Муниципальное бюджетное учреждение культуры « Детская школа искусств» г. Выкса
Методическая разработка открытого урока
Тема:
«Развитие образного мышления у учащихся младших классов ДШИ».
Подготовила : Макарова Алла Александровна- преподаватель фортепиано
2019г
Тип урока: Комбинированный
Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике.
Цель урока:
Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.
Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.
Задачи урока:
Образовательные:
Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся
Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано
Научить грамотно работать с нотным текстом
Закрепить теоретические знания( сольфеджио, музыкальная литература- сведения о композиторах).
Углубить знания об исполняемых произведениях, познакомить учащуюся с различным исполнением изучаемых произведений.
Развивающие:
Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора.
Развитие двигательно-игровых навыков
Развитие чувства ритма
Развитие организованности, внимательности, наблюдательности, умения анализировать.
Воспитательные:
Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту
Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке
Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы
Воспитание навыков самоконтроля
Воспитание культуры поведения за инструментом
Методические приемы:
– словесный (объяснение, беседа)
– наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков, портреты композитора)
– практический (слушание музыки, игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.)
– творческий (поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)
– репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)
– метод игры
Оборудование:
Инструмент( фортепиано), наглядные пособия( портреты композиторов, рисунки, ) нотная литература, мультимедийный проектор, информационный носитель.
Этапы урока:
- Организационный этап. 1 мин
Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы.
2 Основной этап.
а). Работа над гаммами и упражнениями в игровой форме:
до мажор- расходящаяся( с подтекстовкой)
фа мажор- различными штрихами , чередуя руки
соль мажор-( с подтекстовкой « Утенок»)
ля минор- ( с подтекстовкой « Цапля»)
ре мажор- арпеджио ( С подтекстовкой» Осьминог»)
б) Проверка домашнего задания:
3.Работа над С Майкапар « Мазурка»
- Работа над пьесой Ю. Щуровского « Воробышек»
- Работа над пьесой С. Майкапар « Колыбельная-сказочка»
6.Игра в ансамбле: Р. муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина « Антошка»
Начало урока
Организационный момент:
– Здравствуй, Анфиса. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.
Сообщение темы и постановка задач:
– Сегодня на уроке мы будем сочинять рассказ и учиться создавать образ при помощи
выразительных средств музыки.
Педагог: Наш рассказ мы назовем» День Анфисы».
Представь, что ты встала рано утром. Что сначала надо сделать?
Ученица: Сначала делаем зарядку.
Педагог: Совершенно верно. Давай сделаем зарядку для наших пальчиков, чтобы они умели быстро и красиво играть.
Основной этап.
Работаем над упражнениями.
до мажор- расходящаяся( с подтекстовкой)
фа мажор- различными штрихами , чередуя руки
соль мажор-( с подтекстовкой « Утенок»)
ля минор- ( с подтекстовкой « Цапля»)
ре мажор- арпеджио ( с подтекстовкой « Осьминог»)
Знакомство с хроматической гаммой от До на 2 октавы, к.р.о.( Хроматизм играем)
Педагог: Я хочу задать тебе несколько вопросов. Мы играем мазурку. Что такое мазурка?
Ученица: Мазурка0 польский народный танец, размер 3 четверти, с четким ритмом.
Педагог: Молодец! Правильно. Сейчас мы постараемся проявить своё воображение. После того, как ты сделала зарядку , ты отправилась в школу. Там встретила своих одноклассников. и провела день с ними. Посмотри на нашу мазурку. Давай начни её играть и мы поговорим дальше.( играет)
Педагог: Как ты думаешь, сколько здесь показано образов?
Ученица: Два.
Педагог: Какие это образы.
Ученица: Первый- строгий, или жесткий, а второй более мягкий.
Педагог: А сколько в пьесе частей?
Ученица. Три.
Педагог: Что происходит в первой части?
Ученица: В первой части эти образы встречаются, как бы начинают свой разговор.
Педагог: А какие средства выразительности тебя подтолкнули на эту точку зрения.
Ученица: динамика сначала не очень громкая, потом становится ещё тише. Много движения в мелодии вверх, а затем вниз.
Педагог: Какие видишь штрихи?
Ученица: В первом образе нон легато, а второй образ легато, хотя и ритм пунктирный.
Педагог: Давай сыграем первую часть и постараемся показать эти волны динамические.( играет, обращаю внимание на пунктирную четкость, но и плавность исполнения) Что происходит во второй части. Куда движется мелодия?
Ученица: Мелодия поднимается вверх.
Педагог: Что происходит с фразами.
Ученица: Они становятся короче. И динамика меняется. В конце идет замедление, как будто мы остановились в ожидании чего-то.
Педагог: Давай сыграем вторую часть.( играем)
Педагог: И заключительный раздел начинается с какой динамики?
