Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Радуга»

«Применение дидактического многофункционального пособия  «Мой дом» в  коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста  с задержкой психического развития» 

Автор: педагог-психолог Ершикова А.В.

Югорск, 2024

                         Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения»

К.Д.Ушинский 

Одной из актуальных проблем современности становится увеличение детей с задержкой психологического развития (далее ЗПР). У значительной части таких детей наблюдается сниженная познавательная активность, отклонения в эмоционально-волевой сфере, отклонения в общей моторике, повышенная утомляемость. Дети неусидчивы, им трудно удерживать внимание длительное время, особенно на коррекционно-развивающих занятиях, где необходимо выполнять упражнения и задания для получения хорошего результата. Поэтому от педагога-психолога требуется особый подход к детям. 

Перед специалистом стоит вопрос – как организовать коррекционно-развивающую работу с детьми, имеющими трудности в развитии. Зачастую такие дети не проявляют желания активно действовать, их познавательный интерес снижен, а результаты деятельности не доставляют ребенку удовлетворения. Поэтому специалисту необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Одной из эффективных форм работы является дидактическая игра.

В дидактических играх, как указывают З. М. Богуславская, Е. И. Удальцова, В. Н. Аванесова и другие, ребёнок без нажима, без нарочитой тренировки учится наблюдать, выделять особенности различных предметов, в них ярко проявляется взаимосвязь увлекательной игровой деятельности и процесса усвоения детьми представлений и знаний. Использование дидактических игр, помогает ребенку более длительно удерживать  внимание, способствует более качественному запоминанию, лучшему восприятию и помогает  поддерживать интерес ребенка на протяжении  всего занятия.  

Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

Опыт работы с детьми с ЗПР показывает, что многократное повторение одного и того же материала утомляет детей, пропадает интерес к занятиям. Поэтому, в арсенале каждого педагога должно быть достаточно большое количество наглядно-игровых дидактических пособий для того, чтобы занятия превратить в увлекательную игру.  А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и нетрадиционных игровых приёмов и средств, в работе с детьми ЗПР. Одним из средств активизации детей дошкольного возраста являются элемент занимательности и наглядность. Данные средства должны соответствовать возрасту детей , а также должны быть эстетичными, яркими, красочными и мобильными.             

Дидактическое пособие, «Мой  дом»,   которое разработано мной, соответствует вышеперечисленным условиям и является эффективным средством оптимизации коррекционно-развивающей работы в работе с детьми с задержкой психологического развития. Пособие многофункционально, вариативно. Каждый тематический комплект может быть использован самостоятельно, так и в сочетании с другими комплектами. Пособие может пополняться новыми элементами.

Пособие  « Мой дом»  ориентировано  на работу с детьми 4-7 лет  имеющих задержку психологического развития и направлено на развитие высших психических функций.  Пособие включает в себя  серию тематических комплектов в рамках лексических тем: «Мебель», «Посуда», «Техника в доме». 

Тематические комплекты состоят: демонстрационные карточки (24 штуки); предметные карточки «Мебель» (8 штук); предметные карточки «Посуда» (8 штук), предметные карточки «Техника в доме» (8 штук), предметные карточки «Мебель: тени» (8 штук); предметные карточки «Посуда: тени» (8 штук); предметные карточки: «Техника в доме: тени» (8 штук); разрезные картинки «Мебель» (8 штук); разрезные картинки «Посуда» (8 штук); разрезные картинки «Техника в доме» (8 штук); карточки для игры «Зоркий глаз» (по 4 штуки для каждой лексической темы); карточки для игры «Сыщики: мебель» (6 штук); карточки для игры «Сыщики: посуда» (12 штук); карточки для игры «Сыщики: техника в доме» (6 штук); карточки для игры «Доббль: мой дом» (13 карт). Демонстрационный материал представлен в приложении 1. 

В пособии «Мой дом» представлены варианты работы с комплектами в виде игр коррекционной направленности. 

