Муниципальное бюджетное учреждение культуры городского округа Самара «Централизованная система детских библиотек»
Детская библиотека-филиал №16
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара
«ЧитайКис»
Парциальная программа
социально-гуманитарной направленности
по продвижению чтения
Авторы:
Кривенкова Ольга Сегреевна,
заведующий детской библиотеки №16
муниципального бюджетного учреждения культуры г. о. Самара «Централизованная система детских библиотек»
Лукашина Людмила Николаевна,
методист муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара
Павленко Татьяна Александровна,
заместитель руководителя по воспитательно – образовательной работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 1» городского округа Самара
Самара, 2024
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ 4
1.1 Пояснительная записка 4
1.2 Цель и задачи Программы 5
1.3 Принципы и подходы к формированию программы 6
1.4 Значимые для разработки и реализации программы характеристики 7
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей раннего возраста (2-3 года). 7
1.5 Планируемые результаты освоения программы 10
1.6 Педагогическая диагностика планируемых результатов 11
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей (Образовательная область «Речевое развитие») 1
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка 2
«Речевое развитие» 2
«Художественно-эстетическое развитие» 4
«Социально-коммуникативное развитие» 6
«Познавательное развитие» 8
2.2 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 10
- ОРГАНИЗЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 15
3.1 Описание материально – технического обеспечения Программы 15
3.2 Перечень художественной литературы 16
3.3 Описание психолого-педагогических условий 17
3.4 Описание кадровых условий Программы 18
3.5 Учебный план 18
Сроки проведения диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Программы 20
3.5 Учебный план 22
2.3 Комплекс организационно-педагогических условий 22
-
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка
Парциальная программа «ЧитайКис» (далее Программа) направлена на формирование читательского интереса, развитие речи и социально – коммуникативных возможностей детей раннего возраста.
В Программе художественная литература рассматривается как самоценный вид искусства. Литературный материал оказывает огромное влияние на развитие интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге. Важнейшие источники развития выразительности детской речи – произведения художественной литературы и устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки). Программные произведения прошли тщательный отбор, с учетом их художественных достоинств, доступности содержания детям раннего возраста.
Программа рассчитана на детей 2-3-х лет и ориентирована на формирование художественно-речевой деятельности как одной из частей эстетического воспитания детей.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
– Федеральная образовательная программа дошкольного образования Приказ Министерства просвещения РФ от 25.11.2022 г № 1028;
– Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.12.2022) “Об образовании в Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023)
– Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ Федеральный закон от 24.09.2022 N 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” и статьи 1 Федерального закона “Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
– Федеральная образовательная программа дошкольного образования №1028 от 25.11.2022
– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» СП 2.4.3648-20 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28);
– Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 “Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания” (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2);
– Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” (с изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г., 8 ноября 2022).
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Программа предназначена для детей раннего возраста (2-3 года), срок реализации – 1 год.
Актуальность
Особую роль сегодня играет работа над формированием образной речи детей. Воспитывать интерес к языковому богатству, развивать понимание разнообразных средств художественной выразительности необходимо с раннего детства. Чтение помогает ребенку лучше узнать родной язык, развивает фантазию. Благодаря чтению ребенок учится правильно составлять предложения, его словарный запас расширяется, развивается воображение. Живопись, музыка, поэзия – виды единого процесса эстетического освоения действительности. Развитие творческих способностей детей следует рассматривать как сочетание интеллектуальных, познавательных и эмоционально-волевых навыков. Воспитательное, познавательное и эстетическое направление Программы развивает умение детей тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Новизна
Новизна программы заключается в развитии мышления и воображения, внутреннего мира ребенка, формировании основ общения и поведения через художественную литературу, возрождение традиций семейного чтения и социального партнерства МБДОУ и библиотеки.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель: способствовать речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному и познавательному развитию детей раннего возраста посредством организации образовательной деятельности совместно с применением интерактивных библиотечных технологий.
Задачи:
- Формирование первичных ценностно-моральных представлений, положительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой и большой родине посредством чтения художественной литературы.
- Развитие коммуникативных, познавательных и эмоциональных умений посредством художественных произведений;
- Расширение и углубление знаний, получаемых детьми в дошкольном учреждении на совместных занятиях через применение методики ОД и интерактивных библиотечных технологий: театрализации и игры.
1.3 Принципы и подходы к формированию программы
Основными принципами построения Программы являются:
Принцип интеграции и комплексного подхода – объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими образовательными областями как «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком как результата активного, занимательного игрового взаимодействия взрослого с ребёнком и общения с литературным произведением.
Принципы и подходы к формированию Программы в соответствии с ФГОС ДО (п.1.4 и ФОП стр.5 п.14.3):
– сотрудничество МБДОУ с семьей;
– приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
– возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
– учёт этнокультурной ситуации развития детей.
В Программе учитывается возможность освоения ее ребенком на разных этапах реализации.
1.4 Значимые для разработки и реализации программы характеристики
Характеристика возрастных и индивидуальных особенностей развития детей раннего возраста (2-3 года).
Росто – весовые характеристики
Средний вес мальчиков составляет 14,9 кг, девочек – 14,8 кг. Средняя длина тела у мальчиков до 95,7 см, у девочек – 97,3 см.
Функциональное созревание
Продолжаются рост и функциональное развитие внутренних органов, костной, мышечной и центральной нервной системы. Совершенствуются формы двигательной активности.
Развитие моторики
Дифференциация развития моторики у мальчиков и девочек. У мальчиков опережающее развитие крупной моторики (к трем годам мальчики могут осваивать езду на велосипеде); у девочек опережающее развитие мелкой моторики (координированные действия с мелкими предметами).
