Тренинговое занятие для   приемных родителей

 «Психосексуальное развитие приемного ребенка и особенности  его полового воспитания»

Тухикова С.М. педагог-психолог отделения семейного устройства и сопровождения замещающих семей

Цель: знакомство родителей с нормой возрастного  полового развития ребенка и способах его защиты от сексуального насилия.

Задачи:

  • Познакомить родителей с возрастными закономерностями и особенностями психосексуального развития ребенка.
  • Показать родителям разницу в проявлениях нормальной детской сексуальности и сексуализированного поведения.
  • Рассказать родителям о формировании половой идентичности у ребенка, полоролевой ориентации и осознания половой принадлежности.
  • Познакомить родителей со способами защиты ребенка от сексуального насилия.
  1. Приветствие. Правила работы в группе

Здравствуйте, уважаемые взрослые (ведущий представляется, коротко рассказывает о себе).

Чтобы нам было комфортно работать, предлагаю внести следующие правила:

Правило “безопасность группы” (рассказывать можно кому угодно и что угодно, просто не называть фамилий и имен участников).

Правило активности (чем больше вы будет проявлять активность, тем больший результат вы получите от занятия).

Правило “здесь и теперь” (обсуждаем и рассматриваем в круге только те ситуации, которые имеют место в группе).

Правило «один в эфире»: (один говорит, другие – слушают)

Правило “уважение к другим”: отключить мобильные телефоны или поставить на виброзвонок.

Все согласны? Может быть, вы хотите что-то дополнить? Хорошо.

  1. Упражнение – знакомство «Моё настроение, как явление природы»

       Мы сегодня вместе с вами разберем одну из очень важных тем. Она не простая, деликатная, тема, которая проходит красной нитью через всю нашу жизнь и от грамотного, адекватного ее понимания зависит очень многое. Зависит то, как мы себя и других воспринимаем, как мы к себе и к другим относимся, чем руководствуемся, когда выбираем себе профессию, друзей, спутника жизни и многое другое, жизнь в целом тоже от этого зависит. Тема сегодняшней нашей встречи “Половое воспитание приемного ребенка ”.

  1. Упражнение на разогрев “Я женщина, потому что …; я мужчина, потому что …”

      Предлагаю вам упражнение, которое подготовит нас к серьезной работе и станет подсказкой вам, когда начнем глубоко разбирать тему полового воспитания.

Вам нужно назвать свою половую принадлежность и подтвердить, почему вы так думаете. Например: “я мужчина, потому что … (и дальше ваше виденье)” или “я женщина, потому что … (и дальше ваше виденье)”.

  1. Ключевые понятия по теме

То, что мы с вами сейчас продемонстрировали сводится к двум понятиям: половая идентификация и гендерное поведение. Мы в процессе занятия будем их использовать.

Половая идентификация – принятие мальчиками и девочками мужской или женской роли.

Гендерное поведение – это поведение в соответствии с принятой половой ролью.

И еще одно определение к нему мы будем так же обращаться сегодня.

Сексуализированное поведение – это несоответствующее возрасту сексуальное поведение.

  1. Упражнение «Ситуации» 

    Ведущий:  (предлагает разделиться группе на 3 мини-группыСейчас каждая группа получит по две карточки с заданиями (Приложение 1). На подготовку у вас будет 5 минут. Внутри вашей мини-группы вы готовите свой вариант реагирования на предложенную ситуацию, записываете его. Когда прозвонит колокольчик, мы начнем обсуждение ситуаций.

Обсуждение: Сложно было отвечать на вопросы ребенка?

Какой необходимо владеть информацией, чтобы адекватно отреагировать на такие ситуации?

  1. Дискуссия “Приемлемое и неприемлемое поведение”

Исходя из нашего опыта, давайте заполним таблицу приемлемое и неприемлемое поведение ребенка. Я прошу высказаться каждому. Другими словами нормальное, допустимое поведение или чрезмерно сексуализированное поведение.

