РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ

 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ» ЧЕРЕЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ  УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА   В ГИМНАЗИИ.

Краснослободцева Людмила Ивановна,

педагог-психолог ГБОУ

 «Гимназия №7 им.В.И.Великого»

г. Севастополь

Основной целью системы психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в гимназии является оптимизация адаптации, обучения, воспитания и развития каждого учащегося школы исходя из его индивидуальности.

Система психологического сопровождения реализуется посредством решения следующих задач:

  • сохранение нервно-психического здоровья детей;
  • оптимизация школьной адаптации;
  • профилактика проблем в обучении;
  • гармонизация интеллектуального и личностного развития учащихся;
  • выявление детей, имеющих те или иные специальные способности;
  • сохранение и развитие творческого потенциала одаренных детей;
  • первичное профессиональное самоопределение школьников.

Этапы (они же структурные элементы программы) психологического сопровождения могут быть охарактеризованы как:

  • диагностический;
  • аналитический;
  • консультационный;
  • коррекционно-развивающий.

Для реализации диагностического этапа используется программа комплексного психологического обследования гимназистов, которая позволяет глубже понять индивидуальные возможности каждого ребенка, составить прогноз относительно будущих проблем, разработать рекомендации для учителей и родителей, выполнение которых позволит избегать осложнений в обучении и развитии.

Технологичность диагностики достигается за счет отработанной процедуры группового тестирования, в которой оптимизированы:

– последовательность предъявления методик (с учетом их сложности, утомляемости и пр.);

– время работы и отдыха, вписывающееся в периодичность школьных уроков-перемен;

– форма предъявления тестов (стимульный материал);

-форма ответов (на стандартных бланках, удобных для последующей компьютерной обработки);

– инструкции и примеры, обеспечивающие понимание заданий и качество групповой работы.

В данном направлении используются следующие диагностические методики:

– исследование интеллектуального потенциала детей (Прогрессивные матрицы Равенна»);

– исследование применения детьми собственного интеллектуального потенциала в учебной деятельности(«Групповой Интеллектуальный Тест»);

– комплексное исследование творческого мышления, умения самостоятельно создавать новое, оригинальное (игры-задачи, тест П. Торренса»);

– комплексная диагностика личности: исследование самооценки, отношения к собственному поведению, интеллектуальному статусу, популярности, обследование учащихся на уровень тревожности, удовлетворенности;

– диагностика типов темперамента (тест- опросник Г. Айзенка);

– диагностика эмоциональной сферы ребенка в части высших эмоций социального генезиса, личностных предпочтений и деятельностных ориентаций (проективный тест «Домики» О. А. Ореховой).

Для определения уровня развития фасилитативных личностных установок педагогов применяются методики:

– психодиагностический тест -В. М. Мельникова, Л. Т. Ямпольского;

– методика оценки надситуативного восприятия у педагогов И. Н. Авдеевой;

– методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов по В. В. Бойко;

– тест-опросник К. Томаса (для определения стиля поведения);

– методика диагностики самоконтроля в общении М. Снайдера. 

          Преимущество разработанной технологии группового тестирования заключается в том, что посредством одновременного обследования всего класса или педагогического коллектива по всему комплексу методик удается сразу решить две задачи: обеспечить массовость обследования; получить углубленные, многоплановые сведения об индивидуально-психологических особенностях каждого учащегося и педагога.

Технологичность в реализации аналитического этапа обеспечивается применением компьютерной обработки данных тестирования (так как полностью стандартизована форма ответов) и компьютерного анализа (поскольку разработаны количественные значения, характеризующие каждую зону развития).

Для реализации прогностического этапа используются модели интеллектуального и личностного развития, разработанные на базе лонгитюдных исследований, в которых учитывается достигнутый уровень, степень гармоничности интеллектуальных и личностных характеристик.

Для реализации информационного этапа используется модульная форма составления и выдачи итоговых индивидуальных характеристик. Для составления индивидуально – психологической характеристики учащегося используются: данные психофизиологических и индивидуально- личностных особенностей; показатели интеллектуальных, творческих и  профессиональных способностей; социально-психологические характеристики.

 Единство методического обеспечения делает возможным формирование и ведение базы данных (предусмотрены компьютерный и табличный  варианты), что позволяет не только хранить информацию и извлекать ее в том или ином требуемом варианте, но и использовать ее в педагогическом анализе. 

