Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Сасовский детский сад №13»
Конспект доминантного тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста
«Когда этих клавиш коснётся рука…»
Выполнила:
музыкальный руководитель
Пузанова Наталья Петровна
Сасово – 2024
Цель: Создание условий для формирования музыкальной культуры дошкольников.
Задачи:
- Познакомить детей с профессией пианист.
- Расширить знания дошкольников о музыке и известных пианистах.
- Воспитывать у детей устойчивый интерес к музыке, расширять музыкальные впечатления и словарный запас.
- Воспитывать музыкальный вкус и культуру восприятия произведений искусства.
Предварительная работа: Знакомство с творчеством композиторов П. Чайковского и Д. Кабалевского. Разучивание песни «Расписная ложка». Подбор портретов композиторов к дидактической игре «Чей портрет?». Изготовление масок для игры «Перепутанные нотки».
Необходимое оборудование: экран, пианино
Ход занятия:
Слайд №1. Звучит фонограмма “Турецкое рондо” В.-А. Моцарта в фортепианном исполнении. Дети заходят в зал, садятся на свои места
Слайд №2.
М.р. Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим об одной очень интересной профессии. Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуете узнать – какой профессии посвящено наше музыкальное занятие. Согласны? (Ответ детей). Итак, моя загадка.
Он выходит выступать –
Людям музыку играть.
Инструмент в его руках
Так звучит, ну просто «ах!»
Дети Музыкант!
М.р. Всё верно! Это музыкант! А кто такой музыкант? (Ответ детей: Это человек, который играет музыку на каком-то инструменте). А сейчас давайте назовём музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах.
Слайд №3. Трубач.
Например, на трубе играет…
Дети Трубач!
Слайд №4. Скрипач.
М.р. На скрипке…
Дети Скрипач!
Слайд №5. Балалаечник.
М.р. А на балалайке?
Дети Балалаечник!
Слайд №6. Ложкар.)
М.р. А на ложках?
Дети Ложкарь.
Слайд №7. Флейтист.
М.р. На флейте…
Дети Флейтист.
Слайд №8. Саксофонист.
М.р. На саксофоне…
Дети Саксофонист.
Слайд №9. .Барабанщик.
М.р. А на барабане?
Дети Барабанщик или ударник.
Слайд №10. Баянисты.
М.р. На баяне…
Дети Баянист.
Слайд №11. Гитарист.
М.р. На гитаре…
Дети Гитарист.
Слайд №12. Гармонисты.
М.р. На гармошке…
Дети Гармонист.
Слайд №13. Ударник.
М. р. А на бубне?
Дети Ударник.
Слайд №14. Пианистка.
М.р.На пианино…
Дети Пианист.
Слайд №15. Пианист за роялем.
М.р. А на рояле кто играет?
Дети Пианист!
М.р Вот мы с вами и подошли к разгадке профессии, о которой сегодня пойдёт речь. Итак, подведём итог! Музыкант, который играет на пианино и рояле – это… (Ответ детей: ПИАНИСТ). Совершенно верно, ребята! Эта профессия называется пианист!
Многие знаменитые композиторы были одновременно и очень талантливыми пианистами. А каких композиторов вы знаете? (Ответы детей: П. И. Чайковский, Д. Кабалевский). А кто может мне показать портреты этих композиторов?
- Дидактическая игра “Чей портрет?”
На столе разложены портреты нескольких композиторов. Желающий ребёнок выбирает портрет композитора, показывает его детям и называет имя и фамилию композитора.
М.р. И Пётр Чайковский, и Дмитрий Кабалевский были замечательными пианистами и композиторами. Кстати! Когда вы заходили в музыкальный зал, звучала музыка, которая называется “Турецкое рондо” знаменитого зарубежного композитора и пианиста Вольфганга Амадея Моцарта (Слайд №16). Давайте мы ещё раз внимательно послушаем это знаменитое произведение.
