Тренинг по профилактике эмоционального выгорания педагогов

Разработала:

педагог-психолог 

Егорова Снежана Юрьевна

Цель: Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья педагогов, формирование навыков саморегуляции и профилактика эмоционального выгорания.

Задачи:

  1. Познакомить участников с понятием эмоционального выгорания и его признаками.
  2. Обучить методам саморегуляции эмоционального состояния.
  3. Снизить уровень тревожности и эмоционального напряжения.
  4. Развить навыки эффективной коммуникации.
  5. Сформировать позитивное отношение к профессиональной деятельности.

Оборудование:

  1. Ватман с нарисованным деревом.
  2. Самоклеящиеся стикеры в форме листочков.
  3. Готовые шаблоны мандал.
  4. Цветные карандаши, фломастеры.
  5. Музыкальное сопровождение.

 

Структура тренинга

Вводная часть (15 минут)

-Приветствие участников.

-Знакомство через упражнение «Представление».

-Установка правил работы в группе.

-Разминка «Поза Наполеона» для раскрепощения участников.

 

Основная часть (60 минут)

Теоретический блок

Коллеги! Мы с вами носим гордое звание: педагоги! Нас уважают ученики, к нам прислушиваются родители, с нашим мнением считаются окружающие люди, мы несём в это мир свет и знания! 

Мы полностью отдаемся своей профессии, часто забывая о себе. В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще есть семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.

 

Поэтому в последнее время много говорят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание» — это разочарование и крайняя усталость, наблюдаемая у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек», т.е. мы с вами.

Профессиональный труд учителя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.

Как вы думаете, какие основные признаки эмоционального «выгорания»? (ответы: истощение, усталость, бессонница; негативные установки; пренебрежение исполнением своих обязанностей; увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства); уменьшение аппетита или переедание; усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность); усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия); чувство вины; переживание несправедливости).

Коллеги, если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, то это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром эмоционального выгорания.

 

Все вы на днях принимали участие в анкетировании по теме эмоционального выгорания педагогов. Хочу познакомить вас с его результатами, которые показали, что:

-сильную усталость к концу рабочего дня испытывают 10 учителей нашей школы; 

-к концу рабочего дня эмоциональное и физическое истощение испытывают: иногда 11 человек, никогда 1 человек; 

-приходят с работы и нет сил на домашние дела: часто-7 человек, иногда-11 человек; 

-повышенную тревожность к концу дня: иногда -10 человек, никогда-7 ;

-после работы очень раздражительны: иногда-12 человек, очень часто-2 , редко-7.

-работа оказывает на их здоровье негативное воздействие: очень часто- 1 человек, часто-7, редко-8, никогда-5 человек. 

 

Из этого анонимного анкетирования видно, что в нашем коллективе есть педагоги, которые испытывают эмоциональное истощение, работа, по их мнению, неблагоприятно сказывается на их здоровье, у них нет сил на домашние дела. Но в то же время повышенную тревожность к концу дня никогда не испытывают 7 человек (это хорошо), редко после работы раздражительны 7 чел., 5 чел считают, что работа негативное воздействие на их здоровье не оказывает. Это все радует меня. Значит, не все плохо и есть энергия и силы на работу.

 

Практические упражнения

 

Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеящиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция: Коллеги! Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. Возможные ответы:

Минусы: большие нагрузки; сложные дети и родители; необходимость заполнять множество документов и отчетов; учитель никак не защищен, у учителя только обязанности, а прав нет; необходимость постоянно подтверждать квалификацию.

Плюсы: работать учителем — это значит быть постоянно включенным в жизнь учеников, в их успехи. Главные плюсы профессии учитель — развивать и развиваться самому, возможность постоянного профессионального роста; длительный отпуск в летнее время; эмоциональная отдача от учеников; простор для творчества в процессе обучения; возможность внедрять собственные программы и методики в работу; уважительное обращение по имени-отчеству.

Итог: Все-таки плюсов больше и они перекрывают минусы, которые есть в каждой работе.

 

Упражнение «Мои добрые дела»

Давайте вспомним, какое конкретное доброе дело вы сделали вчера для своих коллег. Кому сказали доброе слово? Кто был этот человек? Что Вы при этом чувствовали? Как он Вас отблагодарил? Способны ли Вы на добрые дела? Если нет, то что Вам мешает?

Проанализируйте свои привычки, есть ли среди них привычка делать добро? (каждый желающий дает свой ответ).

Это к тому, что искренняя помощь коллегам, улыбка или доброе слово часто оказывает поддержку и способно подбодрить в то время, когда кажется, что все плохо и мы устали и ничего не хотим. 

 

Арт-терапевтическое упражнение «Создание мандалы» 

Цель: Снятие эмоционального напряжения, гармонизация внутреннего состояния, активизация внутренних ресурсов.

Коллеги! Хочу познакомить вас с мандалами. Мандала — это сакральный круг, символизирующий гармонию и единство. В процессе создания мандалы происходит освобождение от внутреннего напряжения и установление связи с собственным внутренним миром. Выберите материалы для работы, примите удобную позу, расслабьтесь (включить спокойную музыку).

Базовое упражнение: Нарисуйте круг. В центре — символ вашего состояния. Постепенно заполняйте пространство. Выбирайте цвета интуитивно. Можно выходить за пределы круга. Допустимо использование разных материалов. Нет правильных или неправильных решений.

Упражнение «Дыхание мандалы». Инструкция: Закройте глаза. Сделайте глубокий вдох. На выдохе рисуйте первый элемент. Продолжайте в своем ритме.

Упражнение «Трансформация». Нарисуйте свой негатив. Постепенно преобразуйте его в позитивный образ. 

Рефлексия после работы:

Какие чувства возникли во время создания?

Что символизирует созданная мандала?

Какое состояние вы испытываете сейчас?

Какие мысли появились в процессе работы?

Работа с тревожностью

Упражнение «Муха» для снятия напряжения с лицевой мускулатуры.

Техника «Ластик» для устранения негативных мыслей.

Дыхательная техника «4–7-8».

 

Заключительная часть (10 минут)

Рефлексия полученных результатов.

Обсуждение впечатлений.

 

Коллеги! В домашних условиях для снятия стресса и негатива вы можете также использовать:

общение с близкими и друзьями; найти хобби, которое станет отдушиной и укрепит веру в себя, поможет снять напряжение; дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию; медитацию. В выходные нужно забывать о работе и сосредоточиться на своей личной жизни. 

Еще я уверена, что в образовании работают толерантные, интеллигентные люди с высоким уровнем эмпатии. Так давайте же гордо носить наше звание – педагог, и нести его в массы.

Мне очень нравится повесть американской писательницы Элинор Портер «Поллианна» и я считаю эту книгу классикой детской литературы. Главный смысл повести таков: во всем нужно искать положительные стороны и находить даже маленький повод для радости. И этому нужно учить и наших детей, и наших учеников. И вот в нашей профессии точно также, тем более мы ее когда-то выбрали. И наша профессия одна из самых важных – мы работаем с самыми лучшими членами нашего общества –  детьми.