ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 626 имени Н.И. Сац»
(ГБОУ Школа № 626)
Севастопольский проспект, дом 43а, Москва, 117186,
Телефон: 8 (495) 215-06-26 E-mail: 626@edu.mos.ru; Сайт: http://sch626uz.mskobr.ru/.
ОКПО 40033854, ОГРН 5147746240406, ИНН/КПП 7727846487 / 772701001
Проект по здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста «Учимся быть здоровыми»
Мансурова Л.В.
Уродовских Т.Н.
В современном обществе всё больше встаёт вопрос о соблюдении правил здорового образа жизни. Это понятие многогранно и состоит из множества аспектов жизни человека. Прежде всего это организация правильного питания, выработка правил пищевого поведения, занятие спортом и физической культурой, соблюдение норм двигательного режима и сохранение позитивного жизненного настроя.
Всё выше перечисленное важно формировать с самого раннего детства для того, чтобы заложить основы правильного понимания здорового образ жизни. Это позволит в будущем вырастить детей, которые будут осознанно стремиться к правильной полноценной жизни.
Здоровье ребенка, его охрана и обогащение – важная сфера не только для образовательных и медицинских учреждений, ведь хорошее здоровье способствует формированию гармонично развитой личности.
Важность многих острых проблем здравоохранения диктует необходимость принятия самых срочных мер по сохранению здоровья, улучшению здоровья детей, профилактике и коррекции различных отклонений в состоянии здоровья. Поэтому сегодня возникает особая потребность в специальных методиках и учебных программах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются образовательными здоровьесберегающими технологиями – ЗОТ.
Поэтому использование ЗОТ имеет огромное значение для укрепления здоровья, оздоровления и укрепления здоровья детей и активно помогает детским садам решать приоритетные задачи: повышать качество дошкольного образования, играть огромную роль в воспитании детей, формировать здоровый образ жизни и развивать общую культуру здоровья.
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
ЗОТ в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Цель ЗОТ в ДОУ применительно к ребёнку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической (валеология – это наука о здоровом образе жизни, в широком понимании просто наука о здоровье) культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его Использование ЗОТ в дошкольном образовании имеет огромную ценность для здоровья детей, т. к. от рождения до семи лет идёт процесс становления всех функций и систем организма, закладываются основы физического, умственного, психического, нравственного, духовного здоровья человека, формируется фундамент будущего здоровья, человеческой жизни во всех её сферах.
В своей работе с детьми мы используем следующие виды здоровьесберегающих педагогических технологий:
1) Технологии сохранения и стимулирования здоровья, применяемые на занятиях:
- динамические паузы;
- подвижные, малоподвижные и спортивные игры;
- пальчиковая гимнастика;
- гимнастика для глаз;
- элементы дыхательной гимнастики;
- Физкультминутки.
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья, применяемые в режимных моментах:
- элементы закаливания;
- элементы самомассажа;
- прогулки на свежем воздухе;
Здоровьесберегающие технологии способствуют:
- снижению заболеваемости и повышению уровня здоровья детей;
- овладению детьми и их родителями знаниями о ЗОЖ, приёмами оздоровительных процедур;
формированию активной позиции родителей в вопросах закаливания в ДОУ.
Структура презентации практики для номинации «Методическая разработка проекта по здоровье сберегающим технологиям в образовании в процессе работы с дошкольниками.»