(Высказывания записываются в таблицу).

Как видно из списка любое, в том числе и сексуализированное поведение ребенка определяется существующими в обществе представлениями о допустимом и недопустимом.

Дети естественным образом проявляют любопытство в отношении собственного тела и тел других людей, они могут исследовать сексуальные особенности собственного тела и принимать участие в соответствующих играх с другими детьми. Такое поведение является неотъемлемым этапом развития, поэтому следует проводить границу между нормальными проявлениями сексуальности и черезмерно сексуализированным поведением

Какие именно проявления можно считать нормальными, а какие излишне сексуализированными для его возраста мы обсудит после 15 минутного перерыва. Дальше мы с вами определимся с понятием нормальное исследовательское поведение в половой сфере. Разберем возможные ошибки родителей и придем к пониманию как уберечь ребенка от сексуального насилия).

  1. Мини-лекция “Условные  норма сексуального созревания”(Приложение 2)

 Нормальное исследовательское поведение детей в половой сфере:

  • Ограниченно во времени.
  • Происходит при участии ровесников (а не старших детей или взрослых).
  • Заключается в разглядывании и ощупывании соответствующих частей тела.
  • Движущей силой является любопытство, а не принуждение.
  • Все дети участвуют в игре добровольно.
  • Своеобразная реакция детей (хихиканье, словечки для обозначения частей тела).
  • Дети смущаются, если их заставляют за этим занятием взрослые.
  • Поведение прекращается по просьбе взрослого.
  • В случаях, выходящих за описанные рамки, нужна консультация сексолога.

Итак, если это сексуальная игра, так называемая норма, она характеризуется спонтанностью, добродушием, взаимностью, включает веселье, смех, смущение.

Если это проблемное сексуальное поведение оно характеризуется доминированием, силой, угрозами, насилием, принуждением и компульсивностью (навязчивое состояние, при которой действия, поступки возникают в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями, хотя и осознаются как неправильные. Это реакция на внутреннюю тревогу, когда индивид чувствует себя вынужденным совершать иррациональные действия, чтобы уменьшить напряжение).

Дети часто демонстрируют тревожность, враждебность, напряжение и более высокий уровень возбуждения. Такое их сексуальное поведение должно привлечь внимание родителей и взрослых, которым стоит попытаться отвлечь детей.

Дети могут имитировать взрослую сексуальность. Например, попытки имитации полового акта с другим ребенком или куклой, мягкой игрушкой, попытки поместить какой-либо предмет в собственный анус или влагалище или анус, влагалище другого ребенка, орально – генитальный контакт, потребность в том, чтобы другие принимали участие в специфических сексуальных действиях вместе с ребенком.

  1. Формирующее упражнение “5 родительских вопросов себе” 

Чтобы адекватно оценить ситуацию родитель должен задать себе 5 вопросов:

  1. Ожидаемо ли наблюдаемое поведение на данном этапе возрастного развития?
  2. Соответствует ли участвующие дети друг другу по возрасту и физическим параметрам?
  3. Являются ли сексуальные действия взаимными или они носят принудительный характер (например, имеют место запугивание, использование силы, хитрость или уговоры)?
  4. Превосходит ли степень секретности, окружающая поведение ребенка, ту, которую можно было бы ожидать, принимая во внимание естественное ребенку чувство смущения?
  5. Может ли ребенок контролировать свое поведение?

Уважаемые родители, вернемся к нашим ситуациям, уже имея знания возрастных особенностей психосексуального развития и, держа перед собой шпаргалку с вопросами, пересмотрим им.

