Анохина Н.Е.

МАОУ гимназия №9, г. Екатеринбург

Русский язык. 5 класс

Урок 9. Язык и речь. Речь как средство общения. Формы речи 

 

Нет ничего для нас привычнее, чем речь. Мы говорим на уроках – спрашиваем и отвечаем (иногда подсказываем), пишем, читаем. Дома и на улице – общаемся с родителями и друзьями, читаем книги, спрашиваем дорогу, объясняем врачу, что с нами случилось, а продавцу – что мы хотели бы купить…

Но так было не всегда. Когда-то наши предки, по мнению учёных говорить не умели. А почему всё изменилось?

Вы задумывались, как появилась речь? Какие Вы можете выдвинуть версии этого? Обсудите их с товарищами. В чём их убедительность, а в чём слабость?

 

Прочитайте рассказ лингвиста, Олега Донских, о том, как возник язык. Можно ли доверять этой истории? Почему?

Былинка про веселого камнетеса

Сперва-то человек неважно жил. А хотел, конечно, лучше. Ну и стал долбить камни. И вот как-то, сто тыщ или мильон лет назад, пошел камнетес своим главным делом заниматься. Солнышко светило, птички пели, и работа шла радостно: бум-бум! — тюк-тюк! — бум-бум! — тюк-тюк! И захотел человек попеть. А как петь, если еще не говоришь? И начал он со своими камнями «перезваниваться». Они ему: бум-бум!, а он им: бу-бу!, они ему: тюк-тюк!, а он им: тю-тю! Сначала не очень похоже получалось, но все же что-то вроде песни — дело еще веселей пошло.

Со временем стали ему подражать другие камнетесы. Сидят они рядком, булыжником по булыжнику колотят и друг с другом перекрикиваются: Бу-бу-у! — Тю-тю-у! — Бум-бу-у-ммм! — Тюк-тю-у-ук! И весело, и работа идёт — живи да радуйся!

Люди и привыкли. Поедят, попьют, а потом встанет тот первый камнетес и скажет: Бам-бам! —- «пошли камни долбить». А как придут на место, возьмет он камень и: «Бам-бам!» — вот, мол, взял камень. Все смотрят, восхищаются, кивают ему: здорово, мол, давай-давай! Человеку приятно, что его хвалят, он и старается. Сочинил «тюк-тюк», потом «бух-бух» и «трах-тарарах»… Остальные за ним повторяют, и вроде разговор идет. Камнетес возьмет большой булыжник:

Бам-бам! — остальные скажут: ба-ба! Возьмет поменьше: Тюк-тюк! — остальные: Тю-тю. Схватит кость: Крак-крак!, а все: Кра-кра! Повторяют, запоминают.

Тут и детишки вертятся. Сидит как-то камнетес, камни у него кончились, а руки зудят — еще бы подолбить. Вот он и крикнул ребятенку: Бам-бам! Тот не понял. Он еще раз: Бамбам!.. Тот посмотрел на него, подумал… и приволок большущий булыжник. В другой раз камнетес зовет того смышленого мальчонку: Крак-крак! Тот понял — и притащил кости. И пошло, и пошло: от «бама» — одни слова, от «крака» — другие, от «тюка» — третьи.

Из «бама» получились «долби» и «булыжник», «наковальня» и «тот, кто бамает». Из «тюка» «стучи», «камешек», «тот, кто тюкает»… И если к любому языку присмотреться, видно, что почти все слова к нам прямехонько от тех самых «бамов», «бацев» и «тарарахов» идут.

 

    Как Вы думаете, какая научная теория стала источником этой былички? Зачем мы и сейчас говорим // пишем?

 

Мы передаём информацию

Мы ищем поддержки.

Мы воздействуем.

 

Нужно понимать, с какой целью ты начинаешь общение. Но нужно учитывать цели и вашего собеседника.

