Дневник прогресса

Методическая разработка

Данная методическая разработка рассчитана на детей 7-8 лет, предназначена для педагогов современного танца, реализуется в рамках общеразвивающей программы дополнительного образования.

В наше время, когда дети много времени проводят за компьютерами и телефонами, мы предлагаем новый способ развивать их физические и компьютерные навыки через танцы. Мы используем игры и систему поощрений, чтобы детям было интересно, особенно если им 7-8 лет. Это поможет учителям лучше проводить уроки, а родителям — поддерживать своих детей. Танцы, самостоятельные задания и компьютеры откроют новые возможности для юных танцоров и помогут им стать лучше во всех отношениях.

Новизна методической разработки для развития физических способностей детей через современный танец заключается в интеграции информационных технологий в домашние задания, применении личностно-ориентированного подхода, акценте на функциональную подготовку и стимулировании самостоятельного развития физических навыков. Концепция предполагает использование современных образовательных технологий для индивидуализации и повышения эффективности обучения.

В данной методической разработке учитываются особенности каждого ребенка, его физические возможности и интересы, чтобы создать наилучшие условия для развития и раскрытия его творческого потенциала. Функциональная подготовка помогает детям развивать координацию, гибкость, силу и выносливость, необходимые для танцев.

Ключевая идея — дети учатся развивать свои физические способности самостоятельно, контролируя и анализируя свои действия. Это помогает им стать более уверенными и заинтересованными в занятиях танцами.

Цель методической разработки: разработать и внедрить комплексную методику развития физических способностей детей 7-8 лет в области современного танца, стимулирующую их самостоятельную работу, с целью повышения уровня их физической подготовленности и танцевальных навыков.

Задачи данной методической разработки направлены на:

Обучающие задачи:

  1. Обучить детей основам хореографической техники современного танца: освоение базовых движений (прыжки, вращения, шаги, элементы пластики), правильная постановка корпуса, рук и ног.
  2. Обучить детей самостоятельной работе над танцевальным материалом: освоение навыков запоминания движений, повторения и самостоятельного исполнения.
  3. Ознакомить детей с возможностями самоконтроля и самоанализа: научить детей наблюдать за собой, сравнивать свои движения с образцом (видео, описание).

Развивающие задачи:

  1. Развить основные физические способности:
    1. Координация: совершенствование согласованности движений различных частей тела, пространственная ориентация, чувство равновесия.
    2. Гибкость: увеличение амплитуды движений в суставах, эластичность мышц.
    3. Сила: развитие мышечного тонуса и силовой выносливости.
    4. Скорость и быстрота реакции: ускорение выполнения движений, быстрая смена направления и темпа.
    5. Ловкость: совершенствование умения быстро и точно выполнять сложные движения.
    6. Выносливость: развитие способности выполнять двигательные действия в течение продолжительного времени без значительного снижения интенсивности и качества.
  2. Развить память и внимание: запоминание хореографических элементов и композиций, концентрация на выполнении.
  3. Развить самостоятельность и самоорганизацию: умение планировать свою деятельность, ставить цели и достигать их, работать без постоянного контроля педагога.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитать дисциплину и ответственность: формирование привычки к регулярным занятиям, соблюдению правил и выполнению поставленных задач.
  2. Формировать коммуникативные навыки (при работе в группах): умение слушать, воспринимать и выполнять инструкции, взаимодействие с педагогом и другими детьми.
  3. Привить уважение к труду и стремление к результату: понимание того, что для достижения успеха необходимы усилия и упорство.

Планируемые результаты:

  1. Улучшение физических показателей.
  2. Совершенствование исполнительской техники.
  3. Формирование уверенности и самооценки детей.
  4. Развитие социальных навыков и коммуникативных компетенций.
  5. Повышение мотивации обучающихся.
  6. Развитие самостоятельности, самоконтроля, самоорганизации и самоанализа.
  7. Воспитание дисциплины и ответственности.

Методы и способы реализации методической разработки:

Шаг 1. Подготовка (Создание и настройка Telegram-канала)

  • Создание канала:
    1. Соберите согласия и проведите опрос среди родителей о платформе, в которой будет создан чат.
    2. Создайте закрытый или публичный канал в Telegram для группы детей (или их родителей).
    3. Настройте канал, добавьте участников и назначьте себя администратором.
  1. Разработка заданий:
    1. Планируйте регулярные домашние задания, которые помогут детям освоить технику, развить физические способности, память и внимание.
    2. Задания должны быть понятными и сопровождаться материалами: видео, аудио, картинки или текст.
  2. Обучение детей и родителей работе с каналом:
    1. Объясните детям (и их родителям), как пользоваться каналом: получать задания, отправлять выполненные работы и общаться.
    2. Проведите вводное занятие или снимите видео-инструкцию.

Шаг 2. Регулярная работа с каналом

Публикация заданий:

  1. Регулярно публикуйте новые задания в установленное время.
  1. Задания могут включать:
  • Освоение техники: короткие видео с демонстрацией движений и просьбой повторить их.
  • Развитие физических способностей: упражнения на гибкость, силу, выносливость и координацию, ловкость или скорость.
  1. Используйте разные форматы контента: видео, аудио, фото, текст, опросы и викторины.
  1. Обеспечение самостоятельной работы:
  1. Предоставьте детям всю необходимую информацию для выполнения заданий.
  2. Установите четкие сроки выполнения.
  3.  Убедитесь, что материалы доступны в любое удобное время.
  1. Обратная связь и коррекция:
    1. Регулярно проверяйте присланные детьми работы (видео, фото, ответы).
    2. Давайте конструктивную обратную связь:
  • Пишите личные сообщения или комментарии под постом.
  • Публикуйте общие рекомендации по типичным ошибкам.
  • Записывайте короткие видеоролики с объяснением ошибок и демонстрацией правильного выполнения.
  1. Развитие коммуникативных навыков:
    1. Стимулируйте обсуждения в чате (если он есть).
    2. Отвечайте на вопросы детей и родителей.
    3. Поощряйте вопросы и создавайте атмосферу взаимной поддержки.

