Конспект индивидуального логопедического занятия автоматизация звука [С] в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: закреплять правильную артикуляцию звука С. 

Учить правильно давать акустико-артикуляционную характеристику.

Учить печатать букву С.

Упражнять в правильном произнесении звука С в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие: развивать фонематический слух: упражнять в определять заданный звук в слове.

Упражнять в делении слов на слоги.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать усидчивость, умение следить за собственной речью.

Оборудование: игрушка снеговик, конвертики с заданием, Снегурочка, карточки артикуляционной гимнастики, картинка буквы С, схема артикуляционного уклада звука С, предметные картинки, веревочка с узелками, мешок, снежинки,  кисточка-метелка.

Ход Занятия:

 

  1. Организационный момент.

 

— Сегодня у нас будет необычный гость, чтобы узнать кто он, ты должен отгадать загадку.

      Меня не растили,

      Из снега слепили.

      Вместо носа ловко

      Вставили морковку ( СНЕГОВИК)

— Ты догадался, о ком загадка? А вот он и сам, приехал на санках.

 

Ход занятия.

 

У снеговика случилась беда. Снежная королева замела все  дорожки снегом и друзья  не может добраться до Снегурочки, ему нужна твоя помощь. Снеговик привёз красивые конверты, в которых находятся задания от Снежной королевы. Откроем первый конверт и узнаем первое задание.

  1. Артикуляционная гимнастика.

У снеговика лопата, чтобы расчистить снег, выполним упражнение «Лопаточка»  под 

счет 1-5 раз.

Во дворе высокая горка, выполним упражнение «Горка» 3 раза

 «Почистим нижние зубки». 1 раз.

« Подуй на снежинку» 2- 3 раза.

Молодец!

 

3.Акустическая характеристика звука С.

Расскажи Снеговику про звук С ( схема) второй конверт.

— Посмотри и скажи, что делают губки при произнесении звука [с]?
— Ребёнок – улыбаются.
— Куда упирается кончик языка?
— Ребёнок – в нижние зубки.
— Какая воздушная струя?
— Ребёнок (прикладывает, на расстоянии ладошку к ротику и произносит звук С, и проверяет воздушную струю) — Холодная.
— Проверь, приложи ладошку тыльной стороной к горлышку и произнеси звук С, какой это звук глухой или звонкий?
— Ребёнок – глухой.
— Молодец. Ты правильно выполнил задание, и мы продолжаем наш путь!

Снежная королева, так сильно замела пути дорожки….Что тебе надо потрудиться, чтоб найти путь к Снегурочке! Ты готов? 

4.Развитие фонематического слуха.

« Звуковой диктант» ( третий конверт)

Снежная королева заколдовала слова со звуком С, тебе надо их расколдовать. Отложи столько снежинок, сколько слов ты услышишь. Слушай внимательно! ( ребенок кладет снежинку на стол) санки, тапки, сова, сом, ком, сок, ток, суп, самокат, ведро, туча, сапог.

Подсчитай сколько слов со звуком С ты услышал. Я услышал всего шесть слов.

Молодец!.

5.Связь звука с буквой. ( четвертый конверт)

Следующее задание от Снежной королевы. Помоги Снеговику напечатать букву С на снегу.

(образ буквы С ,контейнер с мукой, ребенок печатает букву С).

Молодец! Давай, откроем конверт и узнаем, следующие задание Снежной королевы.

6.Автоматизация звука С в слогах. ( пятый конверт)

Снежная королева заморозила капельки воды и превратила их в ледяные комочки. Нужно произнести слоги при этом касаться  пальцами  ледяных  комочков (ребёнок поднимается пальцами вверх  вниз по верёвочке).

 

Помоги Снеговику придумать чистоговорки к этим слогам:

 

СА-СА-СА — ОСА         АС-АС-АС- КВАС

СО-СО-СО — СОК         ОС-ОС-ОС — НАСОС

СУ-СУ-СУ — СУП         УС-УС-УС- УКУС

СЫ-СЫ-СЫ- УСЫ        ЫС-ЫС-ЫС- КУМЫС

Вот мы и выполнили  задание Снежной королевы, и продолжаем держать путь на поиски Снегурочки.

  1. Закрепление звука в словах. ( шестой конверт)

Игра « Подметалки»

Снежная королева так сильно замела путь к Снегурочке что, растеряла свои волшебные картинки, надо тебе их найти под снегом и положить в мешок. Ребенок разметает  снег (муку) и называет картинки со звуком С в начале слова: сок, сумка, сова, стакан, сом, свеча, снег, сито, сундук, сани.

 

Молодей! Вот мы и нашли дорогу к Снегурочке. УРА! Давай, поиграем с ней в игру.

  1. Игра: «Назови ласково»  ( игра со снежком) Подели слова на слоги.

Санки — саночки.

Сумка — сумочка

Суп — супчик

Сом – сомик

Стакан- стаканчик

— Вот и подошло наше путешествие к концу, мы помогли Снеговику найти дорогу к  Снегурочке. Она очень благодарна тебе и хочет поблагодарить и подарить сувенир на память (СНЕЖИНКУ).

  1. ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

— Ну, что тебе понравилось искать дорожку к Снегурочке?

 — Какие задания Снежной королевы были самыми трудными?

— На что похоже буква С? ( подкову)
—  А какой звук тебе помогал ? ( С)
— Правильно. Я думаю, что теперь ты всегда будете правильно произносить все слова с этим красивым звуком [С].