 

Картотека игр

1.Игра «Найди тень»                                                                                                                   Цель игры: развитие внимания, памяти, зрительного восприятия.                                                                    Описание игры: В эту игру можно играть в нескольких вариантах.                                                 Вариант 1. «Самый быстрый». Предметные карточки раскладываются по кругу лицевой стороной вверх. Карточки с изображением теней кладутся в центр круга стопкой лицевой стороной вниз. Дети по очереди открывают карточки в центре круга и их задача, как можно быстрее найти предмет, которому принадлежит данная тень. Тот, кто сделал это первым получает фишку. Выигрывает тот, кто первым соберёт 3 фишки.                                            Вариант 2. «Найди пару». Предметные карточки кладутся в один ряд лицевой стороной вниз, под ними кладутся карточки с изображением теней, также лицевой стороной вниз. Ребёнку необходимо открыть одну карточку в верхнем ряду и одну карточку в нижнем ряду, если они образовали пару, то ребёнок забирает карточки себе и делает ещё один ход. Если карточки не совпали, то ребёнок возвращает их обратно и ход переходит следующему игроку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всего парных карточек. Вариант 3. «Найди верную тень». Перед ребёнком кладётся предметная карточка, а под ней кладут три карточки с изображением теней. Одна из теней подходит к предметной карточке. Задача ребёнка найти правильную тень.                                                                       Вариант 4. «Повторял-ка». Психолог раскладывает предметные карточки перед ребёнком в определённой последовательности и просит ребёнка запомнить их расположение. Затем карточки переворачиваются, а задача ребёнка повторить последовательное расположение карточек, используя комплект предметных карточек теней. Более упрощённый вариант игры, когда психолог переворачивает не все карточки, а только 2 или 3. И тогда задача ребёнка воспроизвести только эти карточки. Количество карточек, которые будут предлагаться ребёнку для запоминания зависит от уровня развития и возраста

2.Игра «Зоркий глаз»                                                                                                                         Цель: тренировка зрительных анализаторов, развитие внимания, быстроты реакции. Описание игры: Карточки с изображением наложенных друг на друга предметов кладутся на стол лицевой стороной вниз, а предметные карточки кладутся перед ребёнком лицевой стороной вверх. Ребёнок по очереди открывает карточки с изображением предметов, наложенных друг на друга и находит их среди предметных карточек.

  1. Игра «Сыщики»                                                                                                                                      Цель: развитие внимания, быстроты реакции, памяти, мышления.                                                           Описание игры: В эту игру можно играть в несколько вариантов.                                          Вариант 1 «Кто пропал?» Карточки кладутся стопкой, так, чтобы сверху были нарисованы предметы по 6 (5) штук. Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть их, затем карточка переворачивается, и задача ребёнка определить какие предметы пропали. Вариант 2 «Кто появился?” Карточки кладутся стопкой, так, чтобы сверху были нарисованы предметы по 4 штуки. Ребёнку предлагается внимательно рассмотреть их, затем карточка переворачивается, и задача ребёнка определить какие предметы появились. Вариант 3 «Найди недостающий». Играют только с той стороной карточки, на которой изображены предметы по 6 штук. Карточки кладутся стопкой. Вокруг раскладываются предметные карточки с изображением предметов. Задача ребёнка найти среди предметных карточек недостающие предметы.                                                                                                                           Вариант 4 «Запоминай-ка». Ребёнку показывается любая карточка. Предъявлять можно любую сторону. От того какую сторону предъявлять ребёнку зависит от уровня его развития и возраста. Задача ребёнка запомнить нарисованные предметы и найти их среди предметных карточек по памяти.                                                                                                             Вариант 5 «Дополни». Для этого варианта игры понадобятся карточки из всех тематических комплектов. Играют только с той стороной карточки, где 4 изображения. Карточки перемешиваются и кладутся стопкой. Детям раздаются предметные карточки, также из разных тематических комплектов (важно, чтобы у каждого ребёнка была одна карточка из каждого тематического комплекта). Далее психолог кладёт 1 карточку из стопки перед детьми, а задача детей дополнить данную карточку из предметных карточек. Например, на карточке изображены 4 предмета посуды, задача ребёнка положить сверху предметную карточку с изображением любого предмета посуды. Тот, кто сделает это первым забирает карточку себе. Выигрывает тот, кто первым соберёт 3-5 карт

 

