Спортивно-оздоровительная работа 

в школе-интернате 

на уроках и во внеурочное время

 

В специальных детских учреждениях, к которым относится и наша школа, одним из главных средств коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития детей являются физические упражнения. Использование физических упражнений определяется большой ролью движений во всей жизнедеятельности ребенка. Они оказывают положительное влияние на функциональное состояние всех основных систем организма, и в первую очередь на мышечную, которая играет основную роль при выполнении произвольных движений. Занятия физической культурой, физическими упражнениями приводят к увеличению мышечной массы, совершенствованию функциональных возможностей мышц. Происходят положительные изменения и в опорно – двигательном аппарате, и в костно- суставном.

При систематических занятиях, как у нормально развивающихся детей,

так и у детей с различными отклонениями наблюдается улучшение состояния кардио-респираторной системы, снижение частоты сердечных сокращений и артериального давления, улучшение реакции сердечно-сосудистой системы.

Весьма благоприятно влияют физические упражнения на центральную нервную систему. Они способствуют повышению работоспособности клеток коры головного мозга и их устойчивости к сильным раздражителям, улучшению аналитико-синтетической деятельности центральной нервной системы и взаимодействия двух сигнальных систем, более быстрому формированию положительных условных рефлексов, что сопровождается повышением интенсивности и концентрации внимания, улучшением памяти, ростом производительности труда.

Упражнения, игры направленные на воспитание внимания и памяти применяемые мною на уроках: «Слушай сигнал», по звуковому сигналу свисток, хлопок, или флажок дети останавливаются. «Вызов номеров», играющие рассчитываются по порядку номеров, каждый ребенок запоминает свой номер. Цель этих игр: – развитие памяти, внимания.

Перед играющими раскладывается спортивный инвентарь: кегли, скакалки, мячи, гантели, гимнастические палки и другие предметы.

Водящий поворачивается к классу спиной, в это время убирается один предмет. Водящий, должен повернуться лицом к предметам, посмотреть все ли на месте и показать то место где лежал инвентарь, назвать предмет, который убрали. С помощью таких подвижных игр изучается непосредственно и спортивная терминология память, внимание.

Игры, направленные на развитие пространственной ориентировки:

«Запомни свое место», «Быстро по местам», « Третий лишний», «Заячий

домик», «Чья команда быстрее построится?». С помощью этих игр идет обучение и совершенствование строевых упражнений, которые применяются на каждом уроке. «Класс, смирно!», «Равняйсь!», повороты на месте: направо, налево, кругом! Фланг, интервал, дистанция, смыкание, размыкание на месте и в движении способствуют воспитанию дисциплины, организованности на уроках и формированию правильной осанки.

Актуальными задачами процесса организации спортивно-оздоровительной работы в коррекционной школе  являются активизация познавательной деятельности и стимулирование психологических функций с помощью физических упражнений. Физические упражнения – высокоэффективное средство укрепления здоровья и повышения работоспособности. Поэтому они давно и заслуженно привлекают к себе пристальное внимание ученых, стремящихся найти ответы на вопрос о сущности оздоровительного влияния физической культуры, повышения работоспособности, оптимальных, эффективных форм и средств двигательной деятельности ребенка.

В физическом воспитании принято различать две специфические взаимосвязанные стороны учебно – воспитательного процесса: обучение

двигательным действиям и воспитание физических качеств, это то чем я руководствуюсь при планировании и проведении уроков, секционных занятий, спортивных общешкольных мероприятий.

Воспитание физических качеств: силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости, координации предполагает целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма детей с отклонениями в интеллектуальном развитии, которое в коррекционном отношении, при соблюдении условий дифференцированных физических нагрузок, дают эффективные результаты.

Занятия физическими упражнениями и играми в режиме школы должны отличаться от уроков физической культуры, для которых, строгая регламентация, как в содержании, так и в структуре организации. Учитываются интересы учащихся, что им больше нравится, какими видами спорта больше хотят заниматься, что им приемлемо и с учетом пожелания детей активизирую внеклассную работу.

Началом спортивно-оздоровительной работы в школе является утренняя гигиеническая гимнастика. Это комплекс из 8-10 упражнений способствующий пробуждению организма. В этом комплексе входят упражнения на подтягивание, наклоны, повороты. Все упражнения выполняются в сочетании с дыханием. Проводят комплексы физорги классов, активисты спортивной жизни школы. Раз в два месяца комплексы обновляются.