Шаг 3. Оценка и рефлексия:

  1. Оценка выполнения заданий:
    1. Систематически учитывайте выполненные задания.
    2. Периодически оценивайте прогресс каждого ребенка.
    3. Ведите журнал учета, ставьте баллы (если нужно) и формируйте «портфолио» достижений.
  2. Рефлексия и мотивация:
    1. Подводите итоги, поощряйте за старание и результаты бонусными баллами.
    2. Обсуждайте в канале: «Что вам больше всего понравилось делать?» и «Что было самым трудным?».
    3. Используйте интерактивные стикеры и эмодзи для поощрения.

Средства для реализации данной методической разработки:

  1. Видео- и аудиоматериалы.
  2. Электронные средства образовательного назначения.
  3. Раздаточный материал. 
  4. Наглядные пособия.
  5. Награды для поощрения в конце учебного года.

Реализация данной методической разработки рассчитана на год, с контролем каждую учебную четверть.

Содержание методической разработки:

Этапы:

Этап 1: Подготовительный (Сентябрь)

  1. Цели и задачи: Определение основных целей программы на учебный год.
  2. Оценка уровня подготовки: Проведение начального тестирования физических способностей. (Приложение 1)
  3. Создание группы: Формирование групп на основе уровня подготовки и возраста детей.
  4. Введение в программу: Ознакомление детей и родителей с планом занятий, критериями оценки и системой поощрения.

Этап 2: Основной (Октябрь — Май)

  1. Планирование занятий: 
  1. Разработка расписания и тематики занятий на каждую неделю.
  1. Домашние задания:
  1. Каждый месяц давать задания, например выполнение упражнений на гибкость или силу.
  2. Использование мобильных приложений для отслеживания выполнения домашних заданий (например, записи видео с выполнением заданий).
  1. Контроль и отчётность:
  1. Введение общего Telegram-канала, где будут фиксироваться результаты выполнения домашних заданий.

Этап 3: Контроль результатов (Каждая четверть)

  1. Тестирование: Проведение контрольного тестирования в конце каждой четверти для оценки физического прогресса (гибкость, выносливость, сила, ловкость, скорость, выносливость). (Приложение 2)
  2. Анализ результатов: Сравнение результатов с начальным уровнем и составление отчета о достижениях каждого ученика.
  3. Обратная связь: Обсуждение результатов с детьми и родителями, выявление сильных и слабых сторон.

Этап 4: Подведение итогов (Май)

  1. Итоговое тестирование: Проведение финального тестирования для оценки общего прогресса за учебный год.
  2. Награждение: Определение лучших обучающихся по различным критериям (например, прогресс в физической подготовке, активность на занятиях) и вручение призов (грамоты, медали, подарки).
  3. Отчет о программе: Подготовка итогового отчета о проделанной работе за год, включая анализ результатов и рекомендации для дальнейшего развития.

Контроль результатов берет на себя педагог, проводит в начале занятия в дни промежуточных и итогового контроля, учитывая:

  1. Промежуточное тестирование (каждая четверть):
  1. Проведение тестирования физических способностей в начале занятия.
  2. Анализ прогресса, основанный на результатах выполнения домашних заданий и степени вовлеченности учащихся в образовательный процесс.
  1. Анализ результатов:
  1. Сравнительный анализ текущих показателей с исходными данными, позволяющий выявить динамику и эффективность образовательных мероприятий.
  2. Подготовка детальных отчетов о достижениях каждого учащегося, включающих количественные и качественные показатели.

Награждение и поощрение происходи раз в год, с промежуточными итогами каждую четверть с добавлением бонусных баллов к итоговому результату:

  1. Итоговое тестирование:
  1. Проведение финального тестирования в конце учебного года, направленного на комплексную оценку уровня физической подготовленности учащихся. (Приложение 3)
  2. Определение лучших обучающихся на основе критериев, таких как прогресс, активность.
  1. Награды:

Вручение призов (грамоты, медали, подарки) в различных номинациях:

  1. «Лучший прогресс в той или иной физической способности»
  2. «Самый активный участник»
  1. Публичное признание:
  1. Организация итогового мероприятия или выступления для родителей и друзей, целью которого является публичное награждение лучших учеников и демонстрация их достижений.

Применение информационных технологий:

  1. Платформы для отслеживания прогресса:
  1. Использование платформы Тelegram, для размещения домашних заданий, отчетов и других материалов, необходимых для мониторинга успеваемости учащихся.
  1. Коммуникация с родителями и учениками:
  1. Применение современных средств коммуникации, включая мессенджеры, для оперативного обсуждения результатов тестирования, предоставления обратной связи и ответов на возникающие вопросы.
  1. Видеоматериалы:
  1. Запись видеоуроков и демонстраций, предназначенных для самостоятельного изучения учащимися, что способствует повышению эффективности образовательного процесса и индивидуализации обучения.

Подробное описание домашних заданий: (Приложение 4)

  1. Сентябрь:
  1. Выполнение комплекса упражнений на развитие выносливости.
  2. Запись видео с выполнением комплекса.
  1. Октябрь:
  1. Выполнение комплекса упражнений на развитие силы.
  2. Запись выполнения и анализ с педагогом.
  3. Подготовка к промежуточному тестированию.
  1. Ноябрь:
  1. Выполнение комплекса упражнений на развитие ловкости.
  2. Запись видео с выполнением комплекса.
  1. Декабрь:
  1. Выполнение комплекса упражнений на развитие скорости.
  2. Запись выполнения и анализ с педагогом.
  3. Подготовка к промежуточному тестированию.
  1. Январь:
  1. Выполнение комплекса упражнений на развитие координации. 
  2. Запись видео с выполнением комплекса.
  1. Февраль:
  1. Выполнение комплекса упражнений на развитие гибкости.
  2. Запись видео с выполнением комплекса.
  1. Март: 
  1. Выполнение комплекса упражнений на развитие силы.
  2. Запись выполнения и анализ с педагогом.
  3. Подготовка к промежуточному тестированию.
  1. Апрель:
  1. Выполнение комплекса упражнений на развитие ловкости.
  2. Запись видео с выполнением комплекса.
  1. Май:
  1. Выполнение комплекса упражнений на развитие скорости.
  2. Запись выполнения и анализ с педагогом.
  3. Подготовка к итоговому тестированию.