  1. Мини-лекция “Ошибки родителей”

(Приложение 3)

  1. Дискуссия “Как защитить ребенка от сексуального насилия”

Информация для ведущего. Дети, страдающие расстройствами привязанности, а также пережившие сексуальное насилие, часто демонстрируют нарушения полового поведения: они мастурбируют, пытаются провоцировать взрослых на эротические прикосновения и др., используют секс как инструмент, например, как способ приобретения друзей. Для этих детей сексуальное поведение может стать механизмом психологической адаптации. Это помогает им преодолевать чувства утраты, отверженности, страха и одиночества. Они ищут других детей с подобными конфликтами, которые, предположительно могут захотеть принять участие во взаимной сексуальной игре.

Физические признаки сексуального насилия не всегда возможно обнаружить, но сексуализированное поведение и эмоциональные последствия сексуального насилия носят долгосрочный характер и могут быть диагностированы даже спустя длительное время. Травматические последствия сильнее всего проявляются в эмоциональной сфере и что бы помочь ребенку необходима забота родителей, врачей и психологов.

Информация к размышлению (по материалам тренинга Л.Петрановской):

72,4 % девочек и 54,6% мальчиков в возрасте 11-12 лет считают, что их родители должны быть главным источником информации о сексе, но только 46,8% девочек и 31% мальчиков получили эту информацию от своих родителей. 54,6 % девочек и 43,1 % мальчиков в возрасте 15 лет считают, что их родители должны быть главным источником информации о сексе, но только 22,4% девочек и 15% мальчиков получили эту информацию о своих родителях. Взрослые отвечают за то, как будет проходить психосексуальное развитие ребенка.

Участники делятся на три группы и в мини-группах отвечают на вопрос “Как защитить ребенка от сексуального насилия?”.

Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.

Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.

Жертвами сексуального насилия могут быть дети любого возраста: примерно 25 % находятся в возрасте от 0 до 5 лет, 35 % – от 6 до 11 лет и 40 % – от 12 до 17 лет.

Одним из лучших способов по защите ребенка от сексуального насилия – профилактика возможного появления таких ситуаций. Для этого родители должны рассказать ребенку, что такое насилие и научить, как нужно действовать в случае возникновения угрозы.

Для этого нужно навсегда усвоить “Правила четырех НЕ”:

  • Не разговаривай с незнакомцами и не впускай их в дом.
  • Не заходи с ними в лифт и подъезд.
  • Не садись в машину к незнакомцам.
  • Не задерживайся на улице после школы, особенно вечером.

Раздатка для родителей “Защищаем ребенка от сексуального насилия” (Приложение 4).

  1. Рефлексия

Наша сегодняшняя встреча подходит к концу, и хотелось бы услышать от вас: “Полезна или неполезна была наша сегодняшняя встреча?” и “Что вы сейчас чувствуете?”.

Список литературы

  1. Капилина (Пичугина) М.В., Панюшева Т.Д. Приемный ребенок: жизненный путь, помощь и поддержка. М.: Никея. 2015. 432 с.
  2. Кроу Г., Эрл Р. Вечное одиночество/пер. с англ. СПб.: Виссон. 2014. 448 с.
  3. Сексопатология: справочник / Васильченко Г.С., Агаркова Т.Е. Агарков С.Т. и др., Под ред. Г.С. Васильченко. М. Медицина. 1990. 576 с.: ил.
  4. Синягина Н.Ю. психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. 2001. 96 с. (Библиотека школьного психолога).
  5. Степанова М.А. Психолог в школе: Факты, комментарии, рекомендации. М.: ТЦ Сфера, 2005. 288 с. (Библиотека практического психолога).
  6. Фролова С.В. Психология преодоления ситуации насилия в семье (Феноменология переживания и пути оказания психологической помощи). СПб.: Речь. 2012. 112 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Ситуации 

 

Карточка № 1: «Миша, 5 лет. Он показывает маме, как нужно совершать половой акт».

Карточка № 2: «Марина, 13 лет. Возвратилась домой из школы вся в слезах. В школе ее обзывают лесбиянкой потому, что у нее нет парня».

