Конспект индивидуального логопедического занятия автоматизация звука [С] в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: закреплять правильную артикуляцию звука С.
Учить правильно давать акустико-артикуляционную характеристику.
Учить печатать букву С.
Упражнять в правильном произнесении звука С в слогах и словах.
Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух: упражнять в определять заданный звук в слове.
Упражнять в делении слов на слоги.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение следить за собственной речью.
Оборудование: игрушка снеговик, конвертики с заданием, Снегурочка, карточки артикуляционной гимнастики, картинка буквы С, схема артикуляционного уклада звука С, предметные картинки, веревочка с узелками, мешок, снежинки, кисточка-метелка.
Ход Занятия:
- Организационный момент.
— Сегодня у нас будет необычный гость, чтобы узнать кто он, ты должен отгадать загадку.
Меня не растили,
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку ( СНЕГОВИК)
— Ты догадался, о ком загадка? А вот он и сам, приехал на санках.
Ход занятия.
У снеговика случилась беда. Снежная королева замела все дорожки снегом и друзья не может добраться до Снегурочки, ему нужна твоя помощь. Снеговик привёз красивые конверты, в которых находятся задания от Снежной королевы. Откроем первый конверт и узнаем первое задание.
- Артикуляционная гимнастика.
У снеговика лопата, чтобы расчистить снег, выполним упражнение «Лопаточка» под
счет 1-5 раз.
Во дворе высокая горка, выполним упражнение «Горка» 3 раза
«Почистим нижние зубки». 1 раз.
« Подуй на снежинку» 2- 3 раза.
Молодец!
3.Акустическая характеристика звука С.
Расскажи Снеговику про звук С ( схема) второй конверт.
— Посмотри и скажи, что делают губки при произнесении звука [с]?
— Ребёнок – улыбаются.
— Куда упирается кончик языка?
— Ребёнок – в нижние зубки.
— Какая воздушная струя?
— Ребёнок (прикладывает, на расстоянии ладошку к ротику и произносит звук С, и проверяет воздушную струю) — Холодная.
— Проверь, приложи ладошку тыльной стороной к горлышку и произнеси звук С, какой это звук глухой или звонкий?
— Ребёнок – глухой.
— Молодец. Ты правильно выполнил задание, и мы продолжаем наш путь!
Снежная королева, так сильно замела пути дорожки….Что тебе надо потрудиться, чтоб найти путь к Снегурочке! Ты готов?
4.Развитие фонематического слуха.
« Звуковой диктант» ( третий конверт)
Снежная королева заколдовала слова со звуком С, тебе надо их расколдовать. Отложи столько снежинок, сколько слов ты услышишь. Слушай внимательно! ( ребенок кладет снежинку на стол) санки, тапки, сова, сом, ком, сок, ток, суп, самокат, ведро, туча, сапог.
Подсчитай сколько слов со звуком С ты услышал. Я услышал всего шесть слов.
Молодец!.
5.Связь звука с буквой. ( четвертый конверт)
Следующее задание от Снежной королевы. Помоги Снеговику напечатать букву С на снегу.
(образ буквы С ,контейнер с мукой, ребенок печатает букву С).
Молодец! Давай, откроем конверт и узнаем, следующие задание Снежной королевы.
6.Автоматизация звука С в слогах. ( пятый конверт)
Снежная королева заморозила капельки воды и превратила их в ледяные комочки. Нужно произнести слоги при этом касаться пальцами ледяных комочков (ребёнок поднимается пальцами вверх вниз по верёвочке).
Помоги Снеговику придумать чистоговорки к этим слогам:
СА-СА-СА — ОСА АС-АС-АС- КВАС
СО-СО-СО — СОК ОС-ОС-ОС — НАСОС
СУ-СУ-СУ — СУП УС-УС-УС- УКУС
СЫ-СЫ-СЫ- УСЫ ЫС-ЫС-ЫС- КУМЫС
Вот мы и выполнили задание Снежной королевы, и продолжаем держать путь на поиски Снегурочки.
- Закрепление звука в словах. ( шестой конверт)
Игра « Подметалки»
Снежная королева так сильно замела путь к Снегурочке что, растеряла свои волшебные картинки, надо тебе их найти под снегом и положить в мешок. Ребенок разметает снег (муку) и называет картинки со звуком С в начале слова: сок, сумка, сова, стакан, сом, свеча, снег, сито, сундук, сани.
Молодей! Вот мы и нашли дорогу к Снегурочке. УРА! Давай, поиграем с ней в игру.
- Игра: «Назови ласково» ( игра со снежком) Подели слова на слоги.
Санки — саночки.
Сумка — сумочка
Суп — супчик
Сом – сомик
Стакан- стаканчик
— Вот и подошло наше путешествие к концу, мы помогли Снеговику найти дорогу к Снегурочке. Она очень благодарна тебе и хочет поблагодарить и подарить сувенир на память (СНЕЖИНКУ).
- ИТОГ ЗАНЯТИЯ.
— Ну, что тебе понравилось искать дорожку к Снегурочке?
— Какие задания Снежной королевы были самыми трудными?
— На что похоже буква С? ( подкову)
— А какой звук тебе помогал ? ( С)
— Правильно. Я думаю, что теперь ты всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком [С].