  1. Игра «Собери картинку»                                                                                                     Цель: развитие целостного восприятия, способности к зрительному синтезу, развитие внимания, памяти, наблюдательности.                                                                                       Описание игры: В эту игру можно играть в нескольких вариантах.                                              Вариант 1 «Собери картинку». Перед ребёнком кладутся карточки разрезанные на 2, 3 и 4 части. Задача ребёнка сложить из частей целую картинку. На первых этапах можно пользоваться наглядной картинкой. В качестве наглядной картинки можно использовать предметные картинки.                                                                                                                       Вариант 2 «Кто это?» Части разрезных картинок раскладываются на столе лицевой стороной вниз и перемешиваются. Участники по очереди открывают карточки на столе, и их задача определить по части картинки что это за предмет.                                                              Вариант 3. «Кто первый соберёт картинку». Каждому ребёнка раздаётся по одной предметной картинке. В игре участвую картинки, разрезанные на одинаковое количество частей (2,3 или 4). Разрезные картинки кладутся лицевой стороной вниз на стол в произвольном порядке. Дети по очереди берут по одной картинке. Если часть подходит к их картинке, то они забирают её себе, если нет, то возвращают обратно и ход переходит к следующему игроку. Игра продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не соберёт целую картинку.
  2. Игра доббль «Мой дом»                                                                                                                       Цель: развитие внимания, наблюдательности, быстроты реакции.                                                            Описание: В эту игру можно играть в несколько вариантов.                                                         Вариант 1 «Башня». Каждый участник получает по одной карточке и в закрытую кладет перед собой. Оставшаяся колода помещается в центр лицевой стороной вверх. Игроки одновременно открывают свои карточки и стараются как можно быстрее найти совпадение между своей карточкой и той, что в центре. Тот, кто справится первым, забирает центральную карточку себе, открывая таким образом новую. После этого действия повторяются. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек.                                        Вариант 2 «Колодец». Все карты раздаются игрокам, только последняя кладется в центр лицом вверх. Цель каждого из соревнующихся – самым первым избавиться от своих карт, формируя башню посередине путем нахождения совпадений между своей и центральной карточками.                                                                                                                                       Вариант 3 «Горячая картошка». Игра идет раундами. Каждый раз участникам раздается по одной карте. Одновременно они открывают свои карточки и на скорость ищут совпадения между ними. Кто находит их первым, кладет свою карту поверх карты соперника. Тот, кому по итогам раунда все скинули карточки, оставляет их себе. Начинается новый тур. Побеждает игрок, накопивший меньше всех штрафных карточек.                                            Вариант 4 «Подарочек». Вся механика такая же, как и в игра «Башня» за одним исключением: игроки ищут совпадения между центральной и карточкой другого участника. Отыскав повторяющийся элемент быстрее всех, ребенок «подкидывает подарочек» сопернику, складывая в его колоду центральный образец. Победителем становится тот, у кого в конце игры накопится меньше карточек.                                              Вариант 5 «Собери их всех». На стол выкладываются карточки по количеству игроков (лицом вниз), в центре формируется колода. По команде все карточки одновременно открываются. Цель – собрать больше всех карточек, находя совпадения между центральной и любой другой из них. Когда ребёнок впервые играет в эту игру, то рекомендуется исключить соревновательный момент. При этом правила игры остаются те же, но поиск совпадений будет происходить не на скорость, а в привычном для ребёнка темпе. 

Такие варианты использования пособия «Мой дом» способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению коррекционно-развивающей работы специалиста с ребенком. 

 

Приложение 1

 

Демонстрационные карточки «Мебель»

Демонстрационные карточки «Посуда»

 

Демонстрационные карточки «Техника в доме»

 

Предметные карточки «Мебель»

 

Предметные карточки «Посуда»

 

Предметные карточки «Техника в доме»

 

Предметные карточки «Мебель: тени»

 

Предметные карточки  «Посуда: тени»

 

Предметные карточки «Техника в доме: тени»

 

Разрезные карточки «Мебель»

 

Разрезные карточки «Мебель»

 

Разрезные карточки «Посуда»

 

Разрезные карточки «Посуда»

 

Разрезные карточки «Техника в доме» 

 

Разрезные карточки «Техника в доме»  

 

Карточки для игры «Зоркий глаз: мебель»

 

Карточки для игры «Зоркий глаз: посуда»

 

Карточки для игры «Зоркий глаз: техника в доме»

 

Карточки для игры «Сыщики: мебель» (лицевая сторона -1 пропавшая фигура)

 

Карточки для игры «Сыщики: мебель» (обратная сторона -1 пропавшая фигура)

 

Карточки для игры «Сыщики: посуда» (лицевая сторона -1 пропавшая фигура)

 

Карточки для игры «Сыщики: посуда» (обратная сторона -1 пропавшая фигура)

 

Карточки для игры «Сыщики: техника в доме» (лицевая сторона -1 пропавшая фигура)

 

Карточки для игры «Сыщики: техника в доме» (обратная сторона -1 пропавшая фигура)

 

Карточки для игры «Доббль: мой дом» 

 

Карточки для игры «Доббль: мой дом»