Проект  «Донбасс-  мой край родной!!!»

АВТОР :БОРОДИНА ВКТОРИЯ АНАТОЛЬЕВНА 

Продолжительность проекта:120 календарных дней

За основу взята воспитательно – образовательная программа для детей дошкольного возраста  «Донбасс- мой край родной»( Министерство образования и науки ДНР  донецкий республиканский институт дополнительного педагогического образования)

Цели и задачи:

Образовательные :

  •         Углубить знания детей о Донбассе, родном крае, его традициях, природе,  заповедных местах, героях и выдающихся личностях
  •         подготовить детей к обобщению уже сформированных и новых знаний, учить обобщать эти знания
  •         учить проявлять уважение к своей Родине, родному краю, уважать традиции своего народа
  •         прививать чувство гордости за достижения своих земляков
  •         учить уважать мнение и интересы других людей, толерантное отношение к другим людям, народам , нациям
  •         формировать эмоционально  – познавательную деятельность( активность)
  •         учить составлять план своей деятельности для достижения качественного конечного результата

Развивающие:

  •         Развивать осознание  себя полноценным гражданином и членом общества
  •         Развивать понимание того что без уважения и заботы о родном крае не будет его процветания и развития
  •         Развивать собственное мнение по данной проблеме
  •         Развивать самостоятельность и инициативность
  •         Развивать творческие способности
  •         деятельности
  •         Развивать коммуникативно – речевую компетентность

Социализирующие :

  •         Формировать умение ценить возможность быть «самим собой» в коллективе
  •         Применять собственный опыт в работе над проектом
  •         Развивать самооценку
  •         Создавать условия для реализации познавательной и социальной деятельности ( активности) детей

Воспитательные:

  •         Воспитывать потребность быть причастным к совместным заботам и проблемам родного края
  •         Воспитывать чувство гордости за свою Родину
  •         Воспитывать чувство любви к родной  земле

Характеристики проекта:

  •         по доминирующей деятельности : информационно – творческий и  коммуникативно – речевой
  •         по продолжительности :долгосрочный
  •         по количеству участников : коллективный
  •         по характеру контактов : в пределах группы

База реализации :

ГКДОУ «Детский сад № 194 г. о. Макеевка » ДНР 

Участники и соучастники проекта:

Дети, практический психолог, воспитатели, родители, заместитель директора по дошкольному модулю.

Проект включает в себя 3 этапа

Подготовительный этап:

На данном этапе проводится подготовительная работа: сбор теоретического материала, необходимо повышение уровня самообразования педагогов, формирование понимания актуальности работы по развитию патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе. Педагог, прежде всего сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия.предусматривает создание предметной развивающей среды в группе. Мышление дошкольника наглядно- образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую ребенка действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог 

Основной  этап  включает  в  себя:  работу по ознакомлению детей с темой проекта, формируется необходимый минимум знаний детей по данной теме, расширяются ранее полученные знания вследствие бесед, подгрупповых , групповых занятий, а также в игровой форме, над   теоретической           ( информативной) частью проекта – дополнения знаний, дошкольников           ( ноябрь – декабрь),  закрепление теоретической части практической деятельностью по реализации задач патриотического воспитания предусматривает активное взаимодействие с семьями воспитанников(январь).Данный этап длится на протяжении 90 календарных дней, формируется  ,  воспитателями , музыкальным руководителем ,при участии психолог 

Заключительный этап  включает в себя :контрольно – итоговую деятельность путем проведения детского утренника – развлечения на патриотическую тематику.Данный этап длится на протяжении 30 календарных дней, формируется    воспитателями , музыкальным руководителем ,при участии психолога

 

Проектирование деятельности детей разновозрастной группы по теме : «Донбасс – мой край родной!!!»

Список примерных тем для работы на подготовительном и основном  этапах проекта

(ноябрь)    в конце месяца Д /и « Угадайка – развивайка»

  •         символика родного края, города
  •         мой город (мой район)
  •         города моего края
  •         транспорт родного города

(декабрь)     в конце месяца коллективная работа «Коллаж»

  •         природа родного края ( флора и фауна)
  •         почетные люди родного края
  •         исторические памятники, памятники архитектуры
  •         традиции и праздники родного края

Список предлагаемых видов деятельности на основной этап проекта 

«Коллаж»

Для полноценной работы и получения максимально – ожидаемого результата сначала нудно провести подготовительную работу:

  •         дети с родителями дома подбирают картинки на заданную тематику( например : Мой город, ретро фото города итд…) соответственно обсудив изображение на фото.
  •         Собрав все фотографии педагог еще раз обсуждают с детьми изображение на фото , вспоминают ранее увиденные и знакомятся с новыми .
  •         Напоминание техники безопасности работы с ножницами и клеем .
  •         Объяснение правил формирования коллажа .
  •         Непосредственно работа над коллажем.

Дидактическая игра

« Угадайка – развивайка»

Цели : закрепить ранее проработанные темы ; визуализировать оговоренные объекты; закрепление умения правильно соотносить услышанную информацию и  увиденную картинку; развивать связную речь; развивать диалогическую и монологическую речь ; умение отстаивать свое мнение; развивать память, логику , внимание, восприятие.

