Методическая разработка воспитательного мероприятия

«Что такое толерантность?» или «Тайна апельсинов»

Направление. Патриотическое воспитание

Целевая аудитория – учащиеся 1- 4 классов

Баландина Татьяна Валентиновна,

учитель начальных классов

 МБОУ СОШ №1 

г. Спасска им В.А. Шпагина

Актуальность. В нашем современном мире, в мире новых технологий утрачены такие ценности как добро, взаимопомощь, взаимовыручка, сочувствие, сопереживание, принятие другого таким , какой он есть. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу.  Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Россию, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона. В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и межличностного, межнационального, формального и неформального общения Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе. Представленное  мероприятии дает возможность объяснить детям, что такое толерантность ,какими чертами характера должен обладать толерантный человек , как в мире здорово, когда все разные. 

Задачи.

 Образовательная:

-познакомить с происхождением ,значением понятия «толерантность», его составными частями, с пословицами, поговорками народов ,проживающих в регионе, показать особенности традиций народов края, актуализировать знания, приобретенные ранее

Развивающая:                                                                                                                                -развивать навыки связной речи; пополнение активного словарного запаса; навыков самоконтроля; причинно-следственных связей; развивать внимательность и творческие способности, научить применять изученные нормы поведения при работе в коллективе

 Воспитательная:

-воспитывать патриотизм и гордость за свою Родину и уважительное отношение к традициям и истории, формировать чувство коллективизма, сопричастности и ответственности при достижении целей в процессе групповой работы. Прививать интерес к культуре разных народов через игры, загадки пословицы. Учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт, научить сотрудничать при подготовке общего дела. Показать возможности творческой деятельности на практике.

Форма проведения воспитательного мероприятия .Классный час проведен в форме игры. Обучение младших школьников в игровой форме – весьма продуктивный развивающий метод.  Не только обучение, но и  воспитание младших школьников во многом происходит через игру. Игра способствует гармоничному интеллектуальному, физическому, нравственному развитию ребёнка.                                                                                                                         Воспитательные методы и приемы. Театрализация. Инсценирование сказки и игра в театр «Кабуки». Театрализация для детей является одним из эффективных методов воспитания посредством игры. Ребенок учится взаимодействовать с другими и развивает воображение .На этапе рефлексии дети составляют синквейн «Толерантность» Метод стимулирования. Поощрение. Сюрпризный момент с апельсинами. Метод убеждения. Прием –метафора «Тайна апельсина»

             Материально-технические информационные ресурсы. Проекционный экран, медиапроектор, презентация, апельсины (по количеству участников), две вазы, карточки с загадками, пословицами и поговорками, атрибуты для инсценировки «Сказочки о счастье».

Рекомендации по использованию. Модуль «Классное руководство» Классный час проводится на заключительном этапе проекта «Что такое толерантность?»                                                                                                         Описание подготовки воспитательного мероприятия. Место проведения: классная комната. Классный час проводится на заключительном этапе проекта. Продукт проекта «Эмблема толерантности»создается  на классном часе.

 1 Этап проекта. Сообщение цели. 

2 этап раздумья. Опрос родных. Выбор своей роли в проекте. Формирование групп.  

  • Актёры
  • Журналисты
  • Исследователи 
  1. Этап начала действий. Постановка целей. Обсуждение.  

4 этап. Самостоятельный сбор материала. Разучивание ролей.

5.Презентация работ. Внеклассное мероприятие «Что такое толерантность?»

 

Актёры готовят костюмы и учат роли. Журналисты находят информацию  про  толерантность. Исследователи готовят материал о пословицах и загадках народов, проживающих в родном крае.

  Ход занятия:

1.Психологический настрой.  

  –Добрый день, ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть этот день принесет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

2.Целепологание.                                                                                                                           – Сегодня вы увидели апельсины. А зачем они нам нужны? (Как поощрение)

Сегодня мы, ребята, собрались для того, чтобы поиграть, мы узнаем тайну апельсинов, создадим эмблему толерантности. А чтобы создать эмблему толерантности, нужно узнать, что такое толерантность. А самые активные, смекалистые и настойчивые за работу получат апельсины.

Итак, кто из вас слышал когда-нибудь это слово, от кого? 