Карточка № 3: «Лиза, 12 лет. Вы нашли ее дневник. Прочли в нем следующие слова: «Нас познакомила Женя. Она сказала, что он хороший и денег дает за это 500 рублей. Я попробовала, ничего так прикольно. Нет… как то противно… не знаю… Он сказал, что я хорошая девчонка, и что я ему понравилась и могу прийти, когда захочу. Женька психанула, она, наверное, злится, что я ему больше понравилась…».

Карточка № 4: «Игорь, 3 года. При гостях стал громко спрашивать вас, показывая на свой половой орган: мама, папа, а почему у меня тут палочка, а у Насти нет? Она говорит, что это плохо, некрасиво. Я хочу, чтобы у меня было как у Насти».

Карточка № 5: «Ангелина, 11 лет. Расстроена, что у нее началась менструация. Она говорит, что у подруг ничего подобного нет, поэтому жизнь для нее просто не имеет смысла». 

Карточка № 6: «Костя, 14 лет. Однажды вы нашли в его постели иллюстрированный журнал для гомосексуалистов и письмо от Миши с признанием в любви».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Мини-лекция «Возрастные закономерности и особенности психосексуального развития ребенка» (по материалам Г.С. Васильченко).

 

Психосексуальное развитие человека начинается с первых месяцев жизни. В его процессе формируется половое самосознание, половая роль и психосексуальные ориентации. В процессе индивидуального развития человека можно условно выделить следующие возрастные периоды психосексуального развития.

  1. Парапубертатный период (1-7 лет), в течение которого формируется половое самосознание (1 этап психосексуального развития).
  2. Препубертатный период (7-13 лет) характеризуется выбором и формированием стереотипа полоролевого поведения (2 этап психосексуального развития).
  3. Пубертатный период (12-18 лет) – происходят половое созревание и формирование платонического, эротического и начальной фазы сексуального либидо (первые две стадии 3 этапа психосексуального развития).
  4. Период зрелой сексуальности (26-55 лет) отличается регулярной половой жизнью с постоянным партнером.

 

Хотим  отметить, но очень кратко, что в развитии человека важное значение имеют «кризисные периоды», во время которых повышается риск заболеваемости и чувствительности к различным факторам, изменяется резистентность организма.  Так, в перинатальном онтогенезе критический период у человека приходится на 6-32-ю неделю внутриутробной жизни. Половая дифференцировка, происходящая в это время, затрагивает не только гонады и половые органы, но и мозговые  структуры, ответственные за половое поведение, материнский инстинкт, агрессивность, двигательную активность и т.д. Большинство авторов считают, что этот необратимый (морфогенетический) процесс определяется наличием (у мальчиков) или отсутствием (у девочек) воздействия собственных андрогенов эмбриона на структуры ответственные за дифференцировкиу пола и полового поведения.

Психосексуальное развитие – один из аспектов индивидуального психического развития. При этом формируются половое самосознание, полоролевое поведение и психосексуальные ориентации, в соответствии со становлением которых можно выделить три этапа психосексуального развития. 

Формирование полового самосознания,  осознание  принадлежности к полу (1-5 лет) происходит под влиянием микросоциальной среды, но в значительной степени детерминировано половой дифференцировкой мозга в перинатальный период. Формируются сознание половой принадлежности собственной личности и окружающих, уверенность в ее необратимости, после чего попытки изменить половое самосознание ребенка оказываются малоуспешными. Детское любопытство направлено на выяснение причин появления на свет детей и изучение половых признаков.  В норме в завершающей фазе этого этапа при определении ребенком пола окружающих его лиц равнозначную роль играют все признаки половой принадлежности (внешний вид, одежда, строение тела и половых органов).

Формирование стереотипов полоролевого поведения. На этом этапе (5-12 лет) происходит выбор половой роли, наиболее соответствующей психофизиологическим особенностям ребенка и идеалам маскулинности (или феминности)  микросоциальной среды. Родители и их взаимоотношения становятся объектом пристального внимания и подражания. Они воспринимаются ребенком как модель мужественности и женственности, как образец взаимоотношения полов.