В частности, использование методов статистического анализа позволяет получить общую характеристику класса, сравнить классы между собой, проследить динамику развития конкретного ученика за любой период обучения в гимназии, оценить эффективность тех или иных программ обучения или отдельных коррекционных воздействий на развитие детей.

Обучающий этап реализуется в групповом варианте посредством проведения классных часов для учащихся, родительских собраний и психолого-педагогических консилиумов. В процессе разъяснения принципа работы с имеющейся у каждого собственной (или своего ребенка) индивидуальной психологической характеристикой или таблицей-характеристикой всего класса происходит передача психологических знаний и обучение самостоятельному их использованию.

Технологичность обучающего этапа реализуется за счет часов психологического общения – для учащихся 8-11 классов, для родителей – психологической гостиной (родительского лектория) и Школы Психологической Культуры для учителей, единых структурно, но специализированных по содержанию для каждой возрастной группы детей и категории взрослых слушателей.

Для учащихся разных возрастных групп проводятся часы общения по различным темам:

  • «Индивидуальные особенности человека»;
  • «Структура личности»;
  • «Степень выраженности характера»;
  • «История развития представлений о темпераменте»;
  • «Роль эмоций в жизни человека»;
  • «Основные понятия психологии мотивации – потребность, стремление, мотив».

Проведение  часов психологии, лекториев и педагогических консилиумов по итогам тестирования приучает детей, родителей и учителей анализировать актуальные проблемы, отслеживать динамику и качество произошедших изменений, оценивать результаты своей работы и видеть перспективу работы над дальнейшим развитием.

В рамках информационного этапа реализуется и просветительско-педагогическая работа с учителями и родителями посредством лекций по проблемам возрастной психологии.

Для родителей каждой ступени обучения ежемесячно проводятся родительские лектории:

  1. Начальная школа:
  • «Первый раз в первый класс»;
  • «Одаренность и индивидуальность»;
  • «О способностях творческих и интеллектуальных»;
  • «Механизмы детских реакций»; • «Как избежать школьных неудач»;
  • «Поощрение и наказание в процессе воспитания ребенка».
  1. Средняя ступень обучения:
  • «Как помочь справиться с тревожностью»;
  • «Психологические особенности подросткового возраста»;
  • «Как формируется личность»;
  • «Учет возрастных особенностей

подростков в семейных отношениях»;

  • «Самооценка подростка».
  1. Старшая школа:
  • «Родители и дети: психологическая дистанция»;
  • «Психопрофилактика экзаменов»;
  • «Мир профессий»;
  • «Конструктивное общение и преодоление конфликтов».

Особое место на данном этапе психологического сопровождения отводится Школе Психологической Культуры для педагогов. Темы для занятий разрабатываются на заседаниях научно-методического совета гимназии, при этом учитываются и запросы учителей.

Для групп педагогов с разным уровнем психологической готовности к фасилитативному взаимодействию и дифференцированной работы с ними выбраны следующие темы:

  • «Роль учителя: тьютор и фасилитатор»;
  • «Уровни профессионализма учителя»;
  • «Личность учителя: пути преодоления стереотипов»;
  • «Как сформировать желание учиться»;
  • «Психологические приемы стимулирования и мотивации обучения, используемые на уроках»;
  • «Самоанализ и саморегуляция. Формирование умения произвольно управлять интеллектуальной деятельностью»;
  • «Организация психологического мониторинга особенностей обучающихся»;
  • «Технологии поддержания и развития творческой активности учащихся»;
  • «Учет психофизиологических особенностей учащихся с целью оптимизации учебной нагрузки»;
  • «Внутриличностные противоречия как движущие силы профессионального развития учителя».

Консультационный этап наиболее индивидуализирован по содержанию реализуемой деятельности, хотя в нем максимально используются результаты всех предыдущих этапов, особенно диагностического. В рамках консультационного этапа осуществляется оказание помощи в решении сугубо индивидуальных проблем ребенка, семейных проблем и межличностных проблем, возникающих между учителем и конкретным учеником, а также во взаимоотношениях между учащимися. На данном этапе естественно дополнительное применение специализированных (часто проективных) методик в соответствии с индивидуальным запросом и темой консультирования. Консультирование осуществляется по мере обращения.