Цель и задачи | Направления (содержание) (в соответствии с задачами) | Технологии (в соответствии с содержанием) | Результат (в соответствии с задачами) |
Цель
обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание ЗОЖ в жизни ребенка |
разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов детского сада по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников | Технологии по здоровьезбережению детей в ДОУ | Закладываются основы физического, умственного, психического, нравственного, духовного здоровья человека, формируется фундамент будущего здоровья детей |
Задача 1 сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников | Мероприятия,
направленные на сохранение и стимулирование здоровья на основных занятиях |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
применяемые на занятиях (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, физкультминутка) |
Дети получат разнообразные сенсорные впечатления, происходит восстановление положительно-эмоционального состояния |
Задача 2
создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка |
Мероприятия,
направленные на сохранение и стимулирование здоровья в режимных моментах |
Технологии сохранения и стимулирования здоровья,
применяемые в режимных моментах (элементы закаливания, элементы самомассажа, прогулки на свежем воздухе) |
Снижается %заболеваемости и повышается уровня здоровья детей |
Задача 3
обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду |
Мероприятия,
направленные на занятия по обучению ЗОЖ |
Технологии обучения ЗОЖ (утренняя гимнастика,
физкультурные занятия, спортивные досуги и праздники) |
Овладение детьми и их родителями знаниями о ЗОЖ, приёмами оздоровительных процедур |
Наша разработка представлена в двух блоках:
1.Важность правильного питания в жизни семьи
- Формирование здорового образа жизни с помощью физической культуры и спорта.
Цель первого блока раскрыть важность правильного питания для этого мы :
-Беседовали о здоровом питании. Беседа «Овощи и фрукты –полезные продукты» , «Витамины для здоровья».
-Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов.
-Подвижная игра «Собери урожай», «Огородник»
-Чтение произведения К. И. Чуковского «Айболит»
-Лепка «Витаминки вокруг нас» (овощи и фрукты)
-Пальчиковая гимнастика «Капуста, «Гриб», «Апельсин».
-Физкультминутка «Садовник»
-Дидактические игры «Овощи и фрукты»
– Разучивание стихотворения «Витамины»
-Разгадывание загадок «Фрукты и овощи»
– Коллективная аппликация «Наполним корзину витаминами»
-Создание плаката «Витамины вокруг нас»
– Чтение стихотворений «Витаминки», разгадывание загадок.
– Хороводная игра «Огород».
– Экскурсия на пищевой блок. Беседа с поваром о важности правильного питания.
-Консультация для родителей «О пользе витаминов для развития детей»
-Консультация для родителей «Нужны ли витамины для детей»
Актуальность проекта:
Важная потребность людей, которая обеспечивает гармоническое развитие личности, помогает реализовать все свои задатки и способности является здоровье. Оно выражается важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека.
В современном обществе человек имеет больше возможностей заботиться о здоровье, так как медицина предлагает самые разнообразные лекарственные препараты, которые могут помочь во многих ситуациях, но не надо забывать о пользе правильного питания.
Самой актуальной проблемой на сегодняшний день является сохранение и укрепление здоровья детей.
Здоровье рассматривается как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоничное состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботится о своем здоровье с детства. Очень важным на сегодняшний день является формирование у детей дошкольного возраста необходимости сохранения своего здоровья и укрепления его с помощью приобщения к здоровому образу жизни.
Здоровый образ жизни немыслим без рационального разнообразного питания. Питание, как известно, является одним из факторов, обеспечивающих нормальное развитие ребёнка и достаточно высокий уровень сопротивляемости его организма к заболеваниям.
Именно в детстве закладываются основы здоровой организации жизни ребенка на будущее. Важно, чтобы у ребенка сформировалось представление об устойчивой взаимосвязи благополучия организма и питания (причем разнообразного). Необходимо каждый день находить слова, примеры, раскрывающие перед ребенком пользу (или ее отсутствие) того или иного блюда, продукта. Поэтому так важно дать детям представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах и фруктах, ягодах. Не менее важно дать детям знания о культуре питания, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
Перспективный план реализации проекта
«Витаминки вокруг нас»
Понедельник | 1. Беседа «Овощи и фрукты- полезные продукты»
2.Рассматривание иллюстраций с изображением овощей и фруктов. 3. Подвижная игра «Собери урожай» |
Вторник | 1.Чтение произведения К. И. Чуковского «Айболит»
2. Лепка «Витаминки вокруг нас» (овощи и фрукты) 3.Пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим…». |
Среда | 1.Беседа с детьми «Витамины для здоровья»
2.Физкультминутка «Садовник» 3.Дидактические игры «Овощи и фрукты» 4. Разучивание стихотворения «Витамины» |
Четверг | 1.Разгадывание загадок «Фрукты и овощи»
2. Пальчиковая гимнастика «Мы морковку чистим, чистим», «Фрукты». 3.Подвижная игра «Огородник» 4.Коллективная аппликация «Наполним корзину витаминами» |
Пятница | 1. Чтение стихов «Витаминки», разгадывание загадок.
