Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Сасовский детский сад №13»

Конспект доминантного тематического занятия для детей старшего дошкольного возраста

«Когда этих клавиш коснётся рука…»

Выполнила:

музыкальный руководитель 

Пузанова Наталья Петровна

Сасово – 2024

Цель:   Создание условий для формирования музыкальной культуры дошкольников.

Задачи:

  1. Познакомить детей с профессией пианист.
  2. Расширить знания дошкольников о музыке и известных пианистах.
  3. Воспитывать у детей устойчивый интерес к музыке, расширять музыкальные впечатления и словарный запас.
  4. Воспитывать музыкальный вкус и культуру восприятия произведений искусства.

Предварительная работа: Знакомство с творчеством композиторов П. Чайковского и Д. Кабалевского.  Разучивание песни «Расписная ложка». Подбор портретов композиторов к дидактической игре «Чей портрет?». Изготовление масок для игры «Перепутанные нотки».

 

Необходимое оборудование: экран, пианино

Ход занятия:

Слайд №1. Звучит фонограмма “Турецкое рондо” В.-А. Моцарта в фортепианном исполнении. Дети заходят в зал, садятся на свои места

 

Слайд №2.

М.р. Ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы с вами поговорим об одной очень интересной профессии. Я сейчас загадаю вам загадки, а вы попробуете узнать – какой профессии посвящено наше музыкальное занятие. Согласны? (Ответ детей). Итак, моя загадка.

Он выходит выступать –

Людям музыку играть.

Инструмент в его руках

Так звучит, ну просто «ах!»

 

Дети Музыкант!

 

М.р. Всё верно! Это музыкант! А кто такой музыкант? (Ответ детей: Это человек, который играет музыку на каком-то инструменте). А сейчас давайте назовём музыкантов, которые играют на разных музыкальных инструментах. 

Слайд №3. Трубач.

Например, на трубе играет…

Дети Трубач!

Слайд №4. Скрипач.

М.р. На скрипке…

 

Дети Скрипач!

 

Слайд №5. Балалаечник.

М.р. А на балалайке?

Дети Балалаечник!

Слайд №6. Ложкар.)

М.р. А на ложках?

 

Дети Ложкарь.

 

Слайд №7. Флейтист.

М.р. На флейте…

 

Дети Флейтист.

 

Слайд №8. Саксофонист.

М.р. На саксофоне…

Дети Саксофонист.

Слайд №9. .Барабанщик.

М.р. А на барабане?

 

Дети Барабанщик или ударник.

 

Слайд №10. Баянисты.

М.р. На баяне…

Дети Баянист.

Слайд №11. Гитарист.

М.р. На гитаре…

 

Дети Гитарист.

 

Слайд №12. Гармонисты.

М.р. На гармошке…

Дети Гармонист.

Слайд №13. Ударник.

М. р. А на бубне?

 

Дети Ударник.

 

Слайд №14. Пианистка.

М.р.На пианино…

Дети Пианист.

Слайд №15. Пианист за роялем.

М.р. А на рояле кто играет?

 

Дети Пианист!

 

М.р Вот мы с вами и подошли к разгадке профессии, о которой сегодня пойдёт речь. Итак, подведём итог! Музыкант, который играет на пианино и рояле – это… (Ответ детей: ПИАНИСТ). Совершенно верно, ребята! Эта профессия называется пианист!

Многие знаменитые композиторы были одновременно и очень талантливыми пианистами. А каких композиторов вы знаете? (Ответы детей: П. И. Чайковский, Д. Кабалевский). А кто может мне показать портреты этих композиторов?

 

  1. Дидактическая игра “Чей портрет?”

На столе разложены портреты нескольких композиторов. Желающий ребёнок выбирает портрет композитора, показывает его детям и называет имя и фамилию композитора.

 

М.р. И Пётр Чайковский, и Дмитрий Кабалевский были замечательными пианистами и композиторами. Кстати! Когда вы заходили в музыкальный зал, звучала музыка, которая называется “Турецкое рондо” знаменитого зарубежного композитора и пианиста Вольфганга Амадея Моцарта (Слайд №16). Давайте мы ещё раз внимательно послушаем это знаменитое произведение.

