«Семья – это важно!

                                                             Семья – это сложно!

                                                             Но счастливо жить одному – невозможно!

                                                             Семья – это радость, тепло и уют!

                                                             Семья – это дом, где тебя всегда ждут!» 

                                                                                                            Мария Лангер.

Актуальность

Семья занимает центральное место в воспитании и развитии ребенка, а также в становлении его личности. Проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций стала актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребенка. Особую актуальность данная задача приобретает в условиях внедрения ФГОС в системе дошкольного образования. 

Цель дидактического пособия «Моя семья»: формирование ценностного и значимого отношения к семье через игры.

Задачи:

Образовательные: 

  • Формировать у детей представление о семье. Формировать гендерные представления.
  • Формировать представление о родственных отношениях членов семьи (мама, папа, родные брат и сестра, бабушка, дедушка).
  • Закрепить представления детей о трудовых действиях членов семьи.
  • Познакомить детей с понятием «Ромашка – символ Дня семьи»

Развивающие: 

  • Способствовать развитию связной речи, активизировать словарный запас детей по теме «Семья».
  • Развивать мелкую моторику.

Воспитательные: 

  • Создавать положительно-эмоциональное настроение.
  • Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, желание узнавать больше о родных людях.

Методические рекомендации к дидактическому пособию «Моя семья».

Дидактическое пособие «Моя семья» предназначено для детей от двух до семи лет. Работать с данным пособием можно в общей образовательной деятельности, в совместной деятельности, в режимных моментах, в самостоятельной деятельности и индивидуальной работе с ребенком.

Пособие многофункциональное, включает в себя три игровых набора, которые дополняют друг друга: «Дом – Семья», «Ромашка – символ семьи», «Семейные ступеньки».

Первый набор «Дом – Семья», в него входят: картинки членов семьи, картинки разных предметов, картинка домика. Играть можно как за столом, так на магнитной доске, т.к. на обратной стороне картинок приклеена магнитная лента.                                                                                                                                                         Второй набор «Ромашка – символ семьи», в него входит макет плоской картонной ромашки, с обратной стороны магнитная лента. Идея в том, что каждый раз в игре, ромашку надо собирать.                                                                              Третий набор «Семейные ступеньки», в него входит макет плоских картонных ступенек на магнитной ленте.

Первый игровой набор взят с интернет-ресурса, второй и третий являются авторскими, придуманные и разработанные лично мной.

Игровой набор «Дом – Семья»                                                                               Используются картинки: дом, члены семьи, разные предметы.                           Цель: формировать у детей представления о доме, о семье.

Игра «Кто у нас живет?»                                                                                                               Задачи: вызвать положительные эмоции, желание отвечать на вопросы, развивать мелкую моторику.                                                                                                                Ребенок раскладывает рядом с домом всех членов семьи поочередно, называя их (это мама, это папа, и т.д.)

Игра «Придумай имена членам семьи»                                                                                       Задачи: вызвать положительные эмоции, активизировать словарь.                       Пояснение: Ребенок раскладывает картинки членов семьи, затем придумывает имена, например, мама Надя, папа Андрей и т.д. 

Игра «Кому, что купим?» («Кому, что подарим?»)                                                                   Задачи: формировать гендерные представления, формировать финансовую грамотность, умения подбирать нужные предметные картинки, развивать мелкую моторику, активизировать словарь.                                                                                                             Пояснение: Ребенок расставляет картинки членов семьи, затем подбирает карточку с изображенным предметом, например, маме купим платье, папе дрель и т.д.

Игра «Кто, что будет делать?»                                                                                                    Задачи: формировать гендерные представления, умения распределять женские и мужские обязанности, вызвать желание отвечать на вопросы.                                                                                                              Ребенок расставляет картинки членов семьи, затем каждому ставит картинку с изображением того, чем он будет заниматься. (Мама будет варить. Бабушка вязать. Папа сверлить. Дедушка помогать папе. Сын учить уроки. Дочь помогать маме).

Игровой набор «Ромашка – символ семьи»                                                                   Используется плоский макет картонной разборной ромашки и картинки членов семьи.                                                                                                                                                                                                  

Цель: воспитывать любовь и уважение к семье, к близким людям. 

Игра «Соберем ромашку»                                                                                                                      Задачи: учить отвечать на вопрос, используя в речи слова-признаки, развивать мелкую моторику.                                                                                   Ребенок отвечает на вопрос «Какая мама?» (красивая, добрая, милая и т.д.) на каждое слово прикладывает белый лепесток к желтой серединке, собирая ромашку. Также можно собирать ромашку, отвечая на вопрос «Какой папа?», «Какая бабушка?», «Какой дедушка?», «Какой сын?», «Какая дочь?».

Игра «Назови ласково»                                                                                                                          Задачи: развивать умение образовывать слова уменьшительно-ласкательной формы, развивать мелкую моторику.                                                                                                                  Ребенок берет лепесток, прикладывает его к серединке ромашки, называет ласково маму – мамочка, папу – папочка и так всех членов семьи. 

Игра «Скажи доброе слово маме» (папе, бабушке, дедушке)                                   Задачи: закрепить знания вежливых слов, активизировать их в речи,                                        развивать мелкую моторику.                                                                                                                Ребенок говорит доброе (волшебное слово) маме, например, спасибо или пожалуйста и т.д., прикладывая лепесток к серединке ромашки. 

Игровой набор «Семейные ступеньки»                                                       Используются картинки членов семьи и плоский макет картонных ступенек.

Цель: учить детей распределять членов семьи по возрасту.

Игра «Кто кого старше? Кто кого младше?»                                                                                                             Задача: формировать представления о том, что в семье есть старшие и младшие, запомнить, что бабушка с дедушкой старше мамы и папы, а сын и дочка самые молодые.                                                                                         Ребенок по заданию расставляет членов семьи по возрасту, самых старших на нижние ступеньки, тех, кто младше на средние, а самых молодых на верхние.

Игра «Справа и слева»                                                                                                                                 Задача: формировать гендерные представления, распределять членов семьи женского пола с правой стороны ступенек, а мужского пола с левой.               Ребенок по заданию расставляет членов семьи по правую и левую сторону ступенек.