Урок психологии по развитию комфортной атмосферы в классе «Золотое правило!!!»
Разработала педагог-психолог ЧОУ СОШ «Ломоносовская школа»
Исаева Анна Геннадьевна.
Цель: найти способы поведения, при которых все ребята в классе будут чувствовать себя комфортно.
Задачи:
- Повысить уровень сплочённости через подобранные упражнения
- Продиагностировать учеников на уровень комфортного пребывания в классе
- Разобрать ситуации, в которых можно чувствовать себя не комфортно
- В групповой работе сформулировать принципы комфорта в дружбе, учёбе, творчестве класса
- Ознакомить с золотым правилом нравственности
- Получить заряд положительных эмоций
Целевая аудитория: 3-4 классы
Инструментарий:
- Плакат-девиз занятия
- Предмет для внимательного слушания
- Слайды со списком комфортных и дискомфортных эмоций
- Семь цветных карточек и именные магниты учащихся
- Карточки с ситуациями
- Фломастеры и бумага (3 формата А3)
- Набор картинок для аппликаций и клей
- Десять записок со словами и скотч
- Плакат с золотым правилом нравственности
- Хорошее настроение
ХОД ЗАНЯТИЯ
На доске висит плакат-девиз «Поступки, которые мы совершаем, меняют наш внутренний мир».
– Ребята, сегодня у нас интересное занятие под названием «Золотое правило!!!» и девизом его я выбрала слова Аристотеля, наимудрейшего человека. Прочтём их все вместе …. Как вы думаете, в чём смысл высказывания? ……….
Вы всё правильно говорите. Но, к сожалению, перебиваете друг друга. Сегодня у нас будет введена новая традиция, которая называется «Предмет для слушания». Возьмём, допустим, сегодня этот карандаш. Говорить может только тот, у кого он в руке. Далее он передаёт карандаш следующему говорящему. Остальные внимательно слушают не перебивая.
Сейчас я предлагаю вам создать цветовую гамму нашего класса. По очереди возьмите свой именной магнит и прикрепите его на цвет, который у вас ассоциируется с вашим эмоциональным пребыванием в нашем классе. …… Спасибо!!!
- красный цвет – соответствует восторгу;
- оранжевый – выражает радость, веселье;
- желтый – соответствует светлому, приятному настроению;
- зеленый – спокойному состоянию;
- синий – грустному, неуверенному состоянию;
- фиолетовый – тревожному, напряженному состоянию;
- черный – соответствует упадку, унынию;
- белый – страху.
Как мы видим, не все чувствуют себя комфортно, (или наоборот)))).
Блиц-опрос:
– Задача всего классного коллектива: обеспечить комфортную обстановку для всех его участников. Скажите: при каких условиях вы чувствуете себя комфортно?… (по цепочке)
– Что мы все можем сделать для комфорта класса?…
Вот на этот вопрос мы сегодня будем стараться ответить. (5 минут)
Предлагаю вам сейчас выстроиться в одну линию по цвету глаз от тёмных к светлым……..
(Делим линию на 4 равных части) Таким образом, мы поделились на 4 группы. Присаживайтесь по группам.
Список некомфортных эмоций на слайде.
Каждой группе предстоит разобрать ситуацию и ответить на два вопроса: какие чувства и эмоции испытывает человек, которой попал в такую ситуацию; что необходимо от классного коллектива, что бы таких эмоций никто не испытывал? На обсуждение даётся 3 минуты.
1 ситуация: Алиса – девочка очень аккуратная и дорожит своими вещами. Мама привезла ей из Испании пенал, о котором она долго мечтала. В классе, ради собственного развлечения, хулиган Петька схватил пенал Алисы и убежал … (тревога за то, в каком состоянии вернут пенал, обида за неуважение к её вещам, переживание что расстроится мама, которая старалась угодить дочке, страх идти домой из-за этого, …)
2 ситуация: Серёжа – спокойный дружелюбный мальчик, он всегда с удовольствием общается с одноклассниками. Сегодня у Серёжи тяжёлый день, плохое настроение, он хочет просто посидеть подумать. А неугомонные Вася и Рома хотят играть в убойную игру «Повали меня на спину». Они силой привлекают к игре Серёжу… (раздражение, не желание отказать друзьям, обида, что друзья не учитывают его состояние,…)
3 ситуация: Марья Васильевна всю неделю думала о том, как бы поинтереснее приготовить урок для ребят. Что бы им было не скучно, познавательно и увлекательно. Она задерживалась ради этого на работе. Она меньше уделяла времени своей семье и своим увлечениям. И наконец воодушевлённая пришла на урок к 6 В классу. Но, наткнулась на крики, шум и неорганизованность учеников … (расстройство, тревогу, что она не состоялась как учитель, не желание отдавать всю себя работе, …)
4 ситуация: Илья – мальчик спокойный и добрый. Он не любит кричать, ругаться, не обижает одноклассников. А вот Грише Илья не нравится. Потому что он тихий и робкий! И вредный Гришка постоянно обзывает Илью и говорит ему неприятные вещи… (депрессия, низкая самооценка, уверенность в том, что ты никому не нужен, чувство униженности…)
Представление результатов обсуждения.
Вот так неприятно и некомфортно можно чувствовать себя в классе. И часто поступки, вызывающие подобные эмоции и чувства приводят к плохому настроению, упадку духовных и физических сил, снижению здоровья, самооценки,… Неприятно звучит, правда? А ведь именно так мы себя порой ведём в нашем классе, не задумываясь о чувствах других. Давайте менять своё поведение и дарить друг другу только комфортные эмоции.
Стандартный список комфортных эмоций на слайде.
Прошу вас встать в одну линию по дням рождения от января к декабрю, (делимся на три группы). Задача каждой из групп создать эмблему и принципы комфортного поведения. (для эмблемы предлагается набор рисунков, из которых они делаю аппликацию).
1 группа: эмблема и принципы дружбы,
2 группа: эмблема и принципы учёбы,
3 группа: эмблема и принципы творчества.
На работу у вас 8 минут….
Презентация правил (принципы согласуются со всеми ребятами и вывешиваются в классе).
Ребята существует очень известное золотое правило нравственности. Какое, вы сейчас угадаете сами. Под стульями прикреплено 10 записок со словами. Ваша задача из этих слов составить золотое правило нравственности, которое станет нашим классным девизом. Начинайте!!!
«Не делай другим того, чего не хотел бы испытать сам» (Конфуций).
Предлагаю сделать это высказывание девизом нашего класса. Согласны? …
Ну и на заключение. По три человека выходят в центр, хором произносят наш девиз и мы купаем их в аплодисментах. Пожалуйста, первая тройка… (5 минут)
Спасибо, будьте здоровы и счастливы!!!
Шеринг.