Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Солнышко»
г. Ельня Смоленской области
Подготовил:
воспитатель I – категории
Филиппова Елена Викторовна
Мастер-класс для педагогов
«Тимбилдинг как технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ»
«Игра — это возможность
отыскать себя в обществе,
себя в человечестве,
себя во Вселенной».
Януш Корчак
Тема: «Тимбилдинг как технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ»
Цель: ознакомление педагогов с технологией тимбилдинга
Задачи:
– повысить компетентность педагогов в применении новых образовательных технологий
– показать приемы и способы технологии в образовательном процессе
– формировать у педагогов чувство сотрудничества и единства
– сохранить эмоциональное благополучие всех участников мастер-класса
Форма проведения: мастер-класс
Участники: педагоги ДОУ
Место проведения: музыкальный зал
Оборудование: ТСО – муз. центр, ноутбук.
Организационная часть
Добрый день уважаемые коллеги! Я рада видеть вас! Приглашаю всех поучаствовать в мастер-классе «Тимбилдинг – как технология работы с дошкольниками в образовательном процессе ДОУ».
Есть популярная яркая арифметически выраженная метафора: 1+1=5. Эта формула, означающая, что два человека вместе могут сделать гораздо больше, чем по одиночке. В одиночку можно сделать, так мало; вместе можно сделать так много! А знание механизма образования коллектива – залог успешной работы педагога.
Знакомо ли вам понятие «Тимбилдинг»? (ответы участников).
Абсолютно верно. В переводе с английского «Тимбилдинг» означает «командообразование», «построение команды» Главная задача тимбилдинга – сплотить коллектив.
Способы достижения этой задачи различны.
Выделим основные виды тимбилдинга :
- Спортивные тимбилдинги (направлены на физическую активность участников, своеобразныеигры и соревнования и т. д.).
- Логико-психологические тимбилдинги (направлены на интеллектуальную активность участников, задания с логическим уклоном, тесты и т. д.).
- Творческие тимбилдинги (направлены на эмоциональную активность участников, квесты, флешмобы и т. д.).
Формы и методы работы, направленные на сплочение коллектива, индивидуальные, групповые и коллективные беседы, искусственное создание ситуаций успеха, неуспеха, работа по профилактике или устранению конфликтных ситуаций – все это тимбилдинг!
Зачем тимбилдинг детям?
Он способствует формированию коллектива, дети через игры и игровые упражнения учатся взаимодействовать и договариваться друг с другом, устанавливать контакты, объединив идеи, внимание и условия всей команды для достижения общей цели.
Как вы считает в каких образовательных областях мы можем применять тимбилдинг?
Технологию тимбилдинга можно применять во всех образовательных областях: социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической и в физическом развитии.
Изменения в современном мире стремительны! И дети в этом мире мало контактируют друг с другом. Почему? Они погружены в виртуальный мир. Зачастую не хотят договариваться, не пытаются помочь друг другу. Поэтому трудно устанавливают контакты со сверстниками и взрослыми. А современные условия требуют от детей умения работать в команде, в группе. Отличной средой для развития навыков общения и идеальной платформой для укрепления детского сообщества является технология командообразования.
Это не просто веселье. Это целенаправленные задания в игровой форме. Такие задания сплачивают детей, учат разговаривать, добиваться вместе побед, обучают взаимопомощи, где каждый проявляет себя.
«Игра является ведущим инструментом для сплочения коллектива» это слова Льва Семеновича Выгоцкого. Поэтому на занятиях по физической культуре, можно использовать технологию тимбилдинга. Элементы данной технологии можно включать во все части занятия.
Есть много упражнений игр, упражнений, приемов командообразующей направленности, где дети учатся действовать сообща, вместе принимать решения, анализировать ситуацию, согласовывать свои движения с действиями партнеров.
Практическая часть.
Как говорил Александр Суворов: «Теория без практики мертва», поэтому настало время апробировать технологию тимбилдинга. Приглашаю всех окунуться в мир тимбилдинга.
Я хочу показать именно те игры, которые направлены на командообразование, на ощущение поддержки товарища, плечо друга.
Ход
– Я хочу наш мастер класс начать с приветствия. Я сейчас Вам буду говорить фразы, а Вы если согласны с ними говорите здравствуйте.
– Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение;
– Здравствуйте те, кто сегодня позавтракал;
– Здравствуйте те, кто рад повышению зарплаты;
– Здравствуйте те, кто тоскует по лету;
– Здравствуйте те, кто готов работать в нашей команде;
- Упражнение «Карандаши в кругу» Участники должны стать в круг и указательными пальцами, кто стоит рядом друг с другом удерживать карандаши. Я буду давать Вам задания. А, Вы должны синхронно выполнят эти задания, удерживая карандаши. Все готовы?
Первое задание: нужно всем вместе поднять руки вверх. Теперь опустить вниз. Второе задание: нужно наклониться вперёд (назад). Молодцы!