В реализации коррекционно-развивающего этапа акцент делается на развитии, уменьшая потребность в коррекции. Кроме того, работа всей системы направлена на профилактику, предупреждение осложнений и отклонений в развитии. Ее функционирование способно полностью обеспечить профилактику за счет вмешательства в латентном периоде существования проблемы. Разработана система рекомендаций, использование которых при выполнении домашних заданий ребенком позволяет корректировать направление развития. Регулярное ежегодное обследование всех учащихся обеспечивает наблюдение за их общеличностным и интеллектуальным развитием, позволяет своевременно выявлять проблемы дезадаптации,  дисгармоничности  интеллектуального и личностного развития, осуществлять необходимые психолого-педагогические воздействия. Кроме того, использование прогностических моделей позволяет выявить детей с неблагоприятными тенденциями в развитии и начать работать с ними еще до того, как тенденции превратятся в осложненные проблемы ребенка. Также оказывается возможным выявление наиболее одаренных детей и своевременная  работа с ними по более интенсивной программе обучения.

В рамках развивающего компонента этапа предусмотрено использование различных современных психолого-педагогических технологий. Применение на практике цикла занятий по развитию умения владеть и управлять своими эмоциями  методом «Шесть Шляп Мышления» Эдвардад   Боно в работе с учащимися 5-7 классов дало положительные результаты по формированию способности детей к саморегуляции в стрессовой ситуации. В ходе занятий учащиеся знакомятся с алгоритмом самоподготовки к стрессовой ситуации, тренируют применение этого алгоритма, формируют способность понимания языка образов внутреннего мира.

Для учащихся начальной школы разработаны и проводятся занятия по программам:

-«Преодоление трудностей»;

 -«Азбука для первоклашек»;

 -«Снижение уровня тревожности у детей младшего школьного возраста»;

– «Трудности первоклассника».

Однако основное внимание уделяется оптимизации самого учебного процесса. Разработаны рекомендации для учителей по изменению методов преподавания в зависимости от наличия различных групп «проблемных» учащихся и общей характеристики класса, а также методов по оптимизации взаимодействия с отдельными учащимися. Составлены рекомендации родителям и самим детям, касающиеся способов выполнения домашних заданий, которые позволяют оптимизировать развитие и избежать специальной коррекционной работы психолога с ребенком. Вся система коррекционно-развивающей работы в рамках данной программы строится таким образом, чтобы она не выходила за рамки самого учебного процесса, не стала дополнительной нагрузкой для ребенка.

В гимназии используются как развивающие (активизация творческих способностей, развитие логической памяти, пространственного, понятийного и абстрактного мышления и др.), так и коррекционные технологии. Тренинги общения для учащихся средних и старших классов имеют смешанный, развивающе- коррекционный характер:

  • тренинг с использованием методик ТРИЗ(Теория Решения Изобретательских Задач);
  • «Школа мышления и памяти»;
  • «Шаги уверенности»;
  • Программа преодоления личностной тревожности у подростков»;
  • социально-психологический тренинг общения.

Сугубо на развитие ориентированы тренинги сензитивности, креативности, личностного роста, рекомендуемые в работе со старшеклассниками.

На этом этапе решаются и медико-психологические задачи по предупреждению излишнего нервно-психического напряжения, психофизиологических перегрузок учащихся, которые могут отрицательно влиять на общее состояние здоровья и успеваемость. Особое внимание уделяется учащимся в периоды их социально-психологической переадаптации (первые, пятые, 10-е классы) и возрастных кризисов развития.

С данным этапом тесно связана научно-исследовательская работа, направленная на выявление факторов, влияющих на развитие способностей,  творческого потенциала и личностной зрелости учащихся. Ее целью является разработка рекомендаций для педагогического коллектива по совершенствованию учебно-воспитательного процесса.

В современном мире очень актyальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволяет ему наиболее полно проявить свои способности.

Базовая задача психологического сопровождения заключается в создании условий развивающего (творческого) типа, т. е. условий, обеспечивающих возможность проявления и развития потенциальных способностей учащихся на основе творческой природы психики.

С этой точки зрения условием и методом для развития одаренности должно быть создание для данного учащегося проблемной (в данном случае, учебной) ситуации, которая является критической (предельной) для познавательных и личностных возможностей этого ребенка. В психологическом плане такая ситуация приводит к тому, что учащийся начинает переживать особое критическое психическое состояние, содержанием которого является осознание(рефлексия) своих познавательных и личностных возможностей для решения заданной проблемной задачи.

 

Краснослободцева Людмила Ивановна

Педагог-психолог ГБОУ

 «Гимназия №7 им.В.И.Великого»,г.Севастополь