Что ещё важно, когда ты начинаешь общение? Время, место, а может быть, настроение собеседника? Прочитайте отрывок из произведения Астрид Линдгрен.

 

Однажды  учительница сказала  нам,  что  мы должны стараться доставлять людям радость.

Вечером того же дня нам с Анной пришло в голову, что надо не откладывая начать доставлять  людям радость. Но  мы  не  знали, кого выбрать  первым. 

За обедом я услыхала, как  Агда сказала маме, что Кристин лежит больная. Я побежала к Анне.

— Нам повезло! — сказала я. — Заболела Кристин, бежим, споем ей.

Кристин,  конечно,  обрадовалась,  когда  мы пришли,  но, по-моему, она удивилась,  что  мы  не  принесли   ей   никаких  гостинцев.  «Наверно,  она обрадуется, когда мы ей споем», — подумала я.

— Кристин, мы хотим тебе спеть! — сказали мы.

— Спеть? — изумилась Кристин. Это еще зачем?

— Чтобы доставить тебе радость, — объяснила Анна.

 И мы запели громко-прегромко. Мы спели несколько песен. По виду Кристин нельзя было сказать, что она очень радуется. Мы спели еще три песни. Кристин не радовалась. Мы  с Анной уже осипли, но твердо  решили не уходить, пока не доставим Кристин настоящую  радость.  Однако  Кристин  слезла  с  кровати  и сказала:

— Вы, детки, пойте, а я пойду посижу на крылечке.

 

Удалось ли девочкам доставить Кристин радость? Почему? Учитывают ли они речевую ситуацию, в которой проходит встреча с больной соседкой? Что бы вы посоветовали героиням рассказа?

Как ты думаешь, кто «главнее» в общении – говорящий или слушающий? Обосную свою точку зрения.

 

Помогают ли нам, когда мы говорим или пишем, какие-то другие средства? А можно ли при общении совсем обойтись без языка//речи?

 

Что же такое язык? Что такое речь?

 

Язык – это система, созданная для коммуникации (общения). Для речи.

 

Речь является основным средством общения. Что это означает? Это означает, что есть и другие средства: мимика, жесты, математические знаки, дорожные знаки, смайлики и другие… Но речь – главная. Почему?

 

Попробуй передать жестами следующие фразы: «Позвони мне», «Посмотри направо», «Можно мне надеть новые зелёные кроссовки?» Что получилось передать легко? Что вышло хуже? Почему? Почему речь предоставляет больше возможностей, чем другие формы общения?

 

Какой бывает речь? Сравни две пословицы.

 

Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Что написано пером – не вырубишь топором.

 

О каких формах речи говорят эти пословицы? На какие свойства этих форм речи они указывают? Начерти в тетради таблицу и заполни её. Обсуди с другими учениками результат и дополни информацию.

 

Устная речь Письменная речь

 

В каких ситуациях используется только устная речь? А в каких только письменная? Почему? Что легче именно тебе – писать или говорить? Почему? Если записать устную речь, она станет письменной? А если прочитать то, что было написано – получится устная? Почему?

 

Форм речи всего две. Но выделяют четыре вида речевой деятельности – говорение и слушание, письмо и чтение. Они неразрывно связаны. Наш предмет учит говорить и писать так, чтобы слушающий и читающий мог нас понять правильно.

 

Развернитесь спиной друг к другу, расскажите, как прошёл ваш день. Легко ли вам при этом общаться?

Повернитесь лицом друг к другу, говорите одновременно. Опишите свои ощущения.

Невозможно одновременно говорить. Нельзя говорить и эффективно слушать. При говорении очень важен зрительный контакт (поэтому некоторые люди не любят говорить по телефону – им нужно видеть лицо собеседника.

 

В общении определяется не только цель говорящего, но и цель слушающего. Если они не совпадают, это может стать даже причиной конфликта.

 

Домашнее задание: напишите 3 правила говорящего и 3 правила слушающего.