- Упражнение «Лавата» Играющие становятся в круг, берутся за руки и начинают двигаться по кругу, громко напевая: “Мы танцуем, мы танцуем, тра-та-та, тра-та-та, наш весёлый танец – это Лавата”. Потом все останавливаются и ведущий говорит: “Мои локти хороши, а у соседа – лучше” – все берут своих соседей за локти и снова начинают двигаться напевая. Ведущий может глумиться как хочет ( спинка, талия, плечи, пятки, ноги и т.п.), главное – снять у участников тактильное напряжение.
- Упражнение «Узелок» Правила игры очень просты. Нужно, чтобы каждый участник игры взялся одной рукой за верёвку, и все участники завязали верёвку в один большой узел. Давайте попробуем. Теперь узел нужно развязать. Вы все вместе выполнили такое сложное задание. Здесь были видны лидеры, которые направляли остальных.
- Упражнение «Веревочка» Для проведения этой игры возьмите верёвку и свяжите её концы так, чтобы было образовано кольцо. Участники встают в круг и берутся двумя руками за верёвку, которая находится внутри круга. Сначала вам необходимо просчитаться по считалочке кто будет руководить действиями . Задание: “Сейчас всем, не выпуская из рук верёвку, построить треугольник”. После каждого задания меняется тот участник, который руководит действиями. Практика этой игры показывает, что обычно эти функции на себя берут лидеры. Игру можно продолжать, усложняя задачу, и предложить ребятам построить квадрат, звезду, шестиугольник.
- Упражнение «Сиамские близнецы» ( тактильный контакт- улучшается настроение, избавляемся от стресса, показывает дружеское расположение, симпатию, доверие, способствует выстраиванию уважительных, доброжелательных отношений.)
- Участники тимбилдинга делятся по парам. После чего ведущий сообщает инструкцию: «Представьте себе, что вы и ваш партнер – это одно целое, что вы, как сиамские близнецы, приросли бок к боку. Крепко обнимите партнера за талию одной рукой и считайте, что одно руки у вас нет. Есть только по одной руке у каждого. Ноги тоже частично срослись, так что приходится шагать как одному существу – сначала шаг двумя сросшимися ногами, потом единый шаг двумя «боковыми» ногами. Пройдитесь по комнате, привыкайте друг к другу.» Попробуйте присесть, а теперь сделать наклоны влево и вправо. Размялись и привыкли др. к др… Далее вам необходимо подойти к столу и взять ножницы и лист бумаги с геометрической фигурой. Необходимо вырезать фигуру. При этом один участник режет бумагу, а другой держит лист бумаги по форме геометрической фигуры. Затем парам предлагается развернуть две конфетки. И угостить «близнеца». Помните, что нужно быть внимательным к действиям партнера!
- Упражнение « Вдох-Выдох»
- Давайте все вместе вдохнем, а теперь – выдохнем. А теперь по сигналу ведущего топнем ногой, одновременно «выбросив» в пол кулак со всей силы и крикнем «ха».
Вы устали, предлагаю вам немного расслабиться.
Релаксация «Цветок в ладошках»
Всем участникам предлагается удобно сесть, закрыть глаза и представить, что они на зеленом лугу. (звучит релаксационная музыка со звуками природы).
Ведущий: «Представьте зеленый луг, ласковое солнце, поют птицы, журчит ручей. Появляется маленький, симпатичный, наивный и очень счастливый ребенок, он не знает печали, неуверенности, плохого настроения. Это вы в детстве, узнали себя? Малыш тянет к вам руки, он такой доверчивый и доброжелательный, и вы отвечаете ему тем же. Хочется радоваться и улыбаться, забыть все трудности жизни, почувствовать себя уверенным и счастливым. Вы берете малыша на руки, а он превращается в цветок в ваших ладошках, он прекрасен цветок детства, и вы несете его с собой по жизни. У кого-то он очень глубоко в душе, а кто-то часто видит его во сне, у кого-то это скромный, неприметный цветочек, а у кого-то яркий, бурный, запоминающийся. Они все хороши, цветы нашего детства. И если вам будет трудно, вы не сможете найти ответ на какой-то вопрос, вспомните малыша, подарившего вам цветок детства в ладошках, и я надеюсь, что это вам поможет почувствовать себя маленьким наивным, счастливым ребенком, а уж он- точно подскажет, как почувствовать себя счастливым. Открывайте глаза. Пора возвращаться.»
Рефлексия
Мы справились со всеми заданиями, команда действовала сообща. Цель игры достигнута.
– Коллеги, сегодня мы с Вами познакомились с детским тимбилдингом. Ответьте на мои вопросы и поделитесь своими впечатлениями.
– Что при выполнении заданий было легче всего?
– Что было трудно выполнить?
– Чему учат эти игры? (сплочённости)
– Можно ли эти игры применять в Вашей работе с детьми?
– Мне хочется поблагодарить каждого из Вас за активное участие и желание взаимодействовать друг с другом. Вы были все активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что мы единое целое, каждый из нас важная и уникальная часть этого целого. Ведь лучше быть вместе, а вместе быть лучшими.
Спасибо за участие!
Подготовил: воспитатель Филиппова Е.В. март 2023г