Психические функции
Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативно- деловое общение ребенка со взрослым; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.
В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно 1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух – трех предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами. Размышляя об отсутствующих людях или предметах, дети начинают использовать их образы.
Третий год жизни знаменуется появлением символического мышления – способности по запечатленным психологическим образам-символам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. Теперь они могут проделывать некоторые операции не с реальными предметами, а с их образами, и эти мысленные операции – свидетельство значительно более сложной, чем прежде, работы детского мышления. Переход от конкретно-чувственного «мышления» к образному может осуществляться на протяжении двух лет.
Детские виды деятельности
В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер, главное в ней – действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметами-заместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является изображение человека в виде «головонога» – окружности и отходящих от нее линий.
Коммуникация и социализация
На третьем году жизни отмечается рост автономии и изменение отношений со взрослым, дети становятся самостоятельнее. Начинает формироваться критичность к собственным действиям.
Саморегуляция
Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.
Личность
У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Завершается ранний возраст кризисом трех лет, который часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
К 2 – 3 годам у ребенка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
ребенок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и тому подобное);
ребенок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребенок проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет рядом;
ребенок понимает и выполняет простые поручения взрослого;
ребенок стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
ребенок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности продвигаться к цели;
ребенок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и просьбами;
ребенок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за взрослым;
ребенок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на них; ребенок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в основных пространственных и временных отношениях;
ребенок осуществляет поисковые и обследовательские действия; ребенок знает основные особенности внешнего облика человека, его деятельности;
ребенок способен назвать свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
ребенок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять вред живым объектам;
ребенок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые танцевальные движения;
ребенок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
ребенок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки, лепешки;
ребенок активно действует с окружающими его предметами, знает названия, свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
ребенок в играх отображает действия окружающих (“готовит обед”, “ухаживает за больным” и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее определяет цель (“Я буду лечить куклу”).
1.5 Планируемые результаты освоения программы
Ребенок:
– эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами;
– владеет активной речью, понимает речь взрослых, знает название предметов и игрушек;
– эмоционально откликается на игру, предложенную взрослыми;
– проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремиться двигаться под музыку, откликается на различные произведения культуры и искусства;
– с пониманием следит за действиями героев театра, проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
1.6 Педагогическая диагностика планируемых результатов
Педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Периодичность проведения педагогической диагностики 2 раза в год – на начальном этапе освоения ребёнком образовательной программы в зависимости от времени его поступления в дошкольную группу (стартовая диагностика) и на завершающем этапе освоения программы его возрастной группой (заключительная, финальная диагностика). При проведении диагностики на начальном этапе учитывается адаптационный период пребывания ребёнка в группе. Сравнение результатов стартовой и финальной диагностики позволяет выявить индивидуальную динамику развития ребёнка.
Педагогическая диагностика индивидуального развития детей в МБДОУ проводится педагогом в произвольной форме на основе мало формализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и тому подобное), специальных диагностических ситуаций.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка.
Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует РППС, мотивирующую активную творческую деятельность обучающихся, осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс.
Педагогическая диагностика осуществляется по диагностической карте
Диагностическая карта наблюдений индивидуального развития детей
Воспитатели группы:________________________________________________________________________________ | Дата проведения:_____________ |
№ п/п | ФИО ребенка | Эмоциальное – личностное восприятие | Формирование словаря | Связная речь | Художественная литература | итог | ||||||||||||||||||||||
эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами | владеет активной речью, понимает речь взрослых, знает название предметов и игрушек | эмоционально откликается на игру, предложенную взрослыми | проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремиться двигаться под музыку, откликается на различные произведения культуры и искусства | с пониманием следит за действиями героев театра, проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх | Умеет по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Возьми красный карандаш” | Умеет имитировать действия детей и движения животных («Покажи, как …») | Подражает правильному произношению слов и несложных фраз (из 2-4 слов) | Понимает речь взрослых, слушает небольшие рассказы без наглядного сопровождения | Умеет отвечать на простейшие вопросы (Что? Кто? Что делает?) и более сложные (во что одет? Что везет? Какой? Где? …) | Умеет согласовывать существительные и местоимения с глаголами , составлять фразы из 3-4 слов | Умеет слушать народные песенки , сказки, авторские произведения (проза, стихи | Принимает участие в драматизации знакомых сказок | ||||||||||||||||
Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | Н | К | |||
Уровневые показатели: 1-2-3
Высокий уровень – 39-27 баллов ;
Средний уровень – 26-14 баллов ;
Низкий уровень – 13-0 баллов.
Начало учебного года | Конец учебного года | ||
Высокий | Высокий | ||
Средний | Средний | ||
Низкий | Низкий |
Реализация Программы осуществляется во взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса, в том числе семьями воспитанников.
Диагностика семейного чтения проводится посредством анкетирования родителей.
Анкета для родителей «Читаем вместе».
Уважаемые родители! Нам важно знать:
- Есть ли у вашего ребенка своя книжная полка или уголок с
книгами?
- да;
- нет.
2 Часто ли вы читаете ребенку книги?
- каждый день;
- каждый вечер перед сном;
- когда попросит;
- иногда.
3 Назовите самые любимые книги вашего ребенка.
————————————————————————————–
4 Как вы выбираете книгу для чтения ребенку?
- по просьбе ребенка;
- случайно;
- другое
5 Беседуете ли вы с ребенком о прочитанном?
- да;
- нет;
- иногда.