Формирование психосексуальных ориентаций (12-26 лет), которые обуславливают в последующем в последующем выбор объекта влечения с его индивидуальными особенностями (половая принадлежность, внешний вид, телосложение, поведение ит.д.), необходимость для реализации влечения определенной ситуации и ряда последовательных действий, подчас составляющих определенный ритуал.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

 

Мини-лекция «Ошибки родителей».

 

Давайте еще раз вспомним особенности стадий психосексуального развития и  разберем ошибки родителей, которые могут исказить нормальное развитие.

1 стадия – от рождения до года.

Особенности. Сосание и жевание – главные удовольствия малыша. Активные действия младенца, когда он добивается сосания, обнимает ее руками, объясняются не одной лишь потребностью в еде. Если эта активность не будет встречать сопротивления со стороны мамы, у малютки будет развиваться чувство безопасности и благополучия.

Надо знать. Именно на этой стадии формируется установка «меня любят». В современных исследованиях подчеркивается, что будущая чувственность тела, ощущение доверия к другому человеку зависят от ласкового пеленания, поглаживаний, купания. Они позволяют ребенку почувствовать ценность собственного телесного «Я», которая сохраняется в течение всей жизни.

Ошибки. Недостаток удовольствия от сосания порождает стремление постоянной поддержки удовольствий, связанных с областью рта. Это проявляется в склонности к алкоголю и курению, булимии (обжорству), привычке грызть ногти, словесной агрессии и спазмах в горле.

2 стадия – от года до двух лет.

Особенности. Ребенок учится пользоваться горшком, ему это интересно, он получает от этого удовольствие. Он не чувствует отвращение к своим экскрементам, принимает их, как часть своего тела. И даже приносит горшок похвастаться – так своеобразно он выделяет значимых для него людей. 

Надо знать. Сейчас у ребенка появляется способность дарить свою любовь другим. Если родители подчеркивают неудачные шаги ребенка на пути к самостоятельности, часто проявляют недовольство его поведением, то он вырастает неуверенным и слабым.

Ошибки. Наказание малыша за потерю контроля над испражнением или за излишнюю демонстративность может в последствии дать толчок развитию в нем таких качеств, как педантичность (предельно точный, чрезмерно склонный к соблюдению формальных требований), скупость, чрезмерная аккуратность, а также послужит причиной психических расстройств: энуреза (недержание мочи), экнкопреза (произвольного или непроизвольного выделения кала).

3 стадия – от двух до пяти лет.

Особенности. Ребенок начинает интересоваться строением половых органов (и своих и других людей), иногда приобретает первый опыт мастурбации. Все дети дошкольного возраста проявляют сексуальный интерес. Начинается он с вопросов: «Тети рожают девочек, а дяди – мальчиков?», «Мамы что, сначала съедают ребеночка, а потом рожают?». Затем сексуальная активность может проявляться в подглядывании за обнаженными взрослыми, играх в «доктора» с раздеванием, умышленном употреблении грубых слов, принесенных с улицы.

Надо знать. Мотивами такого поведения выступают не эротические, а познавательные интересы. И утолив любопытство, дети обычно легко переключаются на что-то другое. Баланс интереса к сексуальной сфере с проявлениями любознательности в других направлениях означает, что у ребенка все нормально! 

Ошибки. Родителям надо стараться называть  половые органы правильно, нормативными названиями. Словечки типа «пипа», «звоночек», «пусик» и т.п. не подходят. Их употребление зачастую приводит к тому, что ребенок, становясь старше, все больше стесняется таких «домашних» названий и в результате расширяет свой словарик позаимствованными вульгарными грубыми уличными определениями. То, как родители называют половые органы, формирует у ребенка определенное отношение к своему телу. 

Отношение родителей к половым органам дети воспринимают через их интонацию, выражение лица, замечания и комментарии. Если ребенок стесняется того, что «ниже пояса», настаивает, чтобы никто не смотрел, когда он переодевается (некоторые даже настаивают на том, чтобы их купали в трусиках), это свидетельствует о пренебрежительном отношении родителей к интимным местам.