Данная программа предлагает самостоятельное введение детьми «Дневника успеха». (Приложение 5)


Календарно-тематический план:

Четверть/Период Неделя Тема занятий Основные физические способности Элементы современного танца / Техника Домашнее задание Тестирование / Аттестация Поощрение (Призы)
I Четверть 1-4 Координация, Выносливость, Гибкость. Сентябрь:

-Выполнение комплекса упражнений на развитие выносливости.

-Запись видео с выполнением комплекса

Начальное тестирование: Первая неделя обучения, проведение измерения исходных физических способностей. Бонусные баллы.
5-8 Гибкость, Координация, Сила. Октябрь:

-Выполнение комплекса упражнений на развитие силы.

-Запись выполнения и анализ с педагогом.

-Подготовка к промежуточному контролю.

Промежуточное тестирование:

Проведение в последнюю неделю обучения промежуточного контроля, измерение физических способностей

II Четверть 9-12 Быстрота, Сила, Ловкость. Ноябрь:

-Выполнение комплекса упражнений на развитие ловкости.

-Запись видео с выполнением комплекса.

Промежуточное тестирование:

Проведение в последнюю неделю обучения промежуточного контроля, измерение физических способностей

Бонусные баллы.
13-16 Сила, Выносливость, Скорость. Декабрь:

-Выполнение комплекса упражнений на развитие скорости.

-Запись выполнения и анализ с педагогом.

-Подготовка к промежуточному контролю.

III Четверть 17-20 Гибкость, Координация, Ловкость. Январь:

-Выполнение комплекса упражнений на развитие координации. 

-Запись видео с выполнением комплекса.

Бонусные
21-24 Выносливость, Гибкость, Координация. Февраль:

-Выполнение комплекса упражнений на развитие гибкости.

-Запись видео с выполнением комплекса.

IV Четверть 25-28 Комплексное развитие. Март: 

-Выполнение комплекса упражнений на развитие силы.

-Запись выполнения и анализ с педагогом.

-Подготовка к промежуточному контролю.

Промежуточное тестирование:

Проведение в 28 неделю обучения промежуточного контроля, измерение физических способностей

Организация итогового мероприятия или выступления для родителей и друзей, целью которого является публичное награждение лучших учеников и демонстрация их достижений.

Вручение призов (грамоты, медали, подарки) в различных номинациях.

29-32 Комплексное развитие. Апрель:

-Выполнение комплекса упражнений на развитие ловкости.

-Запись видео с выполнением комплекса.

33-34 Май:

-Выполнение комплекса упражнений на развитие скорости.

-Запись выполнения и анализ с педагогом.

-Подготовка к итоговому контролю.

Итоговое тестирование:

Комплексное тестирование физических способностей, фиксация результата в дневниках, подсчет разницы у итогового и начального результата измерений


Приложение 1

Пример начального тестирования физических способностей:

  1. Координация и чувство равновесия:

Игра/Тест: «Цапля на одной ноге»:

Описание: Ребенку предлагается встать на одну ногу (сначала правую, затем левую) и удержать равновесие как можно дольше. Руки можно держать вдоль тела или в стороны.

Что оцениваем: Способность удерживать равновесие, продолжительность удержания позы.

Фиксация: Время в секундах (до 10-15 секунд, потом можно засчитать «удержал»).

Игра/Тест: «Танцующие фигуры»:

Описание: Педагог называет или показывает различные положения рук и ног, а ребенок должен быстро их принять и удержать. Например: «Руки в стороны, ноги вместе», «Правая рука вверх, левая нога вперед», «Руки на поясе, ноги на ширине плеч».

Что оцениваем: Скорость реакции, правильность выполнения, согласованность движений.

Фиксация: Оценочно (хорошо, отлично, нужно поработать) или по количеству правильно выполненных комбинаций (например, из 5 предложенных).

  1. Гибкость:

Тест: «Наклон вперед из положения стоя»:

Описание: Стоя на полу (ноги прямые, не сгибать в коленях), ребенок делает наклон вперед, стараясь дотянуться руками до пола или как можно ниже.

Что оцениваем: Насколько низко ребенок может наклониться, эластичность мышц задней поверхности бедра и спины.

Фиксация: Положение рук относительно пола (например: кончики пальцев касаются пола, ладони касаются пола, ниже пола).

Тест: «Шпагат (продольный и поперечный — по возможности)»:

Описание: Педагог помогает ребенку плавно сесть на шпагат (или максимально приблизиться к нему), без насилия и боли.

Что оцениваем: Степень растяжки.

Фиксация: Оценочно (хорошо, средне, требует разработки) или визуально по расстоянию до пола. Важно: Для детей 7-8 лет полный шпагат не является обязательным, главное – отсутствие дискомфорта и минимальная амплитуда.

  1. Сила (и силовая выносливость):

Тест: «Отжимания от пола»:

Описание: Ребенок выполняет отжимания от пола (с колен, если сложно, или с прямых ног, если хорошо получается).

Что оцениваем: Количество полных отжиманий.

Фиксация: Количество повторений.

Тест: «Планка»:

Описание: Ребенок принимает положение планки (на предплечьях или на прямых руках) и удерживает его как можно дольше.

Что оцениваем: Способность удерживать статическое положение, развитость мышц кора.

Фиксация: Время в секундах.

