Модернизация образовательного процесса в ДОО средствами сетевого взаимодействия с социальными партнерами
Автор-составитель: C.С.Осокина
В условиях внедрения ФГОС ДО для детского сада очень важно привлекать к процессу воспитания все дополнительные образовательные ресурсы, имеющиеся резервы. Одним из таких резервов является институт социального партнерства, чьи возможности для решения задач социализации подрастающего поколения еще не до конца осознаются и используются образовательными учреждениями. До настоящего времени это взаимодействие в основном носило ситуативный характер, не было отработано чёткой слаженной системы.
Социальное партнерство в образовании – это совместная коллективная распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в ситуативных, специально планируемых в рамках социального партнерства акциях.
Дошкольному образовательному учреждению, чтобы успешно решать имеющиеся проблемы в воспитании, образовании, социализации детей, из «закрытой», достаточно автономной системы, какой оно было долгие годы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой (социумом), выйти за пределы территориальной ограниченности своего учреждения, стать «открытой системой».
Понятие «открытое дошкольное учреждение» включает широкий спектр признаков. Oткpытoe дошкольное учреждение – это, прежде всего, «окно в мир»; оно открыто для межличностного и группового общения как для детей, так и для взрослых. Такое дошкольное образовательное учреждение расширяет и укрепляет взаимосвязи с жизнью, социокультурной средой, институтами воспитания, культуры, семьей, предприятиями, культурно-досуговыми учреждениями, общественными организациями, местными структурами власти.
Эффект взаимодействия учреждений позволяет на практике:
– добиться вместе того, чего нельзя добиться поодиночке;
– усилить взаимопомощь;
– оказывать влияние на другие организации и учреждения — как внутри сети, так и за её пределами;
– углубить понимание проблемы и расширить границы действий благодаря объединению организаций и учреждений с различными возможностями;
– помогать в работе друг другу и делать работу совместно;
– обеспечить обмен идеями, мнениями, опытом и технологиями.
Наш детский сад взаимодействует со следующими социальными партнерами:
- ОГИБДД ОМВД России по Кстовскому району (дети и педагоги активно участвуют в конкурсах детского творчества, проводятся лекции по правилам дорожного движения)
- Детская библиотека им. В.С.Рыжакова (У ДОО налажена тесная связь с детской библиотекой. В библиотеке имеется богатый спектр возможностей для активного участия в процессе воспитания и образования: от информационной помощи педагогам до проведения разнообразных массовых мероприятий. Главная цель совместной деятельности заключается в воспитании интереса к чтению, знакомство с художественной литературой, развитие интеллектуального и творческого потенциала воспитанников детского сада, обогащение познавательной сферы детей)
- Кстовский историко-краеведческий музей (организованы лектории по разделу программы ОО «Познавательное развитие»)
- МОУ СОШ № 5 г. Кстово (апробирована и реализована программа преемственности школы и детского сада, организуются совместные мероприятия для школьников и воспитанников детского сада)
- ИМО Кстовского округа (методическая поддержка образовательного процесса)
- СШ № 2 г.Кстово – шахматная школа (организовано доп. образование воспитанников, соревнования по шахматам)
- ЦНК «Берегиня» (конкурсно – развлекательные программы, мастер-классы)
- Кстовский кукольный театр (выходы на спектакли, экскурсии)
- ЦВР (взаимодействие в рамках ОО «Познавательное развитие», доп. занятия педагога – психолога с воспитанниками)
- МДОУ № 1 п.Власиха Московской области (реализация совместных проектов)
- НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» (инновационная деятельность в статусе сетевой инновационной площадки АНО ДПО «НИИ дошкольного образования «Воспитатели России» по теме: «Мир головоломок» смарт-тренинг для дошкольников»)
- Детская поликлиника г. Кстово (позволяет снизить заболеваемость детей, повысить эффективность в решении вопросов оздоровления детей).
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию ребенка и конкретной деятельности.
Сотрудники учреждений – партнеров г. Кстово часто сами приходят к нам для проведения образовательных мероприятий, увлекательных бесед, лекций и конкурсов. А мы со своей стороны готовим для гостей свои игры, соревнования, стихи и песни.
Но все-таки чаще мы ходим в гости. Совмещаем приятное с полезным, по дороге изучаем местность нашего города, останавливаемся на памятных местах, беседуем, наблюдаем за людьми, птицами и погодой.
Практика работы сетевого взаимодействия нашего учреждения с социальными партнерами показывает, что только слаженная работа педагогического коллектива, личная заинтересованность каждого педагога в отдельности, определение и реализация эффективных форм взаимодействия даёт положительные результаты в организации работы с социальными партнёрами, которые помогают образовательному учреждению в социальном развитии детей дошкольного возраста.