Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида№6 «Василёк» Карасукского района Новосибирской области
Логопедический досуг в подготовительной группе
«Путешествие на остров правильной речи»
Подготовила:
Кайгородова Е.В. учитель-логопед
Цель: формирование стремления овладеть правильной речью.
Задачи.
- Закреплять представление об изученных речевых звуках (гласных и согласных), навыки звукового анализа и синтеза, умение выделять заданный звук из состава слова.
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата, фонематические процессы, внимание, моторику рук, связную речь.
- Формировать положительную мотивационную направленность к логопедическим занятиям, развивать интерес к языку. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на художественный образ.
Используемые материалы.
Раздаточный:
– разрезанная картинка (пазл) – паровозик;
– «Волшебный мешочек» (с игрушками);
– дипломы выпускников логопедической группы.
Демонстрационный:
– аудиозапись песни из мультфильма «Паровозик из Ромашково»;
– мультимедийное оборудование;
– презентация «Путешествие на остров Правильной речи».
Методы и приемы:
– наглядные: демонстрация, сюрпризный момент;
– словесные: загадки, решение речевых задач;
– практические: упражнения артикуляционной гимнастики, игровая ситуация.
Предварительная работа.
Разучивание стихов, частушек, скороговорок.
Ход:
- Организационный момент.
-Дорогие ребята, скоро наступит тот торжественный день, когда вы попрощаетесь с детским садом. Здесь вы подросли, многое узнали, а ещё научились правильно и красиво говорить. И вот сегодня мы предлагаем вам совершить необычное и увлекательное путешествие на Остров Правильной речи…
Звучит музыкальное произведение Л. В. Бетховена «Фантазия».
Слайд №1
За дремучим – дремучим лесом,
За высокими – высокими горами,
За шумным – шумным морем
Находится Остров Правильной речи, это остров необычный: он находится не в море, а на суше. Как же нам туда попасть? Как вы думаете? (ответы) Дети собирают разрезанную картинку (пазл) «Паровозик из Ромашково» (Приложение № 1).
- Основная часть.
– Путешествие на Паровозике начинается! Чтобы попасть на Остров, нужно преодолеть препятствия и показать, чему вы научились на логопедических занятиях. Наш друг Речевичок услышал, что вы собрались на Остров Правильной речи, и приготовил первое испытание.
Слайд №2
Отгадайте загадки:
- Не куст, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
- . Если ему работу дашь –
Зря трудился карандаш.
(Ластик)
- Долговязый Тимошка
Бежит по узенькой дорожке,
Его следы – твои труды.
(Карандаш)
4 Сели на странички 33 сестрички,
Сели рядом – не молчат, нам
загадки говорят.
(Буквы)
– Молодцы, все загадки отгадали.
Звучит песня «Паровозик из Ромашково». Дети выстраиваются паровозиком и двигаются по залу.
А сейчас объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется.
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….
Слайд №3
Остановка «Неправильных предложений».
(разделиться на две команды)
Ветер сильный набежал,
Предложения сломал,
На тучки их развесил,
Словечкам там не весело.
1 команда:
Ёлка прыгнула на белку (Белка прыгнула на ёлку).
Стул укатился под клубок (Клубок укатился под стул).
2 команда:
Лошадь лаяла на собаку (Собака лаяла на лошадь).
Новое платье испачкало Милу (Мила испачкала новое платье).
– Молодцы, правильно, тучка подарила вам сердечки !
Ой, мы кажется в сказке уже…
– Посмотрите, какой красивый замок.
Слайд №4
Это замок Звуковичка. А вот и он сам!
На слайде появляется Звуковичок.
Звуковичок подготовил задания, которые помогут попасть на Остров Правильной речи.
Задание «Волшебный мешочек» : дети по очереди достают игрушку из мешочка и придумывают слово, которое начинается с такого же звука, как и игрушка.
Задание «Хлопните в ладоши, если услышите звук «С» в словах ….» :
сок, бок, сон, кон, сон, бор, Саня, сойка, тройка, мойка, собака, сумка, сынок, чашка, стол, пол, косынка, книга, стог, ковер, носок, песок.
Задание «Топните ногой, если услышите звук в «Ш» в словах….» :
шуба, коса, шинель, сок, шпилька, сало, шутка, сыпь, шахта, штора, сыр, сахар, шум, собака, карандаши, каша, весы, бусы, вермишель.
Задание «Поднимите руку, если услышите звук «Л» в словах….» :
лапа, шуба, лыко, сон, пламя, дом, клоун, масло, стакан, весло, горох, мишка, волк, снег, полка, бумага, ёлка, стекло, брат.
– Молодцы, ребята, и с заданием Звуковичка вы справились!
Дети выстраиваются паровозиком и двигаются по залу под звучание песни «Паровозик из Ромашково».
Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….
Остановка «Угадай-ка!».
Слайд № 5
– Кто же нас здесь встречает? Познакомьтесь, ребята, это Вопроскин!
На слайде появляется Вопроскин.
Он придумал загадки – шутки.
Нет конца у строчки,
Кто придумает конец,
Тот и будет молодец!
Дети хором отвечают на загадки – шутки.
