Статья в сборник «Практика, ориентированная на успех»
Автор: Ефимова Марина Павловна, педагог дополнительного образования МБУ ДО «Дом творчества Железнодорожного района г. Улан-Удэ», руководитель творческого объединения Школа Раннего Развития «Узнай-ка!»
Компьютер и будущий первоклассник.
Современные дошкольники уже во всю умеют пользоваться гаджетами, такими как, смартфон, планшет, ноутбук или компьютер. Сейчас такие дети относятся к поколению «Альфа». Это дети, рожденные в технологический век и не испытывающие стресса при контакте с техникой. Они отличаются повышенной потребностью к восприятию информации, постоянно ищут возможности ее удовлетворения, воспринимают и перерабатывают большое количество информации за короткий промежуток времени, обладают клиповым мышлением – это способность к многозадачности и быстрая переключаемость между поставленными задачами. Дети интернет-поколения одновременно могут слушать музыку, общаться в чате, бродить по сети, редактировать фотографии, делая при этом уроки.
Но самое главное отличие – это то, что современный ребенок – это ребенок действие, это активный, любознательный, интересуется причинно – следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям, склонен наблюдать и экспериментировать, которому не интересно получать готовые знания, а важно и нужно добывать эти знания самостоятельно. Да, и дети предыдущих поколений также были любознательными, но получали они информацию непосредственно от взрослого (учитель, родитель) или из книг. Сейчас же дети получают информацию больше из интернета.
Уже в начальной школе дети готовят проекты, доклады, используя ИКТ, и учатся их защищать, раскрывать и т.д. В связи с этим, мною было введено направление «Окружающий мир с использованием ИКТ» в дополнительную общеразвивающую общеобразовательную программу социально-педагогической направленности «Школа Раннего Развития «Узнай-ка!»», для детей 5-6 лет. (Занятия проводятся при соблюдении санитарно-эпидемиологических норм.)
На начальном этапе дети знакомились с устройством компьютера и Смарт доски, многие уже умели управлять курсором мыши и включать-выключать технику. Затем учились работать с приложениями, такими как: «Microsoft Word», «Power Point», точечный рисунок; учились пользоваться интернет – браузерами.
Новую тему изучаем при помощи презентаций, видео, рассказа. Закрепляем полученную информацию при помощи детских информационно-развлекательных порталов, таких, как:
Ведущей деятельностью для дошкольников является игра. Игры бывают разными, – активные, подвижные; сюжетно-ролевые; режиссерские; строительные (строительно-конструктивные); театрализованные (в т.ч. игры-драматизации); творческие; дидактические; компьютерные. Последний вид игровой деятельности чаще применятся на наших занятиях.
На сайтах, указанных выше, дети разгадывают загадки, играют в логические и развивающие игры, ищут отличия, сравнивают, проходят тесты и т.д. Итогом занятий может быть краткий доклад на определенную тему, участие в акциях, проектах. Так, например, при изучении темы «Овощи, фрукты» изучали информацию (чем отличаются, чем полезны и т.д.) при помощи презентации и в ходе беседы, рассматривания демонстрационных картинок. При закреплении отгадывали загадки и искали ответ в онлайн-играх «Угадай, где», «Овощной магазин», сравнивая, анализируя, обобщая в детском портале «Малыш-клуб».
Таким образом, в современной образовательной деятельности компьютер- неотъемлемая часть работы с дошкольниками. Стоит отметить, что занятия с применением ИКТ детям очень интересны, они ждут их с нетерпением.