 

  1. Слушание “Турецкое рондо” В. – А. Моцарт.

 

М.р. Ребята, а вы знаете, как надо играть на пианино? (Дети показывают).

Проводится пальчиковая гимнастика:

 

Мне мама говорила,                                Дети поочерёдно перебирают

Что в нашем пианино музыка живёт,     пальцами обеих рук как будто

Но кто же в нём поёт!                            играют на пианино.

Я подошла тихонько                            “Шагаем” пальцами обеих рук.

И тронула легонько клавишу одну…    Указательным пальцем “играем”.

И сразу оказалось,                              “Играем на клавише” указательным

Что что-то отозвалось                           пальцем другой руки.

Как будто где-то рядом                      “Играем” указательными пальцами

Тронули струну!                                   обеих рук одновременно.

Я присяду к пианино,                           Кладём обе руки на колени.

Выпрямлю я ровно спину                    Расправляем ровно плечи.

И сыграю для гостей!                            Перебираем пальцами обеих рук 

Сразу станет веселей!                            как будто играем на пианино.

( А. М. Диченскова).

 

 М.р. А что надо в первую очередь знать, чтобы играть на пианино?  (Ответ детей: НОТЫ). Совершенно верно! Нужно знать ноты! А сколько всего нот? Знаете? (Ответы детей). А вот нот всего семь!

 

Слайд №17. Нотный стан.

 

М.р.   Есть всего семь нот на свете-

 До, ре, ми, фа, соль, ля, си.

 Ты запомни ноты эти

Песню спеть их пригласи!

Сейчас мы с вами разучим песенку про ноты. Эта песенка поможет вам запомнить название всех нот.

 

  1. Песня “До – ре – ми…”, муз. Р. Роджерс, сл. О. Хаммерстайн, русский текст Н. Конецкой.

 

М.р. А теперь мы с вами превратимся в нотки! А вот этот нотный стан (педагого обращает внимание детей на изображение нотного стана в перзентации) подскажет вам, в каком порядке должны выстроиться все нотки.

 

  1. Игра «Перепутанные ноты»

Дети делятся на две команды по 7 человек. Каждому ребёнку надевается маска какой – либо нотки. Под весёлую музыку дети двигаются поскоками врассыпную по всему залу. С окончанием музыки, команды должны построиться по порядку – до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Побеждает та команда, в которой “нотки” быстрее станут по порядку.

М.р. Наши нотки все на месте! А мы продолжаем наше знакомство с профессией…Подскажите мне, пожалуйста, какой?

Дети Пианист!

М.р. Пианисты могут выступать сольно, играть в составе ансамбля или оркестра, а также аккомпанировать певцам.

  1. Просмотр фрагмента видео “Первый концерт для фортепиано с оркестром” (пианист играет в составе оркестра)
  2. Просмотр фрагмента видео “Дует Полины и Лизы” из оперы П. И. Чайковского “Пиковая дама” (пианист аккомпанирует певцу).

М.р. Самый известный современный пианист Денис Мацуев. 

Слайд №18. Денис Мацуев.

  1. Просмотр фрагмента видео ” ” (Д. Мацуев играет сольно).

Слайд №19.

М.р. А каких пианистов вы знаете? Я, например, знаю, что, по крайней мере, с одним пианистом вы каждый день  встречаетесь даже в нашем детском саду. Догадались кто это? (Ответ детей: музыкальный руководитель). Давайте мы сейчас с вами споём песню “Расписная ложка”. И играть на инструменте вам будет кто? (Ответ детей: ПИАНИСТ).

 

  1. Песня “Расписная ложка”, муз. и сл. Н. Суховой

 

М.р. Вот и подошло к концу наше занятие. О какой профессии мы сегодня узнали? (Ответы детей). Каких знаменитых пианистов вы можете мне назвать? (Ответы детей). Пусть музыка всегда сопровождает вас в вашей жизни, и не забывайте ценить талант пианистов! Всего вам хорошего и до новых встреч!

 

Звучит “Турецкое рондо” В. Моцарта, дети выходят из зала.