6 Может ли ваш ребенок пересказать отрывок из любимой сказки,
произведения?
- да;
- нет;
- не знаю.
7 Как вы считаете, в каком возрасте ребенок должен научиться
читать?___________________________________________________
Благодарим за сотрудничество!
Ваши ответы помогут в педагогической работе по приобщению детей к чтению
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка
Программа определяет содержательные линии образовательной деятельности, реализуемые по основным направлениям развития детей раннего возраста
«Речевое развитие»
Основные задачи образовательной деятельности | ||
Развивающая речевая среда | – способствовать развитию речи как средства общения;
– рассказывать детям о предметах, об интересных событиях. |
|
Формирование словаря |
– формировать умение использовать данные слова в речи. |
|
Звуковая
культура речи |
– упражнять детей в правильном произношении гласных и согласных звуков, звукоподражаний, отельных слов;
– формировать правильное произношение звукоподражательных слов в разном темпе, с разной силой голоса. |
|
Грамматический
строй речи |
– формировать у детей умение согласовывать существительные и местоимения с глаголами;
– составлять фразы из 3-4 слов. |
|
Связная речь | – продолжать развивать у детей умения понимать речь педагога, отвечать на вопросы;
– предлагать воспроизводить действия (движения) персонажа; – рассказывать об окружающем в 2-4 предложениях. |
|
Интерес к художественной литературе | ||
– формировать у детей умение воспринимать небольшие по объему потешки, сказки и рассказы с наглядным сопровождением (и без него);
– побуждать договаривать и произносить четверостишия уже известных ребёнку стихов и песенок, воспроизводить игровые действия, движения персонажей; – поощрять отклик на ритм и мелодичность стихотворений, потешек; формировать умение в процессе чтения произведения повторять звуковые жесты; – развивать умение произносить звукоподражания, связанные с содержанием литературного материала (мяу-мяу, тик-так, баю-бай, ква-ква и тому подобное), отвечать на вопросы по содержанию прочитанных произведений; – побуждать рассматривать книги и иллюстрации вместе с педагогом и самостоятельно; – развивать восприятие вопросительных и восклицательных интонаций художественного произведения. |
||
Содержание образовательной деятельности | ||
Формирование словаря | Педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру («Принеси красный кубик»), различать их местоположение, имитировать действия людей и движения животных; активизирует словарь детей: существительными, обозначающими названия транспортных средств, частей автомобиля, растений, фруктов, овощей, домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими трудовые действия (мыть, стирать), взаимоотношения (помочь); прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов; наречиями (сейчас, далеко).
Педагог закрепляет у детей названия предметов и действий с предметами, некоторых особенностей предметов; названия некоторых трудовых действий и собственных действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребёнка взрослых и сверстников. |
|
Звуковая культура речи | Педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь, правильно произносить гласные и согласные звуки. В звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение практически всех согласных звуков. В словопроизношении ребёнок пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его мысли. Педагог поощряет детей использовать разные по сложности слова, воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не пропускать слоги в словах, выражать свое отношение к предмету разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная выразительность речи. | |
Грамматический строй речи | Педагог помогает детям овладеть умением правильно использовать большинство основных грамматических категорий: окончаний существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; поощряет словотворчество, формирует умение детей выражать свои мысли посредством трех-, четырехсловных предложений. | |
Связная речь | Педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, активно включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность; побуждает детей проявлять интерес к общению со взрослыми и сверстниками, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства и элементарные этикетные формулы общения, реагировать на обращение с использованием доступных речевых средств, отвечать на вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы простого предложения, относить к себе речь педагога, обращенную к группе детей, понимать её содержание; Педагог развивает у детей умение использовать инициативную разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира, употреблять в речи предложения разных типов, отражающие связи и зависимости объектов. |
«Художественно-эстетическое развитие»
Основные задачи образовательной деятельности | |
Приобщение к искусству | -развивать у детей художественное восприятие (смотреть, слушать и испытывать радость) в процессе ознакомления с произведениями музыкального, изобразительного искусства, природой;
-интерес, внимание, любознательность, стремление к эмоциональному отклику детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов и явлений окружающей действительности; -развивать отзывчивость на доступное понимание произведений искусства, интерес к музыке (в процессе прослушивания классической и народной музыки), изобразительному искусству (в процессе рассматривания и восприятия красоты иллюстраций, рисунков, изделии декоративно-прикладного искусства); -познакомить детей с народными игрушками (дымковской, богородской, матрешкой и другими); -поддерживать интерес к малым формам фольклора (пестушки, заклички, прибаутки); -поддерживать стремление детей выражать свои чувства и впечатления на основе эмоционально содержательного восприятия доступных для понимания произведений искусства или наблюдений за природными явлениями; |
Изобразительная деятельность | воспитывать интерес к изобразительной деятельности (рисованию, лепке) совместно со взрослым и самостоятельно;
развивать эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов в процессе рассматривания игрушек, природных объектов, предметов быта, произведений искусства; |
Конструктивная
деятельность |
– развивать интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей строить самостоятельно; |
Музыкальная
деятельность |
– воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку, подпевать, выполнять простейшие танцевальные движения.