  1. Скорость и быстрота реакции:

Игра/Тест: «Быстрые ноги»:

Описание: Ребенку предлагается как можно быстрее пробежать определенное расстояние (например, 5-10 метров) или выполнить серию быстрых шагов на месте.

Что оцениваем: Скорость выполнения движения.

Фиксация: Время в секундах.

Игра/Тест: «Поймай мяч»:

Описание: Педагог бросает ребенку небольшой мягкий мяч на разном расстоянии и с разной скоростью, ребенок должен его поймать.

Что оцениваем: Быстрота реакции, координация «глаз-рука».

Фиксация: Количество пойманных мячей из 5-10 попыток.

  1. Выносливость (базовая):

Игра/Тест: «Танцевальный марафон (короткий)»:

Описание: Под бодрую музыку ребенок выполняет простые танцевальные движения (прыжки, шаги, приседания) в течение 1-2 минут без остановки.

Что оцениваем: Способность поддерживать двигательную активность в течение заданного времени без явной усталости.

Фиксация: Оценочно (выдержал, устал, но старался, очень устал).

  1. Ловкость:

Игра/Тест: «Проведи мяч»:

Описание: Ребенок ведет небольшой мяч ногой (как в футболе) по обозначенной траектории (например, между конусами или стульями).

Что оцениваем: Умение управлять мячом, координация движений, быстрота реакции на изменение траектории.

Фиксация: Количество сбитых предметов (если есть), время прохождения траектории, общее качество исполнения.

 

Приложение 2

Пример промежуточного тестирования физических способностей:

  1. Координация и чувство равновесия:

Игра/Тест: «Цапля на одной ноге»:

Описание: Ребенку предлагается встать на одну ногу (сначала правую, затем левую) и удержать равновесие как можно дольше. Руки можно держать вдоль тела или в стороны.

Что оцениваем: Способность удерживать равновесие, продолжительность удержания позы.

Фиксация: Время в секундах (до 10-15 секунд, потом можно засчитать «удержал»).

Игра/Тест: «Цапля на одной ноге» (усложненный вариант):

Описание: Ребенку предлагается встать на одну ногу и удержать равновесие. Новое условие: выполнить это с закрытыми глазами (кратковременно) или с вращением корпуса (одно легкое вращение).

Что оцениваем: Улучшение способности удерживать равновесие, развитие проприоцепции (ощущение положения тела в пространстве).

Фиксация: Продолжительность удержания позы (сравнить с начальными результатами), количество правильно выполненных вращений.

  1. Гибкость:

Тест: «Наклон вперед из положения стоя» (усложненный):

Описание: Та же поза, но теперь ребенок должен попытаться коснуться пола не только ладонями, но и удержать касание 2-3 секунды, или выполнить легкий «пружинящий» наклон.

Что оцениваем: Увеличение амплитуды наклона, улучшение эластичности мышц.

Фиксация: Положение рук относительно пола (сравнить с предыдущим), возможность удержать касание.

Тест: «Мостик» (если проводилось начальное тестирование):

Описание: Ребенок выполняет «мостик» из положения лежа или стоя.

Что оцениваем: Гибкость позвоночника, подвижность плечевых суставов.

Фиксация: Высота мостика, четкость выполнения.

  1. Сила (и силовая выносливость):

Тест: «Отжимания от пола» (увеличение нагрузки):

Описание: Ребенок выполняет отжимания, стараясь сделать большее количество повторений, чем при начальном тестировании.

Что оцениваем: Рост мышечной силы и выносливости.

Фиксация: Количество повторений (сравнить с начальными).

Тест: «Планка» (увеличение времени):

Описание: Удержание планки на максимальное время.

Что оцениваем: Рост силовой выносливости мышц кора.

Фиксация: Время в секундах (сравнить с начальными).

  1. Скорость и быстрота реакции:

Игра/Тест: «Скоростной бег по коридору»:

Описание: Бег на ту же дистанцию, что и при начальном тестировании, но с акцентом на максимальную скорость.

Что оцениваем: Увеличение скорости бега.

Фиксация: Время в секундах (сравнить с начальными).

Игра/Тест: «Реакция на сигнал»:

Описание: Дети стоят на месте. Педагог может издавать разные звуки (хлопок, свист, топнуть ногой), а дети должны выполнить соответствующее танцевальное движение (например, хлопок — присесть, свист — встать на одну ногу, топнуть — сделать прыжок).

Что оцениваем: Скорость и точность реакции на слуховые сигналы.

Фиксация: Количество правильно и быстро выполненных реакций из 5-10.

  1. Выносливость:

Игра/Тест: «Танцевальный марафон (увеличение продолжительности)»:

Описание: Выполнение серии простых танцевальных упражнений в течение более длительного времени (например, 3-4 минуты вместо 1-2).

Что оцениваем: Развитие общей двигательной выносливости.

Фиксация: Оценочно (количество выполненных повторений, насколько сильно устал ребенок).

6.Ловкость:

Игра/Тест: «Ведение мяча по извилистой траектории»:

Описание: Усложненная траектория для ведения мяча, возможно, с добавлением препятствий, которые нужно обходить.

Что оцениваем: Улучшение координации, умение быстро менять направление движения.

Фиксация: Время прохождения, количество сбитых препятствий.

7.Дополнительное задание (если проводились занятия по разучиванию комбинаций):

Тест: «Исполни знакомую комбинацию»:

Описание: Ребенку предлагается исполнить одну из разученных ранее танцевальных комбинаций.

Что оцениваем: Память, точность воспроизведения движений, пластичность, музыкальность.

Фиксация: Оценочно (по основным критериям: чистота исполнения, ритмичность, правильность постановки).

