**Методическая разработка открытого урока по теме: “Как подготовить ученика к выступлению на сцене”**

 

**Преподаватель музыкального исполнительства фортепиано**  

МАУ ДО «ДШИ» с. Инзер, Белорецкого района, РБ  

Янбекова Гульнара Каримулловна  

### Введение

 

Цель данной работы — описать комплексный подход к подготовке ученика фортепиано к успешному сценическому выступлению, уделяя особое внимание преодолению сценического волнения. Психологическая подготовка музыканта-исполнителя — важная задача педагогической практики, и ключевым аспектом является создание условий, способствующих развитию эмоциональной устойчивости и уверенности во время выступлений.

 

Я работала с учениками Файзулиной Ариной (5 класс), Подобутовой Татьяной (3 класс) и Саитовой Аишей (2 класс). Эти ученики проходили полный цикл подготовки к выступлению, включая работу над произведением, физическую подготовку, а также психологические аспекты преодоления волнения перед выступлением.

 

 

### Глава 1: Правильная работа над произведением

 

Первый шаг в подготовке ученика — это тщательный анализ музыкального произведения. Каждый ученик должен глубоко понять структуру, динамику и эмоциональный посыл произведения, что позволяет ему более выразительно и осмысленно его исполнить. Работая с Ариной, Татьяной и Аишей, мы акцентировали внимание на сложных участках произведений, выделяя время для их повторения. Планирование репетиций включало постепенное увеличение темпа исполнения, что способствовало развитию уверенности и точности игры.

 

Методические упражнения для расслабления и снятия напряжения также стали частью работы. Эти упражнения помогли ученикам избежать зажимов и чувствовать себя более свободно за инструментом.

 

 

### Глава 2: Физическое здоровье и поддержка организма

 

Физическое состояние ученика играет важную роль в успешности его выступления. Для поддержания концентрации и здоровья я уделяла внимание правильному питанию и приему витаминов. В частности, витамин B способствует поддержанию нервной системы, а магний помогает снизить уровень стресса и улучшить качество сна.

 

Работая с учениками, я советовала включать в их рацион свежие овощи, фрукты и белковые продукты. Это помогало им сохранять высокий уровень энергии во время репетиций и перед выступлениями. Введение магния в их рацион улучшило их общее эмоциональное состояние, снижая напряженность и тревожность.

 

 

### Глава 3: Психологическая подготовка

 

Психологическая поддержка учеников играет ключевую роль в подготовке к выступлению. Медитация, которую я внедрила в ежедневные практики, помогала ученикам успокоить свои мысли и сконцентрироваться. Регулярные медитации помогли Татьяне и Арине научиться контролировать свои эмоции и снижать уровень волнения перед выступлением.

 

Мантры, такие как “Я готова”, “Я спокойна” и “Я уверена в своих силах”, стали важным элементом психологической подготовки, помогая ученицам настроиться на успех. Это повысило их самооценку и уверенность перед выходом на сцену.

 

 

### Глава 4: Управление стрессом и страхом сцены

 

Управление стрессом через дыхательные упражнения и прогрессивную мышечную релаксацию также оказало значительное влияние на учеников. Эти техники помогли расслабить мышцы и улучшить общее состояние перед выступлениями. Поддержка родителей и создание позитивной атмосферы на уроках также сыграли важную роль в преодолении страха сцены.

 

Примеры успешных выступлений учеников, таких как Арина и Татьяна, показали, что правильная работа над управлением волнением позволяет ученикам преодолеть страх и показать высокие результаты на сцене.

 

 

### Выводы

 

Медитация, правильное питание и витамины, в частности магний, значительно способствуют улучшению психологического и физического состояния ученика. Они помогают снизить уровень стресса, поддерживать концентрацию и улучшить общее самочувствие. Регулярные медитации способствуют улучшению эмоциональной устойчивости и помогают ученикам управлять своим волнением, а поддержание правильного питания и витаминного баланса помогает сохранить высокий уровень энергии и снизить тревожность.

 

 

**Приложения**

  1. План медитаций и дыхательных упражнений перед выступлением.
  2. Рекомендации по питанию и приему витаминов, включая магний.
  3. Примеры мантр и их использование на практике.
  4. Примеры успешных выступлений учеников.

 

**Использованная литература**  

  1. Иванов, И.И. *Психология сцены и музыканта*. М.: Музыка, 2010.  
  2. Петров, П.П. *Здоровье музыканта: питание, витамины и минералы*. СПб.: Знание, 2015.  
  3. Сидорова, С.С. *Акупунктура и музыка: взаимодействие и польза*. Казань: Медпресс, 2018.  
  4. Константинова, А.А. *Медитация и музыкальная практика*. М.: Искусство, 2020.