Депобразования и науки Югры

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Мегионский политехнический колледж»

(БУ «Мегионский политехнический колледж»)

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР КРИСТАЛЛОВ

 

Подготовил:

Обучающийся группы ТХС-28

Ободов Я.С.

Руководитель:

Кульниязова Г.З., преподаватель

Мегион

2025

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Теоретические основы кристаллографии

1.2. Методы выращивания кристаллов

1.3. Области применения кристаллов

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Выращивание кристаллов поваренной соли, медного купороса, красной и желтой кровяной соли, сахарозы, алюмокалиевых квасцов

2.2 Исследование роста кристаллов красной кровяной соли, медного купороса и алюмокалиевых квасцов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

3

4

4

4

5

7

7

7

9

10

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В конце 60-х годов прошлого века начался серьёзный научный прорыв в области жидких кристаллов, на замену стрелочным механизмам пришли средства визуального отображения информации. Позже в науку вошло понятие биологический кристалл, а сегодня кристаллы применяются в компьютерах и мобильных телефонах, аудио- и видеотехнике, лазерах. На основе кристаллов ниобата лития изготавливают голографические ячейки памяти, оптические преобразователи излучения и другие функциональные устройства.

Актуальность. Исследование кристаллов позволяет не только понять законы симметрии и роста твердых тел, но и разрабатывать новые материалы с заданными характеристиками.

Цель научно-исследовательского проекта: исследование процессов образования и роста кристаллов.

Задачи проекта:

— рассмотреть методы выращивания кристаллов;

— выбрать оптимальный способ выращивания кристаллов в лаборатории;

— выполнить экспериментальную работу по получению моно- и поликристаллов поваренной соли, медного купороса, красной и желтой кровяной соли, сахарозы, алюмокалиевых квасцов.

— исследовать рост и структуры выращенных кристаллов;

— подготовить выращенные кристаллы к презентации (композиции из кристаллов);

— оформить выставку кристаллов.

Объект исследования — процесс кристаллизации.

Предмет исследования кристаллы медного купороса, красной кровяной соли и алюмокалиевых квасцов.

Методы исследования: наблюдение, эксперимент, анализ результатов эксперимента, моделирование.

Участники проекта: члены химико-технического клуба «Кристалл» — студенты БУ «Мегионский политехнический колледж»

Срок реализации проекта: с 1 октября 2024г. по 8 марта 2025г.

Практическая значимость проекта: 

выставки к праздничным мероприятиям;

выставки к мероприятиям «День открытых дверей», «День СПО» и др.;

выращенные кристаллы могут использоваться как наглядность (структуры кристаллических тел) в учебном процессе и во внеурочной деятельности.

ГИПОТЕЗЫ:

  1. Влияние примесей на кристаллизацию: «Примеси в растворе будут влиять на процесс кристаллизации, изменяя как форму, так и размер получаемых кристаллов.
  2. Влияние температуры на размер кристаллов: «Если температура раствора, в котором формируются кристаллы, будет повышена, то размер кристаллов увеличится из-за более высокой кинетической энергии частиц.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

1.1 Теоретические основы кристаллографии

 

Кристалл — физическое тело, частицы которого образуют кристаллическую решетку, имеющую определенную геометрическую форму. В идеальном кристалле вершина соответствует атому, ребро – ряду атомов, грань – плоской сетке. Закономерное расположение атомов в кристаллах определяет внутреннюю и внешнюю симметрию. В переводе с древнегреческого «симметрия» обозначает соразмерность, или в широком понимании – соответствие, неизменность (инвариантность). Наука, изучающая кристаллы, их структуру, возникновение и свойства называется кристаллографией. Ее название происходит от греческого слова «кристаллос» – лед. Она тесно связана с минералогией, физикой твёрдого тела и химией. Существует два вида кристаллических твердых веществ: монокристаллы и поликристаллы, отличающиеся тем, что первые – это одиночные кристаллы, а вторые – поликристаллы. Существуют также кристаллы, которые визуально напоминают веточки деревьев — дендриты. Большинство кристаллов можно рассмотреть только при помощи микроскопа, но существуют также кристаллы, которые по весу могут достигать несколько тонн.

Кристаллы можно классифицировать по:

Происхождению: природные (минералы, снежинки) и искусственные (выращенные в лаборатории).

Типу кристаллической решетки: кубические, гексагональные, тетрагональные и др.

Химическому составу: ионные (NaCl), металлические (железо), молекулярные (лед), ковалентные (алмаз).

 

  1. Методы выращивания кристаллов

 

Выращивание кристаллов является длительным процессом. Есть три основных способа синтеза кристаллов:

— кристаллизация из расплава (в природе это магматические породы, образующиеся в результате остывания и твердения природных расплавов, а также более наглядный пример — образование льда из воды;

— кристаллизация из раствора (например, выпадение кристаллической соли из морской воды);

 — кристаллизация из газа или пара (образование снежинок, которое происходит за счет перехода водяного пара в твёрдую фразу при очень сильных морозах).