 

Приложение 3

Пример итогового тестирования физических способностей:

  1. Комплексная танцевальная комбинация (суммирует все навыки):

Описание: Детям предлагается исполнить связную танцевальную комбинацию, которая включает в себя:

  1. Базовые движения современного танца: Шаги, повороты, прыжки, элементы работы с полом.
  2. Развитые физические способности: Элементы, требующие гибкости (например, плавные переходы, низкие положения), силы (четкое выполнение прыжков, силовые акценты), скорости (быстрые шаги, мелкая работа ног), координации (согласованность рук и ног, повороты).
  3. Ритмичность и музыкальность: Исполнение в такт музыке, передача характера музыки.
  4. Самоконтроль: Четкое выполнение, отсутствие лишних движений.

Что оцениваем: Общий уровень владения телом, пластичность, координацию, ритмичность, силу, скорость, выносливость, память (на запоминание комбинации), артистизм.

Фиксация: Оценочная шкала (например, от 1 до 5 или по критериям: «Высокий уровень», «Хороший уровень», «Удовлетворительный уровень») по каждому компоненту, а также общая оценка. Можно использовать балльную систему.

  1. Отдельные элементы, демонстрирующие прогресс:
  • Равновесие и координация:

Тест: «Стойка на одной ноге с добавлением движения»:

Описание: Ребенок стоит на одной ноге и выполняет движение руками (например, волны, круги) или медленно поднимает другую ногу.

Что оцениваем: Улучшенное удержание равновесия, контроль тела.

Фиксация: Продолжительность удержания позы, плавность движений.

  • Гибкость:

Тест: «Амплитудный наклон или прогиб»:

Описание: Дети выполняют наиболее сложные для них упражнения на гибкость, которые они освоили (например, глубокий наклон, мостик, шпагат).

Что оцениваем: Прогресс в гибкости.

Фиксация: Сравнение с начальными и промежуточными результатами.

  • Сила и выносливость:

Тест: «Серия танцевальных движений с акцентами»:

Описание: Ребенок выполняет серию движений, включающую в себя несколько прыжков, приседаний, силовых статичных поз, чередующихся с быстрыми шагами.

Что оцениваем: Силовую выносливость, способность выполнять акцентированные движения.

Фиксация: Количество полных и качественных выполнений.

  • Скорость и быстрота реакции, ловкость:

Игра/Тест: «Быстрый ритм»:

Описание: Под быструю, ритмичную музыку ребенок выполняет серию мелких, быстрых шагов или хлопков, стараясь попасть в ритм.

Что оцениваем: Увеличение скорости движений, способность быстро реагировать на ритм.

Фиксация: Оценочно, сравнение с предыдущими результатами.

  1. Творческое задание (для оценки самостоятельности и артистизма):

Задание: «Танцуй, как чувствуешь!»:

Описание: Под спокойную или эмоциональную музыку ребенку предлагается в течение 30-60 секунд показать свои танцевальные движения, импровизируя.

Что оцениваем: Самостоятельность, уверенность, умение выражать себя через движение, пластичность.

Фиксация: Оценочно, наблюдение педагога.

  1. Итоговая рефлексия:

Обсуждение с детьми:

«Что нового вы научились делать?».

«Какие движения вам давались легко, а какие было трудно?».

«Что вам больше всего понравилось в современном танце?».

«Как вы думаете, стали ли вы сильнее/гибче/быстрее?».

 

Приложение 4

Примеры домашних заданий (по физическим способностям):

Комплекс упражнений на развитие выносливости:

  1. «Прыжки зайчика»:

Описание: Исходное положение — ноги вместе, руки вдоль тела. Прыжки на двух ногах на месте, слегка сгибая колени при каждом прыжке. Можно добавлять легкие прыжки вперед и назад.

Продолжительность: 1 минута.

  1. «Танец ручейка»:

Описание: Ребенок двигается по комнате, изображая, как течет ручеек. Это могут быть легкие шаги с небольшим продвижением вперед, боковые шаги, плавные повороты. Главное — непрерывность движения. Можно добавить плавные движения руками, имитирующие течение воды.

Продолжительность: 1.5 — 2 минуты.

  1. «Птичка машет крыльями»:

Описание: Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки в стороны. Ребенок делает легкие прыжки, одновременно разводя руки в стороны при приземлении и сводя их перед собой в прыжке. Или же руки делают плавные махи вверх-вниз, как крылья, а ноги выполняют легкие шаги на месте.

Продолжительность: 1 минута.

4.»Мельница» (с поворотами):

Описание: Ноги на ширине плеч, руки в стороны. Дети выполняют наклоны вперед, стараясь достать противоположную ногу рукой (например, правая рука к левой ноге). Затем делают поворот корпуса и выполняют наклон к другой ноге. Повторить 10-12 раз на каждую сторону.

  1. «Конькобежец» (Боковые выпады):

Описание: Ребенок делает широкий шаг в сторону, сгибая одну ногу в колене (как будто скользит на коньках), другую ногу выпрямляет. Затем переносится вес на другую ногу, делая такой же выпад в другую сторону. Движения должны быть плавными, но с достаточным усилием.

Продолжительность: 1 минута.

  1. «Бабочка в полете» (Прыжки с вращением):

Описание: Ребенок делает небольшие прыжки, одновременно выполняя поворот корпуса на 180 градусов. После поворота приземляется на ноги, стараясь сохранить равновесие. Затем снова прыжок и поворот в другую сторону.

Продолжительность: 1 минута.

  1. «Змейка» (Плавные движения по полу):

Описание: Ребенок ложится на живот, опираясь на руки, и начинает «ползти» по полу, извиваясь всем телом, как змея. Можно добавлять легкие подъемы корпуса.

Продолжительность: 1-1.5 минуты.

  1. «Марш барабанщика» (Шаги с высоким подниманием колена) :

Описание: Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени, как барабанщик. Руки работают в такт, как будто держат палочки. Можно добавить легкие хлопки.

Продолжительность: 1 минута.

  1. «Лебедь» (Плавные подъемы и опускания рук):

Описание: Исходное положение — ноги на ширине плеч, руки опущены. Ребенок медленно поднимает руки вверх, как будто крылья лебедя, затем плавно опускает. Можно сочетать с легким наклоном корпуса вперед.