В сексуальных играх дошкольников, сопровождающихся взаимоисследованием интимных мест, даже очень откровенным, на самом деле почти нет ничего сексуального: они являются методом удовлетворения познавательных интересов.

4 стадия – от 6-7 до 11-12 лет.

Особенности. Поскольку в этом возрасте ребенок начинает познавать социальные роли, межличностные отношения, нравственные основы поведения, сексуальные  импульсы ребенка оказываются подавленными или находятся в заторможенном состоянии. 

Они интересуются: «Почему прокладки предлагают только женщинам? Мужчины ими не пользуются?», «Что такое презерватив и зачем он нужен?», «Почему взрослые не разрешают смотреть фильм про секс?», «Кто такие проститутки? Ими могут быть старые женщины?» и др.

Возникает интерес к развитию собственного тела. Они начинают беспокоиться, насколько их внешность соответствует эталону. И это совершенно нормально.

Надо знать. Дружба и приятельство в этом возрасте больше сконцентрированы на групповой активности, чем на индивидуальной. У младших школьников симпатия и дружба возникают на основе общих занятий и игр. Взаимоотношения младших школьников разного пола становятся более эмоциональными. Если дошкольник легко  может «раздружиться» с Олей и сразу «подружиться» с Катей, то второклассник будет долго переживать конфликт, возникший с другом.

Согласно исследованиям, неуверенность в общении с противоположным полом взрослого человека предопределяется именно в это время. 

Этот возраст – время подражания взрослому поведению, время формирования стиля общения с противоположным полом

Ошибки. Родители должны быть со своими детьми объективными и правдивыми. И с семилетним и с пятнадцатилетним ребенком  разговор нужно вести так, чтобы его смысл отвечал действительности, вытекал из законов природы. Сказки об аистах и капусте вредны для развития сознания ребенка. Рано или поздно он все равно узнает, как все происходит на самом деле и дополнит знания уличным образованием. В результате ребенок перестанет доверять старшим, будет относиться к ним с подозрением, как к обманщикам.

Развращает ребенка не научный факт, а незнания! избегание родителями «трудных» детских вопросов придает этим вопросам еще большую привлекательность. А чтобы информация о сексуальности не обрастала «уличными знаниями», важно всегда быть готовым ответить на любой вопрос ребенка, чтобы чадо на ваш примитивный ответ однажды не заявило: «Что-то я не видела, чтобы дети под кустами валялись».

5 стадия – от 12-13 до 19 лет.

Особенности. Эта стадия включает в себя пубертатный (от начала первых месячных у девочек и первых эякуляций у мальчиков до остановки роста тела) и постпубертатный период (до наступления полной психологической и репродуктивной зрелости). 

В это время происходит развитие чувственности, осознание своих потребностей и интересов как взрослого человека. 

Если раньше сексуальность ребенка была связана с познанием собственного тела, то сейчас сексуальные интересы направлены на противоположный пол. 

Надо знать. Повышенная внимательность к своему внешнему виду у многих подростков вызывает сомнения и недовольство, независимо от того, есть ли для них реальные причины. 

Диапазон сексуального поведения подростков расширяется: около 80% юношей и девушек до 16 лет практикуют петтинг (взаимные ласки без полового акта)

Ошибки. На этот возрастной период приходиться очередной всплеск увлечения мастурбацией (согласно статистике, опыт мастурбации до 15 лет имели 30% девочек и 90% мальчиков).

Влечение вызывает потребность в разрядке сексуального напряжения, а его достижение – удовольствие и одновременно муки совести. Такая внутренняя борьба подростка часто приводит к самоедству, усилению страхов: я не такой как все. Родители должны быть очень внимательными к своему ребенку, к его настроению,  чтобы в нужный момент поддержать его, объяснить, что с ним происходит.

