«Логоритмика на занятиях хореографией с детьми от 3-4 лет»

КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО С ТЕРМИНОМ

Логоритмика представляет собой особую методику, направленную на решение целого комплекса проблем, связанных с речевыми, координационными и слуховыми навыками малыша. Регулярные занятия помогут справиться с самыми распространенными проблемами и избавят ребенка от многих сложностей в дальнейшей жизни. 

Логоритмика для детей – это игровой метод работы с малышами, при котором используются музыкальные, двигательные и словесные элементы. Такие занятия не только помогают совершенствовать речь, но и способствуют укреплению мышечного аппарата, формированию правильной осанки, а также активному моторному и сенсорному развитию ребенка. Речь тесно взаимосвязана с физической активностью – чем выше двигательная активность, тем интенсивнее протекает развитие речи. В комплексах двигательных упражнений речь является одним из ведущих побуждающих и контролирующих факторов. Логоритмика для детей основана на ритмичной стихотворной речи, которая способствует формированию речевого слуха, правильного темпа речи и дыхания.

Актуальность применения упражнений по логоритмики. с помощью логоритмических занятий дома и на занятиях родители и педагоги помогают малышу развиваться гармонично, постепенно и в соответствии с возрастными особенностями. Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Под влиянием регулярных логоритмических занятий в организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной, познавательной и др.

Логопедическая ритмика включает в себя:

  • ходьбу в разных направлениях;
  • упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
  • упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
  • речевые упражнения без музыкального сопровождения;
  • упражнения, формирующие чувство музыкального ритма;
  • ритмические упражнения;
  • упражнения на развитие мелкой моторики.

Основной принцип построения всех перечисленных видов работы — тесная связь с музыкой. Музыка с её огромным эмоциональным влиянием позволяет бесконечно разнообразить приёмы движения и характер упражнений.

Логоритмика оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, развивает внимание, его концентрацию, объем, устойчивость, распределение и память (зрительную, слуховую, моторную); ритм. Такие занятия без сомнения благоприятно влияют на различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи.

Логоритмика включает в себя изучение нескольких больших и важных блоков:

1.Развитие неречевых процессов

Ходьба и маршировка (вводные и заключительные упражнения) Ходьба – естественный вид движения человека. Она осуществляется за счет четкой координации движений рук и ног. Дети, как правило, неловки, особенно если они имеют речевые дефекты: ходьба их неустойчивая, походка неровная. Часто при ходьбе они шаркают ногами. Поэтому задания по обучению ходьбе и легкому бегу под музыку обязательно включаются в каждое занятие.

2.Регуляция мышечного тонуса

  • детей часто отмечается не только нарушение артикуляции, но и недостатки мелкой и общей моторики. Зачастую это проявляется в плохой координации движений. Причина этого кроется в нарушении тонуса мышц. Чаще всего дети излишне напряжены, резки в движениях, суетливы. Реже, наоборот, имеет место снижение мышечного тонуса, и как следствие, вялость общих движений. Для коррекции этих недостатков моторики необходимо научить детей умению регулировать свой мышечный тонус: расслаблять и напрягать определенные групп мышц. Гимнастика

3.Развитие внимания и памяти

  • детей часто наблюдается недостаточная сформированность моторного, зрительного, а особенного слухового внимания и памяти. Поэтому на занятиях по логоритмике обязательно проводятся упражнения, направленные на развитие всех видов внимания и памяти. В результате выполнения специально подобранных упражнений у дошкольников постепенно формируется быстрая и точная реакция на различные виды раздражителей. Дети учатся сосредотачиваться, прилагая для этого определенные волевые усилия. Улучшается не только устойчивость, но и переключаемость внимания – способность переходить от одного действия к другому. Параллельно с развитием всех параметров произвольного внимания у детей постепенно улучшается память, как моторная, так и зрительная и слуховая.
  1. Развитие чувства музыкального темпа

Темп – скорость исполнения музыки, которая определяется частотой чередования основных метрических долей. Темп может быть медленный, умеренный и быстрый.

  • некоторых детей наблюдаются недостатки в восприятии ритма. Выражается это в том, что они немузыкальны; с трудом заучивают стихи; не воспринимают музыкального ритма стихотворения, не улавливают его рифмы. У таких дошкольников возникают сложности при воспроизведении слоговой структуры слов, состоящих из трех и более слогов. Пытаясь произнести длинное слово, ребенок пропускает или переставляет местами его слоги, звуки.

Музыкальным ритмом называется чередование и соотношение длительностей звуков в музыкальном произведении. Ритмические единицы – это длительности отдельных звуков и пауз.

 

  1. Пальчиковые игры

Ученые-физиологи доказали, что развитие подвижности пальцев способствует более активному речевому развитию ребенка. Объясняется это просто: представительства речевой и пальчиковой зон в коре головного мозга человека находятся в непосредственной близости и оказывают друг на друга непосредственное влияние. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук ребенка, мы способствуем и его

скорейшему речевому развитию. Для совершенствования тонких движений пальцев рук с детьми проводятся различные пальчиковые игры с пением, стихами или игры с мелкими предметами под музыку.

 

  1. Подвижные игры

Основная форма деятельности детей – игра. Подвижные игры развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, подскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве.

 

  1. Речь с движением

Позволяет совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

  1. Мимика

Мимика — это движение мышц лица, которое выражает внутреннее эмоциональное состояние человека. Мимика тесно связана с артикуляцией и, стимулируя ребенка изображать на лице различные эмоции. Мы способствуем развитию у него не только мимической, но и артикуляционной моторики, в частности развиваем подвижность мышц губ и щек. Артикуляционные упражнения на занятиях выполняются под ритмическую музыку или под счет.

Данный урок разработан с целью облегчить труд педагога-хореографа и помочь детям развить музыкальность в первую очередь, а также научить их понимать ритмические движения, которые они танцуют. Танцевальные движения в сочетании с простыми стихотворениями очень хорошо помогают ребенку почувствовать метро-ритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. В результате таких занятий дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания таких танцевальных логоритмических заданий можно использовать хорошо известные и любимые детские стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Занимаясь дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловые движения в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.

Задача педагога-хореографа, особенно на такие занятия, чтобы каждое движение обязательно было «в образе» — чтобы дети могли представить его перед глазами и делать, не задумываясь над «правильным» названием (которое, как правило, ребенку не очень и не всегда понятно).

  • качестве музыкального сопровождения используйте забавные и «незаезженные» детские песенки – с «вокалом» и «минусовки», чтобы дети могли сами попеть.

Основываясь на педагогическом опыте, добавив творческую фантазию и, конечно же, неиссякаемую любовь к детям Вы преобразите свои занятия, и они станут насыщенными, эффективными, легкими к восприятию и радостными для детей!