Методическая разработка воспитательного мероприятия
«Что такое толерантность?» или «Тайна апельсинов»
Направление. Патриотическое воспитание
Целевая аудитория – учащиеся 1- 4 классов
Баландина Татьяна Валентиновна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
г. Спасска им В.А. Шпагина
Актуальность. В нашем современном мире, в мире новых технологий утрачены такие ценности как добро, взаимопомощь, взаимовыручка, сочувствие, сопереживание, принятие другого таким , какой он есть. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и межличностного, межнационального, формального и неформального общения Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Представленное мероприятии дает возможность объяснить детям, что такое толерантность ,какими чертами характера должен обладать толерантный человек , как в мире здорово, когда все разные.
Задачи.
Образовательная:
-познакомить с происхождением ,значением понятия «толерантность», его составными частями, с пословицами, поговорками народов ,проживающих в регионе, показать особенности традиций народов края, актуализировать знания, приобретенные ранее
Развивающая: -развивать навыки связной речи; пополнение активного словарного запаса; навыков самоконтроля; причинно-следственных связей; развивать внимательность и творческие способности, научить применять изученные нормы поведения при работе в коллективе
Воспитательная:
-воспитывать патриотизм и гордость за свою Родину и уважительное отношение к традициям и истории, формировать чувство коллективизма, сопричастности и ответственности при достижении целей в процессе групповой работы. Прививать интерес к культуре разных народов через игры, загадки пословицы. Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт, научить сотрудничать при подготовке общего дела. Показать возможности творческой деятельности на практике.
Форма проведения воспитательного мероприятия .Классный час проведен в форме игры. Обучение младших школьников в игровой форме – весьма продуктивный развивающий метод. Не только обучение, но и воспитание младших школьников во многом происходит через игру. Игра способствует гармоничному интеллектуальному, физическому, нравственному развитию ребёнка. Воспитательные методы и приемы. Театрализация. Инсценирование сказки и игра в театр «Кабуки». Театрализация для детей является одним из эффективных методов воспитания посредством игры. Ребенок учится взаимодействовать с другими и развивает воображение .На этапе рефлексии дети составляют синквейн «Толерантность» Метод стимулирования. Поощрение. Сюрпризный момент с апельсинами. Метод убеждения. Прием –метафора «Тайна апельсина»
Материально-технические информационные ресурсы. Проекционный экран, медиапроектор, презентация, апельсины (по количеству участников), две вазы, карточки с загадками, пословицами и поговорками, атрибуты для инсценировки «Сказочки о счастье».
Рекомендации по использованию. Модуль «Классное руководство» Классный час проводится на заключительном этапе проекта «Что такое толерантность?» Описание подготовки воспитательного мероприятия. Место проведения: классная комната. Классный час проводится на заключительном этапе проекта. Продукт проекта «Эмблема толерантности»создается на классном часе.
1 Этап проекта. Сообщение цели.
2 этап раздумья. Опрос родных. Выбор своей роли в проекте. Формирование групп.
- Актёры
- Журналисты
- Исследователи
- Этап начала действий. Постановка целей. Обсуждение.
4 этап. Самостоятельный сбор материала. Разучивание ролей.
5.Презентация работ. Внеклассное мероприятие «Что такое толерантность?»
Актёры готовят костюмы и учат роли. Журналисты находят информацию про толерантность. Исследователи готовят материал о пословицах и загадках народов, проживающих в родном крае.
Ход занятия:
1.Психологический настрой.
–Добрый день, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть этот день принесет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
2.Целепологание. – Сегодня вы увидели апельсины. А зачем они нам нужны? (Как поощрение)
Сегодня мы, ребята, собрались для того, чтобы поиграть, мы узнаем тайну апельсинов, создадим эмблему толерантности. А чтобы создать эмблему толерантности, нужно узнать, что такое толерантность. А самые активные, смекалистые и настойчивые за работу получат апельсины.
Итак, кто из вас слышал когда-нибудь это слово, от кого?
-Толерантность – это качество личности. А какие качества личности вы знаете?(Смелость, верность, доброта, умение любить, уважение, аккуратность….)Это качество проявляется, когда взаимодействуют два или больше человек. И эти люди чем-либо отличаются друг от друга – цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть. 3.Выступление журналистов.
16 ноября – День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название? На рубеже ХVII-Х1Х веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях.
-В течение всего мероприятия мы будем составлять кластер «Толерантность» (на доске появляется слово «толерантность») 4.Инсценирование «Сказочки о счастье»И. Токмакова – Посмотрите и внимательно послушайте «Сказочку о счастье», приготовьтесь отвечать на вопросы.
(Актёры инсценируют сказку И. Токмаковой «Сказочка о счастье») Прил.1
Уч. Каким был король в начале истории?
– Почему изменился король?
– Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?
– Чему нас учит эта сказка? На доске появляются слова: «помогать», «понимать».
- Игра в театр «Кабуки»
-А сейчас вы станете артистами японского театра «Кабуки».
(По аналогии с игрой «Камень, ножницы, бумага» -«Самурай, дракон, принцесса». Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип: Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая, а самурай зарубает дракона.)
– Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре? Появляются слова: «уметь договариваться”.
- Загадки и пословицы от исследователей.
-Послушаем исследователей. Нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:
– Как относиться к разным народам? В какой области вы живёте и какие народности проживают в нашей области?