приобщать к восприятию музыки, соблюдая первоначальные правила: не мешать соседу вслушиваться в музыкальное произведение и эмоционально на него реагировать; |
Театрализованная
деятельность |
– пробуждать интерес к театрализованной игре путем первого опыта общения с персонажем (кукла Катя показывает концерт), расширения контактов со взрослым (бабушка приглашает на деревенский двор);
– побуждать детей отзываться на игры-действия со звуками (живой и неживой природы), подражать движениям животных и птиц под музыку, под звучащее слово (в произведениях малых фольклорных форм); – способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками; – развивать умение следить за действиями заводных игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них; – способствовать формированию навыка перевоплощения в образы сказочных героев; – создавать условия для систематического восприятия театрализованных выступлений педагогического театра (взрослых). |
Культурно-досуговая деятельность | – создавать эмоционально-положительный климат в группе, обеспечение у детей чувства комфортности, уюта и защищенности;
– формировать умение самостоятельной работы детей с художественными материалами; – привлекать детей к посильному участию в играх, театрализованных представлениях, забавах, развлечениях и праздниках; – развивать умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно реагировать на них; – формировать навык перевоплощения детей в образы сказочных героев. |
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи образовательной деятельности | Содержание образовательной деятельности |
– развивать игровой опыт ребёнка, помогая детям отражать в игре представления об окружающей действительности;
-поддерживать доброжелательные взаимоотношения детей, развивать эмоциональную отзывчивость в ходе привлечения к конкретным действиям помощи, заботы, участия; – формировать элементарные представления о людях (взрослые, дети), их внешнем виде, действиях, одежде, о некоторых ярко выраженных эмоциональных состояниях (радость, грусть), о семье и ДОО; – формировать первичные представления ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о родителях (законных представителях) и близких членах семьи. |
– педагог оказывает помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный материал и повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет ребёнку основные части тела и лица человека, его действия. Поддерживает желание ребёнка называть и различать основные действия взрослых;
– педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека, обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой, жестами, интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова, обозначающие эмоциональное состояние человека, предлагает детям задания, помогающие закрепить представление об эмоциях, в том числе их узнавание на картинках; – педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением семьи: детей, родителей (законных представителей). Поощряет стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге; – – педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные правила поведения («можно», «нельзя»). Личным показом демонстрирует правила общения: здоровается, прощается, говорит «спасибо», «пожалуйста», напоминает детям о важности использования данных слов в процессе общения со взрослыми и сверстниками, поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка при использовании «вежливых слов»; – педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребёнка выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу; – педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных, сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и инициативность в ходе участия в играх; – педагог формирует представление детей о простых предметах своей одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает детям о назначении предметов одежды, способах их использования (надевание колготок, футболок и тому подобное). |
«Познавательное развитие»
Основные задачи образовательной деятельности: | |
1) развивать разные виды восприятия: зрительного, слухового, осязательного, вкусового, обонятельного;
2) развивать наглядно-действенное мышление в процессе решения познавательных практических задач; 3) совершенствовать обследовательские действия: выделение цвета, формы, величины как особых признаков предметов, поощрять сравнение предметов между собой по этим признакам и количеству, использовать один предмет в качестве образца, подбирая пары, группы; 4) формировать у детей простейшие представления о геометрических фигурах, величине и количестве предметов на основе чувственного познания; 5) развивать первоначальные представления о себе и близких людях эмоционально-положительное отношение к членам семьи и людям ближайшего окружения, о деятельности взрослых; 6) расширять представления о населенном пункте, в котором живет ребенок, его достопримечательностях, эмоционально откликаться на праздничное убранство дома, ДОО; 7) организовывать взаимодействие и знакомить с животными и растениями ближайшего окружения, их названиями, строением и отличительными особенностями, некоторыми объектами неживой природы; 8) развивать способность наблюдать за явлениями природы, воспитывать бережное отношение к животным и растениям. |
|
Содержание образовательной деятельности | |
Сенсорные эталоны и познавательные действия | – Педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на сравнение предметов и определение их сходства-различия, на подбор и группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине).
– Организует действия с игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и бытовой деятельности с целью решения практических задач. – Педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3 свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и разноцветных пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по убывающей величине; различных по форме и цвету башенок из 2-3 геометрических форм-вкладышей; разбирание и собирание трехместной матрешки с совмещением рисунка на её частях, закрепляя понимание детьми слов, обозначающих различный размер предметов, их цвет и форму. – В ходе проведения с детьми дидактических упражнений и игр-занятий формирует обобщенные способы обследования формы предметов – ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление; продолжает поощрять появление настойчивости в достижении результата познавательных действий. |
Математические представления | – Педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении формы окружающих предметов, используя пред эталонные представления о шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических фигур по образцу, различению и сравниванию предметов по величине, выбору среди двух предметов при условии резких различий: большой и маленький, длинный и короткий, высокий и низкий.
– Поддерживает интерес детей к количественной стороне различных групп предметов (много и много, много и мало, много и один) предметов. |
Окружающий мир | – Педагог расширяет представления детей об окружающем мире, знакомит их с явлениями общественной жизни, с деятельностью взрослых (повар варит кашу, шофер водит машину, доктор лечит);
– развивает представления о себе (о своем имени, именах близких родственников), о внешнем облике человека, о его физических особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице – глаза, нос, рот и так далее); о его физических и эмоциональных состояниях (проголодался – насытился, устал – отдохнул; намочил – вытер; заплакал – засмеялся и так далее); о деятельности близких ребёнку людей («Мама моет пол»; «Бабушка вяжет носочки»; «Сестра рисует»; «Дедушка читает газету»; «Брат строит гараж»; «Папа работает за компьютером» и тому подобное); о предметах, действиях с ними и их назначении: предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда), игрушки, орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее). |
Природа | – В процессе ознакомления с природой педагог организует взаимодействие и направляет внимание детей на объекты живой и неживой природы, явления природы, которые доступны для непосредственного восприятия.