2. Хороводная игра «Огород». 3. Итоговое НОД «Овощи и фрукты – полезные продукты» 4. Создание плаката «Витамины вокруг нас» |
Второй блок: «Формирование здорового образа жизни с помощью физической культуры и спорта.»
-Создание коллажей «Я и спорт»
-Технологии обучения навыкам здорового образа жизни.
- Утренняя гимнастика
- Бодрящая гимнастика после сна
3.Физкультурное занятие
- Спортивные досуги и праздники
- Активных отдых
-Проведение физкультурного квеста «Цветок здоровья».
Физкультурный досуг для детей дошкольного возраста «Цветок здоровья»
Задачи:
- Укреплять физическое и психическое здоровье детей;
- Развивать знания об организме человека, роли физических упражнений в его жизнедеятельности, способах укрепления здоровья;
- Прививать навыки гигиены;
- Развивать быстроту, ловкость, выдержку, внимание, смелость и упорство в достижении поставленной цели;
- Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями других детей.
Интеграция областей: физическое и художественно-эстетическое развитие.
Оборудование:
- Элементы для аппликации «Цветок здоровья» ;
- Фланелеграф
- Обручи;
- 2 тоннеля
- Конусы;
- Корзина с овощами и фруктами;
- Музыкальное сопровождение.
Время проведения: 25-30 мин.
Ход мероприятия
Ведущий: Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. Сегодня мы все собрались ,чтобы провести спортивный квест ,посвященный здоровью.
Утром солнышко проснулось Потянулось, потянулось. Свои лучики раскрыло Всем улыбки подарило. Оглядело все вокруг, Слева друг и справа друг. День с улыбки начинайте, Всем здоровья пожелайте. ЗДРАВСТВУЙТЕ! ДОБРЫЙ ДЕНЬ!
Сегодня я расскажу вам одну историю, дошедшую до нас от предков.
Главное богатство, которое имеет человек, помимо жизни, – его здоровье.
Но люди не берегли своё здоровье, и здоровье обиделось на людей и решило спрятаться. И ,говорят ,что спряталось здоровье в прекрасный цветок. Только цветок этот никто не видел. И увидеть его может только тот ,кто ведет здоровый образ жизни. Ребята, а вы хотите увидеть цветок Здоровья?
Ну, что ж, давайте мы отправимся на поиски Цветка Здоровья. Задача нам предстоит нелёгкая, но мы сильные и ловкие, и сможем пройти все испытания на пути к здоровью. После каждого испытания мы будем узнавать одно из правил здоровья. Изображены они будут на лепестках, и в конце нашего пути мы увидим «Цветок здоровья». Да и само ЗДОРОВЬЕ может покажется нам Секрет здоровья отправляемся искать Нам много трудностей придется испытать, К здоровью отнесемся мы серьезно, Мы знаем в наших силах все возможно.
Первое правило здоровья мы очень хорошо знаем. Что мы делаем каждое утро? Правильно, зарядку. Вот этим мы сейчас и займёмся!
Дети:
- Нам лениться не годится.
Помните, ребятки,
Даже звери, даже птицы
Делают зарядку.
- Зарядка всем полезна,
Зарядка всем нужна.
От лени и болезней
Спасает нас она.
Дети встают врассыпную по залу, проводится музыкальная зарядка. ( ЭЙ,ЛЕЖЕБОКИ!)
Ведущий: Наше первое правило здоровья – «ЗАРЯДКА
». Найдём нужный лепесток и прикрепим его к цветку.