Чувашские загадки.(Зимой – белый, летом – серый . Зимой раздевается, летом одевается . )Мордовские е загадки.(Красивый гребешок, сапоги со шпорами, ночью поет- время сообщает .С неба падает белое пшено: ни курица не клюет, ни человек не жует, а солнце съедает .)Татарская загадка.Старик-шутник, на улице стоять не велит, за нос домой тянет .
– Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?(Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.)
– А сейчас я посмотрю, как вы сумеете объяснить пословицы
Пословицы удмурского народа(Вместе и естся быстрее, и работа идёт быстрее. Доброму человеку все хороши, плохому- все плохи.)
-Мудр удмуртский народ?
-Объясните пословицы разных народов:
Русская: В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Японская: Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.
Английская: Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.
Абхазская: В чей обоз сел, песни и пой.
Итальянская: В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.
Русская: В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.
– Что общего? Какие выводы? Как же относиться к разным народам?
На доске появляются слова: «уважать народы».
7.Тайна апельсинов.
-Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.
-Как вам это удалось?
-А сейчас отвернитесь.(Учитель разрезает один апельсин на части и спрашивает: «Чей это апельсин?» )
-Почему трудно определить?
-Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи – все разные, а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.
На доске появляются слова: «внутри одинаковые».
8.Игра «Лавата»
Уч.Отдохнем и поиграем в игру польская игра «Лавата»
(Играющие стоят в кругу. Ведущий предлагает им разучить простую песенку:
– Дружно танцуем мы!
– Тра-та-та! Тра-та-та!
– Танцец веселый наш!
– Это лавата! )
-Вам было весело играть?
-Получится так весело у одного, двух человек? Не доске появляются слова: «вместе веселее».
- Рефлексия. Синквейн к слову «Толерантность»
Уч. Ребята, посмотрите на доску, мы составили кластер к слову «толерантность».Какие ещё можно добавить слова? («Любовь», «добро» ) -Итак, выполнены все задания. Поняли ли вы, что такое толерантность?
Составим синквейн на слово “Толерантность”:Приложение 2.
10.Эмблема толерантности класса .Прием «Взаимопомощь»(учащиеся делятся на малые группы.
Уч. Мы ответили на вопрос «Что такое толерантность?» ,смастерили эмблему толерантности класса ,пришла пора фотографироваться.
11.Фотография класса.
-Ребята, какое у вас настроение? Фотография класса на память.(В рамочку помещаем изображение нарисованных лиц: с весёлым настроением или грустным. Картинки заранее приготовлены, детям нужно выбрать с весёлым или грустным лицом. ) – Наступил самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры.
-Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.
Приложение 1. Сказочка о счастье. И.Токмакова.
На свете жил один король,
Богатый и могучий.
Всегда грустил он. И порой :
Бывал мрачнее тучи.
Гулял он, спал, обедал,
А счастья он не ведал!
Но вечно хныкать и тужить
Бедняге надоело..
Вскричал король: «Нельзя так жить!» –
И с трона спрыгнул смело.
Да в миг порушить свой удел
Не в королевской власти?
И вот король в карету сел –
И покатил за счастьем.
Король в окошечко глядит,
Карета бодро катится.
Постой-ка, кто там на пути?
Девчонка в драном платьице.
– О, всемогущий мой король,
Подать хоть грошик мне изволь.
– Эй, попрошайка, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
-Сказал король и укатил.
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону.
Вдруг на пути стоит солдат,
Израненный, оборванный.
– О, мой король, – вскричал солдат, –
Тебя я видеть очень рад!
Прошу покорнейше: устрой
Меня ты в услужение,
Я за тебя стоял горой,
Я, право, бился, как герой,
Я выиграл сражение,
– А ну, служивый, пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
-Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Карета мчит во весь опор,
Конь скачет, что есть духу.
Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.
– Прости, любезный мой король,
Старуху одинокую.
Мой дом – вон, видишь за горой,
С утра ушла далеко я.
Ношу из леса я дрова –
Тяжелая работа.
Гляжу вокруг, едва жива:
А вдруг поможет кто-то…
– А ну старуха пропусти
Скорей мою карету.
Сойди немедленно с пути,
Ведь я за счастьем еду!
-Сказал король и укатил,
А в синем небе месяц стыл…
Вот лето кончилось.
Жара сменяется ненастьем.
Король торопит:
– В путь пора,
Еще немного – и ура!
Свое настигнуть счастье!
И все бы кончилось бедой –
Сомнений в этом нету.
Да старец с белой бородой
Остановил карету.
Перекрестившись, не спеша,
Торжественно и строго
Сказал: «Заблудшая душа,
Король, побойся Бога!
Ты ищешь счастье для себя,
Ты странствуешь по свету.
Но, только ближнего любя,.
Найдешь ты счастье это.
Скорей послушайся меня:
Обратно разверни коня,
Дитя согрей и накорми,
Солдата в сторожа найми,
Все это сделай, но сперва
Старушке ты поможешь:
До дома довезешь дрова.
Распилишь и уложишь…” -»
Тут вышла полная луна.
И осветила путь она.
Нелегкий путь, обратный путь.
Путь к счастью, не куда-нибудь.
Король поныне во дворце
Всем людям помогает.
И счастье на его лице,
Как ясный день, сияет!
Приложение 2.
- Принятие
- Терпеливое, уважительное
- Поддерживать, принимать, доверять
- способность устанавливать и сохранять общность с людьми, отличающимися от нас
- Понимание