Авторская игра: Двигайся – играй»

Автор: Захарова Светлана Валерьевна,

учитель-логопед МАДОУ детский сад 488

 

Методические рекомендации по работе с универсальным пособием –

 «Двигайся — играй»

Пособие представляет собой прямоугольник размером 1,4 на 1,0 м. Разделено на 6 рядов, 5 столбиков (дорожек). Размер одного сектора примерно 23 на 20 см, чтобы поместилась стопа ребёнка. Основа пособия – баннер, разметка и фигуры – самоклеящаяся бумага. Логопедический твистер применяю и на индивидуальных, и на подгрупповых занятиях учителя-логопеда. Возрастная группа 5-7 лет.

Цель – коррекция речи, развитие сознательной деятельности детей.

Задачи: развитие всех видов моторики, фонетико-фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, связной речи, ориентировки в пространстве, развитие соматогнозиса, автоматизация и дифференциация звуков. Пособие многофункционально. Можно использовать для развития разных компонентов речи. Ребёнок передвигается по заданной определённой фигуре (например: только квадраты), либо только по определённому цвету (иди по синим фигурам), либо по словесной инструкции (2й столбик, 3й ряд…, шаг вправо/влево, вверх/вниз), либо по карте (рисую маркером на формате А4).

 Все виды моторики. Например: 

* пройди по третьему столбику (ряду), выполняй артикуляционные упражнения, нарисованные на камушках, картинках, спрятанные под стаканчики и др.

* пройди по второму ряду (дорожке), выполняй движения пальчиками, которые увидишь на карточках и др.

  Развитие фонетико-фонематических процессов:

* пройди по кружочкам (квадратам, овалам…), назови место звука … в словах;

* пройди по зелёным (синим, жёлтым…) фигурам, придумай слово со звуком…;

* встань не на квадрат, не на прямоугольник, не на овал в 3м столбике, определи, есть ли в слове звук …;

* иди только по овалам, называй 1й звук в словах;

* иди только по оранжевым фигурам, называй последний звук в словах;

* в 3м столбике пройди столько фигур, сколько слогов в слове…;

* найди картинку в 5 столбике в 4м ряду, какой гласный под ударением;

* иди по 4му столбику, делай шаг вверх, когда услышишь слово со звуком…;

* встань на синюю фигуру, если в слове твёрдый звук П, на зелёную, если мягкий ПЬ.

  Развитие лексико-грамматического строя речи:

* встань на 3ю фигуру в 1м ряду, назови слово «ласково», теперь 1 шаг влево, назови «ласково», вверх, вправо, два шага вверх и т.д.;

* ребенок идет по заданному маршруту, выполняя задание: посчитай «1-2-5» или скажи «много…», «вижу…», переверни картинку, скажи, чего нет;

* пройди по 4му ряду, скажи, чей хвост виден из-за куста (лисий, медвежий…);

* найди 2й столбик 4й ряд, какая фигура над/под/справа/слева/между… ;

* встань на 4й ряд, сделай шаг вправо, если назову овощ (фрукт, посуду…);

* на самый верхний ряд положи диких животных, на самый нижний – домашних, либо на крайний столбик слева положи…, а справа …;

* во 2м ряду найди лишний предмет (картинку, фигурку);

* разложи овощи в красные фигуры, фрукты в синие;

* найди предмер в …  ряду и…  столбике, назови его части;

* иди по … ряду, называй слова, придумай слова-наоборот (антонимы) (маленький-большой);

* назови животное в … ряду слева, скажи, как оно голосок подаёт;

* назови одним словом слова в … ряду или столбике

Ориентировка в пространстве и схеме своего тела (право/лево):

* левой ногой встань на зелёную фигуру в 1м ряду, а правой ногой/рукой на синюю во 2м;

* в … столбике встань не на желтую, не на красную, не на оранжевую фигуру,

 встань не на квадрат, не на круг, не на треугольник во 2м столбике;

*правой рукой бери…, а левой …;

* найди фигуру в …столбике … ряд, встань на неё, что справа/слева/впереди/позади, повернись налево, что теперь справа/слева/впереди/позади;

Развитие связной речи:

*придумай предложение с названиями картинок 5го ряда, (дорожки, на синих фигурах, на треугольниках), сосчитай сколько слов в предложении, назови 2е, 4е…;

* придумай рассказ о зиме, используя слова-подсказки в каждом ряду (столбике…);

* в … столбике картинки запутались, разложи их правильно и расскажи, что получилось (предварительно разложить картинки из серии для составления рассказа), можно попросить ребёнка убрать одну лишнюю картику, которая не из этого рассказа;

* разложить на фигурах предметы, необходимые для представителей разных профессий, ребёнок собирает только те что нужны, например, парикмахеру и составляет рассказ, для чего они ему или подобрать картинки к определённому действию (например, кто умеет бегать);

 

Любой педагог может придумать задания на ориентировку в пространстве, автоматизацию и дифференциацию звуков, адаптировать пособие под необходимые ему задачи. Варианты заданий представлены на видео.