Проект «Донбасс- мой край родной!!!»
АВТОР :БОРОДИНА ВКТОРИЯ АНАТОЛЬЕВНА
Продолжительность проекта:120 календарных дней
За основу взята воспитательно – образовательная программа для детей дошкольного возраста «Донбасс- мой край родной»( Министерство образования и науки ДНР донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования)
Цели и задачи:
Образовательные :
- Углубить знания детей о Донбассе, родном крае, его традициях, природе, заповедных местах, героях и выдающихся личностях
- подготовить детей к обобщению уже сформированных и новых знаний, учить обобщать эти знания
- учить проявлять уважение к своей Родине, родному краю, уважать традиции своего народа
- прививать чувство гордости за достижения своих земляков
- учить уважать мнение и интересы других людей, толерантное отношение к другим людям, народам , нациям
- формировать эмоционально – познавательную деятельность( активность)
- учить составлять план своей деятельности для достижения качественного конечного результата
Развивающие:
- Развивать осознание себя полноценным гражданином и членом общества
- Развивать понимание того что без уважения и заботы о родном крае не будет его процветания и развития
- Развивать собственное мнение по данной проблеме
- Развивать самостоятельность и инициативность
- Развивать творческие способности
- деятельности
- Развивать коммуникативно – речевую компетентность
Социализирующие :
- Формировать умение ценить возможность быть «самим собой» в коллективе
- Применять собственный опыт в работе над проектом
- Развивать самооценку
- Создавать условия для реализации познавательной и социальной деятельности ( активности) детей
Воспитательные:
- Воспитывать потребность быть причастным к совместным заботам и проблемам родного края
- Воспитывать чувство гордости за свою Родину
- Воспитывать чувство любви к родной земле
Характеристики проекта:
- по доминирующей деятельности : информационно – творческий и коммуникативно – речевой
- по продолжительности :долгосрочный
- по количеству участников : коллективный
- по характеру контактов : в пределах группы
База реализации :
ГКДОУ «Детский сад № 194 г. о. Макеевка » ДНР
Участники и соучастники проекта:
Дети, практический психолог, воспитатели, родители, заместитель директора по дошкольному модулю.
Проект включает в себя 3 этапа
Подготовительный этап:
На данном этапе проводится подготовительная работа: сбор теоретического материала, необходимо повышение уровня самообразования педагогов, формирование понимания актуальности работы по развитию патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе. Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.предусматривает создание предметной развивающей среды в группе. Мышление дошкольника наглядно- образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог
Основной этап включает в себя: работу по ознакомлению детей с темой проекта, формируется необходимый минимум знаний детей по данной теме, расширяются ранее полученные знания вследствие бесед, подгрупповых , групповых занятий, а также в игровой форме, над теоретической ( информативной) частью проекта – дополнения знаний, дошкольников ( ноябрь – декабрь), закрепление теоретической части практической деятельностью по реализации задач патриотического воспитания предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников(январь).Данный этап длится на протяжении 90 календарных дней, формируется , воспитателями , музыкальным руководителем ,при участии психолог
Заключительный этап включает в себя :контрольно – итоговую деятельность путем проведения детского утренника – развлечения на патриотическую тематику.Данный этап длится на протяжении 30 календарных дней, формируется воспитателями , музыкальным руководителем ,при участии психолога
Проектирование деятельности детей разновозрастной группы по теме : «Донбасс – мой край родной!!!»
Список примерных тем для работы на подготовительном и основном этапах проекта
(ноябрь) в конце месяца Д /и « Угадайка – развивайка»
- символика родного края, города
- мой город (мой район)
- города моего края
- транспорт родного города
(декабрь) в конце месяца коллективная работа «Коллаж»
- природа родного края ( флора и фауна)
- почетные люди родного края
- исторические памятники, памятники архитектуры
- традиции и праздники родного края
Список предлагаемых видов деятельности на основной этап проекта
«Коллаж»
Для полноценной работы и получения максимально – ожидаемого результата сначала нудно провести подготовительную работу:
- дети с родителями дома подбирают картинки на заданную тематику( например : Мой город, ретро фото города итд…) соответственно обсудив изображение на фото.
- Собрав все фотографии педагог еще раз обсуждают с детьми изображение на фото , вспоминают ранее увиденные и знакомятся с новыми .
- Напоминание техники безопасности работы с ножницами и клеем .
- Объяснение правил формирования коллажа .
- Непосредственно работа над коллажем.
Дидактическая игра
« Угадайка – развивайка»
Цели : закрепить ранее проработанные темы ; визуализировать оговоренные объекты; закрепление умения правильно соотносить услышанную информацию и увиденную картинку; развивать связную речь; развивать диалогическую и монологическую речь ; умение отстаивать свое мнение; развивать память, логику , внимание, восприятие.
Цель :
Ход игры :Оборудование : мешочек, листочки с вопросами, фотографии и картинки по темам , накопительные фишки ( наклейки), памятные призы.
