Муниципальное  бюджетное учреждение культуры « Детская школа искусств» г. Выкса

Методическая разработка открытого урока

Тема: 

«Развитие образного мышления  у учащихся младших классов ДШИ».

Подготовила : Макарова Алла Александровна- преподаватель фортепиано

2019г

Тип урока: Комбинированный

Обобщение и закрепление знаний, умений и навыков. Применение знаний на практике.

Цель урока:

Воспитание художественно-исполнительской инициативы и закрепление пианистических приемов.

 Раскрыть и выразить в исполнении образное содержание музыкального произведения.

Задачи урока:

Образовательные:

Расширить багаж музыкальных впечатлений учащейся

Продолжить работу над рациональными приемам игры на фортепиано

Научить грамотно работать с нотным текстом

Закрепить теоретические знания( сольфеджио, музыкальная литература- сведения о композиторах).

Углубить знания об исполняемых произведениях, познакомить учащуюся с различным исполнением изучаемых произведений.

Развивающие:

Развитие музыкально-образного мышления, расширение музыкального кругозора.

Развитие двигательно-игровых навыков

Развитие чувства ритма

Развитие организованности, внимательности, наблюдательности, умения анализировать.

Воспитательные:

Воспитание интереса  и любви к предмету и инструменту

Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке

Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы

Воспитание навыков самоконтроля

Воспитание культуры поведения за инструментом

Методические приемы:

– словесный (объяснение, беседа)

– наглядный (применение репродукций картин и детских рисунков,  портреты композитора)

– практический (слушание музыки,  игра на инструменте, решение пианистических и художественных задач.) 

– творческий (поиск средств выразительности для образного воспроизведения программных произведений)

– репродуктивный ( воспроизведение выученного текста)

– метод игры

Оборудование:

Инструмент( фортепиано), наглядные пособия( портреты композиторов, рисунки, ) нотная литература, мультимедийный проектор, информационный носитель.

Этапы урока:

  1. Организационный этап.                                                                                   1 мин

Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога с обоснованием выбранной темы. 

2 Основной этап.

а). Работа над гаммами и упражнениями в игровой форме:

до мажор- расходящаяся( с подтекстовкой)

фа мажор- различными штрихами , чередуя руки

соль мажор-( с подтекстовкой « Утенок»)

ля минор- ( с подтекстовкой « Цапля»)

ре мажор-  арпеджио ( С подтекстовкой» Осьминог»)

б) Проверка домашнего задания:

3.Работа над С Майкапар « Мазурка»

  1. Работа над пьесой Ю. Щуровского « Воробышек»
  2. Работа над пьесой С. Майкапар « Колыбельная-сказочка»

6.Игра в ансамбле: Р. муз. В. Шаинского, сл. Ю. Энтина « Антошка»

 

Начало урока

Организационный момент:

– Здравствуй, Анфиса. Приготовь ноты, дневник, присаживайся.

Сообщение темы и постановка задач:

– Сегодня на уроке мы будем сочинять рассказ и  учиться создавать образ при помощи 

выразительных средств музыки.

Педагог: Наш рассказ мы назовем» День Анфисы».

Представь, что ты встала рано утром. Что сначала надо сделать?

Ученица: Сначала делаем зарядку.

Педагог: Совершенно верно.  Давай сделаем зарядку для наших пальчиков, чтобы они умели быстро и красиво играть.  

Основной этап.

Работаем над упражнениями.

до мажор- расходящаяся( с подтекстовкой)

фа мажор- различными штрихами , чередуя руки

соль мажор-( с подтекстовкой « Утенок»)

ля минор- ( с подтекстовкой « Цапля»)

ре мажор-  арпеджио ( с подтекстовкой « Осьминог»)

Знакомство с хроматической гаммой от До на 2 октавы, к.р.о.( Хроматизм играем)

Педагог: Я хочу задать тебе несколько вопросов. Мы играем мазурку. Что такое мазурка?

Ученица: Мазурка0 польский народный танец, размер 3 четверти, с четким ритмом.

Педагог: Молодец! Правильно. Сейчас мы постараемся проявить своё воображение. После того, как ты сделала зарядку , ты отправилась в школу. Там встретила своих одноклассников. и провела день с ними. Посмотри на нашу мазурку. Давай начни её играть и мы поговорим дальше.( играет)

Педагог: Как ты думаешь, сколько здесь показано образов?

Ученица: Два.

Педагог: Какие это образы.

 Ученица: Первый- строгий, или жесткий, а второй более мягкий. 

Педагог: А сколько в пьесе частей?

Ученица. Три. 

Педагог: Что происходит в первой части?

 Ученица: В первой части эти образы встречаются, как бы начинают свой разговор.

Педагог: А какие средства выразительности тебя подтолкнули на эту точку зрения.

 Ученица: динамика сначала не очень громкая, потом становится ещё тише. Много движения в мелодии вверх, а затем вниз.

Педагог: Какие видишь штрихи?

Ученица: В первом образе нон легато, а второй образ легато, хотя и ритм пунктирный.

Педагог: Давай сыграем первую часть и постараемся показать эти волны динамические.( играет, обращаю внимание на пунктирную четкость, но и плавность исполнения) Что происходит во второй части. Куда движется мелодия?

Ученица: Мелодия поднимается вверх.

Педагог: Что происходит с фразами.

 Ученица: Они становятся короче. И динамика меняется. В конце идет замедление, как будто  мы остановились в ожидании чего-то.

