Сценарий логопедического развлечения «Волшебница осень»

в старшей группе комбинированной направленности с ТНР

Забаровская Юлия Ивановна-старшийвоспитатель 

СП ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный

Детский сад № 15

Цель: Создавать у детей положительный эмоциональный настрой.

Задачи:

  • Закрепить знания детей об осени.
  • Активизировать и расширять у детей словарь по теме «Осень».
  • Учить детей обобщать и классифицировать предметы.
  • Развивать у детей выразительность речи, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
  • Упражнять в образовании относительных прилагательных, в подборе слов-антонимов, в умении отгадывать загадки.
  • Развивать психические процессы: зрительное и слуховое внимание, память, логическое мышление, воображение.

Материал: Музыкальная колонка, интерактивная доска, презентация «Звуки осени» (взмахи крыльев улетающих птиц, шум листвы под ногами, шум ветра (завывание), капли падающего дождя), сюжетные картинки, разноцветные осенние листья с разных деревьев, поднос, две корзинки, набор овощей и фруктов, зонт.

Предварительная работа: Изучение материала по лексической теме «Осень»,

 «Сад – огород» на занятиях и в свободной деятельности.

Ход:

Дети заходят в зал и встают полукругом.

На экране интерактивной доски изображение осеннего парка.

Логопед: Ребята, посмотрите, как прекрасно вокруг! Кто же так красиво раскрасил листья на деревьях? Подсказка в загадке!

Настоящий ты художник – все раскрасила кругом!

Даже дождик шаловливый краску смыть не смог потом.

Отгадать загадку просим: Кто художник этот?

Дети: Осень!

Логопед: Да, ребята, это волшебница осень так украсила природу самыми разными красками!

Логопед: Ребята, я приготовила для вас очень интересную игру! Давайте поиграем!

Игра на развитие фонематического слуха «Звуки осени».

Детям показывается презентация: сюжетные картинки со звуковым оформлением. Дети смотрят на экран и внимательно слушают.

Логопед: Послушайте внимательно! Вы услышите звуки осени! Постарайтесь их запомнить!

Логопед комментирует звуки:

Птицы улетают. Листья шуршат под ногами. Ветер воет. Идёт дождь.

— А теперь внимательно послушайте  и определите, что это за звуки? 

— Если вы верно, назовете, что это за звуки, то картинка появится на экране.

Логопед включает только фонограмму. Дети слушают и определяют звуки.

Включаются только фонограмма звуков:

Взмахи крыльев улетающих птиц.

Шум листвы под ногами.

Шум ветра (завывание).

Капли падающего дождя.

Логопед: Какие вы молодцы! Не ошиблись, назвали все звуки осени правильно!

Логопед:

Я люблю повеселиться,

Поиграть в кругу ребят,

У меня в руках корзинка (показывает)

В ней осенние дары, все, чем осень так богата,

Принесла для детворы

Угадайте-ка ребятки про дары мои загадки!

Дети отгадывают загадки:

Круглое, румяное,
Я расту на ветке.
Любят меня взрослые
И маленькие  детки. (Яблоко)

В земле сидит дед,
Во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слёзы проливает. (Лук)

Этот фрукт на вкус хорош

И на лампочку похож. (Груша)

Этот овощ — генерал,
Овощам всем командир.
Если вы его сварили,
Не забудьте снять мундир… (Картофель)

Логопед:  Давайте поиграем в веселую и познавательную игру «Фрукты-Овощи»!

Перед вами на столе лежит осенний урожай. Нужно в корзинку, что стоит справа — сложить все овощи, а в корзинку, что стоит слева — все фрукты.

Дети поочереди   подходят и  отбирает и складывает овощи и фрукты по корзинкам.

Логопед: Молодцы, ребята! Разложили фрукты и овощи правильно! 

Логопед:  Хотите  поиграть  в игру? 

На экране интерактивной доски изображение осеннего дождя.

Игра с «Осенний дождик» (речь с движением)

Капля раз (хлопок вправо), Капля два (хлопок влево),

Начинается игра (хлопки перед собой),

Капля три, четыре, пять (хлопки по кругу),

Будем дождик собирать (хватательные движения кистей рук).

Капля шесть, капля семь (хлопки поочередно перед собой и по ногам),

Надо нам скорей присесть (садимся на корточки),

Капля восемь, девять, десять (хлопки руками по полу поочередно),

Дождь осенний очень весел (быстрые хлопки по полу).

Логопед: И ещё одну интересную игру я для вас приготовила. Называется она 

«Весна-осень». Мы узнаем, умеете ли вы подбирать слова наоборот.

 Я буду говорить начало фразы, а вы заканчиваете:

  • Весной птицы прилетают, а осенью ….(улетают)
  • Весной цветы распускаются, а осенью….(вянут)
  • Весной природа расцветает, а осенью….(увядает)
  • Весной дожди теплые, а осенью ….(холодные)
  • Весной день длиннее, а осенью…(короче)

Логопед: Молодцы! Правильно подобрали слова!

Логопед: Сколько листьев разноцветных осенью можно увидеть в парке! И все они разные, кружатся, танцуют в воздухе! Сейчас мы узнаем, знаете ли вы какие это листья. Поиграем в игру «Узнай листочек!».

На полу перед детьми  лежат разбросанные осенние листья разных деревьев. Дети поднимают по листочку и называют, какой это лист, с какого он дерева. 

  • Лист березы — березовый лист
  • Лист осины —  осиновый лист
  • Лист рябины — рябиновый лист
  • Лист дуба – дубовый лист
  • Лист тополя – тополиный лист
  • Лист клена – кленовый лист

По мере называния листьев на экране интерактивной доски появляется изображение дерева, с которой этот лист упал.

Логопед: Какие вы молодцы! Знаете все деревья, и листочки с этих деревьев назвали правильно.

Логопед: Как мы любим осень! Ее богатое убранство, стаи птиц, улетающих в теплые края. Листопад и даже осенний дождик нам приятен! Раз вы столько всего знаете об осени, то сейчас поиграем в игру «Доскажи словечко».

Логопед начинает, дети договаривают стихотворение.

На экране появляются картинки по сюжету стихов.

Лес разделся,
Неба просинь…
Это время года … (осень)

Листья жёлтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся.
Что за жёлтый снегопад?
Это просто …(листопад)
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облако и туч он вождь,
Ты же знаешь, это — …(дождь)

Холода их так пугают,
К тёплым странам улетают,
Петь не могут, веселиться,
Кто собрался в стайки? … (птицы)
Вот на ножке купол – гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под… (зонт)

Он не ведает границ,
Он летит быстрее птиц.
Кто свободней всех на свете?
Догадались? Это … (ветер)

Логопед: Какие вы молодцы! Справились со всеми заданиями!

Ребята, для вас волшебница-осень приготовила сюрприз. 

Зонт волшебный покружу, подарки осени ребятам покажу!

Логопед кружит ярким зонтом и под ним оказывается корзина с красными яблоками.

Логопед: Вот и подошло наше развлечение к концу! Спасибо вам за 

правильные ответы и хорошее настроение! Угощайтесь осенними яблоками!