Наиболее распространённым является способ выращивания кристаллов из насыщенных растворов, какой мы и использовали. При таком способе не требуются сверхвысокие температуры.

Рассмотрим основные методы выращивания кристаллов.

 

Метод медленного испарения

Принцип: Насыщенный раствор оставляют в открытой ёмкости, вода испаряется, и вещество кристаллизуется.

Этапы:

Растворить вещество в горячей воде до насыщения.

Профильтровать раствор для удаления примесей.

Поместить в чистую ёмкость и оставить для медленного испарения.

Можно добавить «затравку» (маленький кристалл) для ускорения роста.

Примеры: NaCl (поваренная соль), CuSO·5HO (медный купорос).

 

Метод температурного перепада

Принцип: Насыщенный горячий раствор охлаждают, и вещество выпадает в осадок.

Этапы:

Приготовить насыщенный раствор при высокой температуре.

Остудить его медленно.

Кристаллы образуются при понижении температуры.

Пример: KAl(SO)·12HO (алюмокалиевые квасцы).

 

Метод выращивания из расплавов солей

Принцип: Расплавленное вещество постепенно охлаждают, чтобы образовались крупные кристаллы.

Этапы:

Нагреть вещество до полного расплавления.

Медленно снижать температуру (1–2 °C в час).

Кристаллы растут на дне или стенках сосуда.

Примеры: сера, висмут, олово.

Выращивание методом возгонки (сублимации)

Применение: Для веществ, способных переходить из твёрдого состояния в газообразное, минуя жидкую фазу.

 

Метод медленного охлаждения

Этапы:

Вещество нагревают в закрытом сосуде.

Пары осаждаются на холодных стенках в виде кристаллов.

Примеры: йод (I), нафталин, сухой лёд (CO).

 

  1. Области применения кристаллов

 

Кристаллы находят применение практически во всех сферах современной жизни — от высоких технологий до медицины и быта. Рассмотрим основные области их использования.

 

Электроника и IT

Кремний (монокристаллы) – основа микрочипов и солнечных батарей.

Сапфировые подложки – для экранов и сенсоров.

Пьезоэлектрические кристаллы (кварц, танталат лития) – в часах, фильтрах частот, датчиках.

 

Оптика и лазеры

Рубин (AlO) – в первых лазерах.

Иттрий-алюминиевый гранат (YAG) – в современных лазерных системах.

Флюорит (CaF) – для линз в ультрафиолетовых микроскопах.

 

Медицина

Кристаллы NaCl – в физрастворах.

Гидроксиапатит – основа костных имплантов.

Литий-ниобатные кристаллы – в ультразвуковых сканерах.

 

Ювелирное дело

Алмазы – после огранки становятся бриллиантами.

Изумруды, рубины, сапфиры – драгоценные камни.

Фианиты – синтетические кристаллы для бижутерии.

 

Промышленность

Корунд (AlO) – абразивный материал.

Карбид кремния – для режущих инструментов.

Кристаллы слюды – в изоляционных материалах.

 

В быту

Кристаллы жидкие – в LCD (жидкокристаллический дисплей) дисплеях. 

Сахар – пищевая промышленность.

Лед – кристаллическая форма воды.

 

Космические технологии

Сапфировые окна – для космических аппаратов.

Кристаллические термоэлектрики – в системах энергоснабжения.

Современные технологии позволяют создавать кристаллы с заданными свойствами, что расширяет сферы их применения. Например, фотонные кристаллы могут революционизировать оптоволоконную связь, а топологические изоляторы открывают новые перспективы в квантовых вычислениях.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

  1. Выращивание кристаллов поваренной соли, медного купороса, красной и желтой кровяной соли, сахарозы, алюмокалиевых квасцов.

 

Для выращивания кристаллов были выбраны два метода:

метод медленного испарения и метод температурного перепада.

Метод медленного испарения

Принцип: Насыщенный раствор оставляют в открытой ёмкости, вода испаряется, и вещество кристаллизуется.

Этапы:

Растворить вещество в горячей воде до насыщения.

Профильтровать раствор для удаления примесей.

Поместить в чистую ёмкость и оставить для медленного испарения.

Можно добавить «затравку» (маленький кристалл) для ускорения роста.

Примеры: NaCl (поваренная соль), CuSO·5HO (медный купорос).

Метод температурного перепада

Принцип: Насыщенный горячий раствор охлаждают, и вещество выпадает в осадок.

Этапы:

Приготовить насыщенный раствор при высокой температуре.

Остудить его медленно.