Цель :

Ход игры :Оборудование : мешочек, листочки с вопросами, фотографии и картинки по темам , накопительные фишки ( наклейки),  памятные призы.

« Мой адрес…»

Цель: формировать умение и знание детей называть свой  домашний адрес,  улицу города Тольятти, номер дома, квартиры, телефона ,этаж закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.

Материал: мяч

Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребёнку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. 

«Малая Родина ».

Цель: Выявить знания детей о своей Малой  Родине, об истории нашего города, памятниках и достопримечательностях г. Донецка 

Материал:  иллюстраций, фотографий города Донецка и Донецкой области

Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации и картины, залает вопросы. Дети отвечают

 «Расскажи о своей  семье»

Цель: Сформировать представление о себе как о члене семьи. Показать значение семьи в жизни человека. Формировать желание рассказывать о членах своей семьи, гордиться ими, любить их.

Материал:  Фотоальбом  , составленный совместно с родителями с  семейными фотографиями  с генеалогическим древом семьи

«Найди флаг »

Цель: способствовать закреплению знания флага своей страны,(города, области ,областного центра) закрепить основные цвета флагов, что они обозначают?

Материал ;картинки с изображением разных флагов

Ход игры :среди 4-6  предложенных флагов  найти нужный

«Найди герб»

Цель: способствовать закреплению знания герба своей страны,(города, области ,областного центра)  , что они обозначают?

Материал ;картинки с изображением разных гербов

Ход игры :среди 4-6  предложенных гербов найти нужный

«Благородные поступки»

Цель: Воспитывать в детях желание совершать поступки ради других людей. Формировать понимание того, что поступком мы называем не только героизм, но и любое доброе дело ради другого человека.

Материал: мячик, картинки и иллюстрации с изображением благородных поступков.     

Ход игры: Детям предлагается перечислить благородные поступки по отношению к девочкам (женщинам) и  мальчикам (мужчинам). Воспитатель кидает в руки  мяч одному из игроков, тот  называет благородный поступок и перекидывает мяч следующему игроку по своему желанию.

 «Вежливые слова»

Цель: Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость, уважение друг к другу, желание помочь друг другу.

Материал: сюжетные картинки, на которых изображены разные ситуации: ребенок толкнул другого,  ребенок поднял упавшую вещь, ребенок жалеет другого ребенка, и т

Ход игры. Воспитатель показывает карточку и предлагает составить рассказ по картине.

«Путешествие по городу Донецку»

Цель: знакомить с родным городом, с достопримечательностями  города, с памятниками культуры .

Материал: альбом фотографий родного города, иллюстрации и открытки с изображением достопримечательностей города

Ход игры: Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

 Ход игры: Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.

«Наш микрорайон».

Цель:  Закрепить знания детей о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении дет.сада

Материал: фотографии и иллюстрации, макет микрорайона 

Ход работы :По фотографиям и иллюстрациям дети узнают и рассказывают  о своем микрорайоне, об административных  зданиях,  построенных  в ближайшем окружении дет.сада

«Кто и в какой стране живет?»

Цель: Расширять представление детей о странах Земли и их народах. Прививать интерес к жизни людей с различным бытом, культурой и традициями. Прививать уважение к культуре и традициям разных народов мира.

Материал: картинки и иллюстрации с изображением разных стран и народов мира, куклы в национальных костюмах, записи мелодии песен разных народов.

Ход игры:Воспитатель показывает изображения и просит определить из какой страны этот человек и как его назовут.Рассказывает о них.

Китай-китаец,

Африка-африканец…..

«Путешествие по планете Земля»

Цель: Закрепить знания детей о том, что  Земля – планета шарообразной формы (используя глобус). Показать какие движения Земля совершает (вращение вокруг себя, вокруг Солнца).  Помочь детям найти на глобусе  воду (океаны, моря, реки), сушу (горы, равнины, леса, пустыни). Воспитывать в детях интерес к изучению  Земли, на которой мы живем – как к планете.

Материал: глобус, карты мира, картинки и иллюстрации с изображением планеты.

«Узнай по описанию кто это »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Прививать любовь к Родному краю, к Родине

Материал: Картинки и иллюстрации  с изображением животного мира .

 Ход игры: Воспитатель описывает животное , дети отгадывают.

«У кого какой домик »

Цель: закрепить, зная детей о животном мире родного края. Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища

Материал: картинки и иллюстрации с изображением жилища животных .

 Ход игры: Медведю – берлога

      Белке – дупло

«С какого дерева листок»

Цель: закрепить знания детей о природе родного края., закрепить умение   образовывать относительные  прилагательные (береза –березовый, дуб – дубовый и т. д.)

Материал: Картинки и иллюстрации с изображением деревьев, кустарников  и листьев

Ход игры: Воспитатель показывает картинки с изображением листка, затем дерева.

«Зеленая аптека»

Цель: закрепить знания детей о лекарственных растениях родного края; о правильном использовании их в лечебных целях.

