Составитель:
Куликова Н.А.
учитель начальных классов
ГБОУ ЛНР «АИТЛ»
г. Алчевск
Класс: 1
Предмет: Русский язык (обучение грамоте)
Тема: Повторяем особенности гласных звуков
Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний
Цель: создать условия для закрепления учащимися знаний о гласных звуках и их основных особенностях.
Планируемые результаты:
Предметные: Знать гласные звуки. Понимать и уметь доказывать основные особенности гласных звуков: состоят только из голоса, они образуют слог, они бывают ударными и безударными.
Метапредметные:
Познавательные: Уметь анализировать слова, выделяя в них гласные звуки; устанавливать связи между признаками и определением гласного звука.
Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
Регулятивные: Уметь работать по предложенному плану, выполнять учебные действия.
Личностные: Развитие внимания, фонематического слуха. Формирование интереса к русскому языку, дружелюбного отношения к одноклассникам.
Оборудование: компьютер, презентация, экран телевизора, смайлики с разным настроением (у каждого ученика)
Ход урока
- Организация начала урока
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно
И скорей начнём урок.
Будем мы сейчас учиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики.
- Артикуляционная разминка
-Начнём с подготовки речевого аппарата. Вам на уроке нужно красиво и правильно отвечать, поэтому подготовимся. Артикуляционная разминка «Беседа леса».
Ветер в лесу ш-ш-ш
Сердится волк р-р-р
Ползёт уж в траве с-с-с
Запел комарик з-з-з
Пролетела птица щух-щух-щух
Запыхтел ёжик пых-пых-пых.
- Актуализация знаний и сообщение темы урока
-Вы уже очень много знаете про звуки и на артикуляционной разминке их произносили. Давайте вспомним, какие звуки нас окружают? (речевые и неречевые).
-Какими бывают речевые звуки? (гласные и согласные)
-Сейчас на уроке мы повторим особенности гласных звуков
- Работа по теме урока
- Беседа
-В лесу можно услышать разные звуки. А чтобы не потеряться в лесу, люди перекликаются «А-у-у-у…». Давайте и мы с вами произнесём эти звуки и послушаем их «А-у-у-у..»
-Какие звуки мы произносим? ([а], [у])
-Давайте эти звуки произнесём коротко, протяжно, громко, тихо, радостно, тревожно.
— Что помогает нам так по-разному произносить «А-у-у-у..» (голос)
-Да, именно голос произносит гласные звуки.
Гласные звуки состоят только из голоса.
И это первая особенность гласных звуков.
- А сейчас вам пригодятся ваши внимательные глазки. Внимательно смотрим. Я буду показывать на экране 10 картинок. Вы молча смотрите на экран телевизора, запоминаете. (Демонстрация картинок: дом, сыр, кит, мох, лук, кот, пух, нож, сад, нос.) Дети называют по памяти предметы.
-Назовите гласный звук в каждом слове. (дом –[о], сыр – [и] и т.д.)
— Что объединяет все названные предметы? (Все слова имеют один слог)
— А почему у этих слов один слог? (В слове один гласный звук)
-Итак, мы с вами убедились, что гласный звук образует слог. И это вторая особенность гласных звуков.
Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
Физминутка:
Солнце глянуло в окошко (руки поднять вверх и опустить)
Раз, два, три, четыре, пять (пошагать)
Все мы делаем зарядку (продолжая шагать, поднимают руки вперёд, вверх, в стороны, вниз)
Надо нам присесть и встать. (приседания)
Влево, вправо повороты (руки на поясе, выполняют повороты)
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться- три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
- Какие вы все молодцы! Спортивные, умные, догадливые! Догадайтесь, о ком идёт речь в загадке?
Кто нам ближе всех на свете,
Кто милей всех на планете,
Чьи объятья слаще мёда,
Кто прогонит все невзгоды?
-Конечно, это мама. Это всеми любимое слово ещё и очень интересное. Что же интересного в этом слове? (предположения детей).
-В нём два одинаковых слога ма. Какие гласные звуки слышим в них? ([а]).
-Но если ушко внимательное, то не такие уж они и одинаковые. Давайте вместе произнесём слово «мама» так, как будто мы зовём маму. (дети произносят слово мама)
-Какую разницу слышите в произношении этих звуков? (первый звук произносится с большей силой, а другой с меньшей). Первый слог ма ударный, а второй безударный.
Какую особенность гласного звука мы услышали?
-Гласные звуки бывают ударными и безударными.
- Итог урока. Рефлексия
— Наш урок подходит к концу. Давайте подведём итог.
— Какие гласные звуки вы знаете?
-Какие особенности гласных звуков мы сегодня повторили? (Гласные звуки состоят из голоса. Бывают ударными и безударными, гласный звук образует слог)
— Вы молодцы! Очень хорошо потрудились на уроке. У вас на парте в конверте лежат смайлики с разным настроением. Достаньте их. Если вам всё было понятно на уроке и вы легко справлялись с заданиями – поднимите весёлый смайлик. Если были трудности, поднимите другой – серьёзный или грустный, тот, который подходит сейчас к вашему настроению. Формирование интереса к русскому языку. Спасибо вам за работу.



