знает), где мёд.
Вот как интересно. Очень мудрыми были наши предки. Какое прекрасное название придумали!
Физкультминутка.
Воспитатель: Друзья, мы уже давно помогаем Незнайке. Предлагаю вам немного отдохнуть и сделать разминку любимым способом нашего гостя. Перед вами вот такая необычная лестница. Вам нужно прыгать по ней так, как
Показывает Незнайка. Главное – не задевать перекладины во время движения.
(Дети принимают участие в физкультминутке под весёлую музыку по два раза).
Этап 3.
Воспитатель: Конечно, ещё одним символом нашей родины является одно белоствольное дерево. Знаете, о чём я говорю?
Дети: Вы говорите о берёзе.
Воспитатель: Верно. (Педагог показывает берёзу, начинает крепить к ней листья магнитом). Весной на берёзке появляются листья, давайте их посчитаем.
(Дети считают от 1 до 10).
А осенью они опадают.
(Педагог помещает листья под дерево, дети ведут обратный счёт).
А теперь кто-то из вас попробует самостоятельно проделать это упражнение, продемонстрировать цикл жизни берёзы Незнайке.
(Педагог выбирает двух детей, они самостоятельно передвигают листья и ведут пересчёт).
Воспитатель: Отличная работа!
Этап 4.
Воспитатель: Последний символ, о котором мы сегодня расскажем Незнайке – является музыкальным инструментом, у которого есть струны. Есть догадки, что это за инструмент?
Дети: Этот музыкальный инструмент называется балалайка.
Воспитатель: Конечно! Чтобы Незнайка запомнил балалайку, мы подарим ему такой музыкальный инструмент. (Педагог раздаёт детям прил.2 и ножницы).
Итак, вам нужно раскрасить балалайку, чтобы она стала нарядная и яркая. А потом мы вырежем её силуэт ножницами. Воспользуйтесь своей фантазией, добавьте в рисунок те цвета и узоры, которые, по вашему мнению, лучше всего будут смотреться на балалайке.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Давайте покажем нашему гостю, как задорно звучит балалайка.
(Звучит мелодия, дети делают вид, что играют на своей балалайке и пританцовывают. Незнайка тоже пробует играть и танцевать).
Незнайка: Ребята, спасибо вам большое. Сегодня я не только узнал много нового о России, но и весело провёл время у вас в гостях.
Воспитатель: И я вас, ребята, благодарю за активность и отличную работу. Скажите, пожалуйста, какое задание сегодня вам показалось самым интересным? А какое вызвало сложности? (Дети отвечают).
Ребята, если вам понравилось занятие, пожалуйста, покажите три пальца. Если не понравилось, то один. Если что-то было интересным, а что-то нет, то два пальца. (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. С нетерпением жду нашего следующего занятия. А сейчас наведём порядок на столах и немного поиграем.
Список использованных ресурсов:
- Абрамова Л. В. Социально-коммуникативное развитие дошкольников (6-7 лет) / Л.В. Абрамова. – М.: Мозаика-Синтез, 2020.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023.