- Слушание “Турецкое рондо” В. – А. Моцарт.
М.р. Ребята, а вы знаете, как надо играть на пианино? (Дети показывают).
Проводится пальчиковая гимнастика:
Мне мама говорила, Дети поочерёдно перебирают
Что в нашем пианино музыка живёт, пальцами обеих рук как будто
Но кто же в нём поёт! играют на пианино.
Я подошла тихонько “Шагаем” пальцами обеих рук.
И тронула легонько клавишу одну… Указательным пальцем “играем”.
И сразу оказалось, “Играем на клавише” указательным
Что что-то отозвалось пальцем другой руки.
Как будто где-то рядом “Играем” указательными пальцами
Тронули струну! обеих рук одновременно.
Я присяду к пианино, Кладём обе руки на колени.
Выпрямлю я ровно спину Расправляем ровно плечи.
И сыграю для гостей! Перебираем пальцами обеих рук
Сразу станет веселей! как будто играем на пианино.
( А. М. Диченскова).
М.р. А что надо в первую очередь знать, чтобы играть на пианино? (Ответ детей: НОТЫ). Совершенно верно! Нужно знать ноты! А сколько всего нот? Знаете? (Ответы детей). А вот нот всего семь!
Слайд №17. Нотный стан.
М.р. Есть всего семь нот на свете-
До, ре, ми, фа, соль, ля, си.
Ты запомни ноты эти
Песню спеть их пригласи!
Сейчас мы с вами разучим песенку про ноты. Эта песенка поможет вам запомнить название всех нот.
- Песня “До – ре – ми…”, муз. Р. Роджерс, сл. О. Хаммерстайн, русский текст Н. Конецкой.
М.р. А теперь мы с вами превратимся в нотки! А вот этот нотный стан (педагого обращает внимание детей на изображение нотного стана в перзентации) подскажет вам, в каком порядке должны выстроиться все нотки.
- Игра «Перепутанные ноты»
Дети делятся на две команды по 7 человек. Каждому ребёнку надевается маска какой – либо нотки. Под весёлую музыку дети двигаются поскоками врассыпную по всему залу. С окончанием музыки, команды должны построиться по порядку – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Побеждает та команда, в которой “нотки” быстрее станут по порядку.
М.р. Наши нотки все на месте! А мы продолжаем наше знакомство с профессией…Подскажите мне, пожалуйста, какой?
Дети Пианист!
М.р. Пианисты могут выступать сольно, играть в составе ансамбля или оркестра, а также аккомпанировать певцам.
- Просмотр фрагмента видео “Первый концерт для фортепиано с оркестром” (пианист играет в составе оркестра)
- Просмотр фрагмента видео “Дует Полины и Лизы” из оперы П. И. Чайковского “Пиковая дама” (пианист аккомпанирует певцу).
М.р. Самый известный современный пианист Денис Мацуев.
Слайд №18. Денис Мацуев.
- Просмотр фрагмента видео ” ” (Д. Мацуев играет сольно).
Слайд №19.
М.р. А каких пианистов вы знаете? Я, например, знаю, что, по крайней мере, с одним пианистом вы каждый день встречаетесь даже в нашем детском саду. Догадались кто это? (Ответ детей: музыкальный руководитель). Давайте мы сейчас с вами споём песню “Расписная ложка”. И играть на инструменте вам будет кто? (Ответ детей: ПИАНИСТ).
- Песня “Расписная ложка”, муз. и сл. Н. Суховой
М.р. Вот и подошло к концу наше занятие. О какой профессии мы сегодня узнали? (Ответы детей). Каких знаменитых пианистов вы можете мне назвать? (Ответы детей). Пусть музыка всегда сопровождает вас в вашей жизни, и не забывайте ценить талант пианистов! Всего вам хорошего и до новых встреч!
Звучит “Турецкое рондо” В. Моцарта, дети выходят из зала.