Подросток стремится узнать о сексуальности как можно больше, отсюда и повышенный интерес к эротическим изданиям и порнофильмам. Этот интерес проявляется и в «граффити» (рисунки гениталий на стенах туалетов, коридоров, подъездов), в активном использовании нецензурной лексики, вульгарных названий интимных частей тела, смаковании «сальных» анекдотов. 

Желание родителей пристыдить подростка вряд ли даст результат, здесь важно разъяснить ребенку, что навязывать окружающим свои проявления сексуальности неэтично, а неспособность контролировать себя в этом характеризует его совсем не с лучшей стороны. Очень важно, чтобы подростки осознали, что «грязной» является не сама сексуальность, а засорение её циничным  отношением.

Начало половой жизни, среднестатистические выпадает на старший подростковый (юношеский) возраст. Сексуальное поведение подростков часто опережает их личностное развитие. Поэтому необходимо, чтобы родители объяснили детям, как важно уметь предвидеть последствия своих поступков, брать на себя ответственность, достигать взаимопонимания с любимым человеком.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

 

Защищаем ребенка от сексуального насилия.

 

Объясните ребенку, что Вы хотите обсудить с ним тему безопасности, чтобы он знал что делать, если окажется в сложной ситуации. 

  1. Объясните ребенку, что это неправильно со стороны взрослых принуждать ребенка к сексуальным действиям. Используйте простой, понятный для возраста детей язык.
  2. Заверьте ребенка, что он может спокойно говорить Вам абсолютно все, особенно если это касается других взрослых.
  3. Попробуйте познакомиться с людьми, с которыми ребенок проводит время. Это могут быть родители друзей, тренеры, руководители и соседи.
  4. Расскажите ребенку о его теле. Помогите ему назвать различные интимные части тела и подчеркните, что никто не может прикасаться к ним без его разрешения.
  5. Убедитесь в том, что Вы четко знаете, где ребенок находится в любое время, когда его нет рядом с Вами. Познакомьтесь с друзьями ребенка и узнайте у него о тех местах и домах, которые он посещает. Сделайте правилом обязательно сообщать Вам, когда он приходит или уходит откуда-то, или когда планы меняются.
  6. Никогда не оставляйте ребенка одного в машине, независимо от того стоит она или движется. Научите ребенка НИКОГДА не приближаться к машине и не вступать в разговор с теми, кого он не знает, и никогда не ходить с кем-либо без получения разрешения от Вас.
  7. Участвуйте в деятельности детей, такой как спорт и внешкольные занятия. Будучи активным участником у Вас будет больше возможностей понаблюдать, как учителя обращаются с Вашим  ребенком.
  8. Слушайте своих детей. Обратите внимание, говорят ли дети, что они хотят быть с кем-то или где-либо. Это может означать наличие личного конфликта или отсутствие интереса к занятиям или мероприятиям.
  9. Обратите внимание, если кто-то уделяет Вашему ребенку или всем детям повышенное внимание или дарит им подарки. Найдите время поговорить с ребенком об этом человеке, и узнайте, почему к детям проявляется такое внимание.
  10. Скажите ребенку, что он имеет право сказать НЕТ любому непрошенному, неприятному или смущающему жесту, действиям или прикосновениям других людей.
  11. Будьте чувствительными к любым изменениям в поведении ребенка или отношении.  Смотрите внимательно за любыми происходящими изменениями в поведении ребенка, таким как отказ от любимых видов деятельности или излишняя привязанность к родителям. Мягко поговорите о том, что происходит.
  12. Проверьте нянь и воспитателей. Попробуйте навести справки. Спросите детей, как им понравилась няня, и внимательно выслушайте их ответы.
  13. Потренируйте основные навыки по технике безопасности. Научите ребенка пользоваться телефоном, чтобы в случае необходимости он мог с Вами связаться.  Обозначьте с ним круг людей, к которым он может в случае необходимости обратиться за помощью.