Составитель:

Куликова Н.А.

учитель начальных классов

ГБОУ ЛНР «АИТЛ»

г. Алчевск

Класс: 1

Предмет: Русский язык (обучение грамоте)

Тема: Повторяем особенности гласных звуков

Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний

Цель: создать условия для закрепления учащимися знаний о гласных звуках и их основных особенностях.

Планируемые результаты:

Предметные: Знать гласные звуки. Понимать и уметь доказывать основные особенности гласных звуков: состоят только из голоса, они образуют слог, они бывают ударными и безударными.

Метапредметные:

Познавательные: Уметь анализировать слова, выделяя в них гласные звуки; устанавливать связи между признаками и определением гласного звука.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.

Регулятивные: Уметь работать по предложенному плану, выполнять учебные действия.

Личностные: Развитие внимания, фонематического слуха. Формирование интереса к русскому языку, дружелюбного отношения к одноклассникам.

Оборудование: компьютер, презентация, экран телевизора, смайлики с разным настроением (у каждого ученика)

Ход урока

  1. Организация начала урока

Встаньте ровно и красиво,

Прозвенел уже звонок.

Сядьте тихо и неслышно

И скорей начнём урок.

Будем мы сейчас учиться,

Ведь заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться,

Так как мы ученики.

 

  1. Артикуляционная разминка

-Начнём с подготовки речевого аппарата. Вам на уроке нужно красиво и правильно отвечать, поэтому подготовимся. Артикуляционная разминка «Беседа леса».

Ветер в лесу ш-ш-ш

Сердится волк р-р-р

Ползёт уж в траве с-с-с

Запел комарик з-з-з

Пролетела птица щух-щух-щух

Запыхтел ёжик пых-пых-пых.

 

  1. Актуализация знаний и сообщение темы урока

-Вы уже очень много знаете про звуки и на артикуляционной разминке их произносили. Давайте вспомним, какие звуки нас окружают? (речевые и неречевые). 

-Какими бывают речевые звуки? (гласные и согласные)

-Сейчас на уроке мы повторим особенности гласных звуков

  1. Работа по теме урока
  1. Беседа

-В лесу можно услышать разные звуки. А чтобы не потеряться в лесу, люди перекликаются «А-у-у-у…». Давайте и мы с вами произнесём эти звуки и послушаем их «А-у-у-у..»

-Какие звуки мы произносим? ([а], [у])

-Давайте эти звуки произнесём коротко, протяжно, громко, тихо, радостно, тревожно.

— Что помогает нам так по-разному произносить «А-у-у-у..» (голос)

-Да, именно голос произносит гласные звуки.

 Гласные звуки состоят только из голоса.

И это первая особенность гласных звуков.

  1. А сейчас вам пригодятся ваши внимательные глазки. Внимательно смотрим. Я буду показывать на экране 10 картинок. Вы молча смотрите на экран телевизора, запоминаете. (Демонстрация картинок: дом, сыр, кит, мох, лук, кот, пух, нож, сад, нос.) Дети называют по памяти предметы.

-Назовите гласный звук в каждом слове. (дом –[о], сыр – [и] и т.д.)

— Что объединяет все названные предметы? (Все слова имеют один слог)

— А почему у этих слов один слог? (В слове один гласный звук)

-Итак, мы с вами убедились, что гласный звук образует слог. И это вторая особенность гласных звуков.

 Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

 

Физминутка:

Солнце глянуло в окошко (руки поднять вверх и опустить)

Раз, два, три, четыре, пять (пошагать)

Все мы делаем зарядку (продолжая шагать, поднимают руки вперёд, вверх, в стороны, вниз)

Надо нам присесть и встать. (приседания)

Влево, вправо повороты (руки на поясе, выполняют повороты)

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться- три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

 

  1. Какие вы все молодцы! Спортивные, умные, догадливые! Догадайтесь, о ком идёт речь в загадке?

Кто нам ближе всех на свете,

Кто милей всех на планете,

Чьи объятья слаще мёда,

Кто прогонит все невзгоды?

-Конечно, это мама. Это всеми любимое слово ещё и очень интересное. Что же интересного в этом слове? (предположения детей).

-В нём два одинаковых слога ма. Какие гласные звуки слышим в них? ([а]).

-Но если ушко внимательное, то не такие уж они и одинаковые. Давайте вместе произнесём слово «мама» так, как будто мы зовём маму. (дети произносят слово мама)

-Какую разницу слышите в произношении этих звуков? (первый звук произносится с большей силой, а другой с меньшей). Первый слог ма ударный, а второй безударный.

Какую особенность гласного звука мы услышали? 

-Гласные звуки бывают ударными и безударными.

 

  1. Итог урока. Рефлексия

— Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.

— Какие гласные звуки вы знаете?

-Какие особенности гласных звуков мы сегодня повторили? (Гласные звуки состоят из голоса. Бывают ударными и безударными, гласный звук образует слог)

— Вы молодцы! Очень хорошо потрудились на уроке. У вас на парте в конверте лежат смайлики с разным настроением. Достаньте их. Если вам всё было понятно на уроке и вы легко справлялись с заданиями – поднимите весёлый смайлик. Если были трудности, поднимите другой – серьёзный или грустный, тот, который подходит сейчас к вашему настроению. Формирование интереса к русскому языку. Спасибо вам за работу.