«Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному – невозможно!
Семья – это радость, тепло и уют!
Семья – это дом, где тебя всегда ждут!»
Актуальность
Семья занимает центральное место в воспитании и развитии ребенка, а также в становлении его личности. Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций стала актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования.
Цель дидактического пособия «Моя семья»: формирование ценностного и значимого отношения к семье через игры.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать у детей представление о семье. Формировать гендерные представления.
- Формировать представление о родственных отношениях членов семьи (мама, папа, родные брат и сестра, бабушка, дедушка).
- Закрепить представления детей о трудовых действиях членов семьи.
- Познакомить детей с понятием «Ромашка – символ Дня семьи»
Развивающие:
- Способствовать развитию связной речи, активизировать словарный запас детей по теме «Семья».
- Развивать мелкую моторику.
Воспитательные:
- Создавать положительно-эмоциональное настроение.
- Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание узнавать больше о родных людях.
Методические рекомендации к дидактическому пособию «Моя семья».
Дидактическое пособие «Моя семья» предназначено для детей от двух до семи лет. Работать с данным пособием можно в общей образовательной деятельности, в совместной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности и индивидуальной работе с ребенком.
Пособие многофункциональное, включает в себя три игровых набора, которые дополняют друг друга: «Дом – Семья», «Ромашка – символ семьи», «Семейные ступеньки».
Первый набор «Дом – Семья», в него входят: картинки членов семьи, картинки разных предметов, картинка домика. Играть можно как за столом, так на магнитной доске, т.к. на обратной стороне картинок приклеена магнитная лента. Второй набор «Ромашка – символ семьи», в него входит макет плоской картонной ромашки, с обратной стороны магнитная лента. Идея в том, что каждый раз в игре, ромашку надо собирать. Третий набор «Семейные ступеньки», в него входит макет плоских картонных ступенек на магнитной ленте.
Первый игровой набор взят с интернет-ресурса, второй и третий являются авторскими, придуманные и разработанные лично мной.
Игровой набор «Дом – Семья» Используются картинки: дом, члены семьи, разные предметы. Цель: формировать у детей представления о доме, о семье.
Игра «Кто у нас живет?» Задачи: вызвать положительные эмоции, желание отвечать на вопросы, развивать мелкую моторику. Ребенок раскладывает рядом с домом всех членов семьи поочередно, называя их (это мама, это папа, и т.д.)
Игра «Придумай имена членам семьи» Задачи: вызвать положительные эмоции, активизировать словарь. Пояснение: Ребенок раскладывает картинки членов семьи, затем придумывает имена, например, мама Надя, папа Андрей и т.д.
Игра «Кому, что купим?» («Кому, что подарим?») Задачи: формировать гендерные представления, формировать финансовую грамотность, умения подбирать нужные предметные картинки, развивать мелкую моторику, активизировать словарь. Пояснение: Ребенок расставляет картинки членов семьи, затем подбирает карточку с изображенным предметом, например, маме купим платье, папе дрель и т.д.
Игра «Кто, что будет делать?» Задачи: формировать гендерные представления, умения распределять женские и мужские обязанности, вызвать желание отвечать на вопросы. Ребенок расставляет картинки членов семьи, затем каждому ставит картинку с изображением того, чем он будет заниматься. (Мама будет варить. Бабушка вязать. Папа сверлить. Дедушка помогать папе. Сын учить уроки. Дочь помогать маме).
Игровой набор «Ромашка – символ семьи» Используется плоский макет картонной разборной ромашки и картинки членов семьи.
Цель: воспитывать любовь и уважение к семье, к близким людям.
Игра «Соберем ромашку» Задачи: учить отвечать на вопрос, используя в речи слова-признаки, развивать мелкую моторику. Ребенок отвечает на вопрос «Какая мама?» (красивая, добрая, милая и т.д.) на каждое слово прикладывает белый лепесток к желтой серединке, собирая ромашку. Также можно собирать ромашку, отвечая на вопрос «Какой папа?», «Какая бабушка?», «Какой дедушка?», «Какой сын?», «Какая дочь?».
Игра «Назови ласково» Задачи: развивать умение образовывать слова уменьшительно-ласкательной формы, развивать мелкую моторику. Ребенок берет лепесток, прикладывает его к серединке ромашки, называет ласково маму – мамочка, папу – папочка и так всех членов семьи.
Игра «Скажи доброе слово маме» (папе, бабушке, дедушке) Задачи: закрепить знания вежливых слов, активизировать их в речи, развивать мелкую моторику. Ребенок говорит доброе (волшебное слово) маме, например, спасибо или пожалуйста и т.д., прикладывая лепесток к серединке ромашки.
Игровой набор «Семейные ступеньки» Используются картинки членов семьи и плоский макет картонных ступенек.
Цель: учить детей распределять членов семьи по возрасту.
Игра «Кто кого старше? Кто кого младше?» Задача: формировать представления о том, что в семье есть старшие и младшие, запомнить, что бабушка с дедушкой старше мамы и папы, а сын и дочка самые молодые. Ребенок по заданию расставляет членов семьи по возрасту, самых старших на нижние ступеньки, тех, кто младше на средние, а самых молодых на верхние.
Игра «Справа и слева» Задача: формировать гендерные представления, распределять членов семьи женского пола с правой стороны ступенек, а мужского пола с левой. Ребенок по заданию расставляет членов семьи по правую и левую сторону ступенек.