Педагог: Давай сыграем вторую часть.( играем)

Педагог: И заключительный раздел начинается с какой динамики?

Ученица: Пианиссимо( очень тихо)и доходим до форте в конце.

Педагог: А что ты думаешь здесь может происходить с нашими образами?

 Ученица: Я думаю, ребята решили помириться и в конце всё заканчивается хорошо- дружбой.

Педагог: Молодец! Ну давай постараемся изобразить через динамику всё то, что ты сказала.

Педагог: Ну,  вот закончились уроки и ты пошла домой. По дороге кого ты встретила?

 Ученица: Птичку- воробышка.

Педагог: Молодец. Я просила тебя нарисовать воробышка.  Давай посмотрим в нотки. Педагог: Я вижу , ты нарисовала два рисунка. Почему?

 Ученица: Потому что музыка меняется в пьесе. 

Педагог: Значит и с воробышком что-то происходит. Да? Как ты думаешь , какая это птичка?

Ученица: Маленькая, юркая, хитрая. Воробышек отнимает крошки у голубей и пархает на ветки деревьев. 

Педагог: Что тебя здесь побудило к этому ответу, какие музыкальные  средства выразительности? В каком регистре звучит мелодия?

 Ученица: Мелодия в верхнем регистре, скачки через октаву. 

Педагог: Что ты можешь сказать про динамику?

Ученица: Динамика пока ещё тихая.

Педагог: А какой здесь используется штрих?

Ученица : Стаккато. Давай сыграем с тобой первую часть и постараемся показать эту маленькую птичку.( играем, обращаю внимание на точную пульсацию, не ускорять.)

Педагог: Что происходит у нас в пьесе во второй части?

 Ученица: Здесь меняются штрихи. Появляется легато, аккорды. В музыке какая то осторожность и появляется грусть.

Педагог: Что ты можешь сказать про настроение?

Ученица: Мне кажется, что начался дождик, воробышку стало холодно и сыро. Он грустит.

Педагог: Молодец. Давай попробуем эту картину изобразить звуками.( обращаю внимание на исполнение коротких лиг, мягкое снятие после лиги динамическое разнообразие).

Педагог: Давай посмотрим на третью часть. Что можешь сказать о ней?

 Ученица: Третья часть –это повторение первой. 

Педагог: Совершенно верно. Та же динамика, те же скачки октавные, штрих стаккато.

 Ученица: Кажется , что выглянуло солнышко и воробышку стало опять весело. А в конце он улетает.

Педагог: Молодец давай доиграем пьесу до конца.( играем)

 Педагог: Спасибо. Ну вот наступает вечер и многие готовятся ко сну. Ты тоже. Перед сном , что обычно делают мамы для своих детей?

 Ученица: Поют колыбельные и рассказывают сказки.

Педагог: Да. Вот и у нас есть пьеса С. Майкапара  под названием  «Колыбельная-сказочка». Какой характер музыки?

 Ученица: Спокойная. Задумчивая с какой-то грустью. 

Педагог: В среднем разделе появляются аккорды со шрихом стаккато. Как ты думаешь, что это за герой. 

Ученица: Я думаю- это волшебные феи летают и собирают нектар.

Педагог: Когда ты исполняешь это произведение . что тебе представляется? 

Ученица: Волшебная ночь и ночью вылетают. которые каждая занимается своими обязанностями. Одни поливают цветы, другие собирают волшебную пыль, чтобы могли летать, третьи что – то мастерят. Днем они не летают, потому что их могут увидеть люди.

Педагог: Молодец. Давай сейчас отдохнем и сыграем наш ансамбль» Антошка» со словами. ( Играем и ученица поет).

Педагог: Чем мы занимались сегодня на уроке?

Ученица: Мы  создавали сказку.

Педагог: Да. Музыкальные образы, через средства выразительности. 

Педагог: Как ты считаешь, все ли у тебя получилось.

 Ученица: Я старалась , но получается ещё не все.

Педагог: Мы сегодня много говорили о выразительных средствах. Внешний облик передается с помощью коротких мотивов( как в мазурке и воробышке)и длинных плавных интонациях( как в Колыбельной). 

Домашнее задание:

  1. В « Мазурке» выдерживай аккорды и точней выполняй пунктир, поиграй отдельно к.р.о.

2.Не ускорять , а идти в одном темпе в первой части « Воробышка». 

3.. Поработать над короткими лигами во 2 части Воробышка( Взять-снять), 

  1. Нарисуй страну фей, про которую мы сегодня говорили.

Оценивание: 

Педагог: Анфиса, ты хорошо поработала дома и на уроке, вспомнила средства музыкальной выразительности, разобралась с текстом, нарисовала рисунок, поупражнялась над отдельными элементами произведений. Сегодня за урок я тебе ставлю хорошую твёрдую пятёрку.

 

Самоанализ открытого урока

В процессе урока , ученица была активна, внимательна. Практические задания , поставленные преподавателем выполняла с творческим подходом , осмысленно.

Структура урока выдержана в соответствии с планом работы. Каждое из заданий помогало переключить внимание ученицы с одного вида деятельности на другой, что благоприятствовало активной работе без утомления.

Урок строился на речевом и музыкальном диалоге педагога и ученицы.

Цель урока – Воспитание художественной инициативы и закрепление пианистических приемов , считаю, достигнута.