Материал: гербарий, картотека лечебных трав

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением лечебной травы , дети отгадывают .Рассказывает о ее целебных свойствах

«Малая красная книга »

Цель: закрепить знания детей о редких  растениях и животных , птиц нашего края  занесенных  в

« Красную книгу». Прививать любовь к родине, родному краю , чувство ответственности 

Материал:»малая красная книга», составленная совместно с родителями, картинки и иллюстрации с изображением редких животных и растений, птиц 

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением редких животных и растений,дети называют .Воспитатель рассказывает о  них

«Народные промыслы»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: картинки и изображения с предметами  народного  творчества

Ход игры: воспитатель показывает картинку с  изображением предметов  народных промысел 

Дети называют

«Птицы нашего города(края)»

Цель: знакомить детей с птицами родного города(края).Прививать любовь к родине, родному краю, к животному миру , желание помочь и ухаживать .

Материал: карточки с изображениями птиц, альбом «Птицы нашего города, края», составленный совместно с родителями

Ход игры:  Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

«Подбери узор»

Цель: знакомить детей с народным творчеством, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: карточки с нарисованным узором и полем, расчерченным для рисования.

Ход игры -Дети рисуют подбирают у узор по образу, называют вид народного промысла.

«Подбери наряд  кукле»

Цель: знакомить с национальной одеждой, прививать интерес к национальной культуре., любовь к Родине, Родному краю

Материал: кукла, национальные костюмы для куклы, картинки и иллюстрации с изображением народных костюмов»

Ход игры -Дети одевают куклу в национальную одежду.

“Кому что нужно для работы?”

Цель: Формировать умение   употреблять винительный  и дательный  падеж  существительных .Развивать речь,

логическое мышление память .Закреплять знания о профессиях людей.

Материал карточки с изображением людей разных профессий.

Ход игры  Повару – поварешка.

«Составь семейку»

Цель: развивать логическое мышление, память , речь, формировать навыки

 подбора  однокоренных родственных слов

 Материал: карточки с изображением  Родины, флага, герба и т.д.

Ход игры :Воспитатель показывает карточку и предлагает назвать что нарисовано на ней  одним словом и подобрать родственные однокоренные слова  к нему 

родина, родной, родители, родственник, родинка

Герой – геройский, героический, героизм…

Защита – защитник, защищать, 

«Я имею право…»

Цель. Расширить область правовых знаний детей.

Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается на велосипеде, играет в прятки, поливает цветы и т.п.). 

Ход игры

Дети поочередно выбирают  картинку и  объясняют причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

«Какие праздники ты знаешь ?»

Цель: Развивать у детей сообразительность,, память, закрепить знания о праздниках, (народные, государственные, религиозные)  закреплять правила поведения в общественных местах. 

Материал: картинки и иллюстрации с изображением праздников, открытки к разным праздникам.

Ход игры  Воспитатель начинает рассказ о том что праздники бывают разные, показывает карточки и открытки. Предлагает подобрать карточку с праздником, а к ней тематическую открытку.

  1.     Коллективная работа « Коллаж на патриотически гражданственную тему»

Цели : развивать мелкую моторику, воображение, память мышление, речь;

 Учить:выделять из общего потока информации главные мысли и идеи,

Воспитывать :

Подготовка к утреннику – развлечению :

  1.     Написание сценария
  2.     Распределение ролей между воспитанниками
  3.     Разучивание ролей между воспитанниками ( включает в себя контроль правильности проговаривания слов, текста, интонирование, контроль дыхания, эмоциональное сопровождение)
  4.     Подготовка декораций и костюмов.

Примерный Перечень материально технического сопровождения реализации проекта:

  •         дидактические и наглядные пособия
  •         современные средства ТСО( интерактивная доска, компьютеры , проектор и.т.д.)
  •         методическая, краеведческая, художественная литература о Донецком крае
  •         репродукции и иллюстрации картин донецких художников
  •         фотоальбом с фотографиями и открытками с изображением родного города и края в частности, его заповедников , архитектуры, народного промысла, знаменитых людей Донбасса и.т.д.
  •         художественная литература по теме
  •         электронные презентации в соответствии с тематическим планированием
  •         аудиозаписи, видеофильмы
  •         карты
  •         символика городов , районов, Донецкого края

Глоссарий проекта :

Гражданственность – нравственная позиция , выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к  которому он принадлежит: государство, семья, церковь, профессиональная или другая общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств ее права и интересы

Краеведение –всестороннее изучение определенной части страны, города или деревни, ДР. поселений местным населением , для которого та территория считается родным краем.

Патриотизм – нравственный и политический принцип , социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами , во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины , желание сохранить ее характер и культурные особенности и идентификация себя ( особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству,языку традициям) , с другими членами народа , стремление защищать интересы родины и своего народа.

Выводы:

            Реализация данного проекта способствовала приобщению детей к гражданским ценностям России, развитию духовности и нравственности, предупреждению асоциального поведения, изжитию равнодушия и безразличия.