– Формирует представления о домашних и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части тела, питание, способы передвижения), – Формирует представления о растениях ближайшего окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных признаках (цвет, строение, поверхность, вкус); – привлекает внимание и поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо, облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь, радуга, ветер), – поощряет бережное отношение к животным и растениям. |
2.2 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Образовательная деятельность по реализации Программы включает:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей.
Игра занимает центральное место в жизни ребёнка, являясь преобладающим видом его самостоятельной деятельности. В игре закладываются основы личности ребёнка, развиваются психические процессы, формируется ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации. Играя вместе, дети строят свои взаимоотношения, учатся общению, проявляют активность и инициативу и другое. Детство без игры и вне игры не представляется возможным.
В образовательном процессе игра занимает особое место, выступая как форма организации жизни и деятельности детей, средство разностороннего развития личности; метод или прием обучения; средство саморазвития, самовоспитания, самообучения, саморегуляции. Отсутствие или недостаток игры в жизни ребёнка приводит к серьезным проблемам, прежде всего, в социальном развитии детей.
Учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребёнка и становления его личности, педагог максимально использует все варианты её применения для реализации Программы.
Реализация Программы предусматривает осуществление образовательной деятельности в форме занятий. Занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их; как деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогам самостоятельно.
При организации занятий педагог использует опыт, накопленный при проведении образовательной деятельности в рамках сформировавшихся подходов. Время проведения занятий, их продолжительность, длительность перерывов, суммарная образовательная нагрузка для детей раннего возраста определяются СанПиН 1.2.3685-21.
Также реализация Программы предполагает организацию культурных практик.
Культурные практики – обычные (привычные) для человека способы и формы самоопределения, нормы поведения и деятельности, тесно связанные с особенностями его совместного бытия с другими людьми. Они расширяют социальные и практические компоненты содержания образования, способствуют формированию у детей культурных умений при взаимодействии со взрослым и самостоятельной деятельности. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Свободное взаимодействие со сверстниками дает объективную картину разнообразных взаимоотношений между детьми, способность каждого ребенка оценивать себя и других, степень творческой самостоятельности каждого.
Ценность культурных практик состоит в том, что они ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества, активности и инициативности в разных видах деятельности, обеспечивают их продуктивность.
К культурным практикам относят игровую, продуктивную, познавательно -исследовательскую, коммуникативную практики, чтение художественной литературы. Культурные практики предоставляют ребёнку возможность проявить свою субъектность с разных сторон, что, в свою очередь, способствует становлению разных видов детских инициатив:
в игровой практике ребёнок проявляет себя как творческий субъект (творческая инициатива);
в продуктивной – созидающий и волевой субъект (инициатива целеполагания);
в познавательно-исследовательской практике – как субъект исследования (познавательная инициатива);
коммуникативной практике – как партнер по взаимодействию и собеседник (коммуникативная инициатива);
чтение художественной литературы дополняет развивающие возможности других культурных практик детей дошкольного возраста (игровой, познавательно исследовательской, продуктивной деятельности).
Воспитателями организуются разнообразные культурные практики, ориентированные на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Организация культурных практик носит преимущественно подгрупповой характер. Тематика культурных практик определяется задачами Программы.
2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы
Для поддержки детской инициативы педагог поощряет свободную самостоятельную деятельность детей, основанную на детских интересах и предпочтениях. Появление возможности у ребёнка исследовать, играть, лепить, рисовать, сочинять, петь, танцевать, конструировать, ориентируясь на собственные интересы, позволяет обеспечить такие важные составляющие эмоционального благополучия ребёнка как уверенность в себе, чувство защищенности, комфорта, положительного самоощущения.
Для поддержки детской инициативы в ходе реализации Программы педагог использует ряд способов и приемов:
1) Не следует сразу помогать ребёнку, если он испытывает затруднения решения задачи, важно побуждать его к самостоятельному решению, подбадривать и поощрять попытки найти решение. В случае необходимости оказания помощи ребёнку, педагог сначала стремится к её минимизации: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребёнка прошлый опыт.
2) Создание творческих ситуаций в игровой, музыкальной, изобразительной деятельности и театрализации, в ручном труде также способствует развитию самостоятельности у детей. Сочетание увлекательной творческой деятельности и необходимости решения задачи и проблемы привлекает ребёнка, активизирует его желание самостоятельно определить замысел, способы и формы его воплощения.
В Программе особое внимание уделяется обогащению РППС, обеспечивающей поддержку инициативности ребёнка. В пространстве группы появляются предметы, побуждающие детей к проявлению интеллектуальной активности. Это новые книги, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, посылки, и прочее. Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, малыши испытывают радость открытия и познания.
2.4 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
В рамках реализации Программы организация взаимодействия педагога с семьями воспитанников строится по следующим направлениям:
– повышение читательской активности и грамотности;
– создание условий для участия родителей в образовательной деятельности, взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
– создание возможностей для обсуждения с родителями детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Главными целями взаимодействия педагога с семьями воспитанников являются:
обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях МБДОУ и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Эта деятельность способствует дополнению, поддержке и тактичного направления действий родителей (законных представителей) детей раннего возраста.
Достижение этих целей осуществляется через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) относительно целей Программы;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах развития и образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи;
4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей раннего возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
В основу взаимодействия с родителями (законными представителями) положены следующие принципы:
1) приоритет семьи в воспитании, обучении и развитии ребёнка;
2) открытость;
3)взаимное доверие, уважение и доброжелательность во взаимоотношениях педагогов и родителей (законных представителей);
4) индивидуально-дифференцированный подход к каждой семье;
5) возрастосообразность.
