Этнокультурное образование школьников 5-6 классов как часть духовно — нравственного воспитания

Хоренов М.А.,

преподаватель-организатор ОБЗР, 

МБОУ «Хохорская  СОШ»

 Аннотация. Этнокультурное образование в 5-6 классах становится важным элементом общего образовательного процесса, поскольку именно в этот период формируются основы мировоззрения школьников. Сохранение национальной самобытности в условиях глобализации является одной из ключевых задач современного образования.

Ключевые слова: этнокультура, интеграция традиций и практик, сотрудничество школы с семьей, укрепление межкультурного диалога. 

  Введение

Работа в образовательном учреждении показала, что мне, как педагогу, необходимо иметь глубокие знания по вопросам истории, искусства и традиций, формирующих этнокультурную среду моих учеников. Я стремлюсь вовлечь школьников 5-6 классов и их семьи в изучение народной культуры. Изучаю историю своего края,  участвую в научно-практических конференциях и делюсь своими находками с коллегами через обобщение опыта, публикации. Считаю, что когда ребенок переходит из начальной ступени в основную необходимо сохранить преемственность в воспитании духовно-нравственных ценностей. Приобретение этнокультурных духовных ценностей на данном этапе способствует формированию духовно-нравственной личности. Воспитание толерантности, гражданского самосознания и связи с родными корнями, а также любовь к своему народу и его традициям, является основой для формирования уважения к многонациональному Отечеству и культуре соседних народов.

В последнее время наблюдается активное возрождение этнонациональных процессов, которые затрагивают все сферы общественной жизни. Вопрос этноса является одной из ключевых глобальных проблем современности. Эта тема особенно актуальна для нашего многонационального общества. Традиции народа сохраняются и передаются от поколения к поколению, однако в условиях быстроменяющегося мира многое из культурного наследия народа, его памяти, оказывается потерянным. Наш исторический долг – успеть сохранить для будущих поколений все ценное и достойное из материального и духовного наследия народной культуры.                                                                                                                    Школа обязана активно участвовать в процессе изучения проблем этнокультурного развития и организации образовательного процесса, учитывая как экономические изменения, так и специфические национальные особенности. Одна из ключевых задач формирования этнической культуры заключается в воспитании патриотизма у молодежи. Патриотизм, хотя и выходит за пределы чисто национального, часто приобретает характер государственной принадлежности, однако в своем изначальном смысле он связан с местом рождения и социальной средой на ранних этапах формирования личности. В наши дни понятие «патриотизм» также включает в себя гражданскую активность и защиту интересов нации. Это качество считается важнейшей чертой этнической идентичности и естественным аспектом человеческой сущности. Патриотизм начинается с любви к родным людям и природным красотам, перерастая в гордость за страну и ее жителей, что выражается в активных действиях. Правильно организованный процесс воспитания патриотических чувств позволяет минимизировать этноцентризм и способствует формированию понятия родины. Осознавая культурную уникальность своего народа, ученики развивают интернационализм, гражданственность и гуманизм. 

Цель данной работы: рассмотреть изучение этнокультурного образования как ключевой элемент в развитии ценностных ориентиров у школьников 5-6 классов, основанных на этнокультурных концепциях, которые помогают в формировании их самоидентичности и способствуют толерантному отношению к другим культурам.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи:

изучить и проанализировать ключевые теоретические и методологические концепции в области исследования этнокультурного образования. 

— приобщить детей 5-6 классов к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

— формировать  основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, этнического самосознания и уважения к истории и культуре народа;

— освоение ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

Теоретической основой  исследования являются труды наших ученых по этнокультурному образованию.  Проблемой этнокультурного образования занимались такие ученые, как Б. Т. Лихачев, Т. А. Костюкова, Т. В. Поштарева, Г. Н. Волков, А. С. Каргин, С. М. Малиновская и др., рассматривающие этнокультурное образование как помощь школьникам в овладении культурой своего народа и во взаимодействии с представителями других национальностей. В частности Геннадий Никандрович Волков —   автор этнической педагогики, подготовивший научную базу этнокультурного образования в более чем 900 трудах,  создавший в 1966 году для педагогов нашей страны настольную книгу «Этнопедагогика чувашского народа» считал, что этнопедагогика – это наука о народной педагогике и ее использование в целостной системе воспитания и обучения, педагогика любви, на основе гармонизации межнациональных отношений в условиях полиэтнического мира, особенно в многонациональной Российской Федерации. А этнокультурное образование – это 

Важно, чтобы программы обучения включали элементы, отражающие богатство культурного разнообразия России, что повышает интерес к изучению родных языков и традиций. Через такие инициативы учащиеся могут не только лучше понимать свою культуру, но и уважать культуры других народов. Это наиболее актуально для меня, преподавателя-организатора ОБЗР в привитии любви к своей Родине, толерантности, воспитании патриотизма.                      1.Этнокультурное образование школьников 5-6 классов как часть духовно-нравственного воспитания.