Под музыку, в зал, с корзиной в руках вбегает Неряха (с грязными руками, неопрятно одетый).
Неряха: Здравствуйте! Апчхи! (Чихает, вытирает нос рукавом.)
Ведущий: Будь здоров! Ты кто такой? Почему такой лохматый и неумытый?
Неряха: Привет! Я — Неряха! Я всегда такой грязный и лохматый.
ВЕДУЩИЙ: Но ведь это очень плохо быть грязным, даже зеркалу становится неприятно .
Дети: 1. Зеркало любит чистые лица.
Зеркало скажет: надо умыться.
Зеркало охнет: где же расчёска?
Что же она не причешет ребёнка?
Зеркало даже темнеет от страха,
Если в него поглядится неряха.
Ведущий: Ребята, научим Неряху быть опрятным и пользоваться предметами гигиены.
Игра «Предметы гигиены» (Ведущий читает загадки, на столе лежат разные предметы ,среди них ребенок должен найти нужный предмет и отдать Неряхе. ). В этой корзине наши друзья ( НА ЭТОМ СТОЛЕ ЕСТЬ НАШИ ДРУЗЬЯ) Свой день начинать без них нам нельзя. Они всегда нам рады служить. Но их никому нельзя одолжить. Иметь должен каждый индивидуально, Иначе здоровье сберечь нереально.
Загадки:
- Гладко, душисто и моет чисто.
Нужно, чтоб у каждого было.
Что, ребята, это? (Мыло).
- Мягкое, пушистое
Беленькое, чистое.
В душ его возьму с собой
Буду чистый и сухой. (Полотенце.)
3.Костяная спинка,
Жёсткая щетинка.
С мятной пастой дружит,
Нам усердно служит. (Зубная щётка.)
4.Резинка- акулинка
Пошла гулять по спинке
И пока она гуляла
Спинка розовая стала. (Мочалка)
- Хожу- брожу не по лесам,
А по усам, и волосам.
И зубы у меня длинней
Чем у волков и медведей. ( Расческа)
- И сияет и блестит
Никому оно не льстит
А любому правду скажет
Все как есть оно покажет . ( Зеркало)
- Лег в карман и караулю Реву, плаксу и грязнулю. Им утру потоки слез Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Ведущий: Неряха, тебе стали понятны правила гигиены?
Неряха: Да, спасибо вам большое! В благодарность я угощу вас фруктами (достаёт из корзины яблоко, роняет его на пол, затем поднимает и начинает угощать детей).
Ведущий: Ой, не делай так!
Неряха: Опять что-то не так?
Дети:
- Сливы, яблоки и груши
не спешите сразу кушать.
Не кладите сразу в рот,
заболит у вас живот!
- Пыль к ним всякая пристала,
отнесите их домой,
И помойте их сначала
кипячёною водой.
Неряха: Сколько же всего я теперь знаю! Для чего нужен носовой платок, мыло, зубная щётка, полотенце и расчёска. А ещё буду мыть фрукты кипячёной водой.
Ведущий: А мы узнали второе правило здоровья – «ГИГИЕНА» (прикрепляют лепесток).
Неряха: До свидания, ребята! Что же вам ещё сказать?
Разрешите на прощанье вам здоровья пожелать (под музыку выходит из зала).
Ведущий: Ребята , а как вы думаете, чтобы быть здоровыми нужно заниматься спортом..? (ДА)
Ребенок: В спорте нет путей коротких
И удач случайных нет.
Узнаем на тренировках
Все мы формулу побед.
ЭСТАФЕТА 1. « ХОККЕЙ»
Ведущий: Мы узнали ещё одно правило здоровья – это СПОРТ. Прикрепляем еще один лепесток. В сейчас мне кажется, кто то в гости к нам спешит. ЗАХОДИТ ДОКТОР , ЧТО ТО ИЩЕТ.
Ведущий: доктор, вы что то потеряли?