Продолжительность: 1 минута (медленные, плавные движения).

  1. «Застывшая фигура» (Статическое удержание позы):

Описание: В конце комплекса ребенок принимает какую-то красивую хореографическую позу (например, «ласточка» или просто «первая позиция» с вытянутым корпусом). Задача — продержаться в этой позе как можно дольше, сохраняя баланс и правильную осанку.

Продолжительность: 30-45 секунд.

Комплекс упражнений на развитие силы:

  1. «Сильный медведь» (Отжимания от пола с колен):

Описание: Ребенок встает на колени, руки ставит чуть шире плеч. Опускается вниз, сгибая руки в локтях (грудь стремится к полу), затем отжимается вверх. Спина прямая.

Выполнение: 8-10 повторений.

  1. «Планка-лягушка» (Динамическая планка):

Описание: Исходное положение — планка на предплечьях. Затем ребенок поочередно подтягивает одно колено к груди, затем второе, возвращаясь в исходное положение. Движения плавные.

Выполнение: 10-12 подтягиваний колен (по 5-6 на каждую ногу).

  1. «Черепашка» (Подъем таза лежа на спине):

Описание: Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, стопы на полу. Медленно поднимает таз вверх, напрягая ягодицы, затем медленно опускает. Спина остается прижатой к полу.

Выполнение: 12-15 повторений.

  1. «Сильный робот» (Подъем ног лежа на спине):

Описание: Ребенок лежит на спине, руки вдоль тела или под поясницей (для поддержки). Ноги выпрямлены. Медленно поднимает прямые ноги вверх (до перпендикуляра с полом), затем медленно опускает, не касаясь пола.

Выполнение: 10-12 повторений.

  1. «Прыгучий мячик» (Прыжки на месте с подтягиванием коленей):

Описание: Ребенок прыгает на месте, при каждом прыжке подтягивая колени как можно выше к груди. Руки могут помогать, имитируя движение мяча.

Выполнение: 20-25 прыжков.

  1. «Крепкие ноги цапли» (Стойка на одной ноге):

Описание: Ребенок встает на одну ногу, другую поднимает вперед, согнув в колене. Старается удержать равновесие как можно дольше. Затем меняет ногу.

Выполнение: Удержание позы по 15-20 секунд на каждой ноге.

  1. «Мостик-жук» (Динамический мостик):

Описание: Исходное положение — лежа на спине, ноги согнуты, руки на полу. Ребенок медленно поднимает таз и спину, опираясь на стопы и предплечья (полумостик). Затем медленно опускается.

Выполнение: 8-10 повторений.

  1. «Гусеница идет» (Ходьба на руках):

Описание: Ребенок наклоняется вперед, ставит руки на пол. Затем «шагает» руками вперед, стараясь держать ноги максимально неподвижно. Затем «шагает» ногами к рукам, чтобы вернуться в исходное положение.

Выполнение: 5-7 «шагов» вперед и возвращений.

  1. «Прыжки звездочкой» (Прыжки с разведением рук и ног):

Описание: Ребенок прыгает на месте, при каждом прыжке разводя руки в стороны и ноги в стороны (как «звездочка»). Приземляется на ноги.

Выполнение: 20-25 прыжков.

  1. «Лев и мышка» (Упражнение на чередование силы и ловкости):

Описание: Ребенок делает 3-5 медленных, «сильных» шагов на месте с высоким подниманием колена (как лев, идущий по своей территории). Затем 3-5 быстрых, легких прыжков (как мышка, убегающая от льва). Чередовать.

Выполнение: 1-1.5 минуты чередования.

Комплекс упражнений на развитие ловкости:

1.»Змейка» (Смена направлений):

Описание: Расставьте на полу несколько предметов (например, игрушки, мягкие кубики) на расстоянии 1-1.5 метра друг от друга. Ребенок должен «змейкой» обежать все предметы, меняя направление движения (вперед, назад, боком).

Выполнение: Пройти «змейкой» 2-3 раза.

2.»Поймай мячик» (Ловля и броски):

Описание: Используйте мягкий мячик или скомканную бумагу. Ребенок бросает мячик вверх и ловит его одной или двумя руками. Можно усложнять, бросая вверх и ловя после одного хлопка, или бросая одной рукой и ловя другой.

Выполнение: 15-20 бросков и ловли.

3.»Передача предмета» (Ловкость рук):

Описание: Ребенок берет небольшой предмет (например, карандаш, небольшой мячик) и перекладывает его из руки в руку разными способами: перед собой, за спиной, под одной ногой.

Выполнение: 2-3 минуты, пробуя разные варианты.

4.»Бег с препятствиями»:

Описание: Создайте простую полосу препятствий: перепрыгнуть через невысокий предмет (например, подушку), пролезть под стулом, обойти предмет. Можно использовать предметы, которые нужно будет взять и положить в другое место.

Выполнение: Пройти полосу 2-3 раза.

5.»Смена поз» (Быстрота реакции и переключения):

Описание: Педагог (или родитель) называет разные хореографические позы или образы (например, «Балерина!», «Медведь!», «Птица!», «Робот!»). Ребенок должен быстро принять соответствующую позу. Можно добавить, что при звуке «стоп» нужно замереть.

Выполнение: 1-2 минуты.

6.»Повтори узор» (Пространственная координация):

Описание: Ребенок на полу рисует (пальцем, мелком, или просто имитирует) какую-то фигуру или линию (например, круг, квадрат, спираль). Затем он должен точно повторить это движение, но уже в воздухе, например, рукой или ногой.

Выполнение: Повторить 5-7 разных узоров.

7.»Танец с платочком/лентой» (Плавность и управление):

Описание: Ребенок берет легкий платок или ленту и под музыку выполняет различные движения, стараясь управлять платочком, создавая красивые узоры в воздухе.

Выполнение: 1-2 минуты.