Кристаллы образуются при понижении температуры.

Пример: KAl(SO)·12HO (алюмокалиевые квасцы).

 

  1. Исследование роста кристаллов красной кровяной соли, медного купороса и алюмокалиевых квасцов.

 

Эксперимент №1

 

Что изменится в зависимости от перепада температур. Приготовили два раствора медного купороса. Опустили в них затравки. Один после нагревания оставили в кабинете при комнатной температуре, а другой поставили на подоконник (резко охладили). Оставили расти на 2 месяца.

Наблюдения через 2 месяца:

В первом растворе образовался очень красивый монокристалл с ровными гранями размером 4 см.

Во втором растворе образовался поликристалл размером 6,5 см.

Гипотеза подтвердилась, действительно температура очень сильно влияет на рост кристаллов, а также его прочность. 

 

Эксперимент №2

 

Что изменится в зависимости от чистоты раствора. Мы также приготовили 2 одинаковых раствора красной кровяной соли и опустили затравки. Первый  раствор мы фильтровали через беззольные фильтры, а второй так и оставили нефильтрованным.

Наблюдения спустя 3 месяцы:

В первом растворе образовался монокристалл размером 4,5 см, его структура напоминает многогранник.

Во втором растворе образовалась друза из множества мелких монокристаллов диаметром 8 см. На поверхности выделяются большие монокристаллы и они сросшиеся, можно сделать вывод, что это – поликристалл.

Гипотеза подтвердилась, примеси в растворе существенно влияют на процесс кристаллизации, затрагивая как рост так и форму кристаллов.

 

Эксперимент №3

 

Вырастить кристаллы и композиции из кристаллов алюмокалиевых квасцов желтой и красной кровяной соли, медного купороса, поваренной соли и сахарозы для выставки кристаллов «Кристаллы тайны и чудеса».

 Кристаллы росли с октября 2024г. по март 2025г. Периодически мы насыщали растворы, чтобы увеличить размеры и не останавливать рост кристаллов. В результате удалось вырастить все кристаллы и организовать выставку кристаллов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Наш проект позволил погрузиться в удивительный мир кристаллов -уникальных природных и синтетических структур, поражающих своей совершенной формой и необычными свойствами. В ходе исследования мы не только изучили теоретические основы кристаллографии, но и смогли на практике наблюдать процесс зарождения и роста кристаллов.

Проведённые эксперименты по выращиванию кристаллов из растворов поваренной соли, алюмокалиевых квасцов, красной и желтой кровяной соли, медного купороса и сахарозы наглядно продемонстрировали, как из простых веществ можно создать красивые упорядоченные структуры. 

Мы убедились, что размер и качество кристаллов напрямую зависят от условий выращивания: чистоты раствора, температуры окружающей среды и времени кристаллизации.

Таким образом, выдвинутые гипотезы подтвердились.

Работа над проектом позволила нам:

— систематизировать знания о видах и свойствах кристаллов;

— освоить основные методы выращивания кристаллов;

— развить навыки проведения экспериментов и наблюдений;

— увидеть связь фундаментальной науки с практическими применениями.

Перспективы дальнейшего исследования могут включать изучение более сложных методов кристаллизации, исследование оптических свойств различных кристаллов и создание собственной коллекции минералов.

Кристаллы продолжают оставаться одной из самых захватывающих тем в науке, сочетая в себе природную красоту и огромный практический потенциал. Наш проект показал, что даже с помощью простых экспериментов можно прикоснуться к этому удивительному миру упорядоченных структур и понять основные законы их образования.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Афонькин С.Ю. Минералы и драгоценные камни. Школьный путеводитель. — СПб.: «БКК», 2019 г. — 96 с.
  2. Ермолов В. А. Геология. Ч. V. Кристаллография, минералогия и геология камнесамоцветного сырья. — 3-е изд. — Москва: Горная книга, 2009 — 408 с. 
  3. Кристаллография: зарождение, рост и морфология кристаллов: учебное пособие для вузов/Н. И. Леонюк, Е. В. Копорулина, Е. А. Волкова, В. В. Мальцев. — Москва: Издательство Юрайт, 2022 — 152 с.
  4. Новосёлов К. Л. Основы геометрической кристаллографии: учебное пособие/К. Л. Новосёлов; Национальный исследовательский Томский политехнический университет. — Томск: Изд-во ТПУ, 2019.
  5. Булах А. Г. Минералогия. — Москва: Академия, 2020.
  6. Белов Н. В. Энциклопедия драгоценных камней и кристаллов. — Минск: «Харвест», 2018 г. — 159 с.

 

Интернет источники:

  1. https://ecosystema.ru/08nature/min/1_4_1.htm
  2. https://spravochnick.ru/himiya/kristally/
  3. https://bigenc.ru/c/kristally-7029a6