Для вовлечения родителей (законных представителей) в образовательную деятельность в рамках реализации Программы используются информационные материалы (консультации, памятки, списки рекомендованной литературы и т.д.), а соответственные разделы Программы: «ЧитайКис – родителям» и « #ЧитайКис – web-проект».
Основные направления и формы взаимодействия ДОУ с семьями детей:
- Взаимное информирование, основанное на взаимодоверии и взаимопонимании (индивидуальные и коллективные беседы, консультации, анкеты, интервью, информационные письма, неформальные встречи, опросы, дневники, фотоальбомы, буклеты).
- Совместная деятельность детей, семей воспитанников и педагогов ДОУ:
– мастер-классы
– экскурсии (виртуальные и реальные), игры – путешествия
– создание коллекций и мини музеев
– тематические беседы
– театральные представления
– Дни открытых дверей
– творческие выставки.
- Непрерывное образование и самообразование взрослых:
– консультации, родительские собрания;
– тематические выставки.
-
ОРГАНИЗЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
-
Описание материально – технического обеспечения Программы
Для реализации Программы необходимо обеспечение материально – техническими условиями, которые обеспечивают:
1) возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы;
2) выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, содержащихся в СП 2.4.3648-20, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 г.№ 32, СанПиН 1.2.3685-21;
3) выполнение требований по охране здоровья обучающихся.
Необходимо оснащение и оборудование для всех видов воспитательной и образовательной деятельности обучающихся:
1) помещения для занятий, обеспечивающее образование детей через игру, общение, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности ребёнка с участием взрослых и других детей;
2) оснащение РППС, включающей средства обучения и воспитания, подобранные в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей раннего возраста, содержания Программы (дидактические игры, набор игрушек и пособий, комплекты сюжетных и предметных картинок, конструкторы, строительные наборы, книги, настольный, плоскостной театр, перчаточные куклы, пальчиковый театр);
3) мебель, техническое оборудование (видео проектор), инвентарь для художественного, театрального, музыкального творчества, музыкальные инструменты.
Перечень методической литературы:
- Винникова, Г.И. Занятия с детьми 2-3 лет: познавательное и социальное развитие / Г.И. Винникова . – Москва : ТЦ Сфера, 2017 . – 128 с. – (От рождения до трех). – Текст непосредственный
- Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев . – Москва, 2008 . – . – Текст непосредственный
- Картушина, М.Ю. Забавы для малышей : театрализованные развлечения для детей 2-3 лет / М.ю. Картушина . – Москва, 2008 . – Текст непосредственный
- Развитие речи в картинках: животные : демонстрационный материал . – Москва, 2011 . – Текст непосредственный
- Шорохова, О.А. Занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкотерапия / О.А. Шорохова . – Москва, 2010 . – Текст непосредственный
-
Перечень художественной литературы
- Барто, А. Л. Стихи для самых маленьких. – Текст : непосредственный / Барто, А. Л. ; рис. Салиенко Н. – Москва : Росмэн-Пресс, 2008. – 127 с.
- Лучшие русские сказки. – Текст : непосредственный / ред. : Обозная О, Лозовская М. ; худож. ред. Кудря Н. – Москва : Эксмо, 2011. – 127 с.
- Майданик, Н. С. Первое слово дороже второго! [Текст] : детский фольклор в авторской обработке : заговоры, дразнилки, частушки, страшилки… : практическое пособие / худож. А. Балгеймер. – Новосибирск : Сибирское университетское изд-во, 2010. – 236 с.
- Маршак, С. Я. Лучшие сказки, стихи, загадки. – Текст : непосредственный / Маршак, С. Я. ; худож. : Аземша А. Н. [и др.]. – Москва : АСТ, Астрель, 2011. – 367 с.
- Поиграем-ка, ребята : сборник. – Текст : непосредственный // сост. Эйдлин С. М. – Куйбышев : Книжное изд-во, 1989. – 64 с.
- Покупал баран баранки : стихи / авт.: А. Барто, Э. Мошковская [и др.] ; худож. Б. Тржемецкий. – Москва : Махаон, 2012. – 91 с.
- Хрестоматия для младшей группы : рассказы, сказки, стихи, песенки, потешки. – Текст : непосредственный / сост. Юдаева М. В. ; худож. Соколов Г. В. – Москва : Самовар-книги, 2015. – 192 с.
- Цыпленкова, Г. М. Жили-были говорилки / Г. М. Цыпленкова ; ил. : П. Юртаев [и др.]. – Сызрань : Ваш Взгляд, 2014. – 48 с.