8.»Прыжки с касанием» (Координация и точность):

Описание: Ребенок делает прыжок на двух ногах, приземляясь на ноги. При этом он должен прикоснуться рукой к определенной точке (например, к полу перед собой, к ноге, к плечу). Можно чередовать: одной рукой, другой.

Выполнение: 10-12 прыжков.

9.»Отражение движений» (Визуальное восприятие и имитация):

Описание: Один человек (например, родитель или старший брат/сестра) показывает простые движения, а ребенок должен их точно и быстро повторить, как будто он его отражение.

Выполнение: 1-2 минуты.

10.»Смена ног в прыжке» (Бег на месте с прыжками)

Описание: Ребенок имитирует бег на месте, но при каждом шаге ноги меняются в воздухе (как при беге трусцой, но более акцентированно). Можно усложнять, ускоряя темп.

Выполнение: 30-40 секунд.

Комплекс упражнений на развитие скорости:

1.»Быстрые ножки» (Бег на месте с высоким подниманием колен):

Описание: Ребенок бежит на месте, высоко поднимая колени, как можно быстрее. Руки активно работают в такт.

Выполнение: 2 подхода по 20-25 секунд.

2.»Прыжки звездочкой» (Быстрые прыжки):

Описание: Ребенок выполняет прыжки на двух ногах, при каждом прыжке разводя руки в стороны и ноги в стороны (как «звездочка»). Важно выполнять прыжки как можно быстрее, но сохраняя четкость.

Выполнение: 2 подхода по 20-25 секунд.

3.»Параллельный бег» (Боковой бег):

Описание: Ребенок встает боком к воображаемой линии. Быстро перемещается вдоль линии боковыми шагами (приставными или скрестными), стараясь делать их как можно быстрее. Затем меняет направление.

Выполнение: 2 подхода по 15-20 секунд в каждую сторону.

4.»Реакция на сигнал» (Быстрая смена действий):

Описание: Подготовьте 2-3 простых действия (например: хлопок руками, приседание, прыжок на месте). Ребенок выполняет одно действие (например, бег на месте). По сигналу (звук, хлопок) он должен мгновенно сменить действие на другое.

Выполнение: 1-2 минуты.

5.»Молниеносные шаги» (Челночный бег с предметами):

Описание: Поставьте два предмета (например, игрушки, кубики) на расстоянии 3-5 метров друг от друга. Ребенок стартует от одного предмета, касается второго, возвращается к первому, касается его. Важно делать это максимально быстро.

Выполнение: 4-6 «челноков».

6.»Прыжки с поворотом» (Быстрые повороты в прыжке):

Описание: Ребенок делает небольшой прыжок, во время которого поворачивается на 90 градусов. Приземляется на ноги, затем делает следующий прыжок с поворотом в другую сторону. Важно, чтобы повороты были быстрыми и четкими.

Цель: Развитие скорости вращения, координации в прыжке.

Выполнение: 10-12 прыжков.

7.»Танец барабанщика» (Быстрый марш на месте):

Описание: Ребенок быстро шагает на месте, высоко поднимая колени и активно работая руками, как будто быстро марширует или играет на барабане.

Выполнение: 2 подхода по 20-25 секунд.

8.»Шаги-молнии» (Быстрая ходьба по диагонали):

Описание: Ребенок встает в одном углу комнаты и быстро идет (или мелкими шажками бежит) по диагонали к противоположному углу. Затем быстро возвращается.

Выполнение: 4-5 диагональных перемещений.

9.»Реакция на хлопок» (Быстрое движение по команде):

 

Описание: Ребенок выполняет какое-то базовое движение (например, ходит на месте). По хлопку педагога (или родителя) он должен мгновенно выполнить другое, заранее оговоренное быстрое действие (например, прыгнуть, присесть, повернуться).

Выполнение: 1-2 минуты.

10.»Быстрый танец-этюд» (Комбинация быстрых движений):

Описание: Создайте короткую (3-5 движений) комбинацию из быстрых шагов, прыжков, поворотов. Задача ребенка — выполнить эту комбинацию как можно быстрее и четче.

Выполнение: 2-3 повторения комбинации.

Комплекс упражнений на развитие координации:

1.»Змейка» с предметами (Смена направлений и обход):

Описание: Расставьте несколько предметов (игрушки, кубики, мягкие мячи) на полу в ряд на расстоянии 1-1.5 метра друг от друга. Ребенок должен пройти «змейкой» между ними, стараясь не задевать, меняя направление движения (вперед, боком, спиной вперед).

Выполнение: Пройти «змейкой» 2-3 раза.

2.»Скульптор» (Замирание в позах):

Описание: Начните с медленной ходьбы или легкого бега по комнате. По команде («Замри!») ребенок должен замереть в любой хореографической позе (например, на одной ноге, с поднятыми руками). Затем снова продолжить движение. Можно использовать музыку: на паузе – поза, во время музыки – движение.

Выполнение: 1-2 минуты.

3.»Ловля и передача мяча» (Координация «глаз-рука»):

Описание: Ребенок бросает мягкий мячик (или скомканный лист бумаги) вверх и ловит его. Можно усложнять: ловить одной рукой, после одного хлопка, после поворота.

Выполнение: 15-20 ловлей.

4.»Баланс на одной ноге» (Устойчивость и равновесие):

 

Описание: Ребенок встает на одну ногу, другую поднимает вперед, согнув в колене. Старается простоять так как можно дольше. Можно усложнять: закрыть глаза, добавить движения руками, перенести вес на другую ногу.

Выполнение: По 15-20 секунд на каждой ноге, 2-3 подхода.

5.»Передача предмета из руки в руку» (Ловкость рук и координация):

Описание: Ребенок берет небольшой, безопасный предмет (мячик, карандаш, небольшой кубик) и перекладывает его из одной руки в другую разными способами: перед собой, за спиной, под ногой, вокруг талии.

Выполнение: 2-3 минуты, пробуя разные варианты.