-Толерантность – это качество личности. А какие качества личности вы знаете?(Смелость, верность, доброта, умение любить, уважение, аккуратность….)Это качество проявляется, когда взаимодействуют два или больше человек. И эти люди чем-либо отличаются друг от друга – цветом кожи, взглядами и вкусами, поведением. Толерантным будет считаться тот человек, который принимает другого таким, какой он есть.                             3.Выступление журналистов. 

16 ноября – День толерантности. Вы хотите узнать, откуда такое название? На рубеже ХVII-Х1Х веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях.

-В течение всего мероприятия мы будем составлять кластер «Толерантность» (на доске появляется слово «толерантность»)                                                                     4.Инсценирование «Сказочки о счастье»И. Токмакова                                                                       – Посмотрите и внимательно послушайте «Сказочку о счастье», приготовьтесь отвечать на вопросы.

(Актёры инсценируют сказку И. Токмаковой «Сказочка о счастье») Прил.1

 

Уч. Каким был король в начале истории?

– Почему изменился король?

– Всегда ли в жизни происходят такие замечательные изменения?

– Чему нас учит эта сказка? На доске появляются слова: «помогать», «понимать».

  1. Игра в театр «Кабуки»

-А сейчас вы станете артистами японского театра «Кабуки». 

(По аналогии с игрой «Камень, ножницы, бумага» -«Самурай,  дракон, принцесса». Перед каждым раундом командам дается одна минута на то, чтобы решить, какую фигуру будут показывать. Действует следующий принцип: Дракон похищает принцессу, принцесса очаровывает самурая,  а самурай зарубает дракона.)

– Чему учит эта игра? Что помогало вам в игре?  Появляются слова: «уметь договариваться”.

  1. Загадки и пословицы от исследователей.

-Послушаем исследователей.  Нас ждут загадки и пословицы разных народов. Мы их разгадаем и ответим на вопросы:

– Как относиться к разным народам? В какой области вы живёте и какие народности проживают в нашей области?

Чувашские загадки.(Зимой –  белый, летом – серый . Зимой раздевается, летом одевается . )Мордовские е загадки.(Красивый гребешок, сапоги со шпорами, ночью поет- время сообщает .С неба падает белое пшено: ни курица не клюет, ни человек не жует, а солнце съедает .)Татарская загадка.Старик-шутник, на улице стоять не велит, за нос домой тянет .

– Как вы думаете, для чего взрослые люди придумывают загадки для своих детей?(Загадки разных народов учат детей быть внимательными, наблюдательными, заставляют думать, размышлять.)

– А сейчас я посмотрю, как вы сумеете объяснить пословицы

Пословицы удмурского народа(Вместе и естся быстрее, и работа идёт быстрее. Доброму человеку все хороши, плохому- все плохи.)

 

-Мудр удмуртский народ?

-Объясните пословицы разных народов:

Русская: В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Японская: Отправляясь в чужую страну, узнай, что там запрещено.

Английская: Когда находишься в Риме, поступай как римлянин.

Абхазская: В чей обоз сел, песни и пой.

Итальянская: В стране, в которой бываешь, соблюдай обычай, который встречаешь.

Русская: В какой народ приедешь, такую шапку и наденешь.

– Что общего? Какие выводы? Как же относиться к разным народам?

На доске  появляются слова: «уважать народы».

7.Тайна апельсинов.

-Апельсины дождались своей очереди. Подойдите ко мне 4 человека и выберите себе по одному апельсину. Запомните хорошенько, как он выглядит. А сейчас я их заберу, перемешаю, и попробуйте угадать, который из них ваш.

-Как вам это удалось? 

-А сейчас отвернитесь.(Учитель разрезает один апельсин на части и спрашивает: «Чей это апельсин?» )

-Почему трудно определить?

-Внутри все апельсины одинаковые. Вот так же и люди. Снаружи – все разные,  а внутри – одинаковые: ранимые; хотим, чтобы к нам относились по-доброму, с уважением; не оскорбляли, не смеялись, не обижали.

 На доске появляются слова: «внутри одинаковые».

8.Игра «Лавата»

Уч.Отдохнем и поиграем в игру польская игра «Лавата»

(Играющие стоят в кругу. Ведущий предлагает им разучить простую песенку: 

– Дружно танцуем мы!

– Тра-та-та! Тра-та-та! 

– Танцец веселый наш! 

– Это лавата! )

-Вам было весело играть?

-Получится так весело у одного, двух человек?                                                                  Не доске появляются слова: «вместе веселее».

 

  1. Рефлексия. Синквейн к слову «Толерантность»

Уч. Ребята, посмотрите на доску, мы составили кластер к слову «толерантность».Какие ещё можно добавить слова? («Любовь», «добро» ) -Итак, выполнены все задания. Поняли ли вы, что такое толерантность? 

Составим синквейн на слово “Толерантность”:Приложение 2.

10.Эмблема толерантности класса .Прием «Взаимопомощь»(учащиеся делятся на малые группы.

Уч. Мы ответили на вопрос «Что такое толерантность?» ,смастерили эмблему толерантности класса ,пришла пора фотографироваться.

11.Фотография класса. 

-Ребята, какое  у вас настроение?                                                                    Фотография класса на память.(В рамочку помещаем изображение нарисованных лиц: с весёлым настроением или грустным. Картинки заранее приготовлены, детям нужно выбрать с весёлым или грустным лицом. )                           – Наступил самый приятный момент – награждение апельсинами всех участников игры. 

-Не забывайте, пожалуйста, что внутри-то мы все одинаковые. Берегите, цените, уважайте людей, с которыми вас сводит жизнь.

Приложение 1. Сказочка о счастье. И.Токмакова.

На свете жил один король,

Богатый и могучий.

Всегда грустил он. И порой :

Бывал мрачнее тучи.

Гулял он, спал, обедал,

А счастья он не ведал!

Но вечно хныкать и тужить

Бедняге надоело..

Вскричал король: «Нельзя так жить!» –

И с трона спрыгнул смело.

Да в миг порушить свой удел

Не в королевской власти?

И вот король в карету сел –

И покатил за счастьем.

Король в окошечко глядит,

Карета бодро катится.

Постой-ка, кто там на пути?

Девчонка в драном платьице.

– О, всемогущий мой король,

 Подать хоть грошик мне изволь.

– Эй, попрошайка, пропусти 

Скорей мою карету.

 Сойди немедленно с пути, 

Ведь я за счастьем еду! 

-Сказал король и укатил. 

А в синем небе месяц стыл… 

Карета мчится наугад Бог весть в какую сторону. 

Вдруг на пути стоит солдат, 

Израненный, оборванный.

– О, мой король, – вскричал солдат, –

Тебя я видеть очень рад!

Прошу покорнейше: устрой

Меня ты в услужение,

Я за тебя стоял горой,

Я, право, бился, как герой,

Я выиграл сражение,

– А ну, служивый, пропусти 

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути, 

Ведь я за счастьем еду! 

-Сказал король и укатил, 

А в синем небе месяц стыл… 

Карета мчит во весь опор, 

Конь скачет, что есть духу.

 Вдруг на дорогу вышла с гор Сутулая старуха.

– Прости, любезный мой король,

Старуху одинокую.

Мой дом – вон, видишь за горой,

С утра ушла далеко я.

Ношу из леса я дрова –

Тяжелая работа.

Гляжу вокруг, едва жива:

А вдруг поможет кто-то…

– А ну старуха пропусти  

Скорей мою карету.

Сойди немедленно с пути, 

Ведь я за счастьем еду! 

-Сказал король и укатил, 

А в синем небе месяц стыл… 

Вот лето кончилось.

 Жара сменяется ненастьем.

 Король торопит:

– В путь пора, 

Еще немного – и ура!

 Свое настигнуть счастье! 

И все бы кончилось бедой –

Сомнений в этом нету. 

Да старец с белой бородой

 Остановил карету. 

Перекрестившись, не спеша, 

Торжественно и строго

 Сказал: «Заблудшая душа,

 Король, побойся Бога!

 Ты ищешь счастье для себя, 

Ты странствуешь по свету. 

Но, только ближнего любя,.

 Найдешь ты счастье это. 

Скорей послушайся меня: 

Обратно разверни коня, 

Дитя согрей и накорми, 

Солдата в сторожа найми, 

Все это сделай, но сперва 

Старушке ты поможешь: 

До дома довезешь дрова.

 Распилишь и уложишь…” -» 

Тут вышла полная луна.

 И осветила путь она. 

Нелегкий путь, обратный путь. 

Путь к счастью, не куда-нибудь.

 Король поныне во дворце

 Всем людям помогает. 

И счастье на его лице, 

Как ясный день, сияет!

Приложение 2. 

  1. Принятие
  2. Терпеливое, уважительное
  3. Поддерживать, принимать, доверять
  4. способность устанавливать и сохранять общность с людьми, отличающимися от нас
  5. Понимание