Правильный ответ появляется на слайде № 6
В чаще голову задрав,
Воет с голоду. (волк)
Кто в малине знает толк,
Косолапый бурый. (медведь)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать … (свинья)
Кто любит по ветвям носиться?
Конечно, рыжая. (белка)
Быстрее всех от страха
несется … (заяц)
По горной круче проходил,
Обросший шерстью. (баран)
В теплой лужице своей
Громко квакал. (лягушонок)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает … (обезьяна)
– Спасибо, ребята, справились с хитрым заданием Вопроскина!
Под звучание песни «Паровозик из Ромашково» дети продолжают путешествие.
Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….
Остановка «Пропевай-ка!»
Слайд № 7 (по очереди появляются гласные звуки)
– Звуки гласные мы знаем, без труда их различаем:
А, У, О, Ы, Э, И – вот такие все они – обитатели «Пропевай-ки».
Нет для них преграды,
Петь мы эти звуки рады.
Вызываем по порядку
Наши звуки на зарядку.
Звуки очень любят песни,
С песней жить им интересней!
( Дети пропевают хором указанные звуки:
1 «А-а-а»! Пошире рот открой!
Не ленись и громче пой!
2 «У-у-у»! надул капризно губки,
Их он вытянул как трубки.
Вот какой он привереда –
Будет дуться до обеда.
6 «И-и-и»! – улыба, весельчак,
Он смеётся звонко так!
На весёлом язычке
Скачет, звук как на седле!
3 Округлив большие губы,
«О» прикрыл немного зубы,
Язык поглубже оттянул,
Спинку выгнул,
«О-о-о» – вздохнул.
5Вот в задумчивом сомненье
«Э»! высказывает мненье:
«Э-э-э», не знаю, что сказать,
может лучше помолчать!
- «Ы»хоть гласный, но тихоня,
Всё зевает он спросонья:
«Ы-ы-ы» поспать ещё часок?
Или, может выпить сок?
А ещё наши ребята приготовили забавные частушки!
Звучит музыка, дети поют частушки:
Мы расселись по порядку
дружно делаем зарядку
не руками не ногами а своими языками!
Мы играем в Пулемет
мы рычим как рация,
не ругайте нас идет,
автоматизация!
Написали мне в тетради трудное задание
Даже бабушка сказала, что за наказание!
Вот закончились все муки, мне поставили все звуки
На больничном побывал, половину растерял!
Я решила в воскресенье все задания повторить
Даже наша кошка Мурка научилась говорить!
А вчера я объяснял
Маме с папой гласные
Этих взрослых обучать
Затея ведь напрасная!
Проявляет логопед
Знание, активность
Повышает он у нас
коммуникативность!
Мы пока частушки пели, заплетались языки
Вы похлопайте немножко, мы старались, как могли!
Звучит песня «Паровозик из Ромашково». Дети паровозиком двигаются по залу.
Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка….
Остановка «… беда».
Слайд № 8
– Что за остановка такая, что за беда тут приключилась?
На слайде появляется Зубастый Звукоед и его послание:
Я великий звукоед
Если только захочу,
И слова проглочу!
Всех ошибок я начальник…
– Злой зубастый Звукоед всем словам наносит вред!
Он звук «С» в словах съедает, и значенья слов меняет.
Что же натворил Звукоед?
Был «смех» -стал…
Был «спорт» – ….
Была «стройка» – …
Был «спутник» – …
Был «снаряд» – …
Был «скот»– …
– Если вы справитесь со следующим заданием, то одолеете Звукоеда.
Задание «Скажи правильно».
– Когда услышите правильное слово, хлопните в ладоши.
Фанки – танки – шанки – ханки – сянки – хянки – санки – тянки – санки.
Сапка – фапка – хапка – шапка – тапка – сяпка – щапка – шапка.
Фафна – хахна – сосна – фасна – шашна – сясьна – сосна – сашна.
Фышка – шифка – сыска – хыхка – шиска – шишка – щищка – шишка.
– Умницы! Прогнали Зубастого Звукоеда! А нам пора отправляться дальше.
Но снова объявляется,
Что поезд отправляется,
В дорогу отправляется
По строчкам, по листам.
Ребята, по местам!
Поехали, поехали,
Минуты не проехали,
Пред нами остановка…
Остановка «Скороговорно-чистоговорная».
Слайд № 9 (на слайде появляется Буратино)
– На этот раз задание приготовил Буратино! Он уже научился правильно говорить, читать и даже выучил скороговорки. А вы знаете скороговорки? (Дети отвечают)
Усядемся на пригорке, скажем скороговорки.
Скороговорка с первого пригорка.
Шесть мышат в камышах шуршат.
У киски в миске сливки скисли.
Пять ребят нашли пять опят.
Наш Полкан попал в капкан.
Петя пень пилил пилой.
Котик клубок укатил в уголок.
Ёжик в бане вымыл ушки, шейку, кожицу на брюшке, и сказал еноту ёж: « Ты мне спинку не потрёшь?»
– Вот и заканчивается, дорогие друзья, наше путешествие! Наш паровозик волшебный, и он перенёс нас прямо на Остров правильной речи!
- Рефлексия.
– Ребята, вы преодолели все препятствия. Понравилось наше путешествие?
– Какое задание показалось самым сложным?
-А за ваши старания и умения вы награждаетесь дипломами.