-
Описание психолого-педагогических условий
Успешная реализация Программы обеспечивается следующими психолого-педагогическими условиями:
признание детства как уникального периода в становлении человека, понимание неповторимости личности каждого ребёнка, принятие воспитанника таким, какой он есть, со всеми его индивидуальными проявлениями;
проявление уважения к развивающейся личности, как высшей ценности, поддержка уверенности в собственных возможностях и способностях у каждого воспитанника;
решение образовательных задач с использованием как новых форм организации процесса образования (образовательная ситуация, образовательное событие, обогащенные игры детей в центрах активности, проблемно-обучающие ситуации в рамках интеграции образовательных областей и другое), так и традиционных (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятий. При этом занятие рассматривается как дело, занимательное и интересное детям, развивающее их;
деятельность, направленная на освоение детьми одной или нескольких образовательных областей, или их интеграцию с использованием разнообразных педагогически обоснованных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогом;
учёт специфики возрастного и индивидуального психофизического развития обучающихся (использование форм и методов, соответствующих возрастным особенностям детей; видов деятельности, специфических для каждого возрастного периода, социальной ситуации развития);
создание развивающей и эмоционально комфортной для ребёнка образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально личностному, познавательному, эстетическому развитию ребёнка и сохранению его индивидуальности, в которой ребёнок реализует право на свободу выбора деятельности, партнера, средств и прочее;
построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
совершенствование образовательной работы на основе результатов выявления запросов родительского и профессионального сообщества;
вовлечение родителей (законных представителей) в процесс реализации образовательной программы и построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся;
предоставление информации о Программе семье, заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
обеспечение возможностей для обсуждения Программы, поиска, использования материалов, обеспечивающих её реализацию, в том числе в информационной среде.
-
Описание кадровых условий Программы
Для реализации Программы применяются сетевые формы, в связи с этим задействован кадровый состав МБДОУ и Муниципального бюджетное учреждение культуры городского округа Самара «Централизованная система детских библиотек» Детская библиотека-филиал №16.
Реализацию Программы обеспечивают воспитатели совместно с сотрудниками библиотеки (библиотекарем).
Непрерывное сопровождение Программы осуществляется педагогическими работниками, методистом и библиотекарем в течение всего времени её реализации.
-
Учебный план
Реализация Программы осуществляется в течение учебного года с сентября по май, а также в летний оздоровительный период.
Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению Программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
- Совместная деятельность взрослого и ребенка, которая осуществляется в ходе режимных моментов и организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, продуктивной и т.п.), а также создание условий для самостоятельной деятельности детей в группе;
- Непосредственно образовательная деятельность.
Продолжительность занятия – 10 минут
Программа интегративная, комплексная, во время занятий предполагается объединение различных видов деятельности под одной темой:
– прослушивание народных песенок, сказок, сопровождение чтения показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности
– инсценировки литературных произведений или их фрагментов, создаваемые при помощи перчаточного кукольного театра или театра на фланелеграфе;
– обучающие игры с применением напольных кукол, изображающих героев сказок, физкультминутки, артикуляционная и пальчиковая гимнастика;
– музыкальное сопровождение.
Стимулирование активной речи ребенка раннего возраста реализуется посредством применения следующих методов:
наглядные методы – они связаны с демонстрацией живых объектов, их действиями, наблюдением за процессами и явлениями окружающего мира.
словесные методы – они связаны с чтением детской литературы, произношением стишков, потешек, сказок, рассказов. Во всех словесных методах используются наглядные приёмы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций.
практические методы – как правило, они включают в себя игровую деятельность. Игры направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование:
- Дидактические игры,
- Игры-драматизации,
- Инсценировки,
- Дидактические упражнения,
- Хороводные игры.
народный фольклор – именно устное народное творчество оказывает активное воздействие на становление активной речи ребенка. Колыбельные, потешки, стишки увлекают ребенка и направляют его внимание на речь взрослого. Кроме того, они стимулируют работу мыслительных процессов, что активизирует речевое развитие.
Звукоподражание – это специальный прием, ориентированный на активизацию речевой работы ребенка. Даются звуки и их сочетания, отражающие действия объектов, звуки животных: ку-ка-ре-ку, гав-гав, чух-чух, топ-топ.
упражнения на развитие речевого дыхания – они необходимы для того, чтобы выработать основы правильного произношения. Детям даются упражнения на сдувание и задувание чего-либо, совершение ритмичных вдохов-выдохов.
упражнения на развитие моторных функций организма – моторика стимулирует речевое развитие. Используются пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, художественное творчество-лепка, рисование пальцами.
Широко применяются словесные приёмы:
речевой образец – поскольку образец даётся для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Образец применяется для решения всех задач.
повторное проговаривание – в практике используются разные варианты повторения: за педагогом/ библиотекарем, за другими детьми, совместное повторение воспитателя/ библиотекаря и детей, хоровое.
объяснение – широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий.
оценка детской речи – для повышения речевой активности ребенка, интерес к речевой деятельности, организации его поведения. Подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.
вопрос – вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими —«кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями-«почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.
Для успешной реализации Программы используются:
мнемотехника – направлена на ассоциативное мышление зрительную и слуховую память зрительное и слуховое внимание воображение, облегчая процесс запоминания информации. Мнемотехника помогает обогащать словарный запас, обучать составлению рассказов, пересказывать художественную литературу, отгадывать и загадывать загадки.
игровые приёмы:
- использование продуктивной деятельности (лепка, рисование, аппликация)
- народные игры
- кукольный театр
- компьютерные игровые технологии
- сказкотерапия
Сроки проведения диагностики достижения детьми планируемых результатов освоения Программы
Наименование | Сроки | Количество дней |
Первичный мониторинг | 02.09.2024 г.– 13.09.2024 г. | 10 дней |
Итоговый мониторинг | 14.04.2025 г. – 25.04.2025 г. | 10 дней |
Реализация Программы осуществляется параллельно по трем разделам:
-
ЧитайКис – малышам
Предполагается проведение 12 занятий в рамках социального партнерства Детской библиотекой №16 в течение года с продолжительностью 10 минут. 3 занятия в летний период – на открытом воздухе с преобладанием подвижных игр.
9 занятий в течение учебного года проводятся воспитателями Детского сада №1.