Процесс обучения в начальной школе представляет собой значительно сложный период и является одним из самых трудных этапов в жизни ребенка, который охватывает не только социальные и психологические изменения, но и физические трансформации. Начало школьного обучения кардинально меняет привычный образ жизни ребенка.                                                                                               Подросток в период 10-13 лет активно формирует свою этническую идентичность. Он осознает особенности культуры различных народов, выделяя уникальность их истории, характерные черты традиционной культуры и общее духовное наследие многих этнических групп.                                                                                        Учителя должны быть знакомы не только с культурой своего народа, но и иметь понимание культур других этносов, что позволит им стать настоящими проводниками межкультурного общения в классе. Значит важным аспектом внедрения этнокультурного образования является подготовка квалифицированных педагогов, способных передавать знания о культурном разнообразии и инициировать диалог между учащимися различных национальностей. Профессиональные курсы и тренинги могут помочь в этом процессе, обеспечивая педагогов необходимыми инструментами и методиками для работы с многонациональными группами.                                                                                                               Еще одним значимым  элементом этнокультурного образования является вовлечение родителей и местного сообщества. Совместные мероприятия, такие как праздники, выставки, мастер-классы и тематические дни, способствуют укреплению связей между школой и культурной средой, в которой она функционирует. Это дает возможность родителям познакомиться с образовательными инициативами и активно участвовать в культурной жизни своих детей.                                                                                                                                                Практическим воплощением теоретических знаний о жизни и быте наших предков является ежегодно проводимый в нашей школе в феврале месяце месячник военно-патриотической работы,   празднование  Белого месяца, плавно переходящих в приветствие Масленицы, в которых принимают участие не только дети, но и их родители, бурятский фольклорный коллектив «Ургы» и татарский народный коллектив «Дуслык» муниципального образования «Хохорск». В ходе празднования данных мероприятий звучат народные песни, проводятся игры, конкурсы, соревнования. Предшествуют этим праздникам  классные часы, при подготовке к которым обучающиеся  изучают историю возникновения национальных праздников русского, бурятского, татарского народов, собирают тематические игры, проводится квест-игра. В каждом классе оформляется выставка собранных работ, проводится классный вечер с развлекательной программой. Месячник завершается Гала-концертом либо фестивалем, где ребята в народных костюмах, показывают лучшие художественные инсценированные номера, ехора, поют песни и т.д.                        Проведение таких массовых мероприятий с привлечением родителей формирует у учащихся нравственно-эстетические качества, позволяет укрепить связь между образовательным процессом и традициями, существующими в каждой семье. Лишь вместе, опираясь на исторические и культурные особенности, можно воспитать у подрастающего поколения чувство ответственности и преданности своей стране, любовь к родной культуре и уважение к многообразию других народов. Такие инициативы формируют у детей чувство уважения к своему наследию и к культуре окружающих. В работе по выявлению уровня знаний по истории своей родины, знания культурных традиций и обычаев провожу анкетирование среди ребят 5-6 классов и их родителей. Данная работа дает мне возможность выявить возможность построения своей работы по патриотическому воспитанию детей 5-6 классов.                                                                             Так, например, из 25 детей 5-6 классов на вопрос знаете ли вы Историю своего села утвердительно ответили 15 человек – это % от общего числа респондентов, 10 человек – ничего не знают, что составляет — %. Какие национальности населяют наше село – правильно ответили 10 человек – это %.  Неправильно ответили – 15 человек, т.н. — %.                                                                                                                        Данное анкетирование провожу в начале и конце учебного года. Результат в конце года радует: ребята обоснованно отвечают на вопросы анкеты, приводят дополнительную информацию.                                                                                                               Создание комфортной образовательной среды, где дети могут свободно обмениваться знаниями о своих культурах, позволяет ребенку осознать ценность многообразия. Участие в таких мероприятиях способствует не только углублению знаний о традициях, но и формированию стойкого интереса к многонациональной культуре страны. Таким образом, этнокультурное образование представляет собой мощный механизм не только для формирования толерантных и открытых граждан, но и для сохранения культурного наследия всех народов, населяющих Россию. Развивая уважение к многообразию и традициям, мы создаем условия для мирного сосуществования и гармонии в обществе:

  1. Социальную солидарность — это осознание единства и взаимной          поддержки среди граждан, проявляющееся в заботе о других, ответственном отношении к общественным обязанностям и активном участии в жизни своего региона и страны в целом. 
  2. Уважение к традициям и культуре другого народа — это основа межэтнического понимания и единства. Осознание многообразия культур способствует снижению предвзятостей и формирует атмосферу доверия и сотрудничества.
  1.     Гражданскую ответственность, которая включает активное участие в политической жизни, соблюдение законов и трудовых норм, готовность отстаивать свои права и интересы. Она формируется через воспитание уважения к правам других, а также осознание своего места в обществе.                                                                                           Эти принципы и ценности формируют моральную основу образовательного процесса, побуждают молодежь к действию в интересах страны и стали основными моментами в реализации этнокультурного образования. Система школьного образования, таким образом, не только обучает, но и воспитывает будущих граждан, способных жить в согласии с отечественными традициями и культурой.                                                                                

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В современных условиях глобализации и культурного многообразия особенно важно акцентировать внимание на интеграции этнокультурного воспитания в образовательные процессы. Эффективная реализация этих инициатив требует от педагогов применения инновационных методов и форм работы, которые способствуют вовлечению детей в активное познание их этнической культуры. 

Выводы:

— Использование интерактивных подходов, театрализованных представлений, мастер-классов и экскурсий по местам исторической значимости позволяет создать глубокую связь между обучающимися и их культурным наследием.

— Не менее значимым является вовлечение родителей и местных сообществ в процесс этнокультурного воспитания. Совместные мероприятия, посвященные традициям, ремеслам или праздникам своего народа, способствуют формированию положительного имиджа этнокультуры и создают единую образовательную среду. 

Таким образом, школьники не только воспринимают информацию о своей культуре, но и становятся активными участниками её сохранения и продвижения.

Итогом внедрения этнокультурного образования является формирование у детей осознания своей культурной идентичности в контексте многообразия отечественной и мировой культуры, что является залогом толерантного и гармоничного сосуществования различных народов в обществе.

Использованная литература:

  1. А.Б. Панькин. Актуализация духовно-нравственной культуры в исследованиях этнопедагогической школы Академика Г.Н.Волкова. Мир науки, культуры, образования. №6 (91) 2021. 
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика чувашского народа. Чебоксары, 1966.