Урок литературного чтения.

Тема: А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

Место и роль урока в изучаемой теме: закрепление произведения и знакомство с создание мультфильма по произведению

Основные задачи:

познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

– дать первоначальное представление о сказочной поэме;

– познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;

Личностные универсальные учебные действия

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

–  планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

– читать тексты, понимать фактическое содержание текста, выделять в нем основные части;

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Ход урока.

  • Организационный этап.
    – Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Екатерина Михайловна
  1. Актуализация знаний.
    Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие. 
    Учитель: – Прочитайте названия книг и подумайте, что объединяет все эти произведения?

 ( слайды)

Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Сказка о золотом петушке

Сказка о попе и его работнике Балде.

Д. Это произведения А. С. Пушкина.

У. Да, действительно, все эти произведения написал А.С. Пушкин.(СЛАЙД)

  1. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.

У.  А как вы думаете произведение какого автора мы сегодня с вами вспомним? (мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение)

У.  А чтобы узнать с каким произведение мы будем сегодня работать, прошу посмотреть на доску. Включаю видео.

Кто мне с кажет какое произведение мы будем вспоминать?

(правильно, произведение АС Пушкина, Руслан и Людмила, отрывок называется «У Лукоморья дуб зеленый».)

  1. Целеполагание и сообщение темы.

У.  Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Д.  Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это произведение.

У.  Для чего вам это нужно?
 Д. Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы нас было приятно слушать другим.

-У. Мы вспомним сказки этого автора, повторим  произведение А.С. Пушкина, постараемся ответить на трудные вопросы, а затем  создадим мультфильм

3.Выявление читательского опыта по произведениям А. С. Пушкина. Работа в группе

  

III. Работа с текстом.

Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А. С. Пушкина

 У. Итак, какие по жанру произведения у А. С. Пушкина мы знаем?
Д. Стихотворение, сказка  Запись на доске (открывает учитель).

ЖАНРЫ  произведений  А. С. Пушкина: СТИХИ  СКАЗКИ  ПОЭМА (ещё закрыта)

У. Знаете ли вы, сколько сказок написал Пушкин?

Д. Всего 5 сказок.

1.Работа над новым материалом. Первичное восприятие текста.

У. Сегодня на уроке мы узнаем новый жанр произведений А.С. Пушкина и  поэтому наше сказочное путешествие продолжается.  Мы вспомним произведение, которое написано красивым литературным языком: «У лукоморья дуб зелёный…» (СЛАЙД) 

У. Кто из вас уже читал это произведение? И что вы знаете об этом произведении?
(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

У. Предлагаю читать это произведение и параллельно создавать картины, для этого у вас на рабочем столе есть все необходимое 

 2.Беседа по первичному восприятию:
У. Понравилось ли сказка?

У. Что понравилось? 
У. Каким же поэт изобразил лукоморье?
Д. Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. 
У. Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
У. Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

У. Дети, сейчас мы с вами познакомились с новым для нас жанром: это поэма.  «У лукоморья дуб зелёный…» является   отрывком из большой поэмы: «Руслан и Людмила». Полностью с поэмой вы познакомитесь в старших классах.
У. А что такое поэма? Кто из вас знает?

У. Более полно и точно значение слова поэма узнаем из толкового словаря Ожегова. (СЛАЙД)

Д. ПОЭМА – большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

У. Ребята, поэма это новый вид жанра произведений А. С. Пушкина (Учитель открывает третью группу слов на доске (поэма)

У. А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? (Ответы детей)
Теперь обращаемся к словарю в конце нашего учебника на стр. 214, прочитает ученик…

Д. Лукоморье – морской залив. (Слайд)

У. Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.

 У. Ребята, а теперь мы   отправимся в лукоморье.

Физминутка- релакс «У моря»

– Предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (включаю шум моря)

– Расскажите, что вы слышали? (Крик чаек, шум моря) Как вы думаете, где оказались?

– И вдруг, на берегу моря мы видим …… Кто узнал это дерево, назовите? (На доске появляется рисунок огромного дуба) 

3.Работа над произведением. Первичное чтение.

У. Теперь прочитаем текст сами на стр. 86 (сильные ученики). Все следят за текстом и делают карандашом пометки над словами, которые вам будут непонятными.

У. Какие вам встретились трудные непонятные слова? (Дети называют слова, учитель выставляет карточку на доску).
У. Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

4.Словарная работа: ( СЛАЙД)

У. Давайте попробуем объяснить, что обозначают эти слова

  • ДОЛ -долина
  • ПЛЕНЯЕТ- берёт в плен
  • ЗЛАТАЯ -золотая
  • БРЕГ – берег
  • ПЕСНЬ – песня
  • ЧРЕДОЙ – по очереди
  • НЕВЕДОМЫЕ – неизвестный
  • ТУЖИТ -скучает
  • ЧАХНЕТ – вянет, становится чахлым
  • МИМОХОДОМ – проходя мимо
  • ПОВЕДАТЬ – рассказать

5.Физкультминутка.

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться

  1. Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.

У.С  какими чудесами в сказке вы познакомились?

У. Я покажу вам иллюстрации чудес, которые происходят в сказке, а вы выберите из текста строки, которые к ним подходят. (Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки).

Слайд Зеленый дуб, кот учёный, Леший, Русалка, 30 витязей, Колдун, Царевна, Кащей.

Вывод: Через своё произведение А. С. Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение 

 Итог урока.
У.С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке? 
Д. Поэма.
У. Что особенно вам понравилось?
Д. Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

  1. Нахождение в тексте отрывка. (Дополнительно)

– Прочитаем еще раз поэму по цепочке по 1 строчке. Начинает…

  1. Рефлексия учебной деятельности.

– Наш урок подходит к концу. 

-Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока. 

-Мысленно оцените свою работу на уроке. На партах у вас лежат скрепки (жёлтый,   синий).

Выберите для себя скрепку, цвет которой наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. А теперь скрепите их. (СЛАЙД)

Жёлтый цвет – радостное, светлое, хорошее настроение.

Синий цвет – грустное, печальное, тоскливое.

– У нас получилась златая цепь. Это символ Солнца, которое ходит вокруг земного шара . То, что кот ходит по кругу, по золотой цепи это означает смену дня и ночи, правды и вымысла. Это бесконечно, как любовь к произведениям А. С. Пушкина.Читайте Пушкина.

  1. Дифференцированные задания для самостоятельной работы дома (запись на доске). выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.