Место проведения должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Контроль над выполнением остается за воспитателем группы. Учащиеся среднего и старшего звена в теплое время года утреннюю зарядку проводят на свежем воздухе, что способствует закаливанию организма.

Для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии адаптивная физическая рекреация это не только биологически оправданная двигательная деятельность, но и способ преодоления замкнутого пространства, возможность общения, само проявления личности.

В процессе учебных занятий, во время уроков, учителя предметники проводят физкультминутки. Это физические упражнения, которые проводятся на уроках для снятия напряжения, утомления. Комплекс включает 3-5 упражнений на подтягивание и расслабление мышц. Все упражнения можно выполнять сидя, стоя за партой, за стулом ученическим, между партами. Классная комната проветривается перед началом выполнения комплекса упражнений.

Рекреативные занятия в школе представлены в виде организованных игр на переменах и спортивный час после уроков. Эти игры направлены на организацию отдыха детей и снятия психофизического напряжения. В связи с тем, что дети с отклонениями в интеллектуальном развитии быстро утомляются и легко возбуждаются, с ними организуются специальные игры, малоподвижные. Лучше всего чтобы они проводились на свежем воздухе.

Надо использовать игры не только воздействующие на физическое и моторное развитие, но и содействующие коррекции личности ребенка. По своей структуре спортивный час напоминает урок физической культуры, только в виде различных эстафет, игр, экскурсий. Задача спортивного часа – это разрядка психофизического напряжения учащихся:

-снятие нагрузки;

-утомления;

-обеспечение активного, эффективного отдыха;

-укрепление здоровья;

-совершенствование физического развития;

-закаливание организма;

Содержание внеклассных форм занятий подбирается с учетом возрастных особенностей. Внеклассные соревнования не имеют целью определения спортивной квалификации и присвоение спортивного разряда, они прививают интерес к систематическим занятиям, воспитывают умение действовать соответственно в интересах всей команды, защищая честь класса, группы, школы. Функциональные возможности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии ограничены, поэтому особенно надо обратить внимание на выбор упражнения, игры и дозировку. 

Как определить предел допустимых нагрузок в упражнениях, предъявляющих высокие требования к работе сердечно-сосудистой системе и

дыхательной системы? (бег на короткие дистанции, кросс, с/и. прыжковые упражнения). Прежде чем дать задание с большой нагрузкой я измеряю пульс ребенка, веду опрос о самочувствии детей. Если пульс учащен, ребенку дается более упрощенный вариант выполнения упражнений или другое задание с меньшей амплитудой движений.

Существует специальная таблица признаков усталости, при выполнении физических нагрузок которой я пользуюсь.

Но бывают и такие случаи, когда у ребенка повышенный пульс, но не от физических упражнений, а от других факторов, тогда применяю индивидуальный подход к таким ученикам (упражнения в расслаблении, дыхательные упражнения). С помощью физических упражнений можно снять перевозбуждение, нормализовать психические функции, если состояние ребенка нормальное.

Другая категория детей, это дети с низким уровнем физического развития. Они слабее всех, стесняются выполнять упражнения вместе со всеми, чаще остальных ищут причины лишь бы не заниматься, бояться быть смешными в глазах товарищей. К таким детям применяю индивидуальный подход с учетом их индивидуальных возможностей, метод убеждения, беседы.

Еще одна категория детей – это дети со слабым здоровьем, с нарушением опорно-двигательного аппарата. Такие дети стесняются выполнять физические упражнения. Таким детям разрешаю проявлять больше самостоятельности при постоянном контроле учителя и помощи товарищей.

В школе работает кружок «Спортивный клуб», куда дети ходят с удовольствием. Основная задача внеклассной работы это повышение спортивного мастерства, личных результатов, укрепление здоровья, воспитание нравственных качеств, приучение к дисциплинированности,

организованности, ответственности, любознательности, собственной активности, инициативы и творчества, формирование эстетических потребностей к ежедневным занятиям спортом.

Общешкольные спортивно-оздоровительные мероприятия в школе проводятся регулярно, где дети показывают уровень спортивной подготовки и спортивного мастерства.