Цель: популяризация творчества самарских писателей
Задачи:
– приобщение к словесному искусству;
– развитие художественного восприятия и эстетического вкуса
-
ЧитайКис – родителям
Цель: формирование творческой активности воспитанников раннего возраста и их родителей.
Задачи:
– популяризация художественного и прикладного творчества как достойное занятие, оказывающее положительное влияние на умственное и социальное развитие ребёнка;
-развитие творческой инициативы, формирование интереса к книге.
-
#ЧитайКис – web-проект
Предполагает отражение деятельности по реализации Программы в Интернет-ресурсах МБДОУ и библиотеки; публикации материалов для самообразования родителей.
Цель: организация социальной рекламы программы.
Задачи:
– знакомство родительской аудитории с ходом реализации программы;
– организация взаимодействия всех заинтересованных сторон: воспитатели-библиотекари-родители
3.5 Учебный план
№ | Наименование раздела | Количество | ||
Теория | Практика, занятие | Всего | ||
1. | «ЧитайКис-малышам»
Воспитатели Библиотекарь |
0
0 0 |
21
9 12 |
21
9 12 |
2. | «ЧитайКис-родителям» (встреч) | 2 | 3 | 5 |
3. | «#ЧитайКис»: web-проект (публикации) | 0 | 12 | 12 |
2.3 Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
№ | Срок проведения | Наименование мероприятия | Форма проведения мероприятия | Этапы и наполнение занятия |
1 | сентябрь | Это сделано у нас: ко Дню города | Литературно-познавательное занятие | Стихи С. Эйдлина «Это сделано у нас», физминутка, просмотр фотографий города Самара |
2 | сентябрь | Автостанция- домик для машин | конструирование | Строительство из конструктора забора по периметру для игрушечных автомобилей группы |
3 | октябрь | Осенняя почитайка | Литературно-познавательное занятие | Чтение стихов, потешек и загадок об осени, игры, песни |
4 | октябрь | «Разноцветный дождик» | Художественное занятие | Разноцветными отпечатками рисуем капельки дождя на зонтике–рисунке-основе |
5 | ноябрь | Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать: к Синичкиному Дню | Литературно-познавательное занятие | Информация о зимующих птицах, способах подкормки, стихи о птицах |
6 | ноябрь | «Птичка-невеличка» | Художественное занятие | Раскрашивание желтым цветом грудки на изображения птицы-синицы |
7 | декабрь | Мишкин день: ко Всемирному Дню медведя | Литературно-познавательное занятие | Информация о медведях, Мишки-герои сказок и стихов |
8 | декабрь | «У медведя во бору» | Подвижная игра | Разучивание речевки «У медведя во бору грибы ягоды беру» и выполнение движений |
9 | январь | Жили были говорилки: ко Дню Самарской губернии | Литературно-познавательное занятие | Чтение стихов Г.М. Цыпленковой «Про ежика», «Зима». Игра «Поземка». Видеоролик «Зима в Самарской губернии» |
10 | январь | «Снег-снежок» | Художественное занятие | Белыми отпечатками пальчиков рисуем падающий снежок на голубом фоне |
11 | февраль. | Я читаю. Я расту: ко дню рождения А. Барто | Литературно-познавательное занятие | Чтение стихов Барто с драматизацией «Мишка»,
«Зайка», «Лошадка», физминутки «Зайка беленький сидит», «Скачем как лошадки»,
|
12 | февраль | «Я расту» | Музыкально- хореографическое занятие | Выполнение движений под песню С. Светлова на стихи Барто «Я расту» |
13 | март | Как Маша медведя перехитрила: ко Всемирному Дню театра | Литературно-познавательное занятие | Инсценировка р. н. сказки «Маша и медведь»,
Пальчиковая игра «Варим кашу», исполнение песни «Я пеку» Филиппенко. |
14 | март | «Три медведя» | Театрализация | Воспитанники в масках медвежат выполняют движения под руководством педагога: |
15 | апрель | Играем в цирк: ко Всемирному дню цирка | Литературно-познавательное занятие | Инсценировка стихов Маршака Цирк», видеоролик «Цирк», муз. И. Дунаевского, Подвижные игры «Прыгаем через палочки»
«Побежим по ручейку «Веселая дорожка», сюрпризный клоун-игрушка. |
16 | апрель | «Веселый клоун» | Художественное занятие | Разноцветными отпечатками пальчиков украшаем одежду клоуна |
17 | май | Пчелиный праздник: ко Всемирному Дню пчел | Литературно-познавательное занятие | Дидактическая игра по картинкам «Найди насекомое», рассматривание пчелы-игрушки и муляжа улья, показ сот. Физминутка «Пчелки», просмотр видеролика про пчелу, подвижная игра «Пчелки яровые», чтение потешки, демонстрация дымаря. Драматизация «Сбор мёда» |
18 | май | Веселая пчелка | театрализация | У каждого ребенка фигурка пчелки с прорезями для пальчиков. Ребята «имитируют» жужжание пчелок и полет днем, присаживаются и замолкают ночью – под руководством педагога |
19 | июнь | Праздник русской березки | Литературно-познавательное занятие | Драматизация руской народной сказки «Как коза избушку построила»,
Дидактическая игра «Собери плоды», пляска «Пошла коза по лесу» |
20 | июль | Букет цветов | Литературно-познавательное занятие | Стихи самарского автора Н. Майданик о цветах, физминутка, подвижная игра «Собери цветок», пляска с цветами «Греет солнышко теплее», муз. Вилькорейской. |
21 | август | Книжный праздник | Литературно-познавательное занятие | Флэшмоб с книгами, принесенными из дома, чтение стихов, подвижная игра с Мяу-Мяу |