Подростковый возраст 11-14 лет и взрослые педагоги
«Семейное настроение»
Роль семьи в жизни ребенка не может сравниться по своей силе ни с одним другим социальным институтом, потому что только в семье происходит формирование личности человека, проработка им социальных ролей, необходимых для безболезненной адаптации в обществе.
Для детей, воспитывающихся в БУ СО ВО «Вологодский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, 1», роль родителя заменяют воспитатели, которым предстоит не просто воспитывать детей, но и формировать их личностные качества.
Известно, что несовершеннолетние, поступающие в центр помощи детям, часто не идут на контакт с взрослыми, у них снижена потребность к общению. Задачей воспитателя является формирование такой потребности к общению у воспитанников, обучение их сопереживанию, терпимости, умению обмениваться опытом, знаниями, идеями для установления доброжелательных взаимоотношений в коллективе.
Благодаря позитивному общению дети учатся правильно оценивать свои интересы и потребности, приобретают положительный социальный опыт.
Цель – формирование моральных качеств, положительных навыков и привычек поведения.
Задачи:
— развитие навыков позитивного взаимодействия;
— укрепление межличностных отношений;
— формирование негативного отношения к сквернословию;
— ориентация на положительные образцы поведения.
Оборудование: видеоролик на тему «Сквернословие в моей жизни»,
компьютер, проектор, экран, пластмассовый мяч, игрушка-тигр, свеча.
Форма проведения: групповая работа с элементами тренинга.
Участники: воспитатели и воспитанники третьей социальной семьи. Подростковый возраст и совершеннолетние.
План занятия:
- Вступление
- Упражнение «Солнце в руках»
- Видеоролик «Сквернословие в моей жизни» с обсуждением
- Упражнение «Человек из бумаги»
- Заключение. Свечка пожеланий семье или «Чего мне не хватает…»
Продолжительность занятия: 60 минут.
- Вступление
Педагог-психолог: «Здравствуйте, уважаемые взрослые и ребята. Мы сегодня с вами собрались на семейном совете, но он пройдет не в обычной форме. Сегодня мы немного поиграем, посмотрим видеоролик и обсудим его. Сейчас я вам предлагаю вместе провести упражнение под названием «Солнце в руках».
- Упражнение «Солнце в руках»
Педагог-психолог: «Я всех участников круга попрошу подставить ладошки и соединить их между собой. В итоге у нас должно получиться что-то похожее на солнышко. У меня есть пластиковый шарик, я его отдаю одному игроку. Ваша задача прокатить этот шарик по кругу в ладошках, не уронив его».
Задача участников передать друг другу шарик, не уронив его. Упражнение закончено в тот момент, когда шарик вернется в руки отправителю и сделает полный круг.
Педагог-психолог: «Как вы считаете, какова цель данного упражнения? (ответы участников круга)
На самом деле мы все, сидящие в кругу, единое целое, одна семья. И цель наша пройти вместе, как и этот шарик. Если какое-то звено выпадает, то шарик падает. Так и в жизни – если кто-то не желает идти вместе за семьей к единой цели, то результат, скорее всего, будет плачевным. Цель семьи не будет достигнута. Поэтому важно быть всем вместе и стараться, обсуждать планы и совместно достигать общих целей.
Для достижения общих положительных результатов важно взаимодействовать друг с другом, общаться. Я вам предлагаю посмотреть видеоролик и обсудить его».
- Видеоролик «Сквернословие в моей жизни» с обсуждением
Педагог-психолог: «Вы уже поняли, что видеоролик был о сквернословии в нашей жизни. Я вам предлагаю задуматься и сейчас мы обсудим ваше отношение к сквернословию.
— Были ли случаи, когда меня оскорбляли?
— Были ли случаи, когда я мог позволить себе оскорбления в адрес других людей?
— Что я могу сделать, чтоб не оскорблять других людей?»
Цель данного упражнения проанализировать свои чувства и свои действия в адрес других людей. Рассмотреть варианты поведения с возможностью в следующий раз не прибегать к оскорблениям.
Все участники круга отвечают на вопросы по часовой стрелке. Каждый из вопросов по окончанию высказываний участников анализируется психологом. После обсуждения всех вопросов, подводится итог упражнения.
- Упражнение «Человек из бумаги»
Педагог-психолог: «Сейчас я вам раздам белые листы формата А4 и попрошу без помощи ножниц сделать человечка. Посмотрите, задание было дано одно для всех, но человечек у каждого свой, они все разные. Сейчас мы будет ругать нашего человека и загибать каждый раз какую-то его часть (примерно 10 высказываний и 10 сгибов). А сейчас мы будем его разгибать, но каждый раз говорить комплимент. Посмотрите на своего человечка, что с ним случилось (он стал весь мятый). Так же и с нами – когда мы слышим в свой адрес плохие слова, мы это запоминаем, но потом перед нами извиняются. Но мы все равно помним многие обидные слова, которые были сказаны нам. Не всегда извинения помогают нам простить человека. Стоит ли тогда обижать словами и к чему это может привести?»
- Свечка пожеланий семье или «Чего мне не хватает…»
Педагог-психолог: «Наш семейный совет я предлагаю закончить свечкой пожеланий или высказать то, чего мне не хватает в семье». Задача каждого участника высказаться.
- Заключение: подведение итогов, самоанализ, обратная связь
Педагог-психолог: «Я хочу сказать вам спасибо, за то, что вы сегодня были честными и открытыми друг перед другом. Очень важно иметь возможность высказаться и быть услышанным. Надеюсь, что наш семейный совет помог каждому из вас сделать положительные выводы и наметить планы на успешное преодоление трудностей вместе.
Хотелось бы узнать:
— Что важного каждый сегодня возьмет с занятия?
— На что необходимо обратить внимание при взаимодействии в семье?
— Что показалось на занятии сложным?