« Мой адрес…»
Цель: формировать умение и знание детей называть свой домашний адрес, улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона ,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Материал: мяч
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д.
«Малая Родина ».
Цель: Выявить знания детей о своей Малой Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Донецка
Материал: иллюстраций, фотографий города Донецка и Донецкой области
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают
«Расскажи о своей семье»
Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.
Материал: Фотоальбом , составленный совместно с родителями с семейными фотографиями с генеалогическим древом семьи
«Найди флаг »
Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?
Материал ;картинки с изображением разных флагов
Ход игры :среди 4-6 предложенных флагов найти нужный
«Найди герб»
Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области ,областного центра) , что они обозначают?
Материал ;картинки с изображением разных гербов
Ход игры :среди 4-6 предложенных гербов найти нужный
«Благородные поступки»
Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.
Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.
Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки мяч одному из игроков, тот называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.
«Вежливые слова»
Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.
Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого, ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т
Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.
«Путешествие по городу Донецку»
Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями города, с памятниками культуры .
Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города
Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Наш микрорайон».
Цель: Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада
Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона
Ход работы :По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают о своем микрорайоне, об административных зданиях, построенных в ближайшем окружении дет.сада
«Кто и в какой стране живет?»
Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов.
Ход игры:Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут.Рассказывает о них.
Китай-китаец,
Африка-африканец…..
«Путешествие по планете Земля»
Цель: Закрепить знания детей о том, что Земля – планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца). Помочь детям найти на глобусе воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению Земли, на которой мы живем – как к планете.
Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.
«Узнай по описанию кто это »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением животного мира .
Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают.
«У кого какой домик »
Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища
Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .
Ход игры: Медведю – берлога
Белке – дупло
«С какого дерева листок»
Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение образовывать относительные прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)
Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников и листьев
Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.
«Зеленая аптека»
Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.
Материал: гербарий, картотека лечебных трав
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах
«Малая красная книга »
Цель: закрепить знания детей о редких растениях и животных , птиц нашего края занесенных в
« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности
Материал:»малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц
Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений,дети называют .Воспитатель рассказывает о них
«Народные промыслы»
Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: картинки и изображения с предметами народного творчества
Ход игры: воспитатель показывает картинку с изображением предметов народных промысел
Дети называют
«Птицы нашего города(края)»
Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру , желание помочь и ухаживать .
Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями
Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
«Подбери узор»
Цель: знакомить детей с народным творчеством, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.
Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.
Ход игры -Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла.
«Подбери наряд кукле»
Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю
Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»
Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду.
“Кому что нужно для работы?”
Цель: Формировать умение употреблять винительный и дательный падеж существительных .Развивать речь,
логическое мышление память .Закреплять знания о профессиях людей.
Материал карточки с изображением людей разных профессий.
Ход игры Повару – поварешка.
«Составь семейку»
Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки
подбора однокоренных родственных слов
Материал: карточки с изображением Родины, флага, герба и т.д.
Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисовано на ней одним словом и подобрать родственные однокоренные слова к нему
родина, родной, родители, родственник, родинка
Герой – геройский, героический, героизм…
Защита – защитник, защищать,
«Я имею право…»
Цель. Расширить область правовых знаний детей.
Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.).
Ход игры
Дети поочередно выбирают картинку и объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.
«Какие праздники ты знаешь ?»
Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные) закреплять правила поведения в общественных местах.
Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.
Ход игры Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.
- Коллективная работа « Коллаж на патриотически гражданственную тему»
Цели : развивать мелкую моторику, воображение, память мышление, речь;
Учить:выделять из общего потока информации главные мысли и идеи,
Воспитывать :
Подготовка к утреннику – развлечению :
- Написание сценария
- Распределение ролей между воспитанниками
- Разучивание ролей между воспитанниками ( включает в себя контроль правильности проговаривания слов, текста, интонирование, контроль дыхания, эмоциональное сопровождение)
- Подготовка декораций и костюмов.
Примерный Перечень материально технического сопровождения реализации проекта:
- дидактические и наглядные пособия
- современные средства ТСО( интерактивная доска, компьютеры , проектор и.т.д.)
- методическая, краеведческая, художественная литература о Донецком крае
- репродукции и иллюстрации картин донецких художников
- фотоальбом с фотографиями и открытками с изображением родного города и края в частности, его заповедников , архитектуры, народного промысла, знаменитых людей Донбасса и.т.д.
- художественная литература по теме
- электронные презентации в соответствии с тематическим планированием
- аудиозаписи, видеофильмы
- карты
- символика городов , районов, Донецкого края
Глоссарий проекта :
Гражданственность – нравственная позиция , выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или другая общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств ее права и интересы
Краеведение –всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, ДР. поселений местным населением , для которого та территория считается родным краем.
Патриотизм – нравственный и политический принцип , социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами , во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины , желание сохранить ее характер и культурные особенности и идентификация себя ( особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству,языку традициям) , с другими членами народа , стремление защищать интересы родины и своего народа.
Выводы:
Реализация данного проекта способствовала приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.