Ученица: Пианиссимо( очень тихо)и доходим до форте в конце.
Педагог: А что ты думаешь здесь может происходить с нашими образами?
Ученица: Я думаю, ребята решили помириться и в конце всё заканчивается хорошо- дружбой.
Педагог: Молодец! Ну давай постараемся изобразить через динамику всё то, что ты сказала.
Педагог: Ну, вот закончились уроки и ты пошла домой. По дороге кого ты встретила?
Ученица: Птичку- воробышка.
Педагог: Молодец. Я просила тебя нарисовать воробышка. Давай посмотрим в нотки. Педагог: Я вижу , ты нарисовала два рисунка. Почему?
Ученица: Потому что музыка меняется в пьесе.
Педагог: Значит и с воробышком что-то происходит. Да? Как ты думаешь , какая это птичка?
Ученица: Маленькая, юркая, хитрая. Воробышек отнимает крошки у голубей и пархает на ветки деревьев.
Педагог: Что тебя здесь побудило к этому ответу, какие музыкальные средства выразительности? В каком регистре звучит мелодия?
Ученица: Мелодия в верхнем регистре, скачки через октаву.
Педагог: Что ты можешь сказать про динамику?
Ученица: Динамика пока ещё тихая.
Педагог: А какой здесь используется штрих?
Ученица : Стаккато. Давай сыграем с тобой первую часть и постараемся показать эту маленькую птичку.( играем, обращаю внимание на точную пульсацию, не ускорять.)
Педагог: Что происходит у нас в пьесе во второй части?
Ученица: Здесь меняются штрихи. Появляется легато, аккорды. В музыке какая то осторожность и появляется грусть.
Педагог: Что ты можешь сказать про настроение?
Ученица: Мне кажется, что начался дождик, воробышку стало холодно и сыро. Он грустит.
Педагог: Молодец. Давай попробуем эту картину изобразить звуками.( обращаю внимание на исполнение коротких лиг, мягкое снятие после лиги динамическое разнообразие).
Педагог: Давай посмотрим на третью часть. Что можешь сказать о ней?
Ученица: Третья часть –это повторение первой.
Педагог: Совершенно верно. Та же динамика, те же скачки октавные, штрих стаккато.
Ученица: Кажется , что выглянуло солнышко и воробышку стало опять весело. А в конце он улетает.
Педагог: Молодец давай доиграем пьесу до конца.( играем)
Педагог: Спасибо. Ну вот наступает вечер и многие готовятся ко сну. Ты тоже. Перед сном , что обычно делают мамы для своих детей?
Ученица: Поют колыбельные и рассказывают сказки.
Педагог: Да. Вот и у нас есть пьеса С. Майкапара под названием «Колыбельная-сказочка». Какой характер музыки?
Ученица: Спокойная. Задумчивая с какой-то грустью.
Педагог: В среднем разделе появляются аккорды со шрихом стаккато. Как ты думаешь, что это за герой.
Ученица: Я думаю- это волшебные феи летают и собирают нектар.
Педагог: Когда ты исполняешь это произведение . что тебе представляется?
Ученица: Волшебная ночь и ночью вылетают. которые каждая занимается своими обязанностями. Одни поливают цветы, другие собирают волшебную пыль, чтобы могли летать, третьи что – то мастерят. Днем они не летают, потому что их могут увидеть люди.
Педагог: Молодец. Давай сейчас отдохнем и сыграем наш ансамбль» Антошка» со словами. ( Играем и ученица поет).
Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке?
Ученица: Мы создавали сказку.
Педагог: Да. Музыкальные образы, через средства выразительности.
Педагог: Как ты считаешь, все ли у тебя получилось.
Ученица: Я старалась , но получается ещё не все.
Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов( как в мазурке и воробышке)и длинных плавных интонациях( как в Колыбельной).
Домашнее задание:
- В « Мазурке» выдерживай аккорды и точней выполняй пунктир, поиграй отдельно к.р.о.
2.Не ускорять , а идти в одном темпе в первой части « Воробышка».
3.. Поработать над короткими лигами во 2 части Воробышка( Взять-снять),
- Нарисуй страну фей, про которую мы сегодня говорили.
Оценивание:
Педагог: Анфиса, ты хорошо поработала дома и на уроке, вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, нарисовала рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведений. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую твёрдую пятёрку.
Самоанализ открытого урока
В процессе урока , ученица была активна, внимательна. Практические задания , поставленные преподавателем выполняла с творческим подходом , осмысленно.
Структура урока выдержана в соответствии с планом работы. Каждое из заданий помогало переключить внимание ученицы с одного вида деятельности на другой, что благоприятствовало активной работе без утомления.
Урок строился на речевом и музыкальном диалоге педагога и ученицы.
Цель урока – Воспитание художественной инициативы и закрепление пианистических приемов , считаю, достигнута.