ДОКТОР: ДА, витамины потерял А ведь они помогают защищать наш организм от разных болезней ,повышают иммунитет. А вот они.( Подходит к двум ящикам , в одном лежат красные и синие шарики, а в другом желтые и зеленые) . Только они все перепутались. Ребята, поможете мне их разобрать по цветам? Одна команда берет красные и синие, другая желтые и зеленые. Дети раскладывают по четырем банкам. ЭСТАФЕТА 2.
ДОКТОР: Молодцы, ребята, спасибо. А вы знаете что витамины можно найти не только в аптеке, но и в свежих овощах и фруктах.
ВЕДУЩИЙ ,:Да , и ребята сейчас расскажут об этом.
Дети: Витамины нам полезны, это точно знаю.
Только их не из таблеток я употребляю.
Получаю их из пищи вкусной и полезной.
Где же прячутся они, очень интересно?
Объясняет мама мне: Они прячутся везде.
Ты из фруктов, овощей принимай их поскорей.
ДОКТОР: Ребята, все овощи и фрукты полезны ,потому что они содержат витамины. ИГРА « ПОЛЕЗНАЯ ЕДА» (Я говорю слова ,если вы согласны -говорите да,если нет,то нет) ПРОВОДИТ ДОКТОР. Каша-вкусная еда, Это нам полезно? ДА Лук зеленый иногда ,нам полезен ,дети? ДА В луже грязная вода, нам полезна иногда? НЕТ Щи- отличная еда. Это нам полезно? ДА Мухоморный суп ? друзья. Это нам полезно? НЕТ Фрукты просто красота. Это нам полезно? ДА Грязных ягод иногда, съесть полезно, детки? НЕТ Овощей растет гряда. Овощи полезны? ДА Сок ,компотик иногда. Нам полезны ,дети? ДА Съесть мешок болшой конфет,это нам полезно? НЕТ Лишь полезная еда на столе у нас всегда! А раз полезная еда , будем мы здоровы? ДА
ДОКТОР: НУ ,теперь я уверен, что никто из вас не заболеет. До свидания, друзья.
Ведущий: А мы с вами познакомились ещё с одним правилом здоровья – «ПОЛЬЗА ВИТАМИНОВ» (прикрепляем лепесток). Чтобы быть здоровыми недостаточно только правильно питаться, знать правила гигиены, заниматься спортом, нужно всегда быть в хорошем настроении, почаще улыбаться, дарить добро и заботу окружающим и радоваться жизни. А нам хорошее настроение подарит весёлый танец
Под музыку вбегает Неряха причёсанный и опрятный.
Неряха: А можно мне с вами тоже поиграть?
Ведущий: А ты кто?
Неряха: Как кто? Разве вы меня не узнали? После того, как вы меня научили быть чистым и опрятным – я стал таким же как вы.
Ведущий: Теперь мы тебя узнали, Неряха. Присоединяйся к нам.
( ТАНЕЦ Чики-рики).(ДА,ДА,ДА СКАЗАЛА ГОЛОВА)
Ведущий: Теперь вы знаете еще одно правило здоровья – «ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ», давайте прикрепим лепесток. Цветок здоровья мы собрали, теперь здоровье нам покажется.
Под музыку Неряха выносит зеркало и предлагает каждому участнику заглянуть в него.
Что мы увидели в волшебном зеркале?
Дети: Своё отражение.
Ведущий: Правильно, ведь здоровье спрятано внутри нас! И чтобы оно не убежало, нужно бережно к нему относиться. Что мы будем делать, чтобы сохранить здоровье?
Дети: Заниматься спортом, дышать свежим воздухом, соблюдать правила гигиены, правильно питаться, быть в хорошем настроении и дружить.
Ведущий: Наш квест подошёл к концу, а на прощание мы пожелаем всем крепкого здоровья!
Таким образом, использование ЗОТ имеет огромное значение в здоровьесбережении, оздоровлении, укреплении здоровья детей, активно помогает ДОУ в решении приоритетных задач: повышает качество дошкольного образования, играет огромную роль в воспитании детей, формировании здорового образа жизни, развитии общей культуры здоровья.