6.»Следование за указкой» (Точность движений и пространственная координация):

Описание: Ребенок встает напротив человека, который будет «водить» (родитель, старший брат/сестра). «Водящий» медленно показывает простые движения рукой, ногой или всем телом, а ребенок точно их повторяет.

Выполнение: 1-2 минуты.

7.»Смена ритма и шага» (Переключение движений):

Описание: Ребенок начинает ходить или бегать под музыку. По команде («Медленно!» или «Быстро!») он должен изменить темп движения. Можно добавить: «Прыжками!» или «Шагами!».

Выполнение: 1-2 минуты.

8.»Ходьба по линии» (Точность и прямолинейность):

Описание: На полу чертится или наклеивается линия (прямая, изогнутая). Ребенок должен пройти по этой линии, стараясь ставить стопу точно на линию, не сходя с нее. Можно усложнять: идти на полупальцах, идти спиной вперед, идти, держа предмет на голове.

Выполнение: Пройти по линии 2-3 раза.

9.»Повороты с остановкой» (Координация в движении):

Описание: Ребенок выполняет повороты на 180 или 360 градусов (сначала с помощью педагога/родителя, затем самостоятельно, если безопасно). Важно, чтобы после поворота он мог четко остановиться и сохранить равновесие.

Выполнение: 5-6 поворотов в каждую сторону.

10.»Имитация животных» (Комплексная координация):

Описание: Ребенок имитирует движения разных животных (например, как ходит медведь, как прыгает зайчик, как крадется кошка, как летает птица). Это развивает координацию всего тела.

Выполнение: По 30-40 секунд на 2-3 разных животных.

Комплекс упражнений на развитие гибкости:

1.»Наклон к солнышку» (Наклон вперед из положения стоя):

Исходное положение: Стоя прямо, ноги вместе, руки вдоль тела.

Выполнение: На выдохе медленно наклонись вперед, стараясь дотянуться руками до пола. Ноги в коленях не сгибай! Сначала дотянись до пола, затем попробуй положить на пол ладони. Задержись в этом положении на 2-3 вдоха-выдоха.

2.»Лягушка» (Растяжка внутренней поверхности бедра):

Исходное положение: Сядь на пол, согни ноги в коленях и соедини стопы перед собой. Возьмись руками за стопы.

Выполнение: Аккуратно, без резких движений, надави локтями на колени, стараясь опустить их как можно ниже к полу. Спина при этом должна оставаться прямой. Задержись на 3-4 вдоха-выдоха.

3.»Бабочка» (Растяжка внутренней поверхности бедра):

Исходное положение: Сядь на пол, соедини стопы перед собой, возьмись руками за стопы. Спина прямая.

Выполнение: Медленно «хлопай» коленями, как крыльями бабочки, стараясь прижать их к полу. Делай это плавно, без рывков. Выполни 10-15 «хлопков».

4.»Полушпагат» (Растяжка задней поверхности бедра и ягодиц):

 

Исходное положение: Сядь на пол. Одну ногу согни в колене, стопу прижми к паху. Другую ногу выпрями перед собой. Спина прямая.

Выполнение: На выдохе медленно наклонись вперед к прямой ноге, стараясь дотянуться грудью до колена. Руками можно тянуться вдоль стопы. Задержись на 3-4 вдоха-выдоха. Повтори на другую ногу.

5.»Мельница» (Наклон вперед с широко разведенными ногами):

Исходное положение: Сядь на пол, ноги разведены широко в стороны. Спина прямая.

Выполнение: На выдохе медленно наклонись вперед, стараясь положить корпус на пол. Руками тянись к полу между ног. Задержись на 3-4 вдоха-выдоха.

6.»Кобра» (Прогиб в спине):

Исходное положение: Ляг на живот, руки согни в локтях и поставь ладони рядом с плечами. Ноги прямые, стопы на полу.

Выполнение: На вдохе, опираясь на ладони, медленно подними верхнюю часть корпуса (голову, плечи, грудь) вверх, стараясь прогнуться в спине. Таз остается на полу. Задержись на 2-3 вдоха-выдоха.

7.»Лодка» (Прогиб в спине из положения сидя):

Исходное положение: Сядь на пол, согни ноги в коленях, обхвати руки вокруг голеней.

Выполнение: Аккуратно попробуй поднять ноги от пола, сохраняя равновесие, и одновременно выпрямить их, стараясь принять положение «лодки». Затем можно попробовать слегка откинуть корпус назад, сохраняя равновесие.

8.»Птичка» (Боковая растяжка):

Исходное положение: Сядь на пол, одну ногу вытяни вперед, другую согни в колене и поставь стопу рядом с коленом вытянутой ноги. Спина прямая.

Выполнение: На выдохе медленно наклонись в сторону вытянутой ноги, стараясь положить на нее корпус. Затем попробуй наклониться в сторону согнутой ноги, касаясь бедром пола. Задержись в каждом положении на 2-3 вдоха-выдоха. Повтори на другую сторону.

9.»Мостик» (Усложненный вариант):

Исходное положение: Ляг на спину, согни ноги в коленях, стопы поставь на пол как можно ближе к ягодицам. Руки согни в локтях и поставь ладони на пол рядом с головой, пальцами к плечам.

Выполнение: На вдохе, опираясь на руки и стопы, медленно подними таз вверх, затем постепенно отрывай от пола спину, стараясь максимально прогнуться. Задержись в верхней точке на 2-3 вдоха-выдоха.

10.»Змейка» (Динамическая растяжка позвоночника):

Исходное положение: Стоя на четвереньках, спина прямая.

Выполнение: На вдохе медленно прогни спину вниз, поднимая голову и таз вверх («кошка прогнулась»). На выдохе округли спину вверх, опуская голову и подтягивая таз («кошка выгнулась»). Выполни 10-15 таких движений, стараясь почувствовать каждый позвонок.

 

Приложение 5:

Пример дневника для отслеживания прогресса развития физических способностей: