Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Беловодский лицей «Лидер»
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«Знакомство с экологией»
Выполнила: Гончарова Марина Михайловна,
учитель географии и биологии
Беловодск – 2024
Цель: познакомить обучающихся с экологией как наукой, воспитывать интерес и бережное отношение к природе, показать причастность детей к миру природы и их ответственность за происходящее вокруг.
Задачи мероприятия:
Образовательные: познакомить детей с понятием экологии как науки, показать разнообразие объектов изучения и процессов, происходящих в природной среде;
Развивающие: развивать умение работать в команде, творческие способности детей, умения осуществлять посадку комнатных растений.
Воспитывающие: воспитывать бережное отношение к природе, формировать экологическое мышление и экологическую культуру, побуждать детей к пропаганде экологических знаний.
Формирование УУД:
Предметные результаты: знать отличительные особенности экологии как науки, различать объекты научного познания, устанавливать причинно-следственные связи между объектами и процессами, происходящими в природной среде; научиться осуществлять посадку комнатных растений.
Метапредметные результаты: научиться работать в группе, уважать мнение других, проявлять творческие способности.
Личностные результаты: осознавать себя как члена команды, научиться видеть свою значимость по отношению к изменениям, происходящих с окружающей средой.
Оборудование: флипчарт, черные маркеры, распечатанные буквы слова «экология», мешочек с зелёными и красными фишками, два набора карточек со словами к заданию «Расскажи историю», стикеры в виде листьев зелёного, оранжевого и жёлтого цвета, розовых цветков с фразами для рефлексии, небольшие цветочные горшочки с землёй, садовые лопатки, ёмкости с водой, одноразовые резиновые перчатки, клеёнка для стола, черенки толстянки с корешками, «детки» растений кактуса.
Форма проведения: тренинговое занятие
Категория обучающихся: 5-6 класс
Подготовительный этап:
Для проведения мероприятия в классной комнате заранее расставляют по периметру парты, стулья тоже выставляют по периметру, но с внутренней стороны. Отдельно в конце комнаты необходимо поставить 2-3 парты, покрытые клеёнкой. За партами подготовить воду в ёмкостях, горшочки с землёй, саженцы, необходимый инвентарь.
План мероприятия:
- Организационный момент.
- Основная часть
- Рефлексия
- Подведение итогов
Ход мероприятия
- Организационный момент.
Приветственное слово учителя.
- Основная часть.
- Разминка. Упражнение «Я вижу что-то…»
Слово учителя:
– Ребята, для этого упражнения вам нужно встать со своих мест и начать двигаться по классу. Рассмотрите внимательно комнату, предметы, которые в ней находятся, людей.
Продолжайте двигаться по классу и внимательно меня слушать. Как только я скажу фразу «Я вижу что-то…», например, «зелёное», каждый должен коснуться чего-то зелёного и остановиться. Затем я повторяю фразу, вы снова продолжаете двигаться до определённого момента.
Некоторые задания могут показаться для вас сложными, заставят задуматься, но вы должны быстро сообразить и найти выход.
Здесь важен темп!
Готовы? Тогда начнём.
Я вижу что-то:
– красное;
– холодное на ощупь;
– что весит до полкилограмма;
– круглое;
– металлическое;
– зелёное;
– гладкое;
– смешное;
– слово «Экология» (заранее написано либо закреплено на доске).
Слово учителя:
– Спасибо всем, давайте присядем и немного передохнём. (дети усаживаются на свои места).
Ребята, сейчас вы впервые прикоснулись к экологии, и теперь просто необходимо разобраться, что же это за наука.
- Упражнение «Выбери команду»
Сейчас нам будет необходимо объединиться в две команды, а, чтобы никому не было обидно, мы проведём жеребьёвку. Перед вами мешочек с фишками красного и зелёного цвета. Каждый будет вытягивать из него фишку и, в зависимости от того, какого цвета она будет, мы определим ваше место в команде «красных» или «зелёных» (учитель подходит к каждому обучающемуся с мешочком, вытягивается фишка определённого цвета).
– Итак, ребята, теперь вы можете поменяться местами и собраться вместе со своей командой.
3) Задание «Расскажи историю»
Слово учителя:
– Ребята, теперь вам будет необходимо проявить свою фантазию, включить воображение и сочинить свою историю либо сказку «Жила-была экология…». Каждая команда получает одинаковый набор слов на карточках, которые характеризуют экологию как науку и помогут вам справиться. В течение трёх минут вы выполняете задание, а затем один из членов команды рассказывает нам свою историю.
Слова на карточках:
– наука;
– связи между;
– организмы;
– окружающая;
– среда;
– растения;
– животные;
– бактерии;
– грибы;
– вирусы;
– царства;
– полцарства;
4) Упражнение «Дадим начало новой жизни»
Слово учителя:
– Ребята, спасибо вам за ваши рассказы, они действительно отображаю содержание экологии как науки, дают возможность понять, что это –не только наука о проблемах загрязнения окружающей среды.
Но сегодняшнее занятие я хотела бы посвятить не только теории, но и практике. Совсем скоро мы с вами станем одним из факторов, который повлияет на живые организмы. Мы дадим начало самостоятельной жизни комнатным растениям – кактусам и толстянкам. Для этого у нас есть небольшие цветочные горшочки с землёй, «детки» растений кактуса и черенки побегов толстянки с корешками. Наша задача на сегодня – посадить саженцы цветов в почву. С момента посадки нашим заданием будет уход за молодыми растениями, которые мы оставим на подоконниках в классной комнате.
После посадки предлагаю каждому из вас дать имя своему маленькому растению и написать его маркером на горшочке.
(под руководством учителя дети выполняют посадку растений)
- Рефлексия
Слово учителя:
– Ребята, напоследок, я предлагаю вам создать дерево творчества. На флипчарте вы видите контуры дерева, но на нём пока ничего нет. Сейчас мои помощники (по одному от каждой команды) подадут вам стикеры, которые помогут вам охарактеризовать ваши впечатления в конце занятия. Вы должны выбрать только один из предложенных и, подойдя к флипчарту, приклеить стикер на наше дерево творчества.
Надписи на стикерах в виде листьев и цветков:
– занятие прошло с пользой, плодотворно;
– получилось почти всё;
– не всё получилось, но я старался;
– не справился, нужно ещё работать.
- Подведение итогов.
Слово учителя:
– Ребята, у нас получилось замечательное дерево творчества, мы дали самостоятельную жизнь новым растениям, а также раскрыли для себя экологию как науку о взаимосвязях организмов друг с другом и с окружающей средой. Думаю, что каждый из вас осознал, что обладать экологическими знаниями – это важно, поэтому давайте воспитывать